Как делать социологическую анкету Структура анкеты 1.Преамбула («легенда», обращение, инструкция и пр.) 2.Содержательный блок (« развертки» основных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КАК ПРОВЕСТИ АНКЕТНЫЙ ОПРОС Виды опросов: 1.Массовые (изучение общественного мнения) 2.Специализированные (опросы экспертов, целевой аудитории) 3.Очные.
Advertisements

Проблема измерения в социологии Курс «Методология и методика социологического исследования», 2 семестр ©Пузанова Ж.В., 2013.
Доверительный интервал и доверительная вероятность.
«Маркетинговое исследование» МАРКЕТИНЕГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ЗНАТЬ НАШИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ЛУЧШЕ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ИХ ПОТРЕБНОСТИ ЧТО ВЕДЕТ К УВЕЛИЧЕНИЮ.
Виды анкетирования Контактное Контактное Заочное Заочное Прессовое Прессовое.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Оценка достижений планируемых результатов Группа террабиты.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Маркетинговые исследования. Понятие МИ Маркетинговые исследования - это деятельность, которая связывает потребителя, покупателя, общество с маркетинговыми.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Социальный проект «Социологический опрос». Социологическое исследование Для того, чтобы решить какую важную общественную проблему в школе, классе, в населенном.
Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских.
Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
Лекции Метод анкетирования в психологии Лектор: Скоробач Т.В.
ПРИМЕНЕНИЕ СКРИНИНГА В ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.
Анкетирование как метод исследования Выполнили студенты 3-го курса ПРОПД Нехаев и Мухаметьянов Выполнили студенты 3-го курса ПРОПД Нехаев и.
1 Понятия выборочного исследования Генеральная совокупность – вся социальная группа, про которую необходимо собрать информацию. В большинстве случаев «генеральная.
Реальность и рассказы о ней Реальность Факты: поступки, действия, события Рассказы о реальности Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения.
Деятельность в социально- гуманитарной сфере и профессиональный выбор План уроков. 1. Общественные потребности и мир профессий. 2. Профессиональные требования.
Транксрипт:

Как делать социологическую анкету

Структура анкеты 1.Преамбула («легенда», обращение, инструкция и пр.) 2.Содержательный блок (« развертки» основных понятий на вопросы, направленные на решение конкретных задач) 3.Социально-демографический блок ( объективные характеристики респондентов )

Логика построения анкеты Есть проблема, которую мы изучаем. 1.Знают ли о ней респонденты и откуда? 2.Есть ли у них свое мнение и каково оно? 3.Реагируют ли они на наличие проблемы и каким образом? 4.Каковы мотивы их реакции на проблему?

С КОЛЬКО НУЖНО ЗАДАТЬ ВОПРОСОВ С КОЛЬКО НУЖНО ЗАДАТЬ ВОПРОСОВ? Вопросы анкеты направлены на решение исследовательских задач и должны характеризовать изучаемые качества объекта (предмет исследования) Каждая задача предполагает по крайней мере один вопрос, но чаще всего – несколько. Один и тот же вопрос может работать на несколько задач сразу. В среднем число вопросов кратно числу задач.

Логика построения анкеты Есть проблема, которую мы изучаем. 1.Знают ли о ней респонденты и откуда? 2.Есть ли у них свое мнение и каково оно? 3.Реагируют ли они на наличие проблемы и каким образом? 4.Каковы мотивы их реакции на проблему?

Итак, будем задавать вопросы в двух направлениях (1)Информированность – что знают, откуда знают, как относятся к информации (рекламной, событийной и пр), хотели бы знать больше и о чем именно. (2)Отношение:Как сами относятся к проблеме, как оценивают, как объясняют, как реагируют и пр

Задачи: 1.Выявить степень информированности молодежи об экстремальных видах спорта. 2.Проанализировать социальный портрет «экстремальщика». 3.Определить отношение к экстремальщикам… 4.Выявить модные тенденции …видов спорта.. 5.Рассмотреть мотивации, подталкивающие молодых людей заниматься экстримом. ПРИМЕР

1. Интересует ли Вас… 2.Откуда Вы узнаете… 3.С какой информацией Вы сталкиваетесь чаще всего… 4.Хотели бы Вы знать больше… 5.Что именно Вы хотели бы знать… 6.Каким источникам информации Вы больше доверяете… И ТАК ДАЛЕЕ… Вопросы на информированность к задаче 1 На какие еще задачи работают уже заданные к задаче 1 вопросы?

С Вашей точки зрения экстремальные виды спорта это в первую очередь: 1.Мода 2.Рискованное занятие 3.Возможность получить удовольствие 4.Возможность самоутвердиться 5.Творчество, развитие….. Как Вы полагаете, что наиболее способствует занятиям экстремальными видами спорта? 1.Физические возможности, способности 2.Желание выделиться 3.Любовь к риску, «адреаналину» 4.Влияние друзей 5.Реклама….. Вопросы на отношение

3. Как Вы полагаете, будет ли расти увлечение молодежи… самыми 4.Какие виды Вы считаете самыми перспективными? Самыми модными? Самыми рискованными? Самыми популярными? Самыми доступными? Самыми полезными?….. В КАКОЙ ФОРМЕ ЗАДАВАТЬ ЭТИ ВОПРОСЫ? КАКИЕ ЕЩЕ ВОПРОСЫ НУЖНО ЗАДАТЬ?

Виды и типы вопросов: По форме : открытые закрытые полузакрытые По назначению: Основные (содержательные) Неосновные (фильтры, связки, повторы, на ложь и пр.

Виды и типы вопросов: По формулировке: Прямые Косвенные Альтернативные (один ответ) Неальтернативные (несколько ответов) прожективные ("Представьте себе, что Вы на один день обладаете возможностями ректора… Какой бы Вы приняли приказ в первую очередь?")

Виды и типы вопросов: По содержанию: о фактах поведения (принимали участие в выборах? Покупаете зубную пасту?) о фактах сознания ( хотели бы родиться не в России? Любите классическую музыку? Будете делать вклады в филиал швейцарского банка в России?) о личности (возраст, семья, образование, профессия, национальность, вероисповедание и пр.) об информированности (кто есть кто: Пирогов, Эйнштейн, Ельцин, Чайковский, Ленин и пр.)

Требования к вопросам: Соответствие содержания и формулировок вопросов исследовательской задаче Семантическая прозрачность (понятность, однозначность понимания) Соответствие аудитории (адекватность) Не содержать подсказок («Вам хорошо живется в общежитии»? Не содержать двух вопросов в одном Шкала вариантов строится по одному основанию («…Что Вам больше нравится - Желтое или квадратное, громкое или сладкое? –

Логический контроль и апробация анкеты Не забыты ли "другое, затрудняюсь ответить, не помню», и пр. Относится ли вопрос ко всем или только к группе (фильтр нужен?) Достаточно ли объяснений по технике заполнения Нет ли логического несоответствия между смыслом вопроса и шкалой. Есть ли в вопросах непонятные слова? Не слишком ли много(мало) вариантов ответов Не слишком ли вопрос задевает чувства неприятные ассоциации, печальные воспоминания… Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие? Отделены ли смысловые блоки переключателями? Нет ли излишней монотонности? Нет ли ошибок и нарушений в верстке (переход таблиц и вопросов на другие страницы и пр.)

Требования к инструментарию социологического исследования. Инструментарий должен отвечать требованиям : релевантности, надежности точности устойчивости. валидности,

Релевантность - это обоснование применимости измерителя к измеряемому признаку. Что мы измеряем? И можно ли это измерить таким образом? ТО ли мы измеряем на самом деле? ПРИМЕР: Продолжительность просмотра телепередач можно фиксировать со слов респондента. Можно вести дневник, Однако в том и другом случаях измерители могут содержать значительную ошибку релевантности. ПОЧЕМУ? ЧТО будет более релевантным в данном случае?

Надежность - это вероятность отклонения полученных значений от истинных значений соответствующих характеристик объекта. Степень надежности определяет уровень погрешности данных, вносимых за счет инструментария. Надежность является интегральной характеристикой инструментария, включающей точность, устойчивость и валидность

Как оценивается уровень надежности? Для решения этой задачи используются три техники косвенного оценивания: - 'тестретест', - параллельные измерения - деление шкалы

- 'Тест-ретест' – это повторный замер одного и того же объекта одинаковым инструментом. Если данные замеров сильно различаются – инструмент, скорее всего, ненадежен. НО! Не дает никаких сведений об источнике ошибки. НО! Повторный замер будет неточен уже в силу влияния первого замера на объект. КАК ИЗБЕЖАТЬ ВЛИЯНИЯ НА ОБЪЕКТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭТОГО МЕТОДА?

- Параллельные измерения - это когда измерительный инструмент используется в двух формах одновременно. Для измерения одной установки можно использовать два разных вопросника. Если полученные два ряда коррелируют, инструмент принимается… НО! Какая форма основная, какая «параллельная»? НО! Разработка параллельных инструментов увеличивает трудоемкость работы… КАК УВЕЛИЧИТЬ НАДЕЖНОСТЬ В РАМКАХ ОДНОЙ АНКЕТЫ?

- Деление шкалы – это интерпретация частей шкалы как отдельных шкал. Процедура деления шкалы помогает избежать «смещений» Смещения шкалы возникают при ранжировании объектов по списку. КАКИЕ ПОЗИЦИИ ОТМЕЧАЮТСЯ ЧАЩЕ? КАК ИЗБЕЖАТЬ СМЕЩЕНИЙ? ВАРИАНТЫ: - Предъявлять респондентам карточки в различном порядке - Половину анкет сделать с «перевернутой» шкалой, сохранив кодировку

Точность измерения - это количество градаций переменной, или количество делений шкалы. Чем больше градаций, тем выше точность НО! Снижается надежность, повышается вероятность отклонений… Если укрупнить шкалу – снижается точность, возрастает надежность.

Устойчивость - это воспроизводимость результатов при многократных замерах. НО! Устойчивость обратно пропорциональна точности - чем чувствительнее инструмент, тем больше отклонений в значениях получаемых данных. НО! - возникает ситуация, аналогичная смещению замера при использовании техники 'тест-ретест'.

Валидность инструмента связана с отношением между измерительным инструментом и результатами измерения. Какие значения получены? Что они могут показать? Какова степень их содержательности и определенности? ПРИМЕР: Психологический тест, где много средних значений не валиден, анкета, где много «не знаю» или незаполненных вопросов, не валидна и пр. КАК ПРОВЕРИТЬ ВАЛИДНОСТЬ АНКЕТЫ?

пилотажа После пилотажа будет видно, что один из наиболее очевидных признаков низкого качества вопроса большое число не ответивших, а также. число вопросов и замечаний, полученных интервьюэрами.

ЧТО ЧИТАТЬ? Л.Аверьянов: Почему люди задают вопросы? М. 1993г. Искусство задавать вопросы. М. 1998г.