ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ Совет Безопасности Российской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
Advertisements

При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА Коновалов Алексей Михайлович – к.т.н., директор Центра «Мировой.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СО СТРАНАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА» 10 октября 2015 г. Исаков.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
26 сентября 2015 г. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И БИЗНЕСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЕКТНАЯ.
Транксрипт:

ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ Совет Безопасности Российской Федерации О ПРОЕКТЕ ДОКУМЕНТА

Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ во 2 квартале 2011 г. Проект вынесен на обсуждение научной и образовательной общественности с 1 по 30 августа 2011 г. (высказанные предложения и комментарии – на сайте Доработка проекта документа с учетом высказанных замечаний и предложений – сентябрь–октябрь 2011 г. Рассмотрение и утверждение документа на совместном заседании Совета Безопасности РФ и Совета по науке, технологиям, и образованию при Президенте РФ – IV квартал 2011 г. (дата пока не определена) КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ НАД ДОКУМЕНТОМ

ПРАВОВАЯ БАЗА ДОКУМЕНТА Конституция Российской Федерации Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года Концепция (стратегия) долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие правоотношения в сфере науки и технологий в РФ Положения Основ конкретизируются в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ и могут корректировать в рамках стратегического планирования в РФ Положения Основ учитываются при формировании государственной научно-технической, инновационной, промышленной, военно- технической политики, а также политики в наукоемких отраслях (в т.ч. при формировании программ фундаментальных исследований для государственных академий, представляющих собой инструмент размещения государственного заказа)

СУТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации, определяющим стратегическую цель, главные задачи государственной политики в области развития науки и технологий и основные направления деятельности по их этапному решению Основы предусматривают устойчивое развитие науки, технологий и образования в рамках реализации стратегических национальных интересов России в части отечественной фундаментальной и прикладной науки, в части технологий, внедряемых в реальном секторе экономики и вооруженных силах Основы способствуют реализации других государственных приоритетов устойчивого развития (повышения качества жизни населения, экономический рост, здравоохранение, культура, экология живых систем, рациональное природопользование

ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий является выход России к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами, и освоение в России 6-го технологического уклада ЗАМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ 1.Не ясно какими критериями определяется мировой уровень исследований и разработок. Сегодня по ряду направлений (в т.ч. входящих в число национальных приоритетов) российские ученые занимают лидирующие позиции в мире 2.Освоение 6-го технологического уклада (ТУ) в России до 2020 г. выглядит маловероятным и означает, что за неполные 10 лет страна должна «перешагнуть» через 5-й ТУ - Сегодня в США доля 6-го ТУ (в структуре валового объема промышленного производства) составляет 5%, 5-го – 60%, 4-го – 20% - В России сегодня доля 5-го ТУ – 10%, 4-го – более 50%, 3-го – 30% (Ист.: академик РАН Е.Н. Каблов, NanoWeek, , 99)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В проекте документа национальные научно-технологические приоритеты представлены в виде иерархической системы: 1. Направления развития фундаментальных научных исследований в Российской Федерации Определяются при координирующей роли РАН в порядке, определяемом Правительством РФ 2. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ и перечень критических технологий Определяются и корректируются в порядке, установленном Президентом РФ (при ведущей роли Совета по науке, технологиям и образованию) 3. Приоритетные направления регионального развития науки, технологий и техники Определяются и корректируются решениями руководителей субъектов РФ в контексте решения региональных задач

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ Повышение эффективности государственного участия в развитии фундаментальной и прикладной науки Активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере Обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах России

1.Стратегическая цель, научно-технологические приоритеты и главные задачи не согласованы между собой. Цель сформулирована с позиции обеспечения конкурентоспособности страны в мире. В основе выделения приоритетов лежит иерархический принцип; в основе задач – функциональный 2.«Множественность» приоритетов с их частичным перекрытием и дублирование, нарушение иерархии (порядок определения направлений фундаментальных исследований устанавливаются Правительством РФ, а технологических приоритетов – Президентом РФ, а не наоборот) 3.Отсутствует механизм согласования приоритетов между собой (хотя, следуя иерархическому принципу, они должны быть «встроены» один в другой) 4.В числе главных задач отсутствуют задачи, связанные с созданием системной нормативно-правовой базы в сфере науки и инноваций. Эта проблема тормозит интеграцию академической, вузовской, отраслевой науки и производства (127-ФЗ, 117-ФЗ), а также создает благоприятные условия для развития «научного посредничества» при конкурсном размещении госзаказов и девальвации научных знаний и разработок ( 94-ФЗ). ЗАМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ К СИСТЕМЕ ПРИОРИТЕТОВ И ЗАДАЧ

5.Отсутствуют задачи, связанные со стимулированием интеграционных процессов в академической, вузовской и отраслевой науке (например, создание центров инноваций и разработок при академических структурах; научно-инновационных центров, основанных на частно- государственном партнерстве и др.) 6.Отсутствуют задачи, связанные с повышением эффективности финансирования государственного сектора науки. В частности, еще в 2005 г. из структуры федерального бюджета изъята строка «финансирование исследований и содействие НТП». Сегодня фундаментальные исследования финансируются по разделу «общегосударственные расходы», а прикладные исследования – по разделу «национальная экономика» ЗАМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ К СИСТЕМЕ ПРИОРИТЕТОВ И ЗАДАЧ

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ Система стратегического планирования в РФ Российские фундаментальные научные школы, имеющие результаты мирового уровня Опыт реализации крупномасштабных наукоемких проектов Плодотворное взаимодействие академической науки с ведущими вузами страны Территориальные образования с высоким научным, инновационным и промышленным потенциалом Охрана и защита интеллектуальной собственности Международная социальная мобильность российских ученых высшей квалификации и международная научная и научно- производственная кооперация

ФАКТОРЫ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ Низкая результативность межведомственной координации исследований и разработок Отсутствие внутреннего спроса на результаты научной деятельности и низкая инновационная активность реального сектора Отсутствие эффективных механизмов трансфера результатов исследований и разработок Правовое несовершенство форм и механизмов частно- государственного партнерства Низкие темпы воспроизводства отечественных научных кадров Появление псевдо- и лженауки, наличие малорезультативных научных коллективов Низкий уровень публичности результатов научной деятельности Низкий социальный престиж научной работы Отток научно-технологический ресурсов для поддержания изношенных объектов российской промышленности, энергетики и транспорта

ЗАМЕЧАНИЯ К ФАКТОРАМ, ОСЛОЖНЯЮЩИМ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ 1.В числе перечисленных выше факторов отсутствует такой фактор, как «несовершенство и отсутствие системной нормативно-правовой базы в сфере науки и содействия научно-техническому прогрессу» 2.Отсутствует упоминание о неразвитости институтов венчурного финансирования научных и инновационных разработок 3.Не упомянуто также несовершенство системы управленческого и бухгалтерского учета результатов научной деятельности и нематериальных активов, несовершенство правовой базы амортизационной политики, отсутствие эффективной системы налогообложения РИД 4.Последний фактор можно рассматривать как фактор, наоборот, положительный, мотивирующий ускорение модернизации и внедрения достижений научно-технического прогресса в реальный сектор экономики (государство со своей стороны может стимулировать эти процессы разработав и внедрив соответствующие технические стандарты) В целом можно сказать, что факторы (как положительные, так и отрицательные) плохо ранжированы, отсутствует хотя бы поверхностная оценка их влияния и использования для выработки на их основе действенных механизмов решения поставленных задач

ЗАДАЧА 1 Повышение эффективности государственного участия в развитии науки и технологий Направление 4 – Передача части функций отраслевой прикладной науки вузовскому сектору. Весьма спорное и не имеющее достаточного обоснования направление, которое способно привести к полному исчезновению отраслевой науки Направление 7 – Разработка на основе программы фундаментальных исследований госакадемий наук единой программы фундаментальных исследований в РФ, включающей в т.ч. мероприятия по капитальному строительству и обновлению научного оборудования. Требуется конкретизация и оценка последствий. Без этого реализация данного направления может привести к развалу госсектора науки и открывает путь разного рода махинациям, «научному посредничеству» и коррупции Направление 14 – Развитие федеральной контрактной системы в части НИОКР путем систематизации гос. нужд в исследованиях и разработках. Отсутствует упоминание о необходимости совершенствования Закона 94-ФЗ применительно к НИОКР Решение данной задачи в проекте документа осуществляется по 24 направлениям деятельности. Некоторые из них требуют серьезной корректировки, в т.ч.:

ЗАДАЧА 2 Активизация инновационных процессов в экономике и соц. сфере Направление 2 – Организация внутреннего рынка интеллектуальной собственности. Для него отсутствуют правовые условия, рыночная инфраструктура и система управленческого учета, которые создать в сжатые сроки не представляется возможным Направление 6 – Организация и государственная поддержка на конкурсной основе «технологический платформ» и др. Для этого необходимо сначала разработать и внедрить систему новых технологических стандартов и создать систему контроля за их выполнением. При их отсутствии государственная поддержка будет необъективной и низкоэффективной Направление 14 – Формирование мерами антимонопольного, тарифного, технического регулирования мотивации компаний к инновационному развитию и технологической модернизации. Для повышения инновационной активности бизнеса прежде всего следует преодолеть «модель рентной экономики» и создать условия для долгосрочного кредитования, а указанные виды регулирования – это вторичные меры Решение данной задачи в проекте документа осуществляется по 21 направлению деятельности. Некоторые из них требуют серьезной корректировки, в т.ч.:

ЗАДАЧА 3 Обеспечение интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему Направление 2 – Обеспечение участия России в международных научных и научно-технических программах в качестве равноправного партнера. Для усиления данного направления необходимо не только участие, но и инициирование подобных программ со стороны России, построенных на основе реализации ее национальных интересов в сфере НИОКР Направления 3-6 – Содействие созданию на территории России международных научных организаций; содействие развертыванию в РФ международных лабораторий и передового научного оборудования. Данные направления могут быть дополнены конкретными механизмами создания международных научных центров на условиях долевого международного софинансирования (по аналогии с ЦЕРН) Решение данной задачи в проекте документа осуществляется по 10 направлениям деятельности. Некоторые из них требуют серьезной корректировки, в т.ч.:

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ, НЕСУЩИЕ В СЕБЕ УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ «Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП России доводится до уровня не менее 1,5%» Сегодня данный показатель в России составляет 1,24% Возникает вопрос: Возможно ли достичь поставленной крайне амбициозной стратегической цели, предполагающей освоение 6-го технологического уклада и выход на мировой уровень научных разработок, при увеличении госрасходов на науку лишь на 0,26%? За счет предполагаемого роста внебюджетных ассигнований предполагается довести долю внутренних затрат на исследования и разработки до 3%. Способен ли российский бизнес взять на себя объем финансирования науки в размере более 670 млрд. руб. в год? Чтобы в течение 10 лет выйти на уровень стран - технологических лидеров необходимо довести финансирование науки до уровня, как минимум, в 1,5- 2 раза превышающего долю затрат на исследования и разработки в ВВП этих стран. СПРАВКА: Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП стран - технологических лидеров составляет: в Швеции – 3,9%, США – 3,1%, Германии – 2,9%, Великобритании – 2,2%

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ, НЕСУЩИЕ В СЕБЕ УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ «В условиях интенсивного роста в России высокотехнологичного бизнеса развитие науки и технологий после 2015 года будет осуществляться с постепенным уменьшением прямого участия государственных органов и организаций, сокращением доли бюджетных затрат и передачей ряда функций по развитию гражданской науки предпринимательским структурам» В связи с этим положением возникают вопросы: 1. Тот же, что и на предыдущем слайде: Готов ли российский бизнес взять на себя ответственность за развитие науки? 2. Как будет финансироваться фундаментальная наука, которая для бизнеса прямого коммерческого интереса не представляет? Сегодня доля бюджетных затрат на гражданскую науку и разработки в России в 2-3 раза ниже, чем в странах – технологических лидерах. При еще большем ее снижении разрыв между Россией и этими странами увеличится, что никак не согласуется с поставленной в проекте документа стратегической целью СПРАВКА: В 2010 г. расходы на гражданскую науку и разработки в России составили 1,61% от расходной части бюджета. В США они стабильно составляют 5-6%, Великобритании – 3-4%, Франции – 6-7%, Германии – 4-5%

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ, НЕСУЩИЕ В СЕБЕ УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Готов ли российский бизнес взять на себя ответственность за развитие науки? Для повышения заинтересованности и мотивации бизнеса в инвестициях в науку необходима разработка и реализация системной экономической политики в России, направленной: Во-первых, на изменение «рентной модели» российской экономики (пока, к сожалению, она лишь усиливается; нет никаких предпосылок для снижения доли ТЭК в ВВП РФ, напротив его развитие рассматривается как важный фактор макроэкономической стабильности страны и поддержки курса национальной валюты) Во-вторых, развитие в стране рынка долгосрочного кредитования и венчурного (рискового) финансирования (что предполагает также совершенствование страхового рынка). Пока российская банковская система ориентирована на получение основного дохода в виде ренты от краткосрочных операций на рынке недвижимости и фондовом рынке, т.е. полностью отсутствует заинтересованность в финансировании инновационных проектов в реальном секторе экономики

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ Переход к 6-му технологическому укладу в России возможен при кардинальной смене подхода к управлению наукой и ее финансированию. Государством должны быть созданы меры и стимулы для того, чтобы инновационный процесс для бизнеса стал обязательным Формирование новой государственной научно-технической политики (а именно об этом идет речь в проекте документа, хотя прямо об этом не говорится) требует совершенствования нормативно-правовой базы в сфере науки, инноваций и образования (пока здесь нет системы; существует лишь набор законов и правовых актов, во многом несогласованных между собой) В проекте документа практически полностью упущены из вида вопросы, связанные с привлечением талантливой молодежи в науку и поддержкой (в т.ч. социальной) молодых ученых В проекте документа отсутствуют достаточные предпосылки и стимулы для интеграции академической, вузовской и отраслевой науки, которые должны отражаться, в том числе и в новых образовательных стандартах, не только учитывающих новейшие научные разработки, но и развитие и интенсивное использование в научно-образовательных целях объектов интеграции – НОЦ, ЦКП, базовых кафедр и др.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ В проекте документа отсутствуют (хотя бы наиболее общие) механизмы реализации поставленных целей и задач, а также механизмы согласования задач и действий различных ветвей органов государственной власти при реализации документа Проектом документа предполагается стимулирование инновационной деятельности через разработку и реализацию государственных программ в отраслях национальной экономики (С. 9) в то время, как отраслевой подход во внутренней экономической политике уже не используется (его правовая база также изменена и направлена на развитие территориального и межотраслевого подходов). Отраслевые программы должны быть заменены на разработку проектных инициатив «привязанных» к конкретным регионам (включающих в себя как проведение фундаментальных, так и прикладных исследований, создание на их основе инновационных продуктов). Примерами таких национальных проектных инициатив могут быть комплексные проекты освоения Арктических территорий, Восточной Сибири и Дальнего Востока В проекте документа так и не внесено ясности в механизмы формирования и отбора приоритетов научно-технологического развития страны (приоритетных направлений, критических технологий), не определено участие научного экспертного сообщества в этом процессе

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!