Глава 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ Понятия программы и программирования Архитектура компьютера и особенности обмена информацией между его узлами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронная энциклопедия. Содержание Архитектура ПК Системы счисления.
Advertisements

Арифметические основы компьютера. Системы счисления Системой счисления называется совокупность приемов наименования и записи чисел Система счисления –
Представление информации в ЭВМ Урок 1. Основы кодирования информации в ЭВМ Обработка информации в ЭВМ основана на обмене электрическими сигналами между.
Представление чисел в компьютере автор: Хайманова Т.Я. май 2008 г.
Математические основы информатики Единицы представления информации.
Представление числовой информации в компьютере Компьютерное представление целых чисел
Написанная Дж. Нейманом часть отчета по машине содержала общее описание ЭДВАКа и основные принципы построения машины (1945г.). Она была размножена Г. Голдстайном.
Целые числа. Целые числа без знака (только положительные) Целые числа со знаком (положительные и отрицательные) Для хранения чисел в памяти отводится.
Представление числовой информации в компьютере Компьютерное представление целых чисел.
Основы программирования Лекция 1 НАГИН Дмитрий Александрович.
Системы счисления, используемые в компьютере. Борисов В.А. КАСК – филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС Красноармейск 2011 г.
Системы счисления и внутреннее представление целых ( практическое занятие ) Преподаватель: Доцент Кафедры ВС, к.т.н. Поляков Артем Юрьевич © Кафедра вычислительных.
Процессор – это блок, предназначенный для автоматического считывания команд программы, их расшифровки и выполнения.
Представление чисел в компьютере 1.Представление целых положительных чисел. 2.Представление целых отрицательных чисел. 3.Особенности реализации арифметических.
Домашнее задание Учебник. § 19. Практикум. Работа 2.9. Задания 9 (в, г), 10 (в, г), 11 (а, г)
Двоичная (2) – 0, 1 Восьмеричная (8) – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Десятичная (10) – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Шестнадцатеричная (16) – 0, 1, 2, 3, 4, 5,
Кодирование информации Представление чисел в компьютере.
Представление числовой информации в компьютере Компьютерное представление целых чисел.
форма с фиксированной точкой (применяется к целым числам) форма с плавающей точкой (применяется к вещественным числам)
Вычислите выражения и запишите ответ в двоичной и десятичной системах счисления 1. ( ):111 2 Ответ: 2. (( – 37 8 ):
Транксрипт:

Глава 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ Понятия программы и программирования Архитектура компьютера и особенности обмена информацией между его узлами Организация оперативной памяти Машинный код Типы программ Системы счисления (двоичная, десятичная, шестнадцатеричная) Перевод чисел из одной системы счисления в другую Машинная математика и логика

2 Программирование – это процесс создания программ. Программа – набор инструкций, посланный вычислительной машине (компьютеру). Гл. 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ Носителем информации является сообщение. Для кодировки сообщений применяется двоичный набор, состоящий из двух знаков 0 и 1 (binary digit, сокращенно bit). Данные – это сообщения, закодированные в форму, пригодную для хранения и обработки их компьютером на основе двоичного набора знаков. Порядок выполнения операций над данными строится на основе некоторого алгоритма. Программу можно рассматривать как алгоритм, записанный на понятном для компьютера языке, и данные, которые компьютер будет обрабатывать в соответствии с этим алгоритмом.

3 Гл. 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ

4 Байт – группа из восьми бит, обрабатываемая как единое целое. (бит – единица измерения информации, байт – единица измерения объема данных). Объем ОЗУ измеряется в байтах. Емкость ячейки памяти – 1 байт. Производные: Кбайт (1024 (2 10 ) байт), Мбайт ( (2 20 ) байт), Гбайт ( (2 30 ) байт). Шина – набор линий-проводников на материнской плате, по которым обмениваются информацией компоненты и устройства компьютера. Системная шина – проводники, которыми процессор соединен с Сhipset – набором микросхем, установленных на материнской плате для обеспечения обмена данными между разными устройствами компьютера и процессором. Архитектура любой из шин (системной, памяти, ввода-вывода и др.) включает: - линии для обмена данными (шина данных), - линии для адресации данных (шина адресов), - линии для управления данными (шины управления). Пропускная способность шины (Мбайт/с) определяется ее разрядностью, умноженной на тактовую частоту.

5 Гл. 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ Команда состоит из кода выполняемой опера- ции (оператор) и адресной части (операнды). КОДАДРЕСНАЯ ЧАСТЬ Алгоритм любой программы реализуется в виде команд, выполняемых процессором шаг за шагом (программа = данные + команды). Закодированное представление команды процессора - машинный код. addx одноадресная команда (содержимое ячейки х ОЗУ сложить с содержимым сумматора (регистр АЛУ процессора), а результат оставить в сумматоре); addxy двухадресная команда (сложить содержимое ячеек х и y, а результат поместить в ячейку y); addxyz трехадресная команда (содержимое ячейки x сложить с содержимым ячейки y, сумму поместить в ячейку z); Регистры – дополнительные ячейки памяти процессора.

6 Гл. 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ 1.из ячейки памяти, адрес которой хранится в счетчике команд, выбирается очередная команда; содержимое счетчика команд при этом увеличивается на длину команды; 2.выбранная команда передается в УУ на регистр команд; 3.устройство управления расшифровывает адресное поле команды; 4.по сигналам УУ операнды считываются из памяти и записываются в АЛУ на специальные регистры операндов; 5.УУ расшифровывает код операции и выдает в АЛУ сигнал выполнить соответствующую операцию над данными; 6.результат операции либо остается в процессоре, либо отправляется в память, если в команде был указан адрес результата.

7 Гл. 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ Операционная система – комплекс программ, управляющих базовыми и периферийными устройствами компьютера и обеспечивающих правильную загрузку других программ (MS-DOS, Windows, UNIX, MacOS и др.). Для обслуживания периферийных устройств в состав операционной системы входят специальные программы – драйверы устройств. Современные системы программирования (например, Borland Delphi, Microsoft Visual Basic, Borland C++) кроме трансляторов включают в себя интегрирован- ную среду разработки; средства создания и редактирования текстов программ; обширные библиотеки стандартных программ и функций; отладочные прог- раммы и утилиты; встроенный ассемблер; справочную службу и т.д. Системное программирование – процесс разработки операционных систем, утилитов и трансляторов. Прикладное программирование – процесс разработки прикладных программ.

8 Гл. 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ Двоичная система счисления – позиционная (основание - 2). Перевод целого числа из двоичной системы в десятичную: (1101) 2 = 1* * * *2 3 = (13) 10 Перевод целого числа из десятичной системы в двоичную осуществляется последовательным делением на 2. В качестве остатка от деления получается очередная цифра двоичного числа, начиная с младшей. 13/2 = 6 (остаток 1 - младшая цифра), 6/2 = 3 (0), 3/2 = 1 (1), 1/2 = 0 (1). Результат - (1101) 2 Перевод дроби из двоичной системы в десятичную: (0.1011) 2 = 1* * * * 2 -4 = 1/2 + 1/8 + 1/16 = = (0.6875) 10 Перевод дроби из десятичной системы в двоичную осуществляется умножением на 2. Целая часть полученного числа – очередная цифра двоичного, начиная с первой цифры после запятой: *2 = (первая цифра - 1), 0.375*2 = 0.75 (0), 0.75*2 = 1.5 (1), 0.5*2 = 1.0 (1). Результат - (0.1011) 2

9 Гл. 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ Восьмеричная система счисления – позиционная (основание – 8, используются цифры ). Шестнадцатеричная система счисления – позиционная (основание – 16, используются цифры и первые буквы латинского алфавита A B C D E F). Перевод восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в двоичную систему (и обратно) осуществляется заменой каждой цифры эквивалентной ей двоичной триадой (тройкой цифр) или тетрадой (четверкой цифр). (537.1) 8 = = ( ) (1A3.F) 16 = = ( ) 2 1A3.3.F ABCDEF10

Гл. 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ Представление (вид) числа в памяти определяется тем типом, к которому он принадлежит. В частности, тип числа задает количество двоичных разрядов, отводимых под хранение числа. Для хранения числа в памяти отводится целое число ячеек емкостью 1 байт – 8 бит (разрядов). Целые беззнаковые типы (представление числа 5) BYTE (1 байт, ) WORD (2 байта, ) Для хранения чисел со знаком старший разряд отводится под знак (0 – если число положительное, 1 – если отрицательное). Целые знаковые типы (представление числа 5) SHORTINT (1 байт, ) INTEGER (2 байта, )

11 Гл. 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ Все математические операции с числами основаны на сложении. Сложение осуществляется по-разрядно с соблюдением дополнительного правила: "Если в результате сложения двух соответствующих разрядов чисел получилось число большее или равное основанию системы счисления (2), то следует из полученного числа отнять основание системы счисления и записать в строке итога полученный результат. Кроме того, необходимо запомнить единицу с тем, чтобы добавить ее при сложении следующего разряда" (73) (37) 10 _________________________ (110) 10 Отрицательные числа представлены в виде дополнительного кода. Для получения дополнительного кода необходимо сначала поменять все разряды числа на обратные, а затем к полученному результату прибавить 1. Целые знаковые типы (представление числа -5) SHORTINT (1 байт, ) INTEGER (2 байта, )

12 Гл. 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ Вычитание заменяется сложением чисел, одно из который берется с обратным знаком (используется дополнительный код) (7) (-5) 10 _____________________________ (2) 10 Умножение заменяется сложением чисел, сдвинутых на разное число двоичных разрядов подобно тому, как это делается при умножении чисел «в столбик». Деление, соответственно, выполняется через вычитание (путем многократного прибавления к делимому дополнительного кода делителя). Возведение в степень выполняется через умножение и т.д. Современные компьютеры помимо центрального процессора оснащаются математическим сопроцессором – специальным устройством, выполняющим математические операции с плавающей точкой, что позволяет разгрузить центральный процессор. Его использование позволяет ~ на 80 % сократить время выполнения таких операция как умножение и возведение в степень.

13 Гл. 2. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ Работа компьютера (в том числе выполнение арифметических операций) основана на логических действиях. Разряд I слагаемого Разряд II слагаемого Возможны только четыре комбинации соответствующих разрядов при сложении двух чисел, представленных в двоичном виде. Правила по установке соответствующего разряда итогового числа построено по законам логики: "Если складываются разряды с равным состоянием (ноль с нулем или единица с единицей), то итоговый разряд устанавливается равным нулю. В противном случае, он устанавливается равным единице. Если складываются два разряда, равные единице, то вырабатывается сигнал переноса единицы в следующий разряд". Логическая конструкция "Если условие обращается в истину, то выполнить некую последовательность действий" называется импликацией. В практическом программировании применяют более сложную конструкцию: "Если условие истинно, то выполнить последовательность действий 1, иначе (то есть если условие ложно) выполнить последовательность действий 2". Реализуется с помощью логического оператора: if – then – else.