Моделирование в политической науке. В самом общем значении Модель – упрощенное представление действительности, Используемое для изучения ее ключевых свойств.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Advertisements

ПРО- ГНОЗИ- РОВАНИЕ Маркин Сергей Менеджмент 2 КУРС.
Конституционная экономика Игровые теории экономических процессов. Основные понятия и классификация игр. Белова Т.А. группа ю.з-1841.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Лекция 16. Прогнозирование политических процессов.
«Стратегическая матрица» Программные Комплексы октябрь 2009 года, ИНЭС.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Политология как наука. Современные политические теории. Занятие 1 Тема 1 Лекция Лекция.
Менеджеры в организации. Принятие и реализация управленческих решений.
Программа семинара Риск-менеджмент в деятельности некоммерческих организаций Часть IПонятие и классификация риска в деятельности некоммерческих организаций.
Процесс принятия и реализации управленческих решений.
Теория статистики Преподаватель: Дарда Екатерина Сергеевна.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Выполнили: Ученики 11 класса МОУ Большееланской СОШ Фефелов Александр Чувашова Анна.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
ЛЕКЦИЯ 2 ТЕМА: Политическая система общества. Государство – базовый элемент политической системы.
Содержание лекции 1. История использования количественных методов 2. Количественные методы: общая характеристика 3. Количественный анализ 4. Математическое.
Подготовила: ст.гр. ВТ-13-3 Баймуханбетова Ж. 1. Основные задачи теории систем 2. Краткая историческая справка 3. Понятие информационной системы (ИС).
Транксрипт:

Моделирование в политической науке

В самом общем значении Модель – упрощенное представление действительности, Используемое для изучения ее ключевых свойств.

в широком значении – один из основных принципов теории познания, на котором строится любой метод научного исследования, как теоретический, так и экспериментальный; В узком значении – один из возможных этапов анализа, предполагающий формализацию и математическое выражение основных элементов и взаимосвязей изучаемой проблемы То есть процесс моделирования – перевод наших вербальных концепций на язык математических уравнений

1. Упорядочивают метальные модели, которыми мы обычно пользуемся 2. Лишены неточности и неоднозначности вербальных конструкций 3. Математическая запись позволяет оперировать на высоком уровне дедуктивной сложности 4. Способствуют нахождению общих решений для проблем, которые кажутся разнородными То есть разные науки могут обмениваться исследовательскими средствами и приемами

Обеспечивает получение опыта, позволяя в случае ошибок их исправлять, не неся ни материальных, ни моральных потерь Дает возможность проводить проверку предлагаемых модификаций и изменений Изучать организацию и структуру систем в динамике еще до реального воплощения в жизнь Позволяет воспроизводить события прошлого, настоящего, а также вероятного будущего Проверять действие сил в процессах, реальное протекание которых трудно или невозможно сегодня осуществить

В математическое моделирование была вовлечена экономика – Основной предмет ее интересов – деньги – изначально выражен в цифрах. Примерно тогда же на этот путь встала психология, начавшая использовать формальные методы для изучения особенностей поведения людей Политология начала активно применять количественные методы в е годы

Многие политические решения содержат экономический компонент. И экономические и политические процессы включают в себя понятие «рационального» принятие решений в условиях неопределенности и соперничества. Пример пересечения процессов принятия политических и экономических решений – теория игр.

2. Итоги голосований на выборах приводятся в числах 3. Военно-политические решения обычно описывают в числовом выражении (число ракет, танков и т.д.) 4. Результаты исследований общественного мнения выражаются в виде процентных соотношений между различными группами респондентов.

Может оперировать и с качественными характеристиками политического процесса Математические модели как средство изучения логических следствий из наблюдаемых правил.

(event – событие) Позволяет упорядочить и структурировать сложные политические процессы в виде событийного ряда Типовые события: принятие нормативных актов, публичные заявления лидеров, массовые демонстрации и акции протеста, террористические акты и т.д.

Рядом типовых признаков: Временная и географическая локализация; Характер события Участники события Организационная и социальная природа Интересы и намерения участников Наличие или отсутствие материального ущерба и человеческих жертв И т.д.

Методологический инструментарий, позволяющий упорядочить поток политических событий, Так их структурировать, чтобы проявились Объективные тенденции, иногда скрытые и от самих участников процесса. Появляется возможность прогноза развития событий, а также определения точек приложения управленческих воздействий для Изменения ситуации и ее контроля

Института анализа и управления конфликтами и стабильностью (рук. Э.И.Скакунов) По заказу Совета Безопасности РФ во взаимодействии с другими органами государственной власти, 1995 г. В рамках комплексного проекта «Система анализа и управления конфликтами и стабильностью» «Россия» – САУКС «Россия»

1. Территориально-временные рамки дестабилизирующего события 2. Форма дестабилизирующего события 3. Субъекты дестабилизирующего события 3.1. Неструктурированная масса 3.2. Групповой субъект 3.3. Организованный субъект Объединение Властные структуры 3.4. Восставшие 4. Характер дестабилизирующего события

2.1. Протест Демонстрация протеста Санкционированная Несанкционированная Марш протеста Голодовка Отказ от платежей Демонстрация, подавленная силами правопорядка Демонстрация, перешедшая в массовые беспорядки Массовые беспорядки Забастовка 2.2. Внутренний политический конфликт Вооруженное нападение Террористический акт Политическое покушение Захват заложников Диверсия

Позволяет построить гибкую систему индексов, динамику событий И позволяющих делать объективные заключения о наметившихся тенденциях, Отражающих общее состояние политической стабильности в том или ином регионе, А также их пороговые значения

Лежащих в основе более сложных и комплексных систем, решающих широкий круг задач по информационно-аналитическому обеспечению выработки и принятия решений Наиболее распространенным типом таких систем является Ситуационный анализ

1. Выявление участников политического процесса и неполитических субъектов, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом 2. Оценку уровней политического влияния и других ресурсов каждого из участников событий и поддерживающих их сил 3. Установление возможных стратегических союзов и тактических коалиций участников

4. Формирование сценариев развития событий и оценку характера реакции участников и субъектов политического процесса на те или иные сценарии развития политической ситуации 5. Формирования альтернативных вариантов действий и оценку вероятности их успеха 6. Формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учетом прогноза развития политической ситуации, а также средств и ресурсов для их реализации

Проблемная ситуация Среда ОбществоОпыт Система элементовСистема связей РесурсыУчастникиПозиции участников Ограничения Интересы участников Распределение сил Цели и задачи Варианты действия Стратегия действий

Задача – минимум: мониторинг политической ситуации, отслеживание изменений ее ключевых параметров Более сложная задача – осуществление прогноза ситуации, построение сценариев Задача максимум – на основе мониторинга и прогнозирования обеспечить формирование Комплексных стратегий управления как сегментами политического процесса, Так и процессом в целом.

Льюис Ричардсон служил в британской службе прогноза погоды, и оттуда ушел на Первую мировую войну. Опыт войны дал ему импульс – если бы политики предвидели события, они никогда бы не допустили подобной бойни. Ключом к началу войны он счет гонку вооружений, которую он видел как реактивный процесс: Действия одной стороны вызывают ответ другой, пока процесс не выйдет на эскалационную траекторию - война

Гонка вооружений объясняется, что государство Х ощущает военную угрозу от государства Y. Угроза формализуется в объеме военных расходов (Хt, Yt), которые имеют стороны Но государство несет бремя расходов по решению социальных проблем и не может перевести всю экономику на военные рельсы Есть прошлые обиды (g, d), влияюшие на общий уровень вооружений, a,b,k,m – вестовые коэффициенты X t+1 = kY t – aX t + g; X t+1 = mX t – bY t + d

Характер траектории, отражающий динамику гонки вооружений сторон за данный отрезок времени Стабильная гонка вооружение не представляет угрозы Режим эскалации ведет к войне В 1976 г. на основе модели Ричардсона провели анализ по 4 случаям гонки вооружений: СССР – США Индия – Пакистан, Израиль – Египет и Иран – Ирак с 1948 по 1973.

Только СССР – США стабильная траектория В остальных случаях – эскалация Индия – Пакистан и Израиль – Египет были вооруженные конфликты. Ирак-Иран – не было Но в 1980 г. – и здесь 8-летняя ожесточенная Ирано-Иракская война

Первые городские мосты