Тема 1. Приоритеты многостороннего сотрудничества Республики Беларусь в международных организациях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СНГ И ДРУГИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
Advertisements

1 Республика Казахстан, 2009 г. О процессе формирования Таможенного союза.
Подготовила Студентка 4 курса 6 группы Кривецкая Маргарита Георгиевна Минск, 2015.
Таможенный союз Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации 1.
Особенности формирования и развития ЕврАзЭС. ЕврАзЭС Евразийское экономическое сообщество международная экономическая организация, созданная с целью формирования.
БЕЛАРУСЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ. Беларусь в интеграционных объединениях Одним из направлений внешнеполитической деятельности Республики Беларусь.
Классный час. История создания и основные этапы развития 8 декабря 1991 года – в Беловежской пуще (Белоруссия) руководители России – Президент Б.Ельцин.
Узбекистан – ООН: сотрудничество во имя мира и стабильного развития Как Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун 11 июня прибыл.
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ЕДИНЫЙ УРОК разработала: зам. директора по ВР Ульянова Н.И.
Беларусь в интеграционных объединениях Выполнил студент 4 курса 6 группы Корзунов В.С.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА Министр экономического развития Российской Федерации НАБИУЛЛИНА Эльвира.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Бойцов Василий Борисович.
Унификация и упрощение таможенного контроля в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) Сергей Н. БЕЛОУСОВ, Советник-секретарь Постоянной комиссии.
Основные принципы формирования и функционирования таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Таможенный кодекс таможенного союза. Особенности таможенного.
Москва, 27 ноября 2013 Евразийская экономическая интеграция: современное состояние и перспективы.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Круглый стол: «Гуманитарные проблемы и правовые основы применения силы» ВЫСТУПЛЕНИЕ советника Управления проблем военной безопасности Секретариата Организации.
« Энергией творчества молодежи строим достойное будущее »
Формирование таможенного союза Белоруссия, Казахстан, Россия: последствия для торгово- экономических связей с зарубежными странами.
ОБЗОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СООТВЕТСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ РЕЗОЛЮЦИЯМИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН ПО.
Транксрипт:

Тема 1. Приоритеты многостороннего сотрудничества Республики Беларусь в международных организациях

Вопросы 1. Приоритеты многостороннего сотрудничества Республики Беларусь в международных организациях 2. Беларусь в ООН. Инициативы Беларуси в ООН 3. Сотрудничество Беларуси с организациями постсоветского пространства 4. Сотрудничество Беларуси с европейскими организациями

Членство Беларуси в международных организациях Глобальные, универсальные организации (ООН, Движение неприсоединения, Межпарламентская ассамблея) Европейские региональные организации (ОБСЕ, неинституциональное сотрудничество – ЕС, Совет Европы, НАТО (СЕАП и «Партнерство ради мира») Европейские субрегиональные организации (ЦЕИ, статус наблюдателя – ЗЧЭС, СГБМ) Организации постсоветского пространства (СНГ, Союзное государство, ЕврАзЭс, Таможенный союз и ЕЭП, ОДКБ)

Регулирование сотрудничества с международными организациями Постановление Совета Министров Республики Беларусь 30 октября 2002 г «О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями» Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. 60-З "Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики» КОНЦЕПЦИЯ национальной безопасности Республики Беларусь, утверждена Указом Президента Республики Беларусь , 575

1.Приоритеты многостороннего сотрудничества Республики Беларусь в международных организациях (1) КОНЦЕПЦИЯ национальной безопасности Республики Беларусь, утверждена Указом Президента Республики Беларусь , 575 проведение последовательной и сбалансированной многовекторной внешней политики, основанной на принципах взаимоуважения, равенства и партнерства, невмешательства в дела суверенных государств; сохранение глобальной роли ООН и Совета Безопасности ООН в обеспечении международной стабильности и безопасности; продолжение последовательного курса в сфере ядерного разоружения, участие в режимах нераспространения, в выполнении посреднических функций при урегулировании конфликтов, миротворческой деятельности под эгидой ООН;

Приоритеты многостороннего сотрудничества Республики Беларусь в международных организациях (2) активное участие Республики Беларусь в деятельности ОБСЕ, содействие устранению дисбалансов в ее функционировании, последовательное укрепление институциональных основ данной организации; формирование полноценного, без искусственных изъятий и ограничений, эффективного и взаимовыгодного таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС; активизация деятельности Республики Беларусь по расширению участия во взаимовыгодных инициативах и проектах в рамках ключевых субрегиональных организаций: Содружества Независимых Государств, Центральноевропейской инициативы, Организации Черноморского экономического сотрудничества, Совета государств Балтийского моря и других;

Приоритеты многостороннего сотрудничества Республики Беларусь в международных организациях (2а) сохранение и укрепление основ Союзного государства, реализация имеющегося конструктивного потенциала стратегического партнерства с Российской Федерацией; развитие полноформатных отношений с государствами Европейского союза, поддержание активного диалога с ЕС по всему спектру вопросов, представляющих взаимный интерес, с перспективой заключения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а также отмены дискриминационных мер в отношении белорусского государства

Регулирование сотрудничества МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств -участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) Международная организация уголовной полиции Международная организация по миграции Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев

Регулирование сотрудничества с МО МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Всемирная организация здравоохранения МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ Внутриевропейская организация налоговых администраций МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ Межгосударственный совет по промышленной безопасности Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера Международный технический комитет по предотвращению и тушению пожаров

2. Беларусь в ООН. Инициативы Беларуси в ООН (1) Организация Объединенных Наций, ООН1945 г.Организация Объединенных Наций Программа развития ООН, ПРООН1965 г.Программа развития ООН Программа ООН по окружающей среде, ЮНЕП1975 г.Программа ООН по окружающей среде Европейская экономическая комиссия, ЕЭК ООН1947 г.Европейская экономическая комиссия Комиссия ООН по разоружению 1978 г.Конференция ООН по разоружению 1996 г. Конференция ООН по торговле и развитию, ЮНКТАД1962 г.Конференция ООН по торговле и развитию Фонд ООН для развития в интересах женщин, ЮНИФЕМ1973 г. Фонд ООН в области народонаселения, ЮНФПА1969 г.Фонд ООН в области народонаселения Детский фонд ООН, ЮНИСЕФ1953 г.Детский фонд ООН Международное агентство по атомной энергии, МАГАТЭ1957 гМеждународное агентство по атомной энергии Международная организация по миграции, МОМ2005 г.Международная организация по миграции Всемирная торговая организация, ВТО1993 г., статус наблюдателяВсемирная торговая организация

2. Беларусь в ООН. Инициативы Беларуси в ООН (2) Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО1954 г.Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Всемирная организация здравоохранения ВОЗ 1946 г., 1992 г.Всемирная организация здравоохранения Всемирная метеорологическая организация ВМО1948 г. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных НацийФАО2005 г.Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций Всемирная организация интеллектуальной собственностиВОИС1967 г.Всемирная организация интеллектуальной собственности Международная организация труда МОТ1954 г.Международная организация труда Организация Объединенных Наций по промышленному развитиюЮНИДО1985 г.Организация Объединенных Наций по промышленному развитию Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1951 г.Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев Международный валютный фонд МВФ1992 г.Международный валютный фонд Группа Всемирного банка:Международный банк реконструкции и развитияМБРР1992 г.Международная финансовая корпорацияМФК1992 г.Международное агентство по гарантиям инвестиций МАГИ1992 г.Международная ассоциация развития МАРне явл. членомМеждународный центр по урегулированию инвестиционных споров 1992 г.Группа Всемирного банка:Международная финансовая корпорация

2. Беларусь в ООН. Инициативы Беларуси в ООН (3) 1946 «О выдаче и наказании военных преступников 1959 резолюция о международном поощрении научных исследований в области раковых заболеваний резолюция о неприменении срока давности к военным преступлениям и военным преступникам году резолюция об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и социального прогресса 1990 принята резолюция Укрепление международного сотрудничества и координации усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы 1997 по инициативе Президента Беларуси А.Лукашенко в столице нашей страны г.Минске состоялась Международная конференция по устойчивому развитию стран с переходной экономикой. Впервые на международном уровне был принят итоговый документ, определяющий перспективы устойчивого развития стран с переходной экономикой Беларусь была первым государством из ядерных преемников бывшего Советского Союза, которое присоединилась к ДНЯО, ратифицировало Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СТАРТ-1) и Лиссабонский Протокол. В 1995 году подписано Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ. В 1996 году в Беларуси была создана государственная система по учету, контролю и физической защите ядерного материала. Беларусь добровольно отказалась от обладания ядерным оружием и завершила его вывод со своей территории в конце 1996 года. Беларусь стала участником всех основных соглашений в области нераспространения, таких как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), Конвенция о запрещении химического оружия (КЗХО), Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия инициатива Президента Республики Беларусь о признании ценности многообразия путей прогрессивного развития наций

Беларусь в ООН. Инициативы Беларуси в ООН (4) 2000 резолюция «Меры, которые должны быть предприняты против расизма, политических платформ и деятельности, основанных на доктринах превосходства, в основе которых лежат расовая дискриминация или этническая исключительность и ксенофобия, включая, в особенности, неонацизм». 2006, 2008 приняты проекты резолюций Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми На 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Беларусь инициировала успешное принятие резолюции Поощрение равноправного и взаимоуважительного диалога по правам человека С 2001 года Беларусь проводит конструктивное взаимодействие с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН, осуществляющим контроль за выполнением государствами–членами ООН обязательств по резолюции 1373(2001) и другим резолюциям Совета Безопасности ООН о мерах по борьбе с терроризмом. Беларусь является участником всех 12 существующих конвенций и протоколов по вопросам борьбы с терроризмом, принятых под эгидой ООН Одним из наиболее ярких и значимых событий в области международного сотрудничества явилось присоединение Беларуси к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата инициатива под эгидой ООН международный механизм обеспечения доступности для всех государств современных передовых технологий использования новых и возобновляемых источников энергии. В 2008 году Беларусь приняла активное участие в формировании в ООН новой категории стран стран со средним уровнем дохода инициатива по межрелигиозному диалогу и сотрудничеству на благо мира

3. Сотрудничество Беларуси с организациями постсоветского пространства Содружество Независимых Государств, СНГ, 1991 г.Содружество Независимых Государств Союзное государство, СГ, 1996 г.Союзное государство Евразийское экономическое сообщество, ЕврАзЭС, 2000 г.Евразийское экономическое сообщество Таможенный союз и Единое экономическое пространство, ЕЭП, 2003 г.Таможенный союз и Единое экономическое пространство Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ, 2002 г.Организация Договора о коллективной безопасности

Содружество Независимых государств (СНГ) 8 декабря 1991 года в Вискулях руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря1991, Алма-Атинская Декларация о создании СНГ (главы одиннадцати государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) 1993 Устав СНГ Приоритеты Беларуси в СНГ: Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса Правила определения страны происхождения товаров (утверждена главами правительств 20 ноября 2009 г.), которая позволяет значительно упорядочить деятельность торгово- промышленных палат и организаций, уполномоченных выдавать сертификат о происхождении товара, таможенных органов государств Содружества Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в сфере энергетики год ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов; Год науки и инноваций Программа совместных действий по борьбе с ВИЧ/СПИД Работа над проектом Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о статусе Экономического суда СНГ. Республика Беларусь выступила за расширение компетенции Экономического суда. В настоящее время сторонами рассматривается вопрос о наделении Экономического суда СНГ полномочиями по рассмотрению споров в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации. 28 мая 2009

Целесообразность участия Беларуси в СНГ обусловливается следующими факторами: Содружество является важной диалоговой площадкой для обсуждения (в том числе и в узком формате) не только проблематики многостороннего сотрудничества, но и решения вопросов двусторонних отношений; в СНГ сохранено технологическое единство транспортной и энергетической инфраструктур, которые работают по унифицированным правилам; в рамках Содружества действуют 72 отраслевых органа. Анализ их работы свидетельствует о том, что большинство из них являются эффективным механизмом многостороннего сотрудничества, способствуют координации совместных действий в жизненно важных отраслях экономики, в социальном развитии, военном сотрудничестве, борьбе с преступностью и терроризмом и т.д.; реальные плоды приносит сотрудничество в гуманитарной сфере; при активном участии Республики Беларусь вошло в практику проведение форумов творческой и научной интеллигенции государств – участников Содружества, молодежных Дельфийских игр и мероприятий в рамках объявляемых в СНГ годов гуманитарной тематики.

Союзное государство 2 апреля (день Единения) 1996 года стороны подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, 2 апреля 1997 года – Договор о Союзе Беларуси и России и, наконец, 8 декабря 1999 года – Договор о создании Союзного государства и Программу действий по реализации его положений. Приоритеты Беларуси: обеспечение равных прав субъектам хозяйствования и граждан государств- участников, формирование единого экономического и таможенного пространства, на котором применяются единые ставки таможенных пошлин, единые таможенные режимы, единый порядок таможенного оформления и контроля, унифицикация законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств- участников и т.д. обеспечение равных прав граждан Беларуси и России. Практически решены вопросы, связанные с обеспечением равных прав белорусов и россиян на участие в хозяйственной деятельности, получение образования, обмен жилыми помещениями, трудоустройство и оплату труда, получение медицинской помощи, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) 6 января 1995 г. - Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Соглашение о Таможенном союзе. 20 января 1995 г. к указанному соглашению присоединился Казахстан. 29 марта 1996 г. Республика Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В феврале 1999 года к Договору об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях присоединился Таджикистан. 26 февраля 1999 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. 10 октября 2000 г. в Астане Президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). ( С мая 2002 года Молдова и Украина, с апреля 2003 года Армения обладают статусом наблюдателя при ЕврАзЭС. В январе 2006 года к Договору присоединился Узбекистан.

Приоритеты развития ЕврАзЭс: Формирование таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (2006, Россия, Беларусь, Казахстан) В декабре 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на годы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Он предусматривает разработку и подписание в течение двух лет, к 1 января 2012 года, 20-ти международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП. В целях своевременного выполнения этого Плана утверждён Календарный план формирования правовой базы ЕЭП на годы, предусматривающий разработку, принятие и введение в действие первого пакета из 14 соглашений до 1 июля 2011 года, и второго пакета из 6 документов по ЕЭП - до 1 января 2012 года. В настоящее время ведётся работа по согласованию на высоком уровне первого пакета документов, которые затрагивают главным образом сферы проведения согласованной экономической политики, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, конкуренции, государственных закупок, услуг и инвестиций, предоставления субсидий, свободы движения капитала, миграционной политики, технического регулирования. Эксперты Сторон приступили также к рассмотрению проектов документов второго пакета, которые касаются вопросов взаимодействия в энергетическом секторе и доступа к услугам естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Планируется, что согласование и подготовка к подписанию всех проектов документов по ЕЭП должны быть завершены до 1 января 2011 года, а их ратификация и введение в действие - в 2011 году.

Единое экономическое пространство и Таможенный союз Единое экономическое пространство (2009, завершить к 2012 году) регулирование государственных закупок; Торговля услугами; инвестиционная деятельности; развитие общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа; техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; доступ к услугам естественных монополий в сферах транспортировки газа по газотранспортным системам, телекоммуникаций, железнодорожного транспорта; противодействие нелегальной трудовой миграции из третьих государств.

Таможенный союз Беларуси, России, Казахстана Создан 1 января 2010 года (членство в ВТО???) В ходе заседания ВОТС 27 ноября 2009 г. в г. Минске главами государств Беларуси, Казахстана и России приняты ключевые решения необходимые для обеспечения начала функционирования таможенного союза: принят Договор о Таможенном кодексе таможенного союза и утвержден План мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза; утверждены Единый таможенный тариф и Товарная номенклатура таможенного союза, а также иные документы, необходимые для осуществления государствами – участниками таможенного союза единой таможенно-тарифной и нетарифной политики в отношении товаров, происходящих из третьих стран; Комиссии таможенного союза переданы полномочия в сфере таможенно- тарифного и нетарифного регулирования; определено, что решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах – участниках таможенного союза; утверждено Положение об Экспертном совете в рамках таможенного союза.

Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ) ОДКБ создан в 2003 году на базе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан сугубо оборонительную направленность военной политики государств-участников, при этом приоритет при урегулировании и предотвращении возможных конфликтов отдан политическим средствам и возможностям. По своему содержанию ОДКБ является, прежде всего, фактором военно-политического сдерживания. Государства-участники Договора не рассматривают ни одно из государств мира в качестве потенциального противника Ст.4 Договора - агрессия против одного из государств-участников должна рассматриваться как агрессия против всех государств-участников ДКБ. В порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН «в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами». Задачи ОДКБ: обеспечение национальной и коллективной безопасности, углубление военно-политического взаимодействия и интеграции, координация внешнеполитических позиций по международным и региональным проблемам безопасности, становление многосторонних механизмов сотрудничества, включая военную составляющую, развитие взаимодействия в противодействии современным вызовам и угрозам безопасности, таким как международный терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция, международная организованная преступность, осуществление военно-технического сотрудничества (ВТС), постконфликтное обустройство Афганистана.

ВЫВОДЫ (1) На постсоветском пространстве неоднократно создавались организационные структуры, имеющие своей целью обеспечение создания тех или иных форм интеграции, среди них: Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Беларуси, Евразийское Экономическое сообщество, ГУАМ, Организация «Центрально-Азиатское сотрудничество», Единое Экономическое Пространство России, Беларуси, Украины и Казахстана. Большинство государств-членов СНГ участвуют в нескольких организационных структурах интеграции помимо СНГ. Основные цели деятельности и задачи организационных структур интеграции государств- участников СНГ схожи. Структура органов, порядок их формирования и принятия решений интеграционных структур на постсоветском пространстве в значительной мере единообразны. Множественность в значительной мере дублирующих друг друга структур интеграции является следствием длительного поиска правовых форм интеграции, которые смогли бы соответствовать интересам всех участников. Следствием являются неудовлетворительно низкие темпы интеграционного процесса на постсоветском пространстве, коллизии и несоблюдение государствами договоров и соглашений, регулирующих вопросы региональной и субрегиональной интеграции. Еще одной причиной невысоких качественных показателей интеграционного процесса на территории является переоценка возможностей европейского опыта интеграции. На наш взгляд, социально-политический и экономический контекст интеграции на постсоветском пространстве делает неприемлемым прямое копирования правовых моделей интеграции в Европейском Союзе.

ВЫВОДЫ (2) Особенностью Соглашения о формировании ЕЭП России, Беларуси, Украины и Казахстана, является юридическое оформление асимметричной (разноуровневой и разноскоростной) интеграции сторон (ст. 5 Соглашения). На наш взгляд, факт множественности интеграционных формирований на территории СНГ, равно как и право участия в подобных образованиях не формирует правовой модели разноуровневой и разноскоростной интеграции, так как является проявлением общей -гравосубъектности государств. Государства СНГ, не изменяя объем их современных международно-правовых обязательств, должны включиться в единую организационную структуру. Кроме того, уже созданная и действующая структура органов СНГ могла бы стать эффективным инструментом реализации модели разноуровневой разноскоростной интеграции.

4. Сотрудничество Беларуси с европейскими организациями Европейский союз, ЕС Европейский союз Организация Североатлантического договора, НАТООрганизация Североатлантического договора Совет Европы,СЕСовет Европы Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ1992 г.Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ1992 г.Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе Европейский банк реконструкции и развития, ЕБРР, 1992 Центрально-европейская Инициатива, ЦЕИ, 1996 г.Центрально-европейская Инициатива Организация Черноморского экономического сотрудничества, ОЧЭС, 2005 г. ст. наблюдателяОрганизация Черноморского экономического сотрудничества Cовет государств Балтийского моря, СГБМ, 2009 г. ст. наблюдателя Cовет государств Балтийского моря