ДЕ 4. Гносеология Тема 13. Познание как предмет философского анализа Природа познавательного отношения Основные формы познания Инновация и творчество Проблема.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Сознание как философская проблема Отражение как природная основа психики Сознание и его основные свойства, самосознание и его формы Проблема идеального.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
{ Тема 9. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ Истина, достоверность и заблуждение. Выполнила: студентка 109 группы Носова Мария.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Истина и ее критерии Урок обществознания в 10 классе С.В.Зверева.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Урок 4 Тема урока: Проблема познаваемости мира. План 1. Проблема познаваемости мира. 2. Понятие истины, её критерии. 3. Виды человеческих знаний. 4. Основные.
Тема : Проблема истины 1. Абсолютная и относительная истина 2.Основные концепции истины 3.Истина и правда Тема : Проблема истины 1. Абсолютная и относительная.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Гносеология (теория познания) это раздел философии (философская наука, философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира.
ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА. Специфика познавательного отношения к миру. Принципы гносеологии. Субъект и объєкт познания.
ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ, ЕЕ КРИТЕРИИ. Истина – это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Здесь имеется в виду.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Транксрипт:

ДЕ 4. Гносеология Тема 13. Познание как предмет философского анализа Природа познавательного отношения Основные формы познания Инновация и творчество Проблема истины в философии

Литература: Беркли Дж. О принципах человеческого знания.О принципах человеческого знания. Бэкон Ф. Идолы человеческого разума.Идолы человеческого разума. Библер В.С. Мышление и творчество (введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, с. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, Декарт Р. Правило для руководства ума.Правило для руководства ума. Ильенков Э.В. Идеальное и идеал// Философия и культура. М.: Политиздат, С Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., Кант И. Познание.Познание.

Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется гносеологией. Главные гносеологические проблемы: Что есть знание? Как оно возможно? Какими путями достижимо? Что такое истина и каковы ее критерии? Какие формы вненаучного знания существуют? Каковы механизмы творческого продуктивного мышления?

Основные понятия теории познания

Познание – процесс целенаправленного активного постижения действительности в сознании человека. Принципы познания: диалектики; историзма; практики; познаваемости; объективности; активности творческого отображения действительности; конкретности истины.

Природа познавательного отношения (субъект - объект познания) Объект Объективная информация Активность познающего субъекта Субъективный образ объективного мира Объективен по содержанию Субъективный по форме субъект Объективный мир Субъективный мир

Основные формы познания Иррациональные формы познания (интуиция и др.)

Источником инноваций являются творческие возможности человека изначально человек не "генерирует" творческие идеи. И деи могут стать творческими в процессе деятельности ; творчество есть генерация новой ценной информации творчество есть акт культуросозидания, и каждый акт творчества в какой-то степени изменяет культурную парадигму, и таким образом определяет, каким может быть следующий творческий акт.

Термин «инновация» означает: что-то новое во всех сферах жизнедеятельности общества; конечный материализованный результат инновационного процесса; процесс преобразования нового знания в социальные, экономические и экологические блага

Образование в современном обществе рассматривается как главная площадка для производства, распространения и передачи экономически-продуктивных знаний, инноваций и технологий.

Едины в этом мнении и футурологи, которые главным фактором социальной дифференциации считают не собственность, но именно образование. В современном информационном обществе главным ресурсом становится человеческий (интеллектуальный) фактор. И не просто наличие образования, а работник-новатор. Поэтому задача образования – это развитие самостоятельного мышления и творческой личности.

Дискуссии о природе творчества Предметом дискуссий в настоящее время выступает комплекс вопросов, связанных с разработкой принципов и критериев творческой деятельности человека, его метафизических, эволюционно-биологических, генетических, социокультурных и психологических истоках и основаниях.

При этом в новейших исследованиях, определяющим критерием творческой деятельности субъекта считают социальную значимость ее результатов. Творческие цели формируются под влиянием социальных факторов, в поле наиболее значимых на данный момент интересов, соответствующих актуальным потребностям и общим условиям жизни людей.

Формы творческой деятельности: Искусство. Цель искусства сообщить человечеству нечто новое в емкой, но не жесткой, а свободной индивидуальной форме, допускающей различные толкования. Ценность создаваемой при этом информации определяется обществом. Наука. В научном творчестве главная задача раздвинуть рамки принятых аксиом и сформулировать новые задачи, которые в прежних рамках не находили решения. Религия. В религиях мировой процесс рассматривается как откровение Бога. Творчество новой жизни есть путь освобождения от греха, преодоление зла.

Следовательно, творческое мышление – это новая направленность и новый характер мышления Мышление является той же самой практической деятельностью, только осуществляемая не с материальными предметами, а их идеальными носителями – понятиями. Содержание мышления – объективно, а форма выражения мысли – субъективна. Форма отражает направленность и характер мышления.

Без интеграции науки и образования невозможно добиться успеха на поприще инноваций. Если основной функцией науки является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности, то образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и компетентностей.

Истина характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности Объективная истина- объективное содержание знаний Абсолютная истина Относительная истина - это объективная истина, которая содержит в себе полное всестороннее знание сущности предметов и явлений материального мира - это объективная истина, которое содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира Принцип конкретности истины

Критерии истины практика как главный критерий истины, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей; из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятное самое простое; или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории; хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов; внутреннее и даже предлагаемых гипотез и др.

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Виды практики: материальное производство; управленческая деятельность; научный эксперимент Функции практики: критерий истины; основа познания; цель познания; результат познания

Ошибка и заблуждение Ошибка - результат неправильного теоретического или практического действия, вызванного субъективными, случайными причинами Заблуждение - несоответствие знания его предмету; расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; абсолютизация относительной истины

Теории истины Истина понимается как знание, соответствующее действительности (Аристотель) Свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У.Джеймс) Истина как результат условного соглашения (А.Пуанкаре) Истинность как согласованность мышления с самим собой, непротиворечивость (И.Кант, Г.Гегель) Корреспонденсткая (классическая) ПрагматистскаяКонвенциалистскаяКогерентная