Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования 2003 г. 2001г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования второй этап апрель-май 2002 г. 10 класс 1 класс.
Advertisements

Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Итоговая аттестация учебный год. Результаты итоговой аттестации за курс основной школы 114 учащихся успешно прошли итоговую аттестацию за курс.
Бугрова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ «БСШ 2»
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
Проблемы формирования универсальных учебных действий (по результатам выполнения комплексной работы пятиклассниками пилотных школ) 27 марта 2013 г.
Анализ учебной работы МОУ Заволжский лицей за учебный год 26 августа 2009 год.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Мониторинг и диагностика. Сравнительный анализ.. Мониторинг – от латинского слова НАДЗИРАЮЩИЙ, наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОВЛАДЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫМИ ПОНЯТИЯМИ декабрь январь 2014.
1 Оценка образовательных достижений: проблемы и перспективы.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Особенности подготовки инновационнных общеобразовательных учреждений к государственной аккредитации 28 сентября 2012.
Транксрипт:

Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования 2003 г. 2001г.

Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, начатый в 76 регионах страны, является уникальным в истории российской школы, как по спектру поставленных задач, так и по охвату экспериментальных школ. 2 Важнейшим звеном, позволяющим делать научно обоснованные выводы относительно проводимых в рамках эксперимента педагогических мероприятий, является

повышения качества общего образования сохранения здоровья детей влияния демографических и социально- экономических факторов обеспечения преемственности уровней образования Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования обусловлен необходимостью : создания условий для индивидуализации и профилизации обучения 3 обеспечения конкурентноспособности отечественного образования

: : 53% 14% 33% Городские общеобразовательные учреждения Поселковые ОУ Сельские ОУ Участие общеобразовательных учреждений в эксперименте Общеобразовательные школы… 77% Школы с углубленным изучением отдельных предметов …………. 8% Гимназии ………………………… 6,5% Лицеи …………………………….. 5,4%. В том числе: 4

26% Гуманитарный профиль 22% Физико -математический 10% Технологический 9% Естественнонаучный (химико-биологический) 7% Социально – экономический более14% Профильные группы менее 12% Профили отличные от предложенных ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В 10 – ых КЛАССАХ В трети экспериментальных учреждений есть общеобразовательные десятые классы, в остальных обучение ведется только в профильных классах. 5

Экспериментальная работа школы во многом зависит от выбора учебного плана и его реализации. 25% 60% 12% 3% 1 вариант 2 вариант 3 вариант ? В процессе обработки данных выяснилось, что значительное число школ реализуют одновременно различные учебные планы в начальной и старшей школе. Полученные данные говорят о невозможности в этих школах оценивать в ходе эксперимента эффективность предложенных базисных учебных планов 6

Мониторингом второго этапа эксперимента было охвачено более учащихся 1-х классов 48 регионов РФ. В исследовании по русскому языку приняло участие почти учащихся 10 классов по обществознанию – 36085, по математике – 32763, по физике – 21845, по биологии учащихся 10 классов школ Российской Федерации, второй этап апрель-май 2002 г. 7

накопления образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии реформы выявление педагогической эффективности и социальных последствий данного эксперимента на этапе его реализации и распространения результатов 8

первого этапа мониторинга (октябрь 2001 г.) обследовался социально- педагогический фон, характеризующий особенности начала эксперимента в различных общеобразовательных учреждениях, получены данные об уровне общеобразовательной подготовки учащихся 10 классов по математике, русскому языку и обществознанию за курс основной школы. выявление тенденций в состоянии подготовки по предметам за год эксперимента. второго этапа мониторинга (апрель-май 2002 г.) отбор показателей и измерителей, на основе которых может проводиться мониторинг качества подготовки учащихся, изучение состояния образовательных достижений по предмету, в том числе выявление наиболее распространенных недостатков в результатах обучения, получены данные о готовности первоклассников к обучению в школе 9

В качестве приоритетной была выбрана ориентация на успешность реализации основных концептуальных, целевых и содержательных положений проектов стандартов школьного образования. Для отслеживания результатов обучения на старшей ступени школы было выбрано несколько учебных предметов позволяющих достаточно разносторонне и объективно оценить изменения качества обучения учащихся в ходе педагогического эксперимента. русский язык, алгебра и начала анализа, геометрия, обществознание, физика биология При определении качества подготовки по предметам решались преимущественно не аттестационные, а диагностические задачи. 10

русский язык обществознание физика алгебра геометрия биология 10 классы русский язык математика Начальная школа Число учащихся, принявших участие в обследовании Учебный предмет Данные об участии во втором этапе эксперимента 11

Уровень обученности по русскому языку и математике в 1-х классах по 48 регионам РФ высокийсреднийнизкий Математика Русский язык

11%23%65,5% Математика 20%28%52% Русский язык Низкий 1-5 балов Средний 6-7 балов Высокий 8-10 баллов Уровень обученностиУчебный предмет Уровень успешности обучения первоклассников в среднем по стране достаточно высок 13

по математике по русскому языку 11% 12% 6% 10% 50% «Гармония»По системе Л.В.Занкова По системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова Другое 12% 15% 6% 2% 50% Использование различных комплектов учебников для обучения в начальной школе ( результаты II мониторинга апрель 2002 г.) «Начальная школаXXI в» « Школа 2000» « Школа 2100» 14

расположение школы по региону, вид образовательного учреждения, пол учащихся, возраст поступления в школу, программа обучения. Собранные в ходе второго этапа мониторинга данные позволили проанализировать влияние на успешность обучения первоклассников целого ряда факторов, таких как 15

Анализ результатов проверочной работы по русскому языку дает основания утверждать, что школьники овладевают основными умениями и навыками по предмету. Вместе с тем второй этап мониторинга выявил слабые места в практической подготовке десятиклассников. К ним, прежде всего, относятся, практические орфографические и пунктуационные навыки. Выявленные в ходе мониторинга недостатки в подготовке учащихся по предмету позволяют, по мнению специалистов, говорить о необходимости корректировки стандарта по русскому языку с учетом усиления речевой направленности обучения, целенаправленного формирования навыков монологического высказывания, способности проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста, выявлять яркие выразительные средства языка. Выявленные в ходе мониторинга недостатки в подготовке учащихся по предмету позволяют, по мнению специалистов, говорить о необходимости корректировки стандарта по русскому языку с учетом усиления речевой направленности обучения, целенаправленного формирования навыков монологического высказывания, способности проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста, выявлять яркие выразительные средства языка. Далеко не все учащиеся владеют важнейшими умениями, связанными с чтением и интерпретацией текста, а также навыками создания своего собственного речевого высказывания на предложенную тему. 16

Цели эксперимента на данном этапе состоят в том, чтобы изучить и оценить уровень обществоведческой подготовки школьников, заканчивающих десятый класс; выявить тенденции в состоянии обществоведческой подготовки учащихся за истекший период. СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-х КЛАССОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Анализ результатов показал, что учащиеся в установленное время (90 мин.) выполнили подавляющее большинство заданий каждого варианта, включая тексты, рейтинговые задания. Средний показатель правильных ответов по основным когнитивным заданиям не ниже установленной (70%) нормы. Анализ результатов показал, что учащиеся в установленное время (90 мин.) выполнили подавляющее большинство заданий каждого варианта, включая тексты, рейтинговые задания. Средний показатель правильных ответов по основным когнитивным заданиям не ниже установленной (70%) нормы. 17

Общество Познание Духовная сфера Экономика Социальная сфера Политика Право Содержательные линии Человек II I Этап мониторинга Таблица средних показателей выполнения заданий по обществознанию в 10-х классах (в %). 18

В целом данные второго этапа мониторинга по обществознанию позволяют говорить о повышении количественных и качественных показателей выполнения задания по основным содержательным линиям курса. Анализ результатов выполнения проверочной работы по обществознанию показал, что основные компоненты блоков содержания на базовом уровне трудности усваивает большинство выпускников. Однако выявилась и группа вопросов, вызвавших достаточно серьезные затруднения у учащихся. Сохраняется тенденция по формализации подхода к определению понятий. Анализ результатов выполнения проверочной работы по обществознанию показал, что основные компоненты блоков содержания на базовом уровне трудности усваивает большинство выпускников. Однако выявилась и группа вопросов, вызвавших достаточно серьезные затруднения у учащихся. Сохраняется тенденция по формализации подхода к определению понятий. Уровень сформированности общеучебных и специфических умений десятиклассников пока еще не достаточно высок. При этом недостатки сформированности общеучебных умений отрицательно сказываются на формировании умений специфических, особенно применять полученные знания для объяснения, прогнозирования и оценок изучаемых явлений. Уровень сформированности общеучебных и специфических умений десятиклассников пока еще не достаточно высок. При этом недостатки сформированности общеучебных умений отрицательно сказываются на формировании умений специфических, особенно применять полученные знания для объяснения, прогнозирования и оценок изучаемых явлений. 19

Анализ статистических данных и других материалов, полученных в ходе второго этапа мониторинга уровня общеобразовательной подготовки по физике позволяет сделать следующие выводы: СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-х КЛАССОВ ПО ФИЗИКЕ 1. Полученные данные позволяют констатировать,что по ряду показателей уровень общеобразовательной подготовки по физике данного контингента учащихся 10 класса оказался выше того уровня, который был зафиксирован у выпускников школ, принявших участие в проведении ЕГЭ 2001 г. Однако этот факт не дает основания делать вывод о положительных изменениях уровня общеобразовательной подготовки по физике во всех школах Российской Федерации. 2. Положительным моментом является повышения успешности выполнения ряда заданий, ориентированных на проверку тех элементов содержания, по которым российские школьники в ходе прошлых проверок, проведенных в рамках международного исследования TIMSS, показали отставание от своих зарубежных сверстников. 20

Прежде всего - формальное и недостаточно глубокое усвоение отдельных элементов содержания, которое находит различное выражение в результатах обучения: 3. В общеобразовательной подготовке учащихся по физике сохраняются отдельные недостатки, которые нуждаются в исправлении: между тем этот элемент содержания является важным моментом в общеобразовательной подготовке по физике, поскольку способствует переходу от описания наблюдаемых явлений на макроуровне к более глубокому и полному их объяснению на атомно-молекулярном уровне; между тем этот элемент содержания является важным моментом в общеобразовательной подготовке по физике, поскольку способствует переходу от описания наблюдаемых явлений на макроуровне к более глубокому и полному их объяснению на атомно-молекулярном уровне; непонимание процессов изменения и преобразования энергии, происходящих при фазовых превращениях вещества - среди них особенно заметным является 21

В общеобразовательной подготовке учащихся по физике сохраняются отдельные недостатки, которые нуждаются в исправлении: (продолжение) между тем ориентация на выявление сущности изучаемых явлений и процессов представляется особенно необходимой именно в классах общеобразовательного и гуманитарного профилей; между тем это умение является необходимой составной частью умения осуществлять перевод информации из одного вида ее представления в другой, которое в современных условиях имеет важное общеобразовательное значение. -уровень сформированности ряда общеучебных умений, в частности, умения читать графики остается недостаточным; - как правило, учащиеся лучше справляются с заданиями на вычисление, чем с заданиями качественного характера; 22

СОСТОЯНИЕ И УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-х КЛАСОВ ПО КУРСУ «АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА» Результаты проведенной работы позволяют сделать следующие выводы: 1. С точки зрения целей и задач эксперимента уровень общей математической подготовки учащихся является недостаточным. 2. Современная школа проходит мимо вопросов формирования способов математической деятельности, свойственных самой математике, – таких, например, как метод проб и ошибок, подбор и систематический перебор, применение к решению задач знаний, приобретенных в других разделах математики. 3. Стандартные стереотипы, сформированные в процессе обучения в основной и в старшей школе, оказывают негативное влияние на успешность решения конкретной задачи, направляя учащихся на слишком сложный, по сравнению с оптимальным, путь решения. 23

6. Недостатки, свойственные учащимся общеобразовательных классов, практически в той же степени проявляются в математической подготовке в системе углубленного изучения математики, а также студентов математических факультетов педагогических вузов. СОСТОЯНИЕ И УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-х КЛАСОВ ПО КУРСУ «АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА» (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Результаты проведенной работы позволяют сделать следующие выводы: 4. И основная, и старшая школа в настоящее время не уделяют должного внимания формированию логико-языковой культуры учащихся, достижению необходимого высокого уровня их логического развития. 5. Учащиеся не владеют элементарной техникой решения задач, представленных в виде тестов с выбором ответов, основанной на существовании и единственности правильного ответа в указанном списке, и вследствие этого теряют много времени на выполнение решений. 24

Анализ подготовки учащихся 10-х классов по курсу «Алгебры и началам анализа» позволил прийти к выводу о недостаточном с точки зрения целей и задач эксперимента уровне общей математической подготовки учащихся. Так, проведенный анализ показал, что современная школа проходит мимо вопросов формирования способов математической деятельности, свойственных самой математике, не уделяется должного внимания формированию логико-языковой культуры учащихся, достижению необходимого высокого уровня логического развития. недостатки, свойственные учащимся общеобразовательных классов, практически в той же степени проявляются в математической подготовке в системе углубленного изучения математики. Эти результаты выявляют существенные проблемы, стоящие и в системе углубленного изучения математики. 25

СОСТОЯНИЕ И УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-х КЛАССОВ ПО ГЕОМЕТРИИ Результаты проверочной работы по стереометрии показали, что основной материал по стереометрии за 10-й класс на обязательном уровне усвоен учащимися достаточно хорошо, однако у значительной части учащихся отсутствует четкое наглядное представление о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве. ошибки, допущенные при решении задач, свидетельствуют о необходимости более внимательного отношения к развитию пространственный представлений учащихся. 26

Состояние и уровень подготовки учащихся 10-х классов по биологии Следует учитывать ряд факторов, отрицательно повлиявших на ход и результаты эксперимента: Школы, в которых проводился эксперимент, не были своевременно обеспечены учебниками, которые следовало использовать в них. В ряде регионов были получены учебники только для одного профиля. Следует учитывать ряд факторов, отрицательно повлиявших на ход и результаты эксперимента: Школы, в которых проводился эксперимент, не были своевременно обеспечены учебниками, которые следовало использовать в них. В ряде регионов были получены учебники только для одного профиля. Эксперимент показал, что уровень знаний по ряду вопросов биологии учащихся физико-математических классов несколько выше, чем гуманитарных. В исследовании по биологии приняли участие учащихся гуманитарного и 9724 физико-математического профиля школ Российской Федерации. 27

Имеющиеся пробелы в знаниях и умениях десятиклассников можно объяснить рядом причин: недостаточным вниманием в учебном процессе к обобщению знаний, к самостоятельной работе с различными источниками знаний, к обучению школьников различным видам учебной деятельности, а также слабой материальной базой и др. Выявлено, что хуже всего справились учащиеся с заданиями со свободным развёрнутым ответом. Ответы школьников, как правило, были многословны, часто не по существу вопроса, в них трудно вычленить основные элементы знаний, соответствующие приведённым в эталоне. Чтобы избежать этих недостатков, в учебном процессе следует больше внимания уделять формированию у учащихся умения кратко, чётко, по существу вопроса письменно излагать ответ. Обнаружены недостатки в овладении десятиклассниками теоретическими обобщениями, умениями соотносить теоретические положения, с которыми учащиеся знакомятся в курсе общей биологии, с фактическими знаниями, которые они изучали в основной школе, умениями использовать приобретённые ранее знания для конкретизации общебиологических закономерностей. 28

В целом можно констатировать, что оценка результатов тестирования проведена объективно. Основные выводы заслуживают внимания специалистов в области школьного образования, и могут быть использованы при доработке программ и учебников, методических пособий, в курсовой переподготовке учителей. В целом можно констатировать, что оценка результатов тестирования проведена объективно. Основные выводы заслуживают внимания специалистов в области школьного образования, и могут быть использованы при доработке программ и учебников, методических пособий, в курсовой переподготовке учителей. Анализ работ учащихся по всем предметам дал возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах. Однако следует отметить, что интерпретация полученных в ходе второго этапа мониторинга результатов была затруднена отсутствием данных об учебных планах, программах и учебниках, которые использовались в учебном процессе. В связи с этим обстоятельством при подготовке следующего этапа мониторинга необходимо обратить серьезное внимание на сбор дополнительной информации об основных параметрах учебного процесса, разработав с этой целью анкеты для администрации школ, учителей и учащихся тех образовательных учреждений, которые будут задействованы в проведении мониторинга. Однако следует отметить, что интерпретация полученных в ходе второго этапа мониторинга результатов была затруднена отсутствием данных об учебных планах, программах и учебниках, которые использовались в учебном процессе. В связи с этим обстоятельством при подготовке следующего этапа мониторинга необходимо обратить серьезное внимание на сбор дополнительной информации об основных параметрах учебного процесса, разработав с этой целью анкеты для администрации школ, учителей и учащихся тех образовательных учреждений, которые будут задействованы в проведении мониторинга. 29

Процент учащихся, овладевших базовой общеобразовательной подготовкой, значительно выше в гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением отдельных предметов, чем в общеобразовательных школах. Более половины десятиклассников затрудняется в анализе: научно-популярных текстов, а также текстов делового и публицистического стиля, предложенных в работе по русскому языку. только около трети десятиклассников продемонстрировали умения анализировать текст, приведенный в работе по обществознанию, и оценивать социальные факты и явления, высказывать собственное мнение в связи с прочитанным текстом. Средний уровень подготовки учащихся сельских школ по всем предметам значительно ниже подготовки их сверстников из городских школ. 3О

Опыт проведения второго этапа мониторинга показал необходимость усиления на региональном и федеральном уровнях научно-методического и технического обеспечения мониторинга эксперимента. В частности, необходимо ввести обязательную апробацию экспериментальных материалов, направляемых в школы, своевременно развертывать перспективные разработки для проведения мониторинга, требуется создание технологии оценки динамики образовательных достижений. 31

32 Социальный фон проведения эксперимента В ходе исследования опрошено 284 эксперта из Москвы,Костромы,Вологды Санкт-Петербурга, Тюмени,Самары,Мордовии,Тамбовской,Липецкой,Арх ангельской,Ленинградской,Читинской,Вологодской,Ки ровской,Костромской,Астраханской областей, республик Башкортостан, Алтай, Татарстан, Удмуртия.

Мнение экспертов о положении дел в системе общего образования в России Успешное проведение эксперимента зависит от состояния дел в системе общего образования в России. Очевидно,что хорошее состояние дел- способствует успеху

Отношение экспертов к решению о проведении эксперимента.

Организация работы в образовательных учреждениях по реализации программы эксперимента

Отношение родителей учащихся на проведение эксперимента Родители относятся к эксперименту сдержанно. Они ожидают того,какими будут результаты эксперимента