Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза И.А. Прахов, М.М. Юдкевич Лаборатория институционального анализа экономических реформ ИНИИ НИУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институциональные изменения на рынке высшего образования и образовательные стратегии абитуриентов Мария Юдкевич Высшая школа экономики Екатеринбург, 22.
Advertisements

Анализ образовательных стратегий абитуриентов и доступности высшего образования в условиях ЕГЭ Илья Прахов м.н.с. ИНИИ НИУ-ВШЭ Семинар ЛИРТ ВШЭ,
Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов НИУ ВШЭ – г. Пермь Выполнили студенты группы Э-09-3 Сюзев Д.Л. Хайрулина О.Т.
Итоговая аттестация учебный год. Результаты итоговой аттестации за курс основной школы 114 учащихся успешно прошли итоговую аттестацию за курс.
Анализ результатов обязательных экзаменов на государственной (итоговой) аттестации в 2012 – 2013 годах.
Выбор вуза или homo studentus как гедонист-оптимизатор Лаборатория институционального анализа Григорий Андрущак
Коммерческие и бюджетные места в вузах: барьеры на вход Даянова Элина.
Шамардина Любовь МНУЛ ИАЭР. Постановка проблемы Аспекты процесса поиска информации Для кого важна стадия информационного поиска? Гипотезы исследования.
Е.М. Авраамова Ресурсы домохозяйств и доступность высшего образования.
Концепция модернизации российской системы образования Государственный университет- Высшая школа экономики.
Реализация и последствия новой системы оплаты труда учителей в зависимости от характеристик школ (на примере Новгородской области) Я. Козьмина Е. Сивак.
Кому в России доступно высшее образование? Рощина Я.
ГБОУ гимназия 1554 Анализ качества образования по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2012 – 2013 учебной год.
Аттестация выпускников старшей школы в 2010 – 2011 учебном году 2010 – 2011 уч. год.
Магистерская программа «Экономика» в Санкт-Петербурге НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург,
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
В школе созданы условия для обеспечения равных стартовых возможностей обучения на каждой ступени. «Школа будущего первоклассника» Профильный класс в старшей.
ИППР СО РАО, гимназия "Универс", Основательность ожиданий старшеклассников и доступность высшего образования Наталья Васильева, Красноярск.
Самарский государственный университет ОЦЕНКА УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Шабунин Д.М. Тольятти, 2009.
1 Ханс Воссенштайн Москва И· ю ·н ·я 2 · 0 · 0 · 4 Центр изучения вопросов политики в области высшего образования Роль семей в финансировании высшего.
Транксрипт:

Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза И.А. Прахов, М.М. Юдкевич Лаборатория институционального анализа экономических реформ ИНИИ НИУ ВШЭ Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Постановка проблемы Уравнивает ли механизм ЕГЭ возможности для детей из семей с разными доходами? ДА! Механизмы повышения доступности для семей с низким доходом: Снижение специфических инвестиций в подготовку к поступлению Снижение трансакционных издержек, связанных с процессом поступления НО… Возможные механизмы сохранения преимуществ для более обеспеченных семей: Улучшение результата ЕГЭ за счет общих инвестиций в подготовку к поступлению Склонность выбора менее селективных вузов низкодоходными семьями как страховка от непоступления на бюджетное место Более информированный выбор, обусловленный различиями в социальном капитале

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Цель и задачи исследования Цель исследования: Анализ влияния материального положения семьи на образовательные стратегии абитуриентов, результаты итоговых экзаменов и выбор вуза Задачи исследования: Анализ зависимости между уровнем материального положения семьи и результативностью абитуриентов на основе баллов ЕГЭ по основным предметам; Анализ различий в результатах ЕГЭ для абитуриентов из семей с различным уровнем дохода при фиксированной успеваемости в средней школе (по итогам 9 класса); Оценка инвестиций в подготовку к поступлению, совершаемых семьями с различным уровнем дохода; Анализ выбора вуза абитуриентами из разных семей, получившими схожие результаты ЕГЭ.

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Данные и методология исследования Опрос первокурсников, поступивших в вузы в 2010 году в 16 крупнейших городах России. Объем выборки: 1165 человек. Выборка взвешена пропорционально количеству выпускников школ в данных городах. Результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, средние баллы ЕГЭ по обязательным и всем сданным предметам. Группировка домохозяйств по уровню дохода:

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Уровень дохода и результаты ЕГЭ

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Различия в результатах ЕГЭ про фиксированной успеваемости в 9 классе (ЕГЭ по математике)

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Инвестиции в подготовку к поступлению как механизм повышения результативности школьника

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Отдача от дополнительной подготовки к поступлению: регрессионный анализ

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Влияние дохода и инвестиций в подготовку к поступлению на результаты ЕГЭ Коэффициенты/ Зависимая переменная Русский языкМатематика Обязательные предметы Все сданные предметы Пересечение 20,648*** (7,755) -29,466*** (9,657) -4,409 (8,026) -32,576*** (8,566) Доход 4,514*** (0,811) 9,371*** (1,010) 6,943*** (0,839) 9,892*** (0,893) Инвестиции 0,653*** (0,070) 0,406*** (0,087) 0,530*** (0,073) 0,423*** (0,075) R2R2 0,1000,0920,1040,154 Доход и уровень затрат на подготовку к поступлению положительно влияют на результаты ЕГЭ

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Отдача от инвестиций в подготовку к поступлению при фиксированном доходе Зависимая переменная Уровень дохода Русский языкМатематика Обязательные предметы Все сданные предметы Низкий0,609***-0,1360,236**-0,284*** Средний0,607***0,498***0,552***0,828*** Высокий0,999***0,878***0,938***0,404** Инвестиции в подготовку к поступлению приносят наибольшую отдачу (в терминах результатов ЕГЭ) для абитуриентов из наиболее обеспеченных семей.

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Материальное положение семьи и выбор вуза Студенты из наиболее обеспеченных семей учатся в более селективных вузах. Это верно как для студентов-платников, так и для обучающихся на бюджетном отделении. Средний балл ЕГЭ Уровень дохода В среднем по массиву НизкийСреднийВысокий баллов 27,5%12,4%7,6%16,9% баллов 68,7%80,8%80,3%76,5% баллов 3,9%6,8%12,1%6,7% Итого 100,0%

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Выводы Даже в условиях ЕГЭ у абитуриентов из семей с более высоким уровнем дохода сохраняется больше возможностей для подготовки к поступлению в вуз, что положительно сказывается на итоговом результате ЕГЭ. Имеет место положительная зависимость между уровнем дохода и результатами ЕГЭ по основным предметам у школьников, имеющих одинаковые результаты на момент окончания девятого класса. Абитуриенты из наиболее обеспеченных семей делают больше инвестиций в дополнительные виды подготовки к поступлению (занятия на подготовительных курсах и с репетиторами), и эти инвестиции дают большую предельную отдачу.

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Выводы Дополнительные занятия дают большую отдачу для детей из высокодоходной группы семей. Студенты из семей с высоким уровнем дохода (как платники, так и бесплатники) учатся в более селективных вузах. При одинаковом уровне ЕГЭ «троечники» и «хорошисты» из обеспеченных семей поступают в вузы с более высоким средним балом ЕГЭ, нежели абитуриенты из семей со средним или низким уровнем дохода, показавшие сходные результаты ЕГЭ. В результате можно говорить о том, что материальное положение семьи является фактором, значительно влияющим на поступление в вуз.