МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет: Зооветеринарии и товароведения Кафедра: Экспертиза,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 4. Механизация и автоматизация технологических процессов на оптовых предприятиях.
Advertisements

Роль и место склада в логистической системе. Выполнили студентки группы ТОР-245 Хиль Юлия и Хлестова Мария.
Тема 6. Тара-оборудование.. Тара-оборудование - унифицированный товароноситель, предназначенный для хранения, укладки, транспортировки и продажи товара.
Организация вспомогательных производств. Понятие вспомогательных производств Необходимым условием для обеспечения ритмичной работы каждого предприятия.
Тема 1. Введение в товароведение. Предмет, цели и задачи товароведения Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих.
1 Логистика Кафедра маркетинга и коммерции Пензина Т.Р. Тема 1 Вводная.
В промышленности производственный процесс делится по ряду признаков.
Методы стандартизации Факультет: физико-технический Специальность: Стандартизация и сертификация- 122 Выполнила:Жанаева Айзада (1 курс) Проверила: Чигамбаева.
В промышленности производственный процесс делится по ряду признаков. По составу готового продукта По характеру воздействия на сырьё По роли организации.
Тема 4 Методы стандартизации. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме 4 1 Понятие совместимости и взаимозаменяемости 2 Упорядочение объектов стандартизации.
Логистика Логистика - это стратегическое управление закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря. Понятие включает.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет: Зооветеринарии и товароведения Кафедра: Экспертиза,
План Что и как производить Затраты производства Все ли выгодно производить.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
ТД «Сегодня-Пресс-Воронеж» Магазин-склад формата Cash&Carry Генеральный директор ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж» Тимофеев И.А.
Экспертиза товаров и услуг. Экспертиза товаров- исследование каких-либо вопросов или предметов (товаров), проводимое компетентным специалистом (экспертом)
Тема 5 Трудовые ресурсы связи и их использование.
Тема дипломного проекта: Автоматизация рабочего места кладовщика на примере Светлоградской базы снабжения Автор:
Тема 3 Правовая и нормативная база информационного обеспечения.
Организация производственного процесса Краева Дарья ИЭУИС 3-6.
Транксрипт:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет: Зооветеринарии и товароведения Кафедра: Экспертиза, маркетинга и гигиена потребительских товаров. Тема:СОДЕРЖАНИЕ ТОРГОВЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНАХ Ст. преподаватель: Алиев О.В. Ст. преподаватель: Гасанова А.А. Гянджа-2010

План 1.Торговые процессы в магазинах. 2.Технологические процессы в магазинах. 3.Основные схемы торгового и технологического процессов.

Литературы 1.В.Ф.Егоров – Организация торговли. Санкт- Петербург, П.А.Красовский, А.И.Ковалев, С.Г.Стрижов- Товар и его экспертиза. Москва, Q.M.Aqamalıyev, M.M.Məmmədrzayev- Kommersiya fəaliyyətinin təşkili. Bakı, 2004.

Содержание торговых и технологических процессов в магазинах Важным фактором дальнейшего ускорения научно-технического про­ гресса в торговле выступает постоянное совершенствование ее техно­логии. Технология (греч. «наука о мастерстве») это совокупность знаний о различных способах и процессах обработки (переработки) изделий, грузов и т.п. Технология торговли включает совокупность последовательных взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств то­варов и ускорение доведения их до торговой сети и потребителей. Спе­цифическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы произ­водства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологи­ческий процессы.

Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особен­ность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а поку­ патели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредствен­ное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов то­варов и др.

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подго­товкой их к продаже. Технологический процесс включает такие опе­рации, как приемка товаров по количеству и качеству хранение фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др. Он осуществляется без участия покупателей. Таким образом, торговые и технологические процессы в магазинах -это совокупность последовательных взаимосвязанных операций целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами тру­да и времени при высоком уровне торгового обслуживания. Операцией называется часть торгового или технологического про­цесса, выполняемая одним или несколькими работниками осуществляющими определенные действия над предметом труда на рабочем месте. Основными принципами организации указанных процессов в магазинах являются:

обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров; обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия вре­мени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания; соответствие технологии современному научно- техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных тру­довых процессов, научной организации труда; достижение оптимальной экономической эффективности технологи-ческого процесса путем ускорения оборачиваемости товара экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения; сохранение физико-химических свойств товаров. Торговые и технологические процессы в магазинах не существуют сами по себе. Они обусловлены уровнем развития производства това­ров народного потребления, состоянием торговли и ее материально-технической базы, степенью квалификации работников торговли ро­стом благосостояния и культурного уровня населения.

Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процессов в магазинах. В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины применяемых форм продажи различают три основные схемы торгово­го и технологического процессов. Первая схема является наиболее сложной, но применяется чаще. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по ко­личеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу. Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, при­емку их по количеству и качеству, хранение и продажу. Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания. Применение какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко (лишь в некоторых специализированных магазинах). Как правило, в магазинах, и в первую очередь в универ­ сальных, одновременно действуют все три схемы.

Основной операцией торгового процесса в магазинах является продажа товаров. Вся деятельность магазинов направлена на реше­ние основной задачи обслуживание покупателей в процессе про­дажи товаров. Поэтому процесс продажи товаров в магазинах, его основные операции, последовательность их проведения в зависи­мости от применяемых форм продажи рассматриваются в главе 4 учебника. Все остальные операции торгового и технологического процессов магазина создают необходимые условия для успешного осуществления продажи товаров, т.е. носят подчиненный характер. Однако от их выполнения зависит не только качество обслужива­ния покупателей, но и эффективность торгового и технологическо­го процессов в целом. Первой технологической операцией является приемка товаров, поступивших в магазин. Она начинается с разгрузки транспортных средств, для чего используют различные виды механического обору­ дования. В современных крупных магазинах разгрузка ведется в кры­тых дебаркадерах, имеющих несколько разгрузочных площадок для одновременной приемки нескольких автомашин. При организации торгового и технологического процессов с использованием тары- оборудования разгрузочные площадки размещают на уровне кузова авто­ машины. Тару-оборудование с товаром после выгрузки доставляют к местам хранения или непосредственно в торговый зал.

Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству в мага­зине определяется особенностями отдельных групп товаров, их физи­ко-химическими свойствами. Организация, порядок и сроки приемки товаров регламентируются инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (качеству) или договором. Поступающие в магазин товары принимают материально ответ­ственные лица. При приемке товаров по количеству проверяют (взве­шивают или пересчитывают) соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованиями стандартов и техни­ческих условий. Принимая товары по количеству и качеству, одновременно прове­ряют их комплектность и маркировку, правильность цен в соответ­ствии с сопроводительными документами. После приемки товары перемещают в охлаждаемые камеры или неохлаждаемые кладовые. Объем товаров, отправляемых на хранение, зависит не только от размера товарооборота магазина, но и от избран­ной стратегии управления запасами товаров. Для обеспечения эффек­тивности работы магазинов хранение товаров должно быть рацио­нальным, что достигается увеличением частоты доставки товаров от поставщиков более мелкими партиями и в подготовленном для прода­жи виде. Этому способствует широкое использование тары-оборудо­ вания. Практика подтверждает, что применение тары-оборудования в магазинах дает возможность на 60-65% уменьшить площадь кладо­вых и соответственно увеличить торговую площадь.

При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организа­ция хранения предполагает создание условий хранения товаров в со­ответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное раз­мещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использова­ния площади кладовых. Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологи­ческого процессов, особенно в продовольственных магазинах, является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить про­цесс продажи, повысить культуру обслуживания покупателей. С позиций минимизации затрат общественного труда наиболее це­лесообразно фасовать товары на предприятиях промышленности, ко­торая, однако, пока с этой задачей не справляется. На долю промыш­ленности приходится в настоящее время лишь 35-40% общей массы фасованных продуктов. Поэтому приходится организовывать фасовку продуктов в различных звеньях оптовой и розничной торговли, в том числе и в магазинах. Однако фасовка товаров в магазинах не дает долж­ного эффекта. Если она ведется вручную, то требует больших затрат Груда. Оснащение же магазинов фасовочным оборудованием не позволяет использовать его в полной мере из-за сравнительно неболь­шою объема работы. Поэтому фасовка продуктов должна осуществ­иться наряду с предприятиями промышленности централизованно на складах оптовых предприятий. В магазинах же целесообразно фа­сонить некоторые гастрономические товары, мясо, птицу, рыбу. Раз­мер отвеса зависит от физико-химических свойств продукта, его цены, частоты потребления и других факторов.

Фасовка и дозировка товаров неразрывно связаны с их упаковкой. Для упаковки предварительно взвешенных продовольственных това­ром исполь- зуют бумагу, картон, искусственные и синтетические пленки. На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типог- рафским способом, указывают наименование предприятия, наименование и сорт товаров, его массу, цену, дату фасовки, рабочий номер фасовщика. Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. В торговых залах магазинов самообслуживания их выкладывают на пристенных и островных горках, холодильных прилавках-витринах, и таре-оборудовании, корзинах. Для обеспечения благоприятных условий обслуживания покупате­лей важным является правильное размещение товаров в торговом нале. Эта операция является наиболее трудоемкой в технологическом процессе работы магазина. Размещение зависит от частоты спроса на товары. Так, в универсамах товары наиболее массового спроса (хлебо­булочные изделия, молочные продукты, гастрономические товары, часть бакалейных) размещают в глубине торгового зала, в, непосред­ственной близости к кладовым или фасовочным. Это необходимо для того, чтобы свести к минимуму затраты труда по перемещению этих товаров и не создавать неудобств покупателям при пополнении запа­сов в течение рабочего дня. Остальные продукты, а также непродовольственные товары, следует размещать в центральной части торгового зала.

Для лучшей ориентации покупателей в торговом зале за каждой товарной группой закрепляют строго определенное место. Нельзя за­бывать при этом о комплексности спроса и взаимозаменяемости това­ров. Поэтому, например, мясные продукты следует размещать недале­ко от рыбных товаров, масло выкладывать рядом с сыром и т. п. Непродовольственные товары периодического и частого спроса, продажа которых осуществляется в крупных магазинах, целесообраз­но размещать в торговом зале по принципу потребительского назначе­ния (товары для уборки квартиры, кухни, для школьников и т. п.). При размещении товаров в торговом зале важную роль играют при­емы их выкладки. Наиболее целесообразна выкладка товаров нава­лом. Излишняя декоративность в выкладке не дает нужного эффекта, так как покупатель не решается взять товар, боясь нарушить компози­цию. Целесообразно также выкладывать однородные товары на гор­ках по вертикали, что позволяет покупателям быстро ориентировать­ся в торговом зале и отбирать товары, не мешая друг другу.

Проходя мимо оборудования, покупатель в основном рассматрива­ет товары, расположенные на уровне глаз и ниже. Поэтому на высоте см от пола следует размещать товары-новинки, а также това­ры, в продаже которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок размещают товары с устойчивым высоким покупатель­ским спросом. Рационализация выкладки товаров предусматривает облегчение этой операции путем использования тары-оборудования. Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо прово­дить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой пра­вильности работы кассовых машин, весовых и измерительных прибо­ров, обеспечением кассиров разменной монетой. Повышение эффективности организации торгового и технологическо­го процессов достигается разработкой технологических карт. Техноло­ гическая карта это форма документации, которая включает поопера­ ционную разработку того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические кар­ты необходимы крупным магазинам с универсальным ассортиментом товаров. В первую очередь целесообразно разрабатывать технологи­ ческие карты приемки товаров с указанием в них графиков поступления товаров в течение дня, последовательности выполнения операций, количества работников, занятых разгрузкой и приемкой товаров, норм затрат времени на выполнение операции. Необходимы также технологические карты размещения и выкладки товаров в торговом зале.

Технологические карты помогают более рационально использовать рабочее время, механизмы, применять более эффективные приемы и методы труда, обеспечивать сохранность качества товаров, создавать наилучшие условия для обслуживания покупателей. Дальнейшее внедрение достижений научно-технического прогрес­са в торговлю выдвигает в качестве одной из важнейших задач оптимизацию торгового и технологического процессов в магазинах. Реше­ние этой задачи даст возможность улучшить обслуживание покупате­лей, снизить затраты труда на перемещение, хранение и продажу това­ров, сократить товарные потери, облегчить труд работников. Требования современной технологии заключаются прежде всего в том, что подготовку товаров к продаже, включая фасовку, упаковку и комплектование ассортимента, нужно проводить на конечных ста­диях производства или на складах оптовых предприятий. Полностью подготовленные к продаже товары должны быть уложены в специали­ зированную тару-оборудование (контейнеры, поддоны, тележки-эта­жерки) и доставлены в магазин на автомашине с грузоподъемными устройством. При этом значительная часть товаров может поступать непосредственно в торговый зал и продаваться из тары-оборудования. Отечественная и зарубежная практика торговли подтверждает, что широкое внедрение прогрессивной технологии доставки и продажи товаров с использованием тары-оборудования дает возможность:

устранить излишние звенья на пути движения товаров от произ­водства до торгового зала магазина; максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы в про- мышленности, на транспорте и в торговле, что позволит улучшить условия труда и резко сократить численность работ­ников, занятых на этих работах; значительно уменьшить объем несвойственных магазинам работ по подготовке товаров к продаже; сократить расходы на производство и эксплуатацию транспорт­ной тары; повысить эффективность использования автотранспорта; уменьшить расходы на изготовление оборудования для выклад­ки товаров в торговых залах магазинов; обеспечить экономию капиталовложений на строительство мага­зинов; сократить потребность в хранении больших запасов товаров; повысить эффективность использования торговой площади, так как тара-оборудование является более емкой по сравнению с обыч­ными видами торгового немеханического оборудования. Технология доставки и продажи товаров, особенно продоволь­ственных, с использованием тары-оборудования уже успешно приме­няется во многих городах нашей страны.