Занятие « Школы юного филолога » МОУ «СОШ 13 с УИОП»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор : учитель русского языка и литературы Свалова Наталья Александровна Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Advertisements

Подготовка к олимпиаде по русскому языку Занятие «Школы юного филолога» МОУ «СОШ 144»
Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка Занятие «Школы юного филолога» МОУ "СОШ 13 с УИОП"
Исконно русская и заимствованная лексика. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 8.
Омонимы. Паронимы. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 6.
Тема исследования Безударные гласные в корне слов. Авторы: Цыганенко Е.А. от имени ученика МОУ «Восточненская СОШ»
Этимология – это раздел лингвистики, который изучает происхождение слов.
Состав слова. План морфемного разбора
Мини-исследование Почему? Зачем? Когда? Где? Куда? Как?
Тест по русскому языку (повторение изученного в 5 и 6 классах)
Открытый урок «Подготовка к ГИА», 6 класс Ильичева Т.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ г. Москвы учебный год.
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
Местоимения во фразеологизмах. Урок русского языка. 6 класс. Учитель: Заворуева Л.А. Место урока в системе уроков по теме «Местоимение»: повторительно-обобщающий.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
1 В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) пахать 2) боюсь 2) боюсь 3) осень 4) каюта.
Выбери вопрос! Вопрос от писателя 10 С какой целью Игорь Северянин использует повтор выделенных звуков? Как называется этот приём? Морозом выпитые лужи,
Русский язык Оглушение и озвончение согласных Подготовила: Черная Ирина, Студентка 1 курса.
Ударение имён существительных Morfologie ruského jazyka 1 LS 2012/2013 Ksla, PdF UHK 2012.
Биография слова «Красота» 2010 год Выполнила ученица МКОУ «ЛСОШ 68» Федоричева Анна.
В каком слове сорок гласных? Сорока.
Транксрипт:

Занятие « Школы юного филолога » МОУ «СОШ 13 с УИОП»

Поставьте ударение в словах Баловать Каталог Баловать Каталог

Поставьте ударение в словах Менеджмент Рефери Еретик Менеджмент Рефери Еретик

Поставьте ударение в словах Диспансер Жалюзи Закупорить Диспансер Жалюзи Закупорить

Поставьте ударение в словах Танцовщицы Красивее Ассиметрия Подсадная утка Танцовщицы Красивее Ассиметрия Подсадная утка

Поставьте ударение в словах Поимка преступника Разогнутый Сосредоточение Украинский Христианин Поимка преступника Разогнутый Сосредоточение Украинский Христианин

Являются ли этимологически родственными : пятка – пятно ? Являются Пятка – от пята « нога » Пятно от пята – буквально « след от ноги »

Являются ли этимологически родственными : сад – сажа, и сало – сальный ? Сад и сажа – этимологически родственные. Сад – исходно « насаждения », производное от « садити » - буквально « заставлять сесть » Сажа от садити – буквально « то, что насело » Слова сало и сальный не являются этимологически родственными. Сало ( общеслав.) – от садить, сесть. Буквально « то, что насело » ( мясо ) Сальный – сближение с франц. Sale – « грязный, неприличный ».

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными : вещь – вещать – весть – невеста – ведать – ведьма – вести ? Этимологически родственными являются : Весть – от основы ведать – « знать » ( ведь – « знания ») ДТ / Д / СТ Ведьма от ведать с помощью суффикса МА Невеста – первоначально « знающая, ведающая ». НЕ – отрицательная частица, поэтому второе значение слова « неизвестная, незнакомая » Вести – родственное слов к « идти » Вещь и вещать не этимологически родственные

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными : напёрсток – перст – наперсник – перо ? Напёрсток – на персте – « на пальце » Перст ( общеслав.) – буквально – « то, чем заканчивается верхняя часть ладони » Перо и наперсник не этимологически родственные

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными : лукоморье – лукавый – луковица – излучина – лукошко – луг – лужа ? Этимологически родственные : Лукоморье – излучина. Лукоморье = « лука моря » ( то есть « изгиб моря ») Излучина – излука – « изгиб ». Лука – извилина. К / Ч Луг – буквально « низкое, вогнутое место Лужа произошло от луга – « трясина » Г / Ж Лукавый – можно объяснить как « гнущийся » Лукошко от слова « лук » в значении лука – изгибающиеся ветки Луковица не этимологически родственное

Укажите различия в значении слов : лирический – лиричный. Лирический – относящийся к лирике Лиричный – обладающий лиричностью

Укажите различия в значении слов : эффективный – эффектный. Эффективный – действенный Эффектный – производящий эффект, яркий, запоминающийся

Укажите различия в значении слов : экономный – экономический – экономичный. Экономный – бережливы Экономический – относящийся к экономике Экономичный – создающий возможность сэкономить, сберечь, сохранить

Укажите различия в значении слов : главный - заглавный Главный – основной, ведущий Заглавный – одноимённый с заглавием

Составьте словосочетания со словами - паронимами : желанный - желательный Желанный гость – желательно сделать

Постройте словообразовательные цепочки из данных слов : глазок, глаз, глазной, глазница, глазастый, глазеть, сглазить, узкоглазый Глаз - ок Глаз - аст - ый Глаз - е - ть глаз С - глаз - и - ть Узк - о - глаз - ый Глаз – глаз - н - ой – глазн - иц - а

Объясните, почему после Ж, Ш всегда, а после Ц почти всегда пишется буква И, хотя произносится звук Ы. В современном языке после Ж, Ш всегда пишется И. Такое написание называется традиционным. В древнерусском языке Ж и Ш были мягкими. Буква И пишется в большинстве слов после Ц, так как этот звук в древнерусском языке был мягким.

Почему местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением СВОЙ ? Местоимения ЕГО ( ОН ), ЕЁ ( ОНА ), ИХ ( ОНИ ) могут являться формами косвенных падежей личных местоимений, а также выступать в роли притяжательных местоимений, и в этой роли они синонимичны местоимению СВОЙ.

Слово КАРАКУЛИ А ) заимствовано из латинского языка Б ) Заимствовано из арабского языка В ) Заимствовано из тюркского языка Г ) является исконно русским Заимствовано из тюркских. Каракол = КАРА « чёрная » + кол « рука » На тюркское происхождение указывает согласование гласных и открытость слога.

Выделите основы и окончания в следующих словах : Метро, налево, село, ухо, около, счастливо ( дитя ), счастливо, путь, спать, вспять, кровать, пусть, хоть, взять. Метро, налево, село, ухо, около, счастливо ( дитя ), счастливо, путь, спать, вспять, кровать, пусть, хоть, взять.