Учитель : Шакин Сергей Григорьевич образование: высшее, Брянский государственный педагогический университет специальность: учитель математики, физики и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Advertisements

Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Применение компьютерных технологий в образовательном процессе МОУ СОШ 3 МО г.Тихорецк г.
Информационно- коммуникационные технологии на уроках физики ОБОШИ Суджанская школа- интернат Новикова Л. В. учитель физики Выступление на педсовете 11.
Применение ИКТ в преподавании истории и обществознания и во внеурочной деятельности Учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
«Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании физики» Учитель физики МКОУ Николаевская СОШ Глушкова Татьяна Сергеевна.
ИКТ Использование ИКТ на уроках физики. ИКТ Создание мультимедийных сценариев в виде презентаций Использование компьютерных датчиков Проведения лабораторных.
Особенности использования ЭОР на уроках информатики Учитель информатики МБОУ – лицей 32 Идрисова А. А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Пермяковская средняя общеобразовательная школа»открытьоткрыть Лесникова Наталья Анатольевна, учитель.
«Использование ИКТ в процессе преподавания биологии для активизации познавательной деятельности и развития логического мышления учащихся» Цель : создание.
Курсы АПК и ППРО Неясова Неясова Галина Анатольевна Галина Анатольевна Учитель биологии Учитель биологии МКОУ « Шабурновская СОШ » МКОУ « Шабурновская.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ФИЗИКИ Учитель физики: Панькина Людмила Валентиновна.
Информационно- коммуникационные технологии на уроках физики Учитель физики и информатики моу Новорождественская СОШ И.Е.Гончарова.
LOGO Сукманова Г.А. учитель физики, зам.директора по методической работе МОУ МСОШ 2 Использование ИКТ в учебно- воспитательном процессе.
Разнообразие форм домашней работы учащихся по физике Учитель физики МОУ Нащёкинской СОШ Матюшин С.И.
«Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии и экологии».
В век информации основной задачей обучаемого становится не «хранение» предметных знаний, а способность быстро их найти, работать с ними, преобразовать,
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
«Использование электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности на уроках физики» Гичан О.В. учитель математики и физики.
Транксрипт:

учитель : Шакин Сергей Григорьевич образование: высшее, Брянский государственный педагогический университет специальность: учитель математики, физики и информатики пед.стаж: 11 лет квалификационная категория: высшая

В связи со стремительным ростом достижений науки и техники современный мир предъявляет к учащемуся всё более высокие требования в области образования: большой объём знаний и высокий уровень умственного развития в сочетании с их постоянной вариативностью. Поэтому современному человеку требуется наличие навыков самообучения, саморегуляции, самоорганизации. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии.

Использование ИТ в процессе обучения: повышает эффективность занятий по естественно-научным дисциплинам, в том числе и физике; способствует развитию интереса учащихся к предмету; увеличивает долю индивидуальной, творческой работы учащихся при подготовке к уроку, на уроке и во внеурочное время; способствует более глубокому пониманию моделей, процессов и явлений; помогает продемонстрировать установки фундаментальных физических опытов, демонстрация которых невозможна в обычных условиях школьного физического кабинета; позволяет проводить сложные лабораторные работы, тестирование, контроль и закрепление знаний учащихся; позволяет решить задачи дифференциации процесса обучения.

Области применения ИКТ: 1)подготовка учебно-методических материалов и ведение документации; 2)использование компьютерной техники непосредственно в учебном процессе; 3) внеурочная деятельность.

Уроки физики Решение задач Проверка знаний на уроке Мультимедийные сценарии уроков Компьютерная лаборатория Уроки физики

Проектная и исследовательская деятельность Ученические конференции Творческие задания Домашние лабораторные работы Внеурочная деятельность

Использование компьютерных моделей в учебном процессе. Компьютерные модели - это компьютерные программы, которые позволяют имитировать физические явления, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах. позволяют в широких пределах изменять начальные условия физических экспериментов, что позволяет им выполнять многочисленные виртуальные опыты ; позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность; позволяют учителю организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: 1.Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой. 2. Урок - компьютерная лабораторная работаУрок - компьютерная лабораторная работа 3. Урок – исследованиеУрок – исследование

Виды заданий к компьютерным моделям: ознакомительное задание; компьютерные эксперименты; экспериментальные задачи; расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой; неоднозначные задачи; задачи с недостающими данными; творческие задания; исследовательские задания; проблемные задания; качественные задачи.

Задания с выбором ответа Задача : Тело бросают в горизонтальном направлении с некоторой высоты. Как изменится время полёта тела, если его начальную скорость увеличить в 4 раза? Сопротивление воздуха не учитывать. 1)Не изменится. 2) Увеличится в 2 раза. 3) Увеличится в 4 раза. 4) Увеличится в 8 раз. 5) Увеличится в 16 раз. Расчетные задачи с компьютерной проверкой Задача : Тело бросают с поверхности земли под углом 45° к горизонту с начальной скоростью 20 м/с. Определите дальность полёта тела. Ответ округлите до целых. Ускорение свободного падения считать равным 9,8 м/с2. Сопротивление воздуха не учитывать. Проведите компьютерный эксперимент и проверьте ваш ответ. Ответ. (41 ± 1) м. Примеры заданий к моделям Графические задачи с компьютерной проверкой Задача : Тело начинает движение из начала координат с начальной скоростью равной 1 м/с2. Ускорение тела равно 0,05 м/с2. Постройте графики скорости, координаты и пути, этого тела. Проведите компьютерный эксперимент и проверьте ваши графики.

Лабораторные работы позволяют учащимся воспроизводить на экране компьютера эксперименты, отличающиеся высокой степенью наглядности и точности.

Регулируемые параметры модели Рассчитываемые параметры модели НазваниеОбозначениеПределыШагНазваниеОбозначениеПределыШаг Начальная скорость V0V0 –1,0–1,0 м/с 0,1Времяt0–2000 с1 Ускорениеа –0,1–0,1 м/c 2 0,01Скоростьv –0,1–6,2 м/c 0,1 ––––Координатаx –200– 200 м 0,05 ––––Путьs0–300 м0,05 Имеет смысл к каждой выбранной модели составить таблицу, в которую следует занести названия параметров, которые может изменять пользователь, задавая при этом начальные условия экспериментов, обозначения этих параметров, пределы и шаг их изменения. В эту таблицу также следует занести аналогичную информацию о параметрах модели, которые рассчитываются компьютером при выполнении экспериментов, и выводятся на экