. Проблема нарушений письменной речи у детей одна из самых актуальных для начальной школы, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обследование речи Старший дошкольный возраст. Фонематическое восприятие Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее БА-НА ГА-ДА СА-ША-СА.
Advertisements

Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста.
ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска.
Консультативно – диагностическая работа учителя – логопеда по подготовке детей к школе в округе.
Подготовила учитель-логопед Абрамова Людмила Валентиновна Жиздра-2013.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Логопедическая работа в ГОУ СОШ На что обратить внимание в развитии речи дошкольника Советы логопеда родителям будущих первокласников.
Психолого-логопедическое обследование. Исследование зрительного восприятия.
Формирование навыка правильного употребления предлогов у дошкольников Подготовила учитель – логопед Сятчихина М.Г. г. Пермь 2015.
АА РР ЮЮ ШШ ФФ Составила: учитель – логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ 31 г.Новочеркасск Попова Г.В.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Речевая готовность ребенка к школе. Звуковая сторона речи; Уровень фонематического восприятия; Словарный запас; Грамматический строй речи; Состояние связной.
Мониторинг социально- психологической адаптации первоклассников к школе.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Речевое развитие детей дошкольного возраста. Речевое развитие Правильное произношение звуков родного языка Простейший звуковой анализ слов Хороший словарный.
Речевая готовность к школе. (родительское собрание) Учитель – логопед: М. А. Кучер.
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.
Транксрипт:

. Проблема нарушений письменной речи у детей одна из самых актуальных для начальной школы, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Этой проблеме посвящены многие современные исследования. Несмотря на многообразие подходов к изучению устной и письменной речи младших школьников и огромное количество авторских методик диагностики различных компонентов речи детей данной категории, актуальность обозначенной проблемы очевидна. Предложенная система обследования речи детей является результатом отражения практической деятельности логопеда, решающего проблему нарушения письма и чтения применительно к младшим школьникам. Отличительными чертами такой экспресс-диагностики являются: полнота обследования; соотнесение лексического материала с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста; доступность и простота применения; возможность многократного применения методики (сначала для обследования речи детей с ОНР в первом классе, затем речи учащихся 2-4 классов). Экспресс-диагностика содержит задания и пробы, которые выявляют актуальный уровень речевого развития младших школьников. Результаты экспресс-диагностики также заносятся в речевую карту. Предложенная автором система обследования устной и письменной речи детей состоит из шести серий.

Серия 1. Исследование звукопронзношения содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений. Серия 2. Исследование фонематического слуха содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематического анализа. Серия 3. Исследование слоговой структуры содержит пробы, направленные на проверку состояния слогового состава слова, сформированности слогового анализа. Серия 4. Исследование словаря содержит пробы, направленные на выявление объема словарного запаса детей. Серия 5. Исследование грамматического строя речи содержит пробы, направленные на проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования. Серия 6. Исследование связной речи содержит два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ.

Серия 1. Исследование звукопроизношения 1. Исследование состояния звукопроизношения. Инструкция: Послушай и повтори предложения. Собака ест мясо. Звук [с]. Сима и Сеня весело смеялись. Звук [сь]. У Зои заболели зубы. Звук [з]. У Зины зимой зябнет нос. Звук [зь]. Курица с цыплятами около колодца. Звук [ц]. У Маши новая шуба и шапка. Звук [ш]. Жук жужжит. Звук [ж]. Щеткой чищу я щенка. Звук [щ]. Девочки и мальчики скачут как мячики. Звук [ч]. Лампа упала со стола. Звук [л]. Лида и Лена гуляли на улице. Звук [ль]. У Раи на руке рана. Звук [р]. Рита с Риммой варят рис. Звук [рь]. Катя кладет кубики в коробку. Звук [к]. Гена играет на гармони. Звук [г]. Тихон покупает духи для мамы. Звук [х]. Дина будет доктором. Звуки [д-дь]. Кот с пушистым хвостиком тянет бантик. Звуки [ттъ].

