Древнерусская литература. Летопись. Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древнерусская литература. Древнерусская литература возникла в XI веке. Этому способствовало принятие христианства в Киевской Руси в 988 году.
Advertisements

Древнерусская литература – литература, созданная в государстве Древняя Русь в период c X – по XVII век.
Древнерусская литература Жанры, их особенности, произведения. Выполнил студент 1 курса Романов Сергей.
XI – XVII вв.. Произведения древнерусской литературы представлены разными жанрами: летописи хождения поучения житии послания сочинения ораторского жанра.
Древнерусская литература: Повесть о Петре и Февронии Муромских Библиотечный урок Заведующая библиотекой Верещагина Зоя Анатольевна.
Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
Древнерусская литература. Дмитрий Сергеевич Лихачев Д.С. Лихачев.
Древнерусская литература Учитель МОУ СОШ 18 Шейн Светлана Николаевна.
Великий князь Владимир Красно Солнышко ( ) Ярослав Владимирович (Мудрый) - великий киевский князь ( , Владимир Мономах ( )
Дмитрий Сергеевич Лихачев Схема храма Внутреннее убранство Владимирского собора в Киеве.
Что такое древнерусская литература? Древнерусская литература- это русская литература первых веков её существования Древнерусская литература- это русская.
Древнерусская литература Лебедева Светлана Васильевна Лебедева Светлана Васильевна Школа 493 Школа 493 Учитель русского языка и литературы Санкт-Петербург.
Древнерусская литература. Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке» 6 класс.
1 Древнерусская литература. Русская летопись Древнерусская литература. Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе» 6 класс.
Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет».
Древнерусская литература – литература 10-17вв.. Устное народное творчество.
Расцвет летописания. Жанровое своеобразие Страница Ипатьевской летописи Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание.
Возникновение, развитие, жанры.. Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, её особенностями и темами. Дать представление.
Ярослав Мудрый – киевский правитель Летописи – погодные записи. Послание – публичное выступление. Хождение – описание путешествия в иные земли. Житие.
Литература в древней Руси Выполнил Озганбаев У.А..
Транксрипт:

Древнерусская литература

Летопись. Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…». Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание 16 века Ивана Грозного Василию Грязному.

Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина). Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.

В те далёкие времена, когда Русь испытывала постоянные набеги от кочевников, когда прошло чуть больше ста лет после принятия христианства на Руси, страной правил Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. После смерти князя Святополка киевляне выбрали его своим князем.

В годы его правления были написаны справедливые законы, построены каменные крепости вокруг некоторых городов, заложены новые города, в том числе Владимир. Но прежде всего Владимир Мономах снискал уважение современников своими ратными подвигами во имя объединения всех русских земель, тем, что усмирил кочевников.

Во многом благодаря Владимиру Мономаху была достигнута победа над половцами и заключён выгодный для Руси мирный договор. Прожив славную жизнь, он написал поучение для своих сыновей, где перечислил примеры из своей собственной жизни, которые считал достойными подражания.

Он проповедовал идею деятельной жизни, в которой главное – благо родины, наставлял сыновей в том, что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством. Наставления Владимира Мономаха являются духовным завещанием не только его сыновьям, но и всем потомкам.

Произведение имеет черты исторической повести, в основе которой лежат два традиционных фольклорных сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, отгадывающей загадки. На наших глазах образы Петра и Февронии всё больше начинают приобретать черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.

Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общероссийских. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

В начале 12 века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод творчества нескольких поколений летописцев, так как при переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, иногда ошибались или добавляли новые сведения.

Ярослав Мудрый –один из наиболее выдающихся киевских правителей. Он положил начало составлению на Руси писанного закона, издав «Правду Ярослава». При этом он любил книжную мудрость, знал несколько языков. В его правление молодое христианское государство, каким была Русь, стало широко известно по всей Европе.

Не только князья, но и простые люди описаны в летописи. Это простой юноша, не только не князь, но даже и не дружинник, - Кожемяка. Это и безымянный старик в Белгороде. Храбростью, силой и хитростью победили они врагов. За строчками летописца мы видим былинных богатырей, чувствуем патриотическую гордость, восхищаемся славой защитников Руси.

Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрёл народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получившего в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви. Троицко-Сергиевская Лавра

Кроме того, личность Сергия представляется исторически важной потому, что он был отцом множества обителей; некоторые из них были основаны при его жизни, а ещё более возникло их после смерти Сергия, основанных его сподвижниками и учениками, или же учениками его учеников.

«Житие протопопа Аввакума» – полемическое произведение, в котором живым разговорным языком рассказана драматическая история его автора. Аввакум – вдохновитель движения старообрядцев, проповедовал идеи сохранения старины, резко критиковал произвол властей. Своё «Житие…» он написал в Пустозёрской тюрьме в гг. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьмеСожжение протопопа Аввакума

Александра Невского, отстоявшего северные границы Руси от нападения шведов и разгромившего войска Немецких рыцарей на озере Чудском, дипломата, ездившего к хану Батыю, чтобы оградить Суздальское княжество от набегов татар. «Житие…» проникнуто патриотическим пафосом и достигает большой художественной выразительности при описании подвигов князя и его воинов. Памятник древнерусской литературы конца13 – начала 14вв. В житие изображена деятельность правителя и полководца