Виктор Астафьев – писатель - фронтовик, автор произведений о войне и непростой послевоенной жизни. Урок подготовки к написанию сочинения части «С» ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер-класс. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 11 КЛАСС МОУ ГЦО г.Калининград 2009г. Учитель русского языка и литературы: Карпович Наталья Васильевна.
Advertisements

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин
Подготовка к ЕГЭ МАОУ гимназия 56 Учитель Шегусова М.Г.
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме: Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Тема урока: «Сочинение- рассуждение по данному тексту». (По рассказу К.Г.Паустовского «Старый повар»).
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Транксрипт:

Виктор Астафьев – писатель - фронтовик, автор произведений о войне и непростой послевоенной жизни. Урок подготовки к написанию сочинения части «С» ЕГЭ в 11-м классе Пашковской Н.А.

1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку скрипку. (3)На ней играл Ва- ся-поляк. (4)0 чём же рассказывала мне музыка? (5)0 чём- то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят не¬пробудным сном на кладбище! (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11 )Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, го¬речь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по ро¬дине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)0н посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор». (17)«Спасибо вам, дяденька», прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21 )В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий на¬перекор осени в крапиве, отливающей металлом, это была моя родина. (25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (ЗО)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31 )Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорас¬тала жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы по¬тухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя го¬родом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце чело¬век, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

Анализ исходного текста Чтение текста Стиль речи и его цель От какого лица повествование Тип речи Средства выражения Авторская позиция Проблемный вопрос

I част ь Содержательно- языковой текста Содержательно- языковой анализ текста Работаем в черновике. Работаем в черновике. 1 Внимательно прочитайте текст. Исходный текст Исходный текст 2 Определите стиль речи и его цель Определите стиль речи и его цель публицистическ ий публицистическ ий художественный художественный сообщение + воздействие сообщение + воздействие изображение + воздействие изображение + воздействие 3 От какого лица ведется повествование? От лица автора От 3-го лица От лица героя- рассказчика Не ставить знак равенства между автором и героем- рассказчиком!

4 Определите тип речи: Если это текст-рассуждение, то проанализировать исходный тезис, аргументы, вывод. Если это текст-рассуждение, то проанализировать исходный тезис, аргументы, вывод. Если это текст-повествование, то проанализировать прежде всего кульминацию и развязку. Если это текст-повествование, то проанализировать прежде всего кульминацию и развязку. Если это текст-описание, то обратить внимание на то, какие детали общей картины являются наиболее значимыми для автора и как сам автор оценивает описываемый предмет или явление. Если это текст-описание, то обратить внимание на то, какие детали общей картины являются наиболее значимыми для автора и как сам автор оценивает описываемый предмет или явление. 5 Какие средства языковой выразительност и помогают автору выразить свою позицию? Вопросно-ответная форма изложения, использование тропов и фигур, слов с суффиксами субъективной оценки, разговорных синтаксических конструкций и т. д.

6 Каково идейное содержание текста? Какую главную мысль выражает автор данным текстом? – это и есть Авторская позиция – это и есть Авторская позиция Выражена напрямую. Выражена через подтекст, опосредованно через художественные образы, а также с помощью таких средств, как: портрет, пейзаж, поступки героев 7 Авторская позиция является ответом на проблемный вопрос. Каков Проблемный вопрос? Проблема вытекает из противоречий. Между какими явлениями, героями наблюдаются противоречия (или конфликт)? В чем они заключаются или каким образом выражаются? Между какими явлениями, героями наблюдаются противоречия (или конфликт)? В чем они заключаются или каким образом выражаются? С одной стороны…., с другой-…

I част ь Содержательно- языковой анализ текста Работаем в черновике. Работаем в черновике. 1 Внимательно прочитайте текст. Исходный текст Исходный текст 2 Определите стиль речи Определите стиль речи и его цель и его цель публицистическ ий публицистическ ий сообщение + воздействие сообщение + воздействие 3 От какого лица ведется повествование? От лица В.Астафьева От лица В.Астафьева 4 Определите тип речи: Это текст-рассуждение с элементами повествования Это текст-рассуждение с элементами повествования

Какие средства языковой выразительности помогают автору выразить свою позицию?