2. Исследование навыка дифференциации звуков во фразе. Инструкция: Послушай и повтори предложения. У Саши шесть стеклышек. Звуки [с-ш]. У Зои желтый зонт. Звуки [з-ж]. У кошки лежат ложки в лукошке. Звуки [ш-ж]. Соня отдала Зое зайку и сачок. Звуки [с-з]. У Сонечки семечки. Звуки [сь-ч]. Надо чинить выключатель. Звуки [тъ-ч]. Часовщик чинит часы. Звуки [чщ]. Чайка отличается от цапли. Звуки [ч-ц]. Чебурашка пьет из чашки. Звуки [ч-ш]. Лисица сцапала курицу. Звуки [с-ц]. У щуки усищи. Звуки [щ-сь]. Клава рвала спелые груши. Звуки [л-р]. Дети гостили в деревне. Там собака Линда сторожила дом. Звуки [д-т, дь-ть]. Катя на кухне. Звуки [к-х]. В столовой в буфете фарфоровая ваза. Звуки [в-ф]. У Кати Гагариной короткие косы. Звуки [к-г]. Тиме в окошко светит солнце. Звуки [ц-тъ]. У Миши Щукина хорошие товарищи. Звуки [ш-щ]. Борин папа купил машину Победу. Звуки [б-п].

Серия 2. Исследование фонематического слуха 1. Исследование возможности воспроизведения слогов. Инструкция: Послушай и повтори за мной слоги. са ша са за за жа за ца са цача ча ща ча ба па пака га га ка тя ча тяпа пя па пя ра ла раря ля ря ря 2. Исследование возможности воспроизведения слов. Инструкция: Послушай и повтори за мной слова. день тень мишка миска бочка почка кот год ход том дом ком 3. Исследование возможностей воспроизведения предложений. Инструкция: Послушай и повтори предложения. Мама расчесывает волосы перед зеркалом. Регулировщик регулирует движение. Водопроводчик чинит водопровод. Чистильщик чистит обувь. 4. Исследование фонематических представлений. Инструкция: Назови слова, которые начинаются со звука [а], [о], [у], [к], [с] 5. Исследование возможности фонематического анализа. Инструкция: Назови в словах все звуки по порядку. мак утка кит кошка капуста

Серия 3. Исследование слоговой структуры 1. Исследование возможности называния картинок. Инструкция: Назови картинки. дерево аквариум милиционер мотоциклист скатерть 2. Исследование возможности воспроизведения слов. Инструкция: Повтори за мной слова. строительство серпантин часовщик репетиция сквозняк дерево аквариум милиционер мотоциклист скатерть 3. Исследование возможности воспроизведения предложений. Инструкция: Послушай и повтори за мной предложения. Мама рассказывает сыну сказку на ночь. Ежик спит под ворохом листьев. В аквариуме плавают рыбки. Мальчик поставил велосипед под деревом. 4. Исследование навыка слогового анализа. Инструкция 1: Подели слова на слоги. кит вишня виноград смородина Инструкция 2: Подбери слова, состоящие из 1-го слога. Инструкция 3: Подбери слова, состоящие из 2-х слогов. Инструкция 4: Подбери слова, состоящие из 3-х слогов.

Серия 4. Исследование состояния словаря 1. Исследование состояния номинативного словаря. А. Предмет и его части Инструкция: Назови предмет и части, из которых он состоит. чайник кукла машина стул сапог Б. Объяснение значения слов Инструкция: Объясни, что это? огород подоконник клумба поезд В. Обобщающие понятия Инструкция 1: послушай и назови одним словом. яблоко, груша, банан олень, волк, барсук береза, дуб, осина ручка, ластик, тетрадь самолет, такси, автобус Инструкция 2: Назови предметы, относящиеся к: мебели инструментам насекомым обуви грибам Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам Инструкция: Про что могу сказать? увлекательное хорошее морозный звонкая холодное

2. Исследование словаря. Инструкция 1: Скажи, кто как голос подает? утка петух гусь лошадь ворона Инструкция 2: Скажи, кто как передвигается? лошадь ворона рыба человек черепаха 3. Исследование словаря признаков. Инструкция: Подбери к словам-предметам слова-признаки (5-6 слов). осень (какая?) друзья (какие?) вечер (какой?) ведро (какое?) 4. Исследование словаря антонимов. Инструкция: Скажи наоборот. день, весна, мороз большой, низкий, широкий сесть, говорить, ссориться темно, далеко, быстро 5. Исследование словаря синонимов. Инструкция: Как сказать по-другому? шофер врач печальный

Серия 5. Исследование грамматического строя речи А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов Инструкция: Назови ласково. книга воробей стул ковер ведро хлеб гриб топор белка скамейка Б. Образование названий детенышей у лисы у козы у утки у собаки у свиньи В. Образование глаголов Инструкция: Рассмотри картинки и назови действия мальчика наливает переливает выливает подошел вышел Г. Образование относительных прилагательных скамейка из дерева тетрадь из бумаги сумка из кожи шуба из меха сок из моркови 2. Исследование навыков словоизменения. А. Образование формы множественного числа имен существительных Инструкция: Один дом, а если их много, то это дома. ухо утенок стул ведро книга

Б. Образование предложно-падежных форм Инструкция: ответь на вопросы по картинкам. Куда идут девочки? (В магазин.) Где лежит лекарство? (На полке.) Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство? Где висит пальто? (На вешалке.) Где стоит торт? (На столе.) Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт? Куда прячутся ребята? (За дерево.) Где сидит ученик? (За партой.) Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик? Где сидит ежик? (В кустах.) Где находится крючок? (В воде.) Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок? Где летает змей? (В небе.) Где сидит кот? (На крыше.) Где находится волк? (Слева от дерева.) Где сидит заяц? (Около забора.) В. Образование падежных форм имен существительных Инструкция: Ответь на вопросы. Кого ты видел в зоопарке? Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? Чем ты смотришь? Чем слушаешь? За чем мы ходим в лес? На чем катаются дети?

Д. Согласование существительных с числительными Инструкция: Посчитай по два и по пять. Образец: два дома, пять домов. дом окно ведро дерево кукла 1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик и заяц» (4 картинки) или по другой серии из 3-4 картин. Инструкция: Посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и составь рассказ. А. Критерий смысловой целостности: Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: В. Критерий самостоятельности выполнения задания: 2. Пересказ прослушанного рассказа. Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ. Послушай, запомни и перескажи его по памяти.

Горошины В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. А. Критерий смысловой целостности: Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: В. Критерий самостоятельности выполнения задания: Из показателей всех серий складывается индивидуальный речевой профиль ребенка с нарушением устной речи. Он заполняется на каждого младшего школьника, зачисленного на логопункт.

. 2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников 1. Слуховой и зрительный диктант. 10 баллов правильное и точное воспроизведение текста. 8 баллов наличие только орфографических ошибок. 6 баллов 12 дисграфические ошибки, орфографические ошибки. 4 балла 35 дисграфических ошибок, орфографические ошибки. 2 балла6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки. 0 баллов текст не воспроизведен. 2. Изложение. Оценивается по двум критериям. А. Смысловая целостность: 10 балловрассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности. 8 балловсмысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. 6 балловнеправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. 4 баллавыпадение отдельных смысловых звеньев. 2 балласущественно искажен смысл или рассказ не завершен. 0 балловтекст не воспроизведен.

Б. Лексико-грамматическое оформление: 10 баллов правильное и точное воспроизведение текста без ошибок. 8 баллов наличие только орфографических ошибок. 6 баллов 12 дисграфические ошибки, орфографические ошибки. 4 балла 35 дисграфических ошибок, орфографические ошибки. 2 балла6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки. 0 баллов текст не воспроизведен. По результатам мониторинга логопед заполняет протоколы отслеживания динамики состояния письма на каждого ребенка и на всю группу.