Тема1 Это раздел профилактической медицины, изучающий: Условия среды обитания и деятельности детей, ее влияние на здоровье и функциональное состояние растущего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы определения и оценки физического развития Вопрос 2.
Advertisements

Исполнитель: ученица 11 класса МОУ «СОШ 10» Торопова Юлия Владимировна Руководитель: учитель биологии в МОУ «СОШ 10» Свистунова Людмила Константиновна.
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МОУ «КУГЕСЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»
ПРИЕМЫ САМОКОНТРОЛЯ. Для того чтобы занятия физическими упражнениями приносили только пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролировать.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ СТУДЕНТОВ НовГУ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЗДОРОВЬЯ.
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Динамика и особенности физического развития дошкольников г. Челябинска – промышленного центра Южного Урала кафедра пропедевтики детских болезней и педиатрии.
Социальная медицина как наука Каф. социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Ассистент Смеянова О.И.
Здоровье как состояние и свойства организма. Уровни здоровья Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Групповое здоровье – здоровье социальных.
Понятие «Осанка» ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами.
От теории онтогенеза к оценке физического развития (уровня здоровья) Научная основа Программы «Ваше здоровье – в Ваших руках» Проф. Г.Л.Апанасенко.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Однако статистика показывает, что в первый класс приходят.
Здоровье Здоровье состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие.
НАРУШЕНИЕ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Сколиоз.
Формирование осанки Подготовила ученица 11 класса «А» Харисова Римма.
Выходные с пользой для здоровья КОШИ р\п МАГНИТКА Гр. 7 А.В.Поспелов 2015.
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Гигиена как наука, Предмет, содержание, задания гигиены, История развития гигиены Проф. Кашуба Н.А.
Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. На уроке мы познакомимся: На уроке мы познакомимся: с особенностями развития подросткового.
Транксрипт:

Тема1

Это раздел профилактической медицины, изучающий: Условия среды обитания и деятельности детей, ее влияние на здоровье и функциональное состояние растущего организма, разрабатывающим научные основы и практические меры, направленные на укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятное развитие ребенка. Это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании человека с гармоничным развитием духовных и физических сил. Это дисциплина которая интегрирует гигиенические нормы и опыт сан.эпид службы применительно к растущему организму с учетом его возможности и потребности на данном этапе онтогенеза

Объект изучения гигиены –здоровье детей и подростков, т.к они длительно находятся в своеобразных условиях среды. Цель гигиены- обосновать и разработать санитарно-гигиенические условия воспитания и обучения,комплекс оздравительных мероприятий способствующих укреплению здоровья и физического развития детей и подростков. Задачи - не нарушая естества обусловленные природой растущего организма, целенаправленно воздействовать средой на воспитание здорового человека,совершенствовать его функциональные и физческие возможности.

1. Метод естественного гигиенического эксперимента(влияние естественного освещения на детей) 2. Метод лабораторных экспериментов (доказательная)(дополнить и уточнить данные полученные в естественных условиях) 3. Метод гигиенических наблюдений(позволяет исследовать как среду, так и реакции растущего организма на различные факторы в конкретных условиях) 4. Санитарно – статистический метод.(данный метод применяют при изучении состояния детей и подростков) 5. Математические прогнозирования(метод риска)

1.состояние здоровья и физического развития детей и подростков. 2.гигиена учебного процесса в детских и подростковых организациях. 3.Гииеничские основы физического воспитания детей и подростков. 4.Гигиена трудовой деятельности. 5.Санитарное благоустройство детских и подростковых организаций.

Снижение смертности. Улучшение демографических показателей в развитых странах. Увеличение рождаемости. Увеличился уровень заболеваемости (подростки 10%,дети на 18%) Снизился уровень жизни Ухудшение психического развития Увеличение аллергических патологий. Снижение инфекционных заболеваний.

Рассматривается как статистическое понятие, характеризуется: 1. Комплексом медико-демографических показателей(смертность/рождаемость) 2. Показателями заболеваемости(остр./хр.) 3. Показателями инвалидности. 4. Уровнем физического развития и степенью ее гармоничности. Рассматривается как статистическое понятие, характеризуется: 1. Комплексом медико-демографических показателей(смертность/рождаемость) 2. Показателями заболеваемости(остр./хр.) 3. Показателями инвалидности. 4. Уровнем физического развития и степенью ее гармоничности.

Это многомерный динамический процесс приспособления к меняющимся условиям окр.среды., это такое состояние структуры, функции и адаптационных резервов,которые обеспечивают человеку жизнь в данное время, в данной конкретной среде. ЗДОРОВЬЕ (Мин. Зд.РФ) – такая форма жизнедеятельности, которая обеспечивает необходимое качество жизни и максимальное в данных условиях ее продолжительность. Это многомерный динамический процесс приспособления к меняющимся условиям окр.среды., это такое состояние структуры, функции и адаптационных резервов,которые обеспечивают человеку жизнь в данное время, в данной конкретной среде. ЗДОРОВЬЕ (Мин. Зд.РФ) – такая форма жизнедеятельности, которая обеспечивает необходимое качество жизни и максимальное в данных условиях ее продолжительность.

50%- образ жизни 23%-ф-ры окр.ср 17%-наследственность 10%-медико-санитарная помощь Делятся на: 1) Биологические -возраст матери -состояние здоровья матери -отклонения (антро-, интро-, постнатальные) -масса ребенка 2) Социальные -площадь квартиры -доход семьи -образование родителей -режим дня 50%- образ жизни 23%-ф-ры окр.ср 17%-наследственность 10%-медико-санитарная помощь Делятся на: 1) Биологические -возраст матери -состояние здоровья матери -отклонения (антро-, интро-, постнатальные) -масса ребенка 2) Социальные -площадь квартиры -доход семьи -образование родителей -режим дня

1)Это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития. 2)Процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития. *Показатели физического развития детей и подростков отражают уровень благосостояние народа и являются объективным критерием состояния здоровья детей и подростков, отрожая запас физических сил, выносливость и дееспособность организма.

Биологического развития Динамики развития роста Телосложения Мышечной силы Работоспособности Наличие жировых отложений Половым развитием Двигательным развитием Вес Социальные условия Питание Окружающая среда Наследственность Медико-санитарная помощь

Чем моложе организм,тем интенсивнее его рост и развитие. Процесс роста и развития протекают неравномерно,каждому возрастному периоду свойственны определенные анатома - физиологические особенности Протекание роста и развития по половым признакам.(два перекреста у девочек и мальчиков) Чем моложе организм,тем интенсивнее его рост и развитие. Процесс роста и развития протекают неравномерно,каждому возрастному периоду свойственны определенные анатома - физиологические особенности Протекание роста и развития по половым признакам.(два перекреста у девочек и мальчиков)

1. Эндогенность (рост и развитие осуществляется по законам наследственной программы) 2. Необратимость 3. Цикличность (периоды активации и торможение роста) 4. Постепенность 5. Синхроность (рост и старение совершаются относительно одновременно) 1. Эндогенность (рост и развитие осуществляется по законам наследственной программы) 2. Необратимость 3. Цикличность (периоды активации и торможение роста) 4. Постепенность 5. Синхроность (рост и старение совершаются относительно одновременно)

Проведение исследований в первую половину дня Исследование точно выверенного инструментария Единообразие приемов исследования Соблюдение антропометрических точек В благоприятных климатических условиях.

1) соматометрические -длина тела,рост,вес,окружность грудной клетки… 2) соматоскопические - состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно- жировой клетчатки, состояние опорно двигательного аппарата, степнь полового созревания. 3) физиометрия - жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина АД, 4)СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ.

Измерение роста: Деревянный ростомер Металический антропометр. Ошибка при измерении роста не должна привышать 0.5 см

Медицинские весы *взвешивают натощак, без одежды и обуви.

Стальная рулетка Сантиметровая лента ****Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха.

Жироотложение: Толстотный циркуль. Измерение толщины жировой складки на животе и под лопаткой. Средним считают жироотложение при толщине складки то 1 до 2 см.

Костяк: 3 типа: 1)тонкий(узкие плечи и грудная клетка, малые размеры кисти рук) 2)коренастый(широкие плечи и грудная клетка, большие кисти рук) 3)промежуточный

Форма грудной клетки: 1) цилиндрическая (равномерно развита в верхнем и нижнем отделах, подгрудиный угол округлой формы и по величине приближается к 90 градусам, передняя грудинная линия округлая.) 2) коническая (сужение в верхней части, расширение в нижней, более широкий и выступающий вперед нижний отдел по сравнению с верхним отделом, подгрудинный угол более 90 градусов, передняя грудинная линия сверху прямая, снизу округлая, ребра имеют горизонтальное расположение). 3) плоская (удлиненная и уплощенная грудная клетка, подгрудинный угол сужен,он менее 90 градусов, ребра косо-нисходящие, передняя грудинная линии прямая) 4) смешанная 5) рахитическая 6) бочкообразная

Позвоночник: 1)нормальный 2)лордотический ( малый шейный и резко выраженный поясничный изгиб, живот выпячен, верхняя часть туловища наклонена назад) 3)кифотический (увеличение шейного и пояничного изгиба, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед.) 4)сутуловатая(увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены) 5)выпрямленная (сглаживание обоих изгибов) Номальный позвоночник в сагитале имеет s образную форму. Шейная и поясничная кривизна обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад.

Позвоночник: К деформациям относится: Право и левосторонние сколиозы разной степени. 1 степень- слабовыраженная ассиметрия плеч, лопаток. 2 степень- устойчивое искривление вправо или влево, наличие компенсаторных мышечных валиков 3 степень -глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки.

Форма ног: 1)нормалная 2)х-образная(вальвусная) 3)о-образная(варусная)

Методика: А.на середине пятки В. на середине основания большого пальца С.межу большим и вторым пальцем ПРОВОДИМ 2 ЛИНИИ 1.МЕЖДУ А и В 2 МЕЖДУ А и С Оцениваем : 1.Если две линии не заходят за пределы отпечатка -нормальная стопа 2.Если латеральная линия располагается по краю отпечатка,а медиальная за ее пределами- уплощенная стопа 3.Если две линии располагаются на отпечатке стопы- плоская стопа

Плантография 1)Номальная(сводчатая)(перешеек до 50%) 2)Уплощенная.(перешеек от 50-60%) 3) Плоская стопа(более 60 %)

10-11 лет у мальчиков Последовательность развитие половых признаков: 1)Изменение тембра голоса 2)оволосенение лобка 3)увеличение щит.хряща гортани 4)оволосение подмышечных впадин и лица лет у девочек Последовательность развития половых признаков: 1)развитие молочных желез 2)оволосение лобка 3)оволосение подмышечных впадин. 4)сановление менструальной функции

Жизненная емкость легких: Водяной спирометр Газовый спирометр

Мышечная сила рук: Ручной динамометр Становая сила(сила разгибателей спины) Становой динамометр

Частота сердечных сокращений По пульсу за 1 мин АД Аппарат Рива-Роччи тонометр

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: Нервно психическое состояние Хронические заболевания Резистентность Состояние основных органов и систем.

Генерализирующий (поперечное сечение популяции) Это массовые исследования физического развития больших групп детей в относительно короткий срок (медосмотр) Статистическая обработка данных позволяет определить средние показатели физического развития каждой возрастно_половой группы и средние показатели которые являются возрастными стандартами физического развития. Индивидуализирующий (продольное сечение популяции) Систематическое наблюдение за отдельными людьми в течение длительного времени. Позволяют выявить особенности роста и развития индивидуума связанные с конкретными условиями жизни ( режим питания, перенесенные заболевания)и изучить скорость соматического развития на протяжении всего периода роста.

1. Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития. 2. Метод шкал регрессии 3. Цинтильный метод 4. Комплексной оценки физического развития 5. Комплексной оценки состояния здоровья.

Суть в сравнении физического развития индивидуума с физическим развитием той группы, членом которого он является. Основным показателем развития (F) сравнивают со средним арифметическим данных признаков(M) СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВОЗРОСТНО-ПОЛОВОЙ ГРУППЕ и делят на сигму (среднее арифметическое отклонение) Недостаток метода: каждый признак оценивается изолированно,без корреляции с другими признаками. Суть в сравнении физического развития индивидуума с физическим развитием той группы, членом которого он является. Основным показателем развития (F) сравнивают со средним арифметическим данных признаков(M) СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВОЗРОСТНО-ПОЛОВОЙ ГРУППЕ и делят на сигму (среднее арифметическое отклонение) Недостаток метода: каждый признак оценивается изолированно,без корреляции с другими признаками РОСТ МАССА ОГК РЕЗУЛЬТАТНИЗК ИЙ НИЖЕ СРЕДНЕГ О СРЕДНЕ Е ВЫШЕ СРЕДНЕГ О ВЫСОКО Е

СОСТАВЛЯЮТ КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ РЕШЕТКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕСНОТЫ СВЯЗИ РОСТА СТОЯ С МАССОЙ ТЕЛА. РОСТА СТОЯ С ОКРУЖНОСТЬЮ ГРУДНОЙ КЕТКИ. 1)РОСТ ОПРЕДЕЛЯЕТ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2)МАССА И ОГК ОПРЕДЕЛЯЮТ ГОРМОНИЧНОСТЬ. I. НИЗКОЕ II.НИЖЕ СРЕДНЕГО III.СРЕДНЕЕ IV.ВЫШЕ СРЕДНЕГО V.ВЫСОКОЕ -1 СИГМА ДО +1 СИГМА- ГОРМОНИЧНОЕ -1 СИГМА ДО -2 СИГМА- +1 СИГМА ДО +2 СИГМА ДИСГОРМОНИЧНОЕ -2 СИГМА ДО – 3 СИГМА +2 СИГМА ДО +3 СИГМА РЕЗКО ДИЗГОРМОНИЧНО. СОСТАВЛЯЮТ КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ РЕШЕТКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕСНОТЫ СВЯЗИ РОСТА СТОЯ С МАССОЙ ТЕЛА. РОСТА СТОЯ С ОКРУЖНОСТЬЮ ГРУДНОЙ КЕТКИ. 1)РОСТ ОПРЕДЕЛЯЕТ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2)МАССА И ОГК ОПРЕДЕЛЯЮТ ГОРМОНИЧНОСТЬ. I. НИЗКОЕ II.НИЖЕ СРЕДНЕГО III.СРЕДНЕЕ IV.ВЫШЕ СРЕДНЕГО V.ВЫСОКОЕ -1 СИГМА ДО +1 СИГМА- ГОРМОНИЧНОЕ -1 СИГМА ДО -2 СИГМА- +1 СИГМА ДО +2 СИГМА ДИСГОРМОНИЧНОЕ -2 СИГМА ДО – 3 СИГМА +2 СИГМА ДО +3 СИГМА РЕЗКО ДИЗГОРМОНИЧНО.

I. Устанавливает уровень биологического развития(биологический возраст) по показаниям длинны тела,ее погодовой прибавки, количеству постоянных зубов, по степени развития вторичных половых признаков и сроку наступления менструации у девочек. Используя таблицы сравнивают данные ребенка со средними возрастными показателями, определяется соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание. II. Включает определение морфофункционального состояния организма с использованием шкал регрессии и возрастных стандартов как для соматометрических, так и для физиометрических показателей. Морфофункциональное состояние: 1 степень: хорошо гармоничное 2 степень: ухудшенная дисгармоничное 3 степень: плохое дисгармоничное 4 степень: общая задержка физ.развития 5 степень: опережение физ.развития I. Устанавливает уровень биологического развития(биологический возраст) по показаниям длинны тела,ее погодовой прибавки, количеству постоянных зубов, по степени развития вторичных половых признаков и сроку наступления менструации у девочек. Используя таблицы сравнивают данные ребенка со средними возрастными показателями, определяется соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание. II. Включает определение морфофункционального состояния организма с использованием шкал регрессии и возрастных стандартов как для соматометрических, так и для физиометрических показателей. Морфофункциональное состояние: 1 степень: хорошо гармоничное 2 степень: ухудшенная дисгармоничное 3 степень: плохое дисгармоничное 4 степень: общая задержка физ.развития 5 степень: опережение физ.развития