Синтаксические : риторические вопросы, которые акцентируют внимание читателя на эмоциональном состоянии рассказчика ( пр.4-5), восклицательные предложения ( предл.7,23) прямая речь для более точной передачи содержания речи героя, её обособленные обстоятельства ( предл.9,14)) обособленные распространённые определения ( предл.28,24,28), неполные и парцелированные предложения передают живую разговорную речь (5,19 – всё это синтаксические особенности публицистического стиля речи. Приложения (2,3) делают речь более ёмкой, яркие сравнения (22,32), противопоставления (12, 16) помогают более глубоко ощутить эмоциональное состояние героя. Среди лексических художественно-выразительных средств особую роль играют развёрнутые метафоры (4-6,21-22,29,31- 34), описывающие степень воздействия музыки, красочные эпитеты (20,24

Какую главную мысль выражает автор данным текстом? (Каково идейное содержание текста) – это и есть Авторская позиция – это и есть Авторская позиция

Музыка способна оказывать сильнейшее воздействие на душевное состояние человека

На какой вопрос отвечает главная мысль текста? – это и есть Проблемный вопрос

Способна ли музыка оказывать влияние на душевный мир человека? (риторический вопрос) Проблема влияния искусства на человека.

Создание своего текста Вступление Формулирование проблемы Комментарий проблемы Авторская позиция Личная позиция 1-й аргумент 2-й аргумент Заключение

I I част ь Создание собственного текста Опираясь на записи в черновике, создаем текст Опираясь на записи в черновике, создаем текст (8 абзацев) (8 абзацев) 1) 1) Написать вступление (2-3 предложения) (2-3 предложения) - приглашение к разговору; - определение темы ( о чем?) текста; - представление автора; - переход к части, в которой будет сформулирована проблема, связь с ней вступления. Уместно использовать некоторые стилистические фигуры, например именительный представления, риторические восклицания, риторические вопросы, вопросо-ответную форму изложения и т. д. Уместно использовать некоторые стилистические фигуры, например именительный представления, риторические восклицания, риторические вопросы, вопросо-ответную форму изложения и т. д.

Вступление Вступление С появлением человека появились и искусство. Наскальные росписи, незатейливые мелодии, исполняемые на дудочке или барабанах, колыбельные песни сопровождали жизнь человека ещё на заре цивилизации. Как влияет искусство,прежде всего музыка, на человека? Страницы воспоминаний В. Астафьева помогают найти ответ на этот вопрос. С появлением человека появились и искусство. Наскальные росписи, незатейливые мелодии, исполняемые на дудочке или барабанах, колыбельные песни сопровождали жизнь человека ещё на заре цивилизации. Как влияет искусство,прежде всего музыка, на человека? Страницы воспоминаний В. Астафьева помогают найти ответ на этот вопрос.

3)3)3)3) Дать комментарий к выбранной проблеме с опорой на данный текст Дать комментарий к выбранной проблеме с опорой на данный текстПомните: -нужно комментировать только ту проблему, которая отражена в тексте и названа вами; Кому адресован текст? На каком жизненном/литературном материале исследуется проблема? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? С каким настроением пишет автор? Что автор подчеркивает? К каким выводам он подводит читателя? Публицистический Публицистический текст текст Показать, как автор приводит читателя к пониманию его позиции, отметить, какие доказательства он использует для этого (противопоставлен ие, ссылка на …). Здесь же и собственные наблюдения автора сочинения …

Комментарий к проблеме Комментарий к проблеме Писатель заставляет нас задуматься о важной эстетической проблеме воздействия искусства на человека, эмоционально поделившись о том, как в детстве музыка помогла по-другому увидеть окружающий мир, который был «добр», почувствовать « неистребимую любовь к родине». А через много лет та же самая мелодия, услышанная случайно в разрушенном польском городке Писатель заставляет нас задуматься о важной эстетической проблеме воздействия искусства на человека, эмоционально поделившись о том, как в детстве музыка помогла по-другому увидеть окружающий мир, который был «добр», почувствовать « неистребимую любовь к родине». А через много лет та же самая мелодия, услышанная случайно в разрушенном польском городке « звала куда-то, заставляла что-то делать,…чтобы люди не ютились в горящих развалинах. чтобы небо не подбрасывало взрывами. « звала куда-то, заставляла что-то делать,…чтобы люди не ютились в горящих развалинах. чтобы небо не подбрасывало взрывами.

4)4)4)4) Определить авторскую позицию Помните: позиция автора – ответ на проблемный вопрос Если в вопросе звучит «почему?», то в ответе (позиции автора) должно быть «потому что». Если в вопросе звучит «почему?», то в ответе (позиции автора) должно быть «потому что». Публицистический Публицистический текст текст Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль.. По мнению автора,... Автор считает, что... Публицист убежден в том, что... Публицист убежден в том, что...

Автор убеждает нас в том, что музыка способна оказывать чрезвычайное воздействие на душу человека, пробуждать в нём лучшие силы, способные изменить мир. Автор убеждает нас в том, что музыка способна оказывать чрезвычайное воздействие на душу человека, пробуждать в нём лучшие силы, способные изменить мир.

5) Выразить согласие или несогласие с позицией автора. Помните: вопрос, на который отвечает автор, и вопрос, на который отвечаете вы, должен быть одним и тем же. 6) Привести 1 аргумент Помните: - ваш аргумент – это ответ на вопрос: почему, с вашей точки зрения, автор прав или неправ? -ваш аргумент не должен повторять авторскую позицию 7) Привести 2 аргумент из художественной литературы Помните: - аргумент не должен быть только ссылкой на автора и его произведение

Аргументы Я полностью согласен с В.Астафьевым в том, что музыка способна глубоко воздействовать на душу человека. Ещё Аристотель считал музыку первёйшим из искусств по силе влияния на духовный мир. Герой древнегреческих мифов Орфей умел извлекать такие мелодии, что не только люди, но и звери прекращали вражду, чтобы послушать волшебные звуки. Я полностью согласен с В.Астафьевым в том, что музыка способна глубоко воздействовать на душу человека. Ещё Аристотель считал музыку первёйшим из искусств по силе влияния на духовный мир. Герой древнегреческих мифов Орфей умел извлекать такие мелодии, что не только люди, но и звери прекращали вражду, чтобы послушать волшебные звуки. В ряде произведений русских писателей герои испытывают сильные эмоции под воздействием гармоничной музыки. Один из персонажей романа- эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег, находится в смятении, но услышав великолепное исполнение арии своей сестрой Наташей,приободрился. несчастное происшествие перестало быть для него столь трагичным. В ряде произведений русских писателей герои испытывают сильные эмоции под воздействием гармоничной музыки. Один из персонажей романа- эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег, находится в смятении, но услышав великолепное исполнение арии своей сестрой Наташей,приободрился. несчастное происшествие перестало быть для него столь трагичным. Писатели ХХ века продолжили эту традицию. В повести А.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие найти силы обрести смысл дальнейшей жизни. Писатели ХХ века продолжили эту традицию. В повести А.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие найти силы обрести смысл дальнейшей жизни.

8)8)8)8) Написать заключение а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например: Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что … а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например: Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что … Автор учит нас тому, что… Автор учит нас тому, что… б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например: Так зачем же люди…? Хотя …, но именно. б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например: Так зачем же люди…? Хотя …, но именно. в) концовка-афоризм или цитата (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении, некую смысловую точку), например: Прочитав этот текст, понимаешь, что … в) концовка-афоризм или цитата (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении, некую смысловую точку), например: Прочитав этот текст, понимаешь, что … Недаром говорят: … Недаром говорят: … «…», писал известный русский поэт и писатель … «…», писал известный русский поэт и писатель … Именно так оно и есть: … Именно так оно и есть: …

Заключение Заключение Отрывок из воспоминаний В.Астафьева заставил понять, что музыка вечна, она звучит в нас, и нельзя не быть благодарными талантливым композиторам, способным услышать её, переложить на ноты и сделать доступной другим, делая достоянием всего человечества. Отрывок из воспоминаний В.Астафьева заставил понять, что музыка вечна, она звучит в нас, и нельзя не быть благодарными талантливым композиторам, способным услышать её, переложить на ноты и сделать доступной другим, делая достоянием всего человечества.

1. С появлением человека появились и искусство. Наскальные росписи, незатейливые мелодии., исполняемые на дудочке или барабанах., колыбельные песни сопровождали жизнь человека ещё на заре цивилизации. Как влияет искусство,прежде всего музыка, на человека? Страницы воспоминаний В.Астафьева помогают найти ответ на этот вопрос. Писатель заставляет нас задуматься о важной эстетической проблеме воздействия искусства на человека, эмоционально поделившись о том, как в детстве музыка помогла по-другому увидеть окружающий мир, который был «добр», почувствовать « неистребимую любовь к родине». А через много лет та же самая мелодия, услышанная случайно в разрушенном польском городке « звала куда-то, заставляла что-то делать,…чтобы люди не ютились в горящих развалинах. чтобы небо не подбрасывало взрывами. Автор убеждает нас в том, что музыка способна оказывать чрезвычайное воздействие на душу человека, пробуждать в его душе лучшие силы, способные изменить окружающий его мир Я полностью согласен с В.Астафьевым в том, что музыка обладает глубоким воздействием. Ещё Аристотель считал музыку первёйшеим из искусств по силе влияния на духовный мир человека Герой древнегреческих мифов Орфей умел извлекать такие мелодии, что не только люди, но и звери прекращали вражду, чтобы насладиться волшебными звуками В ряде произведений русских писателей герои испытывают сильные эмоции под воздействием гармоничной музыки. Один из персонажей романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег, находитл ся в смятении, но услышав великолепное исполнение арии своей сестрой Наташей, приободрился. несчастное происшествие перестало быть для него столь трагичным. Писатели ХХ века продолжили эту традицию. В повести А.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие найти силы обрести смысл дальнейшей жизни. Отрывок из воспоминаний В.Астафьева заставил понять, что музыка вечна, она звучит в нас, и нельзя не быть благодарными талантливым композиторам, способным услышать её, переложить на ноты и сделать доступной другим, делая достоянием всего человечества.. (более 200 слов)

I I I часть Проверить написанный текст и переписать на чистовик. 1 Прочитайте первые предложения каждого абзаца. У вас должен получиться мини- текст. Если вы увидели нарушение логики и последовательности, исправьте эти ошибки. 2 Посмотрите, насколько разнообразны синтаксические конструкции вашего текста. Если вы использовали только простые предложения, объедините некоторые из них в сложные, дополните текст сложноподчиненными предложениями. 3 Есть ли в вашем тексте художественные средства выразительности? Вспомните пословицы на данную тему, используйте эпитеты, сравнения и другие тропы. 4 Используйте только тот фоновый материал, который вам хорошо известен. Если сомневаетесь в имени героя, в дате написания произведения и др., то лучше такой материал не привлекать. 5 Чтобы проверить орфографические ошибки, перечитайте свой текст с конца. Не отвлекаясь на смысл текста, вы быстро проверите написанный текст. 6 Перепишите текст аккуратным почерком в соответствии с русской графикой.