Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Система независимой оценки качества профессионального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Advertisements

Система независимой оценки качества профессионального образования Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования.
Независимая оценка качества реализации программ профессионального образования Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
Федеральный институт развития образования. Создание системы оценки качества при реализации программ прикладного бакалавриата» «Создание системы оценки.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
2 Основные понятия РСОКО Качество образования – это совокупность свойств образования, определяющих его пригодность удовлетворять запросам потребителей.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
« Управленческая проблематика внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» Н.М.Шадрина, эксперт ИПОП «Эврика»
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
1 Методология формирования системы независимой оценки квалификаций Лейбович Александр Наумович Первый заместитель Федерального института развития образования.
Транксрипт:

Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Система независимой оценки качества профессионального образования

СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Совокупность организационных и функциональных структур, норм, правил, обеспечивающих основанную на единых принципах оценку общих и профессиональных компетенций обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг

Актуальность проблемы оценки профессионального образования ПРИОРИТЕТНОСТЬ ВОПРОСОВ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ; НЕОБХОДИМОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ; ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗВИТИИ ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, К ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ; ВНЕДРЕНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ; НЕОБХОДИМОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА, ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИИ

Новые приоритеты развития ПО Из доклада к совместному заседанию Госсовета и Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (31 августа 2010 г.) «… Необходимым фактором развития профессионального образования является объективная, достоверная, публичная, понятная, система мониторинга и контроля качества образования, включающая наряду с государственной внешнюю независимую систему оценки качества образовательных учреждений, программ и результатов образования». «В рамках Болонского процесса обостряется необходимость формирования прозрачной, информационно открытой и объективной системы экспертного и общественного мониторинга качества реализации образовательных программ»

ИЗМЕНЕНИЕ СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ОЦЕНКА» ОТ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ К КАЧЕСТВЕННЫМ ИЗМЕРЕНИЕ + ОЦЕНИВАНИЕ ОЦЕНКА КОНТРОЛЬ ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ВНЕШНЯЯ (НЕЗАВИСИМАЯ) ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕДУР: ОЦЕНКА ПРОГРАММ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ ОСВОЕНИЯ

Опора на ОСОКО Экспертно-аналитическая подсистема Нормативно- правовая подсистема Информационная подсистема Качество профессионального образования

ФГОСФГОС требования к результатам освоения ООП требования к структуре ООП требования к условиям реализации ООП Объекты и субъекты независимой оценки качества ПО ОК и ПК выпускников работодатели, государство Образовательные программы профессиональное сообщество, личность, государство Образовательные организации и их системы государство

ФГОСФГОС ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОСНОВАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФГОС КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ

минимум результата УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОЦЕНКА СПЕЦИФИКИ ПРОГРАММЫ ОЦЕНИВАНИЕ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - КОМАНДНЫЙ ПРИНЦИП от планирования учебных курсов до итоговой аттестации - СОБЛЮДЕНИЕ АЛГОРИТМА РАЗРАБОТКИ ОПОП - СИНХРОНИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ - ИНТЕГИРИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПОЛНОЕ ОВЛАДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ способность видеть проблему, формулировать задачу, находить (выбирать) способ ее решения, в том числе при недостатке знаний и практических умений ПРОБЛЕМА УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО МДК ПРОБЛЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Механизмы взаимодействия с работодателями НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАСПИСАНИЮ (ИОТ) ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Экспертиза и аккредитация программ Устанавливает качество «на входе»; обеспечивает конкурс программ Устанавливает качество «на входе»; обеспечивает конкурс программ Оценивает качество «на выходе»; подтверждает востребованность программ Оценивает качество «на выходе»; подтверждает востребованность программ П Р

Отличие общественной аккредитации от государственной Государственная Подтверждение: государственного статуса ОУ; соответствия качества образования требованиям государства Официальный орган управления образованием Деятельность ОУ в целом Общественная Оценка качества подготовки специалистов; способности программы обеспечить качественную подготовку выпускников Общественная (профессиональная организация) Отдельная образовательная программа цели субъект предмет

Особенности общественно- профессиональной аккредитации ФУНКЦИЯ: помощь ОУ в выработке действенных внутренних механизмов совершенствования качества с опорой на собственные традиции и опыт лучших практик отечественного и зарубежного образования Показатели: регламент обновления содержания учебных программ и методических материалов; механизм корректировки целей программ с участием преподавателей и внешних экспертов; качество оценочных материалов; соответствие образовательных технологий компетентностному подходу; степень владения преподавателями современными образовательными технологиями; качество проводимых занятий; условия, которые создаются для повышения профессионально-педагогического мастерства Направленность: не академическая, а профессиональная

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: - соответствие разработанной программы требованиям ФГОС; - наличие в программе возможности для формирования студентами индивидуальных образовательных траекторий; - участие внешних экспертов (в том числе работодателей) в разработке программ дисциплин, модулей, практик; - технология ежегодного обновления программ, принятая в вузе; - актуальность и периодичность обновления тематики курсовых и дипломных работ студентов; - соответствие программ аттестаций, критериев оценивания студентов принципам компетентностного подхода; - соответствие созданной в вузе образовательной среды требованиям компетентностного подхода; - качество организации самостоятельной работы студентов; - оснащенность баз практик; -востребованность выпускников на рынке труда; -степень владения преподавателями современными образовательными технологиями; предоставляемые вузом возможности профессионального развития и повышения квалификации; Пример показателей для независимой аккредитации программ: опыт АККОРК

Пример показателей для профессиональной экспертизы программ (проект ФИРО) Наименование экспертного показателяЭкспертная оценка данет 1.1Освоение программы будет способствовать повышению качества и (или) эффективности деятельности (производительности труда) на рабочем месте 1.2Программа а) обеспечивает подготовку по востребованным в регионе профессиям / специальностям (для программ переподготовки) ИЛИ овладение дополнительными (новыми) профессиональными функциями (видами деятельности, компетенциями), востребованными на региональном рынке труда (для программ повышения квалификации) б) обеспечивает освоение современных технологий (методов, средств) профессиональной деятельности, в) обеспечивает расширение профессионального кругозора, помогает адаптироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач и профессионального развития. 1.2.Объем и содержание практического обучения (лабораторных и практических работ, практик, самостоятельной работы) достаточны для получения заявленных результатов 1.3.Предусмотренное материально-техническое обеспечение (оборудование учебных кабинетов, лабораторий и (или) мастерских) позволяет обеспечить качественную подготовку 1.4.Форма и содержание контроля результатов освоения программы приближены к условиям профессиональной деятельности и позволяют оценить подготовленность обучающихся к решению новых профессиональных задач

СЕРТИФИКАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ Студент может быть сертифицирован по каждому профессиональному модулю (добровольность + развитие системы сертификации квалификаций + востребованность сертификата на рынке труда и доверие к нему работодателей) Сертификат – официальный документ, выдаваемый уполномоченным органом, подтверждающий результаты образования (обучения), продемонстрированные в ходе установленных процедур оценки

Закон РФ «Об образовании» (п. 25 ст. 33 ); Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»; Приказ Минобрнауки России «Об обеспечении выполнения комплекса межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования» от ; Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП АФ-318/03 от ); Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП АФ-317/03 от ). НОРМАТИВНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ

Инструменты Общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования Региональные центры сертификации профессиональных квалификаций (Самарская область, республика Татарстан, Красноярский край и др.) Сложившиеся модели аккредитации образовательных программ и экспертизы результатов профессионального образования с участием социальных партнеров (АИОР, АККОРК).

Документы Общественно-государственного совета независимой оценки качества образования профессионального образования Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах; Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах; Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах; Общие требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, а также другие документы. Протокол 2 от 15 декабря 2010 г

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ Цель: ОБЪЕКТИНАЯ, ПРИЗНАВАЕМАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА ТРЕБОВАНИЯМ ПРОИЗВОДСТВА И БИЗНЕСА, УСТАНОВЛЕННЫМ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВА РАБОТНИКА ВЫПОЛНЯТЬ КОНКРЕТНЫЕ ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА, ВРЕМЕНИ И СПОСОБА ПОЛУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЗАДАЧИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ ОУ; ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕРЕЗУЛЬТАТОВ СЕРТИФИКАЦИИ; ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, КАРЬЕРНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЕЛОВЕКА; ОБЛЕГЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ В НОВОМ ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ; ПОВЫШЕНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА; УПРОЩЕНИЕ И СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ; ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА.

Доступности процедур оценки Добровольности Постоянного обучение экспертов Открытости информации о механизмах и процедурах оценки Комплексность оценки компетентности и достоверности оценок, обеспечиваемых привлечением квалифицированных экспертов, использованием стандартизированного и технологичного инструментария Независимость и объективность оценки Совершенствование управленческой деятельности в ОУ Основные принципы сертификации и оценки квалификаций

Алгоритм формирования системы сертификации и оценки квалификаций Основные мероприятия Формирование организационно- методической базы Формирование инфраструктуры Кадровое обеспечение Адаптация Федеральной нормативно- методической базы Организация разработки ПС по приоритетным ВЭД в соответствии с процедурой РСПП Разработка и реализация программы обучения экспертов Создание и организация сети ЦОСК в соответствии с порядком, определенным ОГС Ведение базы данных экспертов Разработка контрольно- оценочных материалов Создание единой информационной базы

ТППРБМОН РБ Республиканский общественно-государственный совет (ОГС) по независимой оценке качества профессионального образования Функции: - координация разработки профессиональных стандартов по приоритетным для региона ВЭД; - взаимодействие с органами госвласти, объединениями работодателей, профессиональными сообществами; -принятие решений по оптимизации управления качеством профессионального образования на основе анализа результатов ОПА и сертификации квалификаций; -координация конкурсного отбора, аудита аккредитующих и сертифицирующих структур Объединение работодателей Региональное МО Региональный общественно-государственный совет (ОГС) по независимой оценке качества профессионального образования Функции: - координация разработки профессиональных стандартов по приоритетным для региона ВЭД; - взаимодействие с органами госвласти, объединениями работодателей, профессиональными сообществами; -принятие решений по оптимизации управления качеством профессионального образования на основе анализа результатов сертификации квалификаций; -координация конкурсного отбора, аудита аккредитующих и сертифицирующих структур Сертификационный центр профессионального образования базовая организация ОГС. Функция организационное сопровождение деятельности ОГС, ведение реестра экспертов, консалтинг ЭМЦ Экспертно-методический центр(ы): обучение экспертов, КОМы, методобеспечение Региональная сеть центров оценки и сертификации квалификаций