02.12.20091 Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ Технологии формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) © Г.В.Талалаева www.talalaeva.uran.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нейронаука для медицины и психологии, Судак, 2009 РОФЭС для медицины и психологии © Г.В. Талалаева Институт экологии растений и животных УрО РАН
Advertisements

Грант РГНФ – «Урал» а/У Самосохраняющее поведение молодежи Талалаева Г.В.
Семинар Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Анискова С.П., зам.директора по УВР МОУ 78.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
СЕМЬЯ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ. Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди,те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся,
ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное учебно-воспитательное учреждение «Социальный приют для детей и подростков» (Зам.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Гендерное воспитание школьников Иванова Н.М.- учитель биологии МОУ «Васильевская сош» Старицкий район МОУ «Васильевская сош» Старицкий район.
Педагогические чтения. «Внедрение здоровьесберегающих технологий»
Каждый четвертый ребенок – болезни желудка, Каждый пятый – заболевания сердечно – сосудистой системы. Около 60% старшеклассников нездоровы. Более 40%
LOGO Программа развития Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 25» г. Петрозаводска на 2011 – 2015 годы «Социально.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский промышленно-экономический колледж» Министерство образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 28 комбинированного вида «Формирование личностных качеств старших дошкольников.
Цель работы : создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БРАКЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ © О.В. Защиринская, кандидат психологических наук, доцент © Факультет психологии, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский.
Проблемы ОУ, связанные с заботой о здоровье детей 1. Учебные нагрузки учащихся 2. «Школьные стрессы» 3. Распространение среди учащихся вредных привычек.
Программа «Московское образование » Доклад методиста НМЦ, психолога школы 424 Заботкиной Н.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Муниципальное общеобразовательное учреждение «Моряковская средняя общеобразовательная.
Транксрипт:

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ Технологии формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) © Г.В.Талалаева

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ2 Цель занятия Ознакомиться с представлениями об изменении концепции ЗОЖ в условиях посткризисного развития страны (модернизации общества, создания Уральского Федерального университета)

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ3 Задачи занятия Ознакомление с современными проблемами здорового образа жизни (ЗОЖ); Выделение основных трендов в динамике ЗОЖ у современных жителей планеты; Проведение сравнительного анализа технологий формирования ЗОЖ у представителей рыночного и социально ориентированного государства

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ4 План занятия Дать характеристику понятия здоровье и ЗОЖ; Обозначить критические моменты в формировании и сохранении ЗОЖ; Описать особенности российских технологий формирования ЗОЖ

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ5 Факторы ЗОЖ Поведенческие Социальные Демографические Экономические Экологические ВНУТРЕННИЕВНЕШНИЕ

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ6 Экологические факторы снижения ЗОЖ

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ7 Конец XX века Начало XXI века Социальные факторы изменения стереотипов ЗОЖ Конец XX века Начало XXI века Мужчины Роль женщины Роль мужчины Роль женщины Роль мужчины Женщины Мужчины

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ8 Изменение моделей семьи Преемственность поколений? Традиционная семья Новые варианты семейных отношений Приемные дети Современные Технологии Репродукции и Клонирования

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ9 Изменение поведенческих стереотипов ЗОЖ Эволюциястуденческойсемьи как социального института Западная модель Нуклеарнаясемья Восточная модель

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ10

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ11 Социально-поведенческие последствия глобальных инноваций - Разрыв и отчуждение между поколениями; - Размывание межпоколенной солидарности; -«Дом и работа» отделились друг от друга во времени и в пространстве; - Одиночество и депривация стариков; - Появляется молодежная «антикультура, зверино враждебная господствующей культуре взрослых» и безжалостная к ним (И.В. Бестужев-Лада, 1999); - Инфантилизация молодого поколения

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ12 Вывод-1 Прервалась «поколений нить» Создаются новые модели формирования ЗОЖ и самосохранительного поведения людей

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ13 Здоровье – это: отсутствие болезни, объективное состояние, субъективное ощущение полного комфорта Физического, Психологического (психического), Социального

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ14 Качество здоровья современных россиян К 60 годам большинство населения России страдает хроническими заболеваниями, ограничивающими качество их жизни (в Польше - здоровы и планируют быть такими еще лет), 90% россиян имеют отклонения в психической сфере, 60% населения страны страдает аллергией, 10% имеют серьезные психические расстройства, 60 млн. чел. имеют заметные отклонения в психике, 2,1 млн. чел. нуждаются в психиатрическом лечении

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ15 Качество здоровья детей промышленных территорий При текущем осмотре в поликлинике обнаруживается 3-4 диагноза на ребенка, При углубленном осмотре – 5-6 диагнозов, При целенаправленном мониторинге – 8-10 диагнозов на ребенка

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ16 Интегральная оценка здоровья россиян Состояние здоровья населения в современной России специалисты оценивают как катастрофическое Способность к системному обучению у первоклассников снизилась в 5 раз за последние 20 лет, то есть на протяжении 1 поколения

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ17 ЗОЖ – это: Индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие (А.М. Смирнов, 2000 г.)

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ18 Переход от репродуктивного поведения к самосохранительному и ЗОЖ на рубеже XX-XXI вв.

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ19

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ20

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ21

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ22

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ23 ЗОЖ в терминах смертности и продолжительности жизни: Постоянное население РФ в 1989 г. насчитывало 147,4 млн. чел., в 2000 г. – 145,7. Общая смертность на 1000 населения в 1989 г. составляла 10, г. - «русский крест» смертность превысила рождаемость, началась депопуляция а До 1994 г. этот показатель постепенно возрастал Последующие годы – волнообразная динамика смертности: г.г. – снижение, 1999 г. – увеличение, с 2002 г. - вновь снижение. Средняя продолжительность жизни за период гг. возросла на 3 года.

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ24 ЗОЖ в терминах деструктивного поведения: Последние 15 лет регистрируется феномен молодежной наркомании среди социально благополучных слоев населения, В настоящее время отмечается вторая волна наркомании среди молодежи

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ25

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ26

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ27

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ28 Вывод-2 Сосуществование деструктивного поведения и ЗОЖ в посткризисном периоде закономерно. Волны деструктивного и самосохранительного поведения следуют с объективной неизбежностью. Молодое поколение россиян относится к группе риска. Нужно социально-педагогическое СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ.

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ29 Динамика жизни россиян за 20 лет Типы обществаОсновные лозунги Толерантности Открой для себя мир Риска Будь собой Надежности Сохрани себя и близких в меняющемся мире

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ30 Отношение к стрессу студентов УГТУ-УПИ Типы общества Основные лозунги Доля ответивших Толерантности Открой для себя мир 12,1% РискаБудь собой 25,8% Надежности и стабильности Сохрани себя и близких в меняющемся мире 57,6%

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ31 - Общество свободы - Возможностей выбора - Массовой коммуникации - Стрессовых расстройств, аномалий адаптации - Отсутствия преемственности поколений - Нарушения гендерных (половых) ролей - Изменения института семьи Черты современного общества

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ32 Значимые близкие Круг значимых близких человека Максимальное число одновременных значимых отношений Длящиеся связи: 2/3 – родные, 1/3 – друзья; завершенные: 1/7 – родные, 6/7 – друзья Длительность общения: с самым значимым – 26 лет, с наименее значимым –13 лет Главная роскошь – роскошь человеческого общения

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ33 Семья глазами детей приютов и социальных сирот 31% - доверяют опыту педагогов 30 % - хотят как в СМИ, боевиках и сериалах: богатый дом, много денег, «крутая тачка» 18 % - верят только себе и своему опыту жизни (негативному и обширному) 17 % - ограничивают семью понятием «быт» 4 % - проявляют стремление к творчеству

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ34 Формирование аномального поведения Мотивации: осознанные – неосознанные Потребности: базовые – высшие Сбалансированность личности: удовлетворенные – неудовлетворенные % удовлетворенных потребностей -пирамида Маслоу американцы (уральцы ) потребность в самореализации 10% – (1-80%) потребность в уважении 40% потребность в любви 50% - (30-60%) потребность в безопасности 70% физиологические потребности 85% - (5%)

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ35 Трансформация семейно-брачных отношений в России В браке состоит лишь половина взрослых россиян - 52%; Большинство курсантов вузов МЧС и МВД не намерены вступать в брак ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем – 80-85%; Большинство курсантов предпочитают гражданский брак официальному – 85-90%; Осмеливаются иметь детей лишь 15% студентов старших курсов вузов России.

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ36 Семейно-брачные отношения студентов УГТУ-УПИ Модель выбора брачного партнера и спутника жизни Частота (в %) «Похожесть на родителей» 15 Комплементарность психологических качеств – их дополнение и противоположность 7 Инструментальная – по принципу получения эмоционального уюта и комфорта 18 Обмена – по принципу ранжирования деловых качеств потенциального партнера 45 «Стимулов-ценностей-ролей» - поэтапная оценка стиля жизни потенциального партнера 15

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ37 Резюме о брачном поведении студентов УГУТУ-УПИ Брачное поведение студентов разнообразно; Большинство (85%) студентов при выборе партнера ориентируется на удовлетворение текущих потребностей: в 40% случаев – психологических, в 45% случаев - деловых; Лишь 15% выбирают партнера на основе комплексной оценки с перспективой на длительную перспективу и возможную смену жизненных обстоятельств; Данная ситуация чревата нарушением брачных отношений на ранних этапах их жизненного цикла молодой семьи и требует социальной коррекции.

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ38 Варианты отношения к ЗОЖ Выбирают ЗОЖ на словах и на деле – ¼ студентов Отрицают ЗОЖ на словах и на деле - ¼ студентов Не определились в своем выборе - ½ студентов

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ39 Технологии формирования оптимизма и ЗОЖ у молодежи Модель жизненных навыков (США): самозащита, адекватная самооценка, эффективное общение, уход от неоправданного риска Модель самоусиления (Великобритания): оценить проблему и альтернативы, принять решение, достичь желаемой цели Модель «+1» (Германия): доверительные отношения по крайней мере с 1 взрослым помимо родителей, принадлежность к группе, юмор, самоконтроль, целеустремленность

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ40 Уральский опыт формирования ЗОЖ

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ41 Перспективы формирования ЗОЖ ИНФОРМАЦИОННО- ЗАПУГИВАЮЩИЙ ПОДХОД ИННОВАЦИОННЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД ОПТИМИСТИЧЕСКИ- КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ42 Географические особенности ЗОЖ

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ43 Изменение активности мозга под влиянием физических факторов вешней среды у лиц, (картограммы спектральной мощности ЭЭГ) Верхний ряд – здоровые лица, нижний ряд – подвергшиеся воздействию радиации в связи с аварией на ЧАЭС; А.И. Нягу с соавт., 1995

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ44 РОФЭС – успех уральских технологий Раздел диагностики - электрофизиология Технология сбора информации – обследование точек акупункуры (БАТ) Перспективы метода – работа в режиме биологической обратной связи (БОС)

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ45 Разрешительные документы Внесен в Государственный реестр медицинских изделий уд. 98/ от г. Патент РосАПО от г. Дополнительная информация –

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ46 Специфика биофизического статуса у разных категорий студентов слева направо: спортсмены-школьники, курсанты МЧС, студенты-экологи, студенты-экономисты, спортсменки университета

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ47 Сходство биофизических портретов в паре «учитель - ученик»

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ48 Эффект подобия в системе «учитель - ученик» В институте МЧС В гражданском вузе Вывод: учитель – матрица ученика

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ49 Градации феномена «трилистника» 1. Региональная норма 2. Экологический стресс 3. Социально-экологический стресс Ось Х – размах вариации R=100(x max – x min)/x (%) Ось Y – электропроводность БАТ (у. е.)

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ50 Обучение – это в том числе формирование устойчивых биофизических состояний у студентов (ФБС); Успешные ФБС инварианты по отношению к полу, возрасту студентов и дифференцируются в зависимости от профиля обучения и ФБС педагога; Метод «РОФЭС» - надежный помощник для оптимизации информационных нагрузок в учебном процессе Заключение

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ51 Применение РОФЭС в системе образования НИОКР МЧС России п на гг. «Исследование проблем адаптации курсантов» (2008 г.) Проекты программ Президиума РАН «Фундаментальные науки - медицине», (2004 – 2008 гг.) Грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ а) «Коммуникативная активность молодежи…» (2008 – 2009 гг.)

Г.В. Талалаева, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, кафедра ОРМ52 Авторские публикации по теме гг.