Практическая эпистемология: онтометодологический подход Доклад на Летней школе по методологии «Систематизация знаний. Типологии. Классификации» Юрмала,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логика против педагогики: к методологии как онтопрактике развития Выступление на XIV Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2008 г. Малиновский П.В.
Advertisements

It's great to be a teenager. It's fearful to be a teenager. Being a teenager is romantic. It's fun to be a teenager. It's not easy to be young.
Love And Marriage. You choose what life you would like to have You are a creator of your life. It can be a wonderful happy marriage or… Or you can get.
Work Wonders Пашковская Т.А. Лицей I spend about half of my time in my office, and the other half in court. I don`t have customers. I have clients.
5 STEPS TO MAKE YOUR FAMILY HAPPIER YOU NEED THIS!
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
I think friendship is important part of our life. To my mind friendship can be compared to a tree. Its seed should find good soil and under good conditions.
How to crack technical interview ? Yogesh Mehla. Many of my friends who are technically good and even great, but they are unable to crack their first.
Lesson 2. How to say hello & goodbye ?. When we first meet someone whether it is a person we know or someone we are meeting for the first time, we will.
Знания как предмет управления с точки зрения методологии: интеллектуальный, институциональный и инструментальный контексты Доклад на ХV Чтениях памяти.
Where do you live? I live in a rather small provincial town in the Belgorod region, the town of Alekseevka. There are beautiful parks, old merchant buildings.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
What to expect? How to prepare? What to do? How to win and find a good job? BUSINESS ENGLISH COURSE NOVA KAKHOVKA GUMNASUIM 2012.
Is it Easy to Be Young? Author: Konoreva Viktoriya.
I and society. Plan Aim I in society Friends Classmates Student-teacher Parents and children Brothers and sisters Society in human life Conclusion Source.
1. Do you like your school? I should say that I love my school a lot. For me its not only a building where I get knowledge, but also the second home of.
Take one minute to prepare a talk on the following subject. Take notes if you like and remember to include reasons and examples. You should then speak.
Project Viktorija Stepanova. Computer and Internet dependency.
The Way Teenagers Live. What teenagers problems there are now? -What teenagers problems there are now? - Today it is fashionable to speak about teenage.
MonicaRachaelPhoebeJoeRossChandler A friend in need is a friend indeed. Make new friends But keep the old One is silver and the other gold! The best.
Транксрипт:

Практическая эпистемология: онтометодологический подход Доклад на Летней школе по методологии «Систематизация знаний. Типологии. Классификации» Юрмала, 21 августа 2012 г. П.В. Малиновский

Замысел доклада 1. Постановка задачи систематизации знания предполагает ответ на вопрос относительно "объемлющей системы". Традиция нового времени: ОПЫТ - категория, которая задает границу для обоснованного ответа на вопрос, имеем ли мы дело со знанием или с его превращенными формами. СМД представление ОПЫТА как основание для построения систем знания. 2. Эпистемологический подход и формирование онтологических оснований для систематизации знаний (построения систем знания). Смена эпистем и усложнение классификационных схем. 3. Практическая эпистемология как прикладная онтология. Значение компетенций в управлении потоками знаний.

Эволюция системных подходов в ММК Система деятельности Система воспроизводства деятельности Системно-структурный подход Системо-деятельностный подход СМД-подход

Принципиальная схема Мега-онтологии как предмета онтометодологии Идеальные Реальные Материальные Формальные Модальные Конститутивные Региональные Прикладные Глобальная Фундаментальная

Морфология теории деятельности как основание для конструирования онтопрактик (построение онтик) ЛЮДИ Прагматика Парадигматика Синтагматика Сигнификация Экземплификация Реификация ВЕЩИ ЗНАКИ ПРЕДМЕТЫ (как мыслительные машины) Естественно-научные предметы Геометрия Физика Нормативно- деятельностные предметы Педагогика Логика Конструктивно- технические предметы ПроблемыЗадачи Онтологические схемы и картины Модели Общие знания Системы общих знаний Средства Методы Структура научного предмета Принципиальная схема Онтономика научно- исследовательской деятельности

Опыт как система (метасистема), объемлющая циклы обращения знания 1) полагание схемы МД в процессы обмена опытом (генерирование, выявление, обобщение, накопление, передача, перенос, сохранение, распространение, применение, совершенствование, умножение опыта); 2) доработка функциональной схемы «Шага развития» с учетом новых процессуальных требований; 3) организованности опыта – многообразие фактов (суждений о событиях) как применение схемы МД к рефлексии различных ситуаций; 4) морфология опыта – способы деятельности и мышления; 5) системы коллективной мыследеятельности как популятивные развивающиеся образования.

Опыт как субстанция схемы мыследеятельности (системомыследеятельностное представление категории опыта) Цикл развития опыта Выявление опыта Обобщение опыта Накопление опыта Передача опыта Применение опыта Распространение опыта Совершенствование опыта Умножение опыта Опыт как процесс Сохранение опыта Обмен опытом

Опыт как субстанция схемы мыследеятельности (системомыследеятельностное представление категории опыта) Опыт как функциональная структура (схема «Шаг развития») «вечность» (теория) Настоящее время (эмпирия) Будущее время (футурия) Прошедшее время (история)

Опыт как субстанция схемы мыследеятельности (системомыследеятельностное представление категории опыта) Организованности опыта Морфология опыта Факты – суждения о событиях: -имевших место в прошлом, - эмпирически/экспериментально подтверждаемых, - гипотетически предполагаемых в будущем. Совокупность способов мышления и деятельности (стиль мыследеятельности), воспроизводимых благодаря механизмам «трансмиссии», «трансляции» и «трансфера» опыта.

Морфология опыта Способы деятельности Способы мышления Идеалы Принципы Ситуации (топики) Проблемы Языки Методы, операционные системы Факты Действие Табло сознания Идея ?

Деконструкция способа как морфологической единицы опыта Ценности – Цели – Задачи Принципы – Методы – Подходы Средства – Инструменты – Орудия Сырье - Материалы – Ресурсы Субъекты - Исполнители – Работники – Творцы (с соответствующим набором способностей)

Основные когнитивные способности Чем определяется когнитивное поведение субъекта? Побуждение - амбиция Постижение – интуиция Познание – эрудиция Понимание - позиция

Базовая матрица для анализа систем коллективной мыследеятельности Развиваются только популятивные образования! Организация Трансляция Коммуникация Популяция Коммуникация

Конститутивная матрица глобальной онтологии Шесть измерений цивилизации: Популяция Коммуникация Организация Трансляция/ Трансмиссия/Трансфер Территория (пространственность) История (темпоральность) Пять метрик постсовременной цивилизации: природа – культура – структура – тектура - рететура Сфера деятельности

Границы категориального мышления Научный Мистический Обыденный Художественный Мистическое мышление Научное мышление Художественное мышление Категории Фантасмагории Аллегории

Основные подходы к построению онтологии (арсенал онтометодологии ) Феноменологический – данные в созерцании/постигаемые явления (образы, представления) становятся предметами познания, обнаруживают свою сущность (ноуменальность). Эпистемологический – предметы познания выстраиваются в иерархию, расширяя понимание сущего. Монадологический – понимание каждым существом воспринимаемой/постигаемой реальности определяется условиями собственного существования.

Фундаментальная онтология, или чем определяются циклы жизни систем Осмос Порядок Беспорядок Дисгармония Гармония Конститутивная онтология определяет порядок-беспорядок, а модальная задает гармонию-дисгармонию Бытия

В поиске upper ontology МД 1 МД 2 апория теории история э мпирия футурия «прошлое» «настоящее» «будущее» t «вечное» Онтология 2 Апория 1 Онтология1

Темпоральность опыта t

На пути к глобальному обществу знания Глобальная когнитивная революция (новые технологии работы со сложными комплексами разнородных знаний – инженерия и менеджмент знаний, технологии партиципаторного практического исследования действием, трансдисциплинарные исследования на основе прикладных онтологий = исследования Mode 2) Глобальная образовательная революция (открытое образование на протяжении всей жизни с использованием технологий обучения действием, индивидуального и группового/совместного развития и саморазвития); Появление принципиально нового способа генерирования знания – ключевое событие 90-х гг. ХХ века, позволившее включить в исследовательские практики все заинтересованные стороны, готовые к постоянному развитию.

Иерархия базовых эпистемических единиц содержания мышления Темы Схемы Нормы Формы ПрограммыПроблемы Системы Эпистемы Парадигмы Синтагмы Парадигматика мышления Синтагматика мышления Прагматика мышления Плеромы? Платформы

Парадигмы процессов развития 1. Линейная 2. Круговая 3. Спиральная 4. Ветвящаяся (ризоматическая) 5. Хаотическая (разнонаправленная) ?

Рететура Единицы онтометодологического анализа Натуры (1-ая природа) Культуры (2-ая природа) Тектуры Структуры Искусственный Естественный ?

Смена эпистем как процесс усложнения синтагматики Эпистема вв. Региональные онтологии: Природные системы и культурные системы Эпистема вв. Региональные онтологии: Природные системы и культурные системы Социальные и технические системы

Новая эпистема Матрица: Природные (живая и неживая природа) Культурные Социальные Технические Информационные ???

26 Цикл обращения знаний (на предприятии) Совершенствование формальных описаний Концептуализация Сбор и накопление знаний Переработка знаний Использование знаний Внешнее представление знаний Адаптация внешних знаний Формирование потребностей в знаниях Выявление потребностей в знаниях Формализация деятельности предприятия Внедрение СУЗ

27 Пример прикладной онтологии для Knowledge Management (Art Murray )

12 KINDS OF KNOWLEDGE WORKERS The expert - you have expertise in a domain of knowledge or a particular skill. You enjoy honing your knowledge and exercising your core skills. You are the recognized "expert" and stay with your choosen knowledge domain over many years. Knowledge analyst - you love assimilating knowledge from many sources. You have many of the attributes of the expert (but are perhaps not as self-opinionated or self-promotionalist) and also of the packager. Others respect your views and like your 'rational' knowledge to support their arguments. Knowledge leader - you have a broad area of knowledge and build bridges between knowledge (and people) in different domains. You are a generalist, not a specialist. You see the big picture and how knowledge supports organizational objective.

12 KINDS OF KNOWLEDGE WORKERS Knowledge networker - you are a knowledge broker and connector. You connect people to people and people to knowledge. A hybrid of expertise and leadership - you're scope is not too broad and you have a large address book. You don't know all the answers yourself, but you know a person who does. Knowledge custodian - you like everything to be in its proper place. You love knowledge and organizing content into taxonomies. You get upset if knowledge renegades upset the system. You're probably the knowledge centre manager. Knowledge creator - you're an ideas person. Always thinking of new things to do, you never seem to have time to see them through to implementation. Your thinking goes off in several directions but you do come up with breakthrough ideas and innovative approaches.

12 KINDS OF KNOWLEDGE WORKERS Knowledge entrepreneur - you may not have the best ideas yourself, but you do recognize those that have potential. You are the bridge between the creator and the packager. You have a good story to tell and are committed to making a difference. Knowledge packager - if you didn't do knowledge work you would probably be an engineer or mechanic. You assemble all the knowledge components to make something worthwhile. You help knowledge creators realize their dreams. Knowledge visualizer - you like pictures, so you get away from those boring bulleted Powerpoint slide shows. You make your points in images, diagrams and perhaps even cartoons and music.

12 KINDS OF KNOWLEDGE WORKERS Knowledge activist - you are committed to a cause and will marshal the knowledge you need to support your case. You can also be a knowledge maverick, questioning the status quo and raising doubts in others about the efficacy of their hard-won knowledge. Although an irritant to the powers that be, it is often you who initiates change. Knowledge seeker - ever curious, you are always asking "why" and seeking new knowledge. Even after you retire, you will go on knowledge delivery cruises to new exotic locations. The pursuit of knowledge for your personal fulfilment is your key driver. You couldn't care less if it's useful to others or not, but are always willing to share it enthusiastically. Storyteller - you cut into the bullshit and encapsulate knowledge into highly memorable stories. You have a strong imagination and look for analogies and metaphors. The fact that storytelling is now a tool for corporate knowledge management means that you should have a bright career ahead.

Зачем нужны компетенции? Три вызова гг. ХХ века для цивилизации профессионалов 1) Как мерить неосязаемые активы – человеческие и организационные, страновые, когда материальные и финансовые активы обрели свои международные системы измерения (образ неуловимого актива, порождаемого людьми, включенными в совместную деятельность).

Зачем нужны компетенции? Три вызова гг. ХХ века для цивилизации профессионалов 2) Информационно-коммуникативная революция задает общемировой стандарт тотальной информатизации, потребность найти мерку для человеческого опыта, превращаемого в универсальный информационный продукт (первые шаги информатизации и возможность связать различных людей в разных точках мира, занятых одним и тем же; иллюстрация требования стандартизации коммуникативных форматов передачи и накопления опыта в условиях удаленных взаимодействий – нужен языковой стандарт для фиксации разнообразного опыта, который у каждого – свой, индивидуальный, даже уникальный и с трудом выразимый).

Зачем нужны компетенции? Три вызова гг. ХХ века для цивилизации профессионалов 3) Фрактальная геометрия меняет привычные мерки человечества, которые масштабируются для разных ситуаций (образ изменчивого мира, нелинейность процессов нужно «свернуть» в удобный инструмент, позволяющий здесь и теперь каждый раз устанавливать пригодность людей и организаций к эффективному действию).

Компетенция (определение) Компетенция (определение) Компетенция – фиксация права заниматься какой-то деятельностью на/в определенном месте, исполнять определенные функции. Компетенция – регулятор взаимосвязи процессов, необходимых для успешной деятельности, конкурентоспособности субъектов. Регулируемые процессы: – процесс индивидуализации (персональные компетенции) – процесс профессиональной социализации (профессиональные компетенции) – процесс организационной социализации (организационные компетенции)

Что регулируют компетенции?

Компетенции и центры компетенций Модели компетенций Модели компетентностей Модели специалиста, бакалавра, магистра Профессиональные компетенции Организационные компетенции Персональные компетенции Компетенции Центры совершенства/ превосходства Центры управления карьерами Центры сохранения критических знаний Управление качеством Организационное научение long life learning

Компетенции первого уровня Процессы индивидуализации Процессы проф.социализации Процессы орг.социализации Персональные компетенции Организационные компетенции Профессиональные компетенции Деловая культура Культурные компетенции

Компетенции второго уровня Процессы индивидуализации Процессы проф.социализации Процессы орг.социализации Персональные компетенции Организационные компетенции Профессиональные компетенции Культурные компетенции Распределенные компетенции Метакомпетенции Деловая культура Базовые компетенции

Модель компетенций Процессы индивидуализации Процессы проф.социализации Процессы орг.социализации Персональные компетенции Организационные компетенции Профессиональные компетенции Культурные компетенции Распределенные компетенции Метакомпетенции Деловая культура Базовые компетенции Деятельности Эмоциональные Функциональные Социальные Когнитивные ИКТ Модель компетенций СРЕДА ЧЕЛОВЕК

Благодарю за внимание!