Высшая школа экономики, Москва, 2012 Малое и среднее предпринимательство в России Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственный университет Высшая Школа Экономики Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального Общественного Фонда «Деловая перспектива»
Advertisements

Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
О РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЮДЖЕТА ГОРОДА НА ГОДЫ.
Сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ.
Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства 2011г.
Проект «Развитие малого и среднего предпринимательства» Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года 18 мая 2009 года.
SME-Toolkit Project Ukraine Business Technologies Development Center Межрегиональная конференция Механизмы и новые направления в.
Государственный Университет – Высшая Школа Экономики Возможные риски при создании собственного малого бизнеса Преподаватель - Крылова Дина Владимировна,
Национальный Исследовательский Университет – Высшая Школа Экономики Возможные риски при создании собственного малого бизнеса Преподаватель - Крылова Дина.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1 Эффективность новых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном.
Малый и средний бизнес Томской области. 2 Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства ( 209-ФЗ от ) численность -
Образовательная программа Управление малым бизнесом.
Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность - инициативная и самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от их имени или от имени.
Малое и среднее предпринимательство в России: экономическая и социальная роль. Законодательные основы развития малого и среднего предпринимательства.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Презентация подготовлена Центром развития предпринимательства Московской области.
О Концепции ТПП России по совершенствованию законодательства на период до 2011 года Правление ТПП России Москва, 20 декабря 2007 года.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ»
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Транксрипт:

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Малое и среднее предпринимательство в России Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального Общественного Фонда «Деловая перспектива», Преподаватель кафедры Москва 8 октября 2012 г. Кафедра теории и практика взаимодействия бизнеса и власти

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Предпринимательская деятельность Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. 2 Гражданский кодекс РФ, статья 2

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Критерии малого и среднего предпринимательства Федеральный закон от г. 209-ФЗ«О развитии МСП в Российской Федерации»: Численность: микропредприятия – не более 15 человек микропредприятия – не более 15 человек ; малые предприятия – от 16 до 100 человек; малые предприятия – от 16 до 100 человек; средние предприятия – от 101 до 250 человек средние предприятия – от 101 до 250 человек. Ограничения по обороту (установлены Постановлением Правительства РФ от ): микропредприятия – 60 млн. рублей микропредприятия – 60 млн. рублей ; малые предприятия – 400 млн. рублей; малые предприятия – 400 млн. рублей; средние предприятия – 1000 млн. рублей средние предприятия – 1000 млн. рублей. 3

Высшая школа экономики, Москва, 2012 МСП в России на 1 июля 2012 года 1,8 млн. юридических лиц, из них: 1,8 млн. юридических лиц, из них: 1,55 млн. микропредприятий; 1,55 млн. микропредприятий; 0,25 млн. малых предприятий; 0,25 млн. малых предприятий; 18 тыс. средних предприятий. 18 тыс. средних предприятий. 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей. 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей. Отраслевая структура МСП Отраслевая структура МСП 48% - торговля; 48% - торговля; 15% - услуги; 15% - услуги; 8% - транспорт; 8% - транспорт; 6% -производство 6% -производство 5% - строительство; 5% - строительство; 1% - инновационный бизнес 1% - инновационный бизнес Занятость в МСП – 17 млн. чел. Занятость в МСП – 17 млн. чел. Доля МСП в ВВП – % (экспертные оценки) Доля МСП в ВВП – % (экспертные оценки) По данным Росстата и ФНС России в Российской Федерации на 1 июля 2012 года действуют: 4

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Налоговый режимЧисло налогоплательщиковДоля от общего числа субъектов МСП Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) 2700 тыс.46 % Упрощенная система налогообложения « доходы » (ставка 6 %) 1450 тыс.25 % УСН « доходы минус расходы » (ставка 15 %) 750 тыс.14 % Общая система900 тыс.15 % Применение МСП налоговых режимов 5 По данным Росстата и ФНС России в Российской Федерации на 1 июля 2012 года действуют:

Высшая школа экономики, Москва, 2012 МСП в России и мире в 2012 г. Сопоставления. Страны ЕС – % занятых, вклад в ВВП – % Россия – 25 % занятых, вклад в ВВП – 23 % Занятость в МСП в США – 50 % от экономически активного населения. Число малых предприятий на 1 тыс. человек в России – 11. Число малых предприятий на 1 тыс. человек в ЕС – 40. Объем кредитования МСП в России – 4 трлн. руб. в год; в США – 37 трлн. руб. в год. 6

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Конкурентоспособность и развитие МСП (1) Положение России в рейтинге Всемирного экономического форума по индексу глобальной конкурентоспособности (всего 133 государства): Положение России в рейтинге Всемирного экономического форума по индексу глобальной конкурентоспособности (всего 133 государства): 2011 год – 66 место; 2011 год – 66 место; 2012 год – 67 место (между Ираном и Шри-Ланкой) год – 67 место (между Ираном и Шри-Ланкой). В рейтинге стран БРИК в 2012 году Россия заняла четвертое место (Бразилия – 48 место, Индия - 59, Китай- 29). В рейтинге стран БРИК в 2012 году Россия заняла четвертое место (Бразилия – 48 место, Индия - 59, Китай- 29). размер внутреннего рынка – 9 место; размер внутреннего рынка – 9 место; независимость судов – 122 место; независимость судов – 122 место; прозрачность госполитики – 124 место; прозрачность госполитики – 124 место; защита прав собственности -133 место; защита прав собственности -133 место; доверие полиции – 133 место. доверие полиции – 133 место. 7

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Конкурентоспособность и развитие МСП (2) В индексе IMD (International Institute for Management Development) Россия заняла следующие места (всего 57 государств): 2006 год – 55 место; 2007 год – 43 место; 2008 год – 47 место; 2009 год – 49 место; 2010 год – 51 место; 2011 год – 49 место. Критерии оценки: экономическое развитие (76 показателей); эффективность работы правительства (71 показатель); эффективность работы бизнеса (67 показателей); инфраструктура (113 показателей)

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Рейтинг «Doing business» 2012 г место (из 183 стран); (2011 г место). Регистрация предприятий – 111 место ; ; Получение разрешения на строительство – 178 место; Присоединение к электросетям – 183 место (последнее); Защита инвесторов – 111 место; Международная торговля – 160 место. 9

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Факторы, влияющие на развитие МСП Возможность (отсутствие возможности) для создания властями конкурентных преимуществ для тех или иных субъектов предпринимательства; наличие (отсутствие) избыточного регулирования предпринимательской деятельности; наличие (отсутствие) условий, для нарушений прав собственности; правоприменительная практика в отношении субъектов предпринимательства. 10

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Создание условий для предпринимательской деятельности Совершенствование институциональной среды: – Устранение избыточных административных ограничений; – Совершенствование контрольно-надзорой сферы – Обеспечение доступа к объектам инфраструктуры. – Обеспечение недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий; – Антикоррупционная политика. Доступ к финансовым ресурсам. Совершенствование налогообложения малого предпринимательства. Доступность гос/муниципальных заказов. Доступность гос/муниципальных заказов. Поддержка предпринимательской инициативы. 11

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Основные достижения в области поддержки МСП в России за гг. (1) Федеральный закон от ФЗ: плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года; внеплановые проверки согласовываются с прокуратурой; уведомительный порядок начала 68 видов деятельности. Федеральный закон от ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: число лицензируемых видов деятельности сократилось с 87 до 49; введена бессрочность действия лицензии (ранее 5 лет); возможность подачи документов в электронном виде. 12

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Основные достижения в области поддержки МСП в России за гг. (2) Создание института Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ. Федеральный закон от ФЗ: прозрачные условия размещения госзаказа; размещение заказа преимущественно через электронные аукционы. Введение в 2010 г. оценки регулирующего воздействия – НПА, регулирующие предпринимательскую деятельность принимаются после консультаций с бизнесом. Налоги: введение в 2012 г. добровольности ЕНВД; развитие патентной системы налогообложения. Федеральный закон от ФЗ – выкуп малыми предприятиями арендуемого государственного и муниципального имущества (выкуплено более 28 тыс. помещений). 13

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Положительные тенденции развития МСП Принятие закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» Устойчивые тенденции легализации малого бизнеса (4 года назад в «тени» находилось более 50% МП. Сейчас – примерно 30%). Больше малых предприятий стало обращаться в банки за кредитами. Работает Федеральная программа поддержки развития малого предпринимательства. Разработан ряд ведомственных программ поддержки малого предпринимательства Создаются венчурные фонды и бизнес-инкубаторы. Созданы консультативно-совещательные органы по вопросам развития МСП при органах власти 1414

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Отрицательные тенденции развития МСП (1) Повышение в 2011 г. ставок отчислений по страховым взносам с 14 % до 34 % (в 2,4 раза). Результат – «серые» схемы выплаты зарплат; отказ от повышения зарплат, развития производства. С 2013 г. – обязательность ведения бухучета (затраты на содержание бухгалтера). Федеральный закон 159-ФЗ о выкупе помещений не везде реализуется (в Москве выкуплено всего 3 помещения). 15

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Отрицательные тенденции развития МСП (2) Число граждан и предпринимателей, привлеченных к ответственности за взяточничество, больше, чем число привлеченных взяточников Однако, причина взяток - невозможность иным путем реализовать свои законные права Судами и правоохранительными органами игнорируются президентские поправки в уголовное законодательство, запрещающие заключение под стражу предпринимателей – существуют «лазейки» в законодательстве Отсутствуют специальные механизмы защиты заявителей о коррупции Защита юридических лиц-заявителей о коррупции вообще не предусмотрена Правоприменение антикоррупционного законодательства: 16

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Административные издержки МСП Данные мониторинга ОПОРЫ РОССИИ и ВЦИОМ В 2005 г. 8,5% от выручки В 2005 г. 8,5% от выручки В 2006 г. 9,6% В 2006 г. 9,6% В 2007 г. 6% В 2007 г. 6% В 2008 г. 8% В 2008 г. 8% В 2009 г. 6% В 2009 г. 6% В 2010 – 2011 г. 5% В 2010 – 2011 г. 5% Основные источники издержек: Административные барьеры и коррупция Административные барьеры и коррупция расходы на приобретение контрольно-кассовой техники (ККТ) (проблема решена для плательщиков ЕНВД) расходы на приобретение контрольно-кассовой техники (ККТ) (проблема решена для плательщиков ЕНВД) Правоохранительные и контролирующие органы Правоохранительные и контролирующие органы Принуждение к повышению размера заработной платы и др. Принуждение к повышению размера заработной платы и др. 17

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Коррупция и МСП Коррупция - злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях (справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией) Коррупция - злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях (справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией ). Последствия коррупции для МСП: уход в «тень» в связи со слишком высоким уровнем издержек на выполнение регулирующих норм ; ; отказ от продолжения осуществления предпринимательской деятельности из-за нерентабальности бизнеса; краткосрочные бизнес-стратегии и невозможность инновационного развити); предприниматели отказываются открывать собственное дело из-за опасения лишиться его в случае успешной работы; подрывается доверие к закону, государственным и экономическим институтам; время владельцев и руководителей компаний тратится зря, отрицательно сказываясь на производственной и инновационной деятельности 18

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Влияние коррупции на предпринимательский климат По данным международных исследований в странах, не относящихся к рыночной экономике, рост коррупции на 1 процент приводит к снижению прироста фирм на 3 процента. (Фишман, Свеннсон – 2007) Проблемы порождаемые коррупцией: – сложность реализации законных прав, высокие трансакционные издержки, – нарушения в конкуренции, – избыточное госрегулирование, – проблемы защиты прав собственности, – возможность быть привлеченным к ответственность без совершения нарушений. Это приводит к снижению инвестиционной привлекательности страны и снижению предпринимательской инициативы. 19

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Восприятие коррупции бизнесом Опрос на Съезде ТПП РФ (2011): – По результатам - 82% предпринимателей главной проблемой назвали коррупцию. По оценке РСПП, основанной на опросе представителей бизнеса, рейтинг коррумиированности правоохранительных органов составляет 57 % Индекс ОПОРЫ РОССИИ : – Доля компаний, не наблюдающих в своем регионе коррупцию всего 10 %; – Средний уровень коррупционных издержек бизнеса – 5 % выручки; – Коррупция принимается как данность, а незаконные выплаты уже давно стали статьями издержек многих компаний; – Деятельность контролирующих и правоохранительных органов воспринимается бизнесов как более вредная, чем столкновение с криминалом. 20

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Индекс «ОПОРЫ» Низкая доступность персонала – 43 %; Спад спроса на продукцию – 33 %; Низкая доступность финансов – 30 %; Несправедливая конкуренция – 17 %; Коррупция (только 10% компаний- респондентов заявили, что не наблюдают в своем регионе коррупцию); Проверяющие инстанции (пожарные инспекции, санэпидемнадзор и другие); Неразвитая инфраструктура. Важнейшие проблемы малого бизнеса: 21

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Необходимые условия для развития МСП Повышение эффективности защиты прав предпринимателей Обеспечение участия бизнес-объединений в судебном процессе Создание благоприятных условий налогообложения для ведения бизнеса Закрепление персональной ответственности чиновников Обеспечение материально-технической базой (создание бизнес-инкубаторов, кластеров, промпарков). 22

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Роль предпринимательских объединений в поддержке МСП Важный инструмент участия бизнес-объединений – общественно- консультативные советы при органах власти. На федеральном уровне в советах участвуют ОПОРА РОССИИ, ТПП России, Деловая Россия, РСПП, представители отраслевых объединений предпринимателей, известные предприниматели. Задачи бизнес-объединений контроль третьей стороны; business advocacy – зонтичная защита прав отдельных предпринимателей; устранение избыточного регулирования предпринимательской деятельности; содействовать открытости и прозрачности государственной политики; ограничение коррупционного лоббизма. 23

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Целевые показатели развития МСП К 2020 году малый бизнес будет представлять не менее половины рабочих мест в экономике. Значительная часть малого бизнеса 2020 года – это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги. Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза. 24

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Федеральная программа поддержки МСП в 2005 году – 1,5 млн. руб. в 2009 году – 10,5, 0 млн. руб. в 2010 году – 18 млн. руб. в 2011 году - 21 млн. руб. в 2012 году – 19 млн.руб. в 2013 году (прогноз) – 22 млн.руб. За 7 лет действия федеральной программы объем господдержки вырос в 13 раз. За 7 лет действия федеральной программы число предприятий МСП выросло с 850 тыс. до 1,8 млн. 25 Средства федерального бюджета, выделенные на поддержку МСП

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Принципы и приоритеты поддержки МСП через госпрограмму Принципы: открытость открытость равный доступ равный доступ ответственность органов власти всех уровней за обеспечение благоприятных условий для бизнеса ответственность органов власти всех уровней за обеспечение благоприятных условий для бизнеса международное сотрудничество. международное сотрудничество. Приоритетные мероприятия поддержки: Программы поддержки начинающих – гранты на создание бизнеса (до 1 млн.руб.); Программы поддержки начинающих – гранты на создание бизнеса (до 1 млн.руб.); Развитие бизнес-инкубаторов, промышленных и технопарков; Развитие бизнес-инкубаторов, промышленных и технопарков; Создание гарантийных фондов по кредитованию МСП; Создание гарантийных фондов по кредитованию МСП; Образовательные программы – повышение квалификации, лекции; Образовательные программы – повышение квалификации, лекции; Институты развития микрофинансирования; Институты развития микрофинансирования; Развитие малого предпринимательства в промышленности. Развитие малого предпринимательства в промышленности. 26

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Спасибо за внимание!