Повторяем орфографию.. Орфограммы, изученные в 5 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы. Бе_печный, ра_битый, _шитый, _бросивший, бе_голосый, бе_церемонный, и_парился, ра_считать, _дание,
Advertisements

Безударные гласные в корне Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся.
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
. Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное.
11 1 Орфографическая зоркость – это способность пишущего видеть орфограммы в читаемом тексте. Чтобы развить в себе орфографическую зоркость при написании.
Орфограммы русского языка. Начальная школа.. Орфограммы. 1. Буквы и, у, а после шипящих: пружина, час, чудо, щавель, машина. 2.Сочетания чк, чн, чт без.
Орфограммы в корне слова Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова,
Закрепление по теме «Чередующиеся гласные» Цели урока: проверить знания и умения писать слова с изученными орфограммами: правописание приставок, гласные.
Буквы е-и в корнях с чередованием. Урок в 5 классе. Prezentacii.com.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Р АБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ 5 КЛАССОВ И ИХ РОДИТЕЛЯМ: Теоретический и дидактический материал по изучаемым темам. Учитель Зуева Людмила Васильевна.
Правописание безударных гласных в корнях слов Чередующиеся гласные.
Правописание корней с чередованием гласных Е - И.
Правописание чередующихся гласных а -о в корнях -лаг- - -лож-, -рос- - -раст-(-ращ-).
Справочное пособие по орфографии Калинина Мария Владимировна учитель начальных классов гимназии 144 Гасникова Лидия Гавриловна учитель начальных классов.
Презентация урока русского языка Тема: Чередование гласных в корнях слов Тема: Чередование гласных в корнях слов Цели урока: Цели урока: 1) Объяснение.
Глагол
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Разминка Какое утверждение является неверным? Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образованно от другого.
Транксрипт:

Повторяем орфографию.

Орфограммы, изученные в 5 классе.

Проверяемая безударная гласная. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. Препод..вать ( ), д..лина, зап..х, л..теть, ед..ница, уд..вительно, потр..сение, зав..зать, т..жёлый, взгл..нуть, св..щенный, просв..щение, укр..щать, ощ..пать, л..сной, тр..пинка, д..лёкие, д..ревья.

Проверяемые согласные в корне слова. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. Наскво..ь ( ), бли..кий, селё..ка, у..кая, ло..ка, ре..кий, ни..ко, про..ьба, ги..кий, мер..кий, моло..ьба, но..ка, верё..ка, чу..кий.

Непроверяемые гласные и согласные. Спишите, вставляя пропущенные буквы, проверьте по словарю. Ож..релье, п..скарь, д..легат, п..л..садник, к..бура, тр..туар, п..йзаж, м..раль, г..ризонт, б..гровый, п..р..ферия, п..ссимизм, в..нтилятор, нас..комое, бл..када, баске..бол, му..чина, спор...мен, чере..чур, жен..ина, шла..баум, транскри..ция.

Непроизносимые согласные в корне слова. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. Добле…ный ( ), жё…кий, зло…ный, изве…ный, преле…ный, чуде…ный, прекра…ный, у...ный, нена…ный, здра…твуй, гига…ский, уча…ник, безмол…твовать, бескоры…ный.

Буквы и, у, а после шипящих. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Нач..льный, ч..деса, ш..повник, горяч..я, пищ..ть, стуч..ть, ж..ри, необыч..йный, дремуч..я, площ..дь, ч..до, в ч..щу, ч..вствовать, верш..ны, брош..ра, свеж..й, сч..стливый, параш..т, выш..вать, ш..рь, ж..знь, щ..риться, нач..льник.

Разделительные ъ и ь. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Об..ективный, пред..юбилейный, б..ётся, с..едобный, об..ездчик, солов..иный, пред..обеденный, заяч..я, разол..ю, об..явить, с..экономить, колос..я, с..ёмка, от..ехать, в..юга, в..езжать, руж..ё, об..явление.

Предлоги со словами. Вставьте пробелы между словами, обозначьте орфограмму. Очём можно придумать загадку? Очём угодно: оконе, обокне, отени. Выбери какой-нибудь хорошо знакомый предмет. Внимательно присмотрись кнему. Подумай, какие унего признаки: каков он повеличине, поформе, поцвету, начто похож, что может делать, зачем нужен.

Ь на конце существительных после шипящих. Спишите, обозначая орфограмму. Рож.. ( ), меч..( ), много туч..( ), туш.., ключ.., нет луж.., лещ.., богач.., дич.., мало задач.., помощ.., мощ.., кирпич.., мяч.., лож.., шалаш.., врач.., суш.., плащ.., вещ.., грач.., сушка груш.., глуш.., дрож.., пять дач.., луч.., доч.., мощ.., сторож.., молодёж.., ноч.., реч...

Употребление и неупотребление Ь для обозначения мягкости согласных. Ноч..ка, молоч..ник, тросточ..ка, девоч..ка, нян..чить, мощ..ный, соч..ный, закан..чивать, яич..ница, уточ..нить, гон..щик, помощ..ник, хищ..ник, луч..ше, барабан..щик, меч..та. Мос..тик, гвоз..ди, жен..щина, умен..шить, воз..мём, ран..ше. Болел..щик, мел..че, вскол..зь, сел..дь, мал..чик.

Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з и с). Запишите слова, обозначая приставки. Подпись, обежать, сделать, посмотреть, втащить, отбросить, обтесать, дошкольный, пословица, прогуляться, дошёл, сберечь, поехать, подозвать, надорвать, оторвать, предписание, перелезать, опечатать, замазать, насадить, надкусить, вовлечь, обозлиться, соскучиться, подшутить.

Буквы з и с на конце приставок. Выпишите слова в два столбика. Обозначьте орфограмму. Бе..вкусица, и..ведать, и..менить, и..править, бе..молвствовать, бе..ра..судный, во..стание, ра..положиться, ра..бежаться, ра..колоть, и..царапать, бе..численный, во..гордиться, во..славить, и..жить, ра..шевелить, чре..мерный.

Буквы о и а в корнях -лож-(- лаг-), -кос- (-кас-). -лож- - -лага- -кос- - -каса- Сл..жение, предл..гать, прик..сновение, к..сательная (линия), прил..жить, прил..гательное, прик..снуться, к..сание, изл..жение, предпол..жение, отл..жить, к..сались, к..снулись.

Буквы о и а в корне -рос- - -раст- (-ращ-). -рос- - -раст- (-ращ-) Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль. Выр..с, р..стение, отр..щивать, подр..стать, р..сток, р..сли, ср..щение, отр..сль, возр..стные, ср..слись, р..стовщик, нар..щивание, Р..стов.

Буквы о и ё после шипящих в корне слова. Запиши и запомни слова. Шов, шок, шорох, шофёр, шоколад, шорты, шоссе, чопорный, шомпол, капюшон, крыжовник, обжора, жокей, жонглёр, изжога, трущобы, чащоба, трещотка, мажор.

Спиши, подбирая проверочные слова. Обозначь орфограмму. Ш..рстка ( ), ч..рный, печ..нка, ш..пот, ш..лк, щ..ки, щ..тка, ч..лка, ж..лудь, ч..рствый, приш..л, реш..тка, щ..голь. Расч..ска, ш..ссе, ш..рох, ж..лтый, ш..колад, крыж..вник, заш..л, ш..в, ш..рты, ш..тландец.

Буквы и – ы после ц. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Ц..рк, ц..клон, синиц..н, лисиц..н, молодц.., огурц.., нац..я, полиц..я, ц..ган, ц..ганский; лекц..я, с улиц.., ц..плёнок, ц..трусовый, акц..я, сестриц..н, панц..рь, умелиц.., белолиц..й, ц..тировать, ц..плята, делегац..ю, экспедиц..ей, ц..кнуть, падчериц..н, ц.нковый, репетиц..и, ц..клический, на ц..почках.

Большая буква и кавычки в собственных именах и наименованиях. Объясните написание. Улица Ветеранов, город Череповец, река Шексна, Рыбинское водохранилище, Вологодская область, Российская Федерация, Ледовитый океан, Чёрное море, Иванов Иван Иванович, Рябой, Жучка, Восьмое марта, пароход « Карелия», кинотеатр «Киномир», фильм «Унесённые ветром», газета «Труд», журнал «Вокруг света», книга «Мёртвые души», картина «Три богатыря», передача «Хочу всё знать», программа «Время», шоу «Минута славы».

Напишите как можно больше (на каждый раздел даётся 1 минута). 1.Ф.И.О. писателей. 2.Названия книг. 3.Названия городов. 4.Названия стран. 5.Названия рек, озёр, морей 6.Названия телепередач.

Буквы е и и в падежных окончаниях существительных. Падеж1 скл.2 скл.3 скл.-ия (ж.р.) -ий, -ие (м.р., ср.р.) Р.п.-И (-Ы)_-И _ Д.п.-Е_-И _ П.п.-Е -И

Спиши, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограмму (графически). Гулять по алле.., бродить по отмел.., заботиться о здоровь.., уверенность в побед.., подойти к башн.., добраться до башн.., сообщить об открыти.. выставк.., на окраин.. деревн.., обратиться к Лиди.., побывать в санатори.., на зимовк.. в Арктик.., читать о революци.., думать о Мари.., поётся в песн.., подойти к акаци..

Буквы О – Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Собач..нка, суч..к, ореш..к, сморч..к, доч..нька, медвеж..нок, руч..нка, червяч..к, крюч..к, овраж..к, пауч..к; холщ..вый, плюш..вый, свинц..вый, ключ..вой, морж..вый, груш..вый. Луч..м, с багаж..м, товарищ..м, над крыш..й, с карандаш..м, с плач..м; горяч..й, больш..й, хорош..го, чуж..й.

Безударные гласные в окончаниях прилагательных. Глубоким озером (озером каким?) в глубоком океане (океане каком?) в холодную зиму (зиму какую?) морозной ночью (ночью какой?) Со старательн.... ученицей, о ловк.... спортсмене, за метк.... стрелком, с хорош.... товарищем, о проворн.... мальчике, со старш.... братом, к хвойн.... дереву, у аккуратн.... девочки, об опасн.... наводнении, бел.... снега.

Неупотребление ь на конце кратких прилагательных на шипящую. Выполните задание по образцу. Могучий - могуч (кр. прил.), жгучий - _______, дремучий - ________, хороший - _______, пригожий - ________, трескучий - _______, горячий - ________, свежий - ______, неуклюжий - _________, колючий - _______, пахучий - _________, тягучий - _______, похожий - _________.

Не с глаголами. Запомни: нездоровиться, негодовать, недоумевать, ненавидеть, невзлюбить, невзвидеть, неистовствовать, несдобровать. (Не)обнаружить, (не)навидеть, (не)знать, (не)сдобровать, (не)задеть, (не)спешить, (не)настроить, (не)заглянуть, (не)доумевать, (не)поглядеть, (не)взлюбить, (не)забудь, (не) скажу, (не)начну, (не)присел, (не)напевал, (не) найдёшь, (не)годуешь.

Мягкий знак после шипящих в глаголах. Беречь (что делать?) учишься (2 л., ед.ч.) Стерегу - стеречь, течёт - __________, привлекут - _________, испеку - ________, пересеку - __________, зажгу - ________, остригу- ________. Идти - идёшь, брести - _________, шагать - _________, тащиться - __________, мчаться - __________, ползти - __________, улыбаться - __________.

-Тся и -ться в глаголах. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограмму. Не надо хвалит..ся ( ), коли не знаешь, как хлеб родит..ся ( ). Нечего торопит..ся – не каша варит..ся. Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья водицы напит..ся. Тот труда не боит..ся, кто умеет трудит..ся. Грамоте учит..ся – вперёд пригодит..ся. За всё берёт..ся, да не всё удаёт..ся.

Буквы е – и в корнях с чередованием. -тер- - -тира- -пер- - -пира- -дер- - -дира- -мер- - -мира- -жег- - -жига- -стел- - -стила- -блест- - -блиста- Бл..стеть, ист..реть, сж..гание, уб..рать, заст..лить, зап..реть, отп..раться, зам..реть, отм..рать, бл..стать, разж..гать, берётся, бл..стательный, перет..реть, отд..ру, соб..раешь, перест..лает, заж..чь, сд..рать.

Буквы е – и в окончаниях глаголов I и II спряжения. II спр.I спр. Все глаголы на -ить (кроме брить, стелить); 7 глаголов на -еть: смотреть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть; 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать. Все остальные глаголы.

Буквы е – и в окончаниях глаголов I и II спряжения. I спряжениеII спряжение Ты: -ешь (-ёшь)Ты: -ишь Они: -ут (-ют)Они: -ат (-ят) Дышать ( ), бороться ( ), строить, таять, стелить, веять, слышать, видеть, колоть, рубить ехать, выходить, менять, чувствовать, кормить, красить, полоть, писать, терпеть, реять, пилить.

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ 11» г.Череповца Вологодской области Савичевой Ириной Анатольевной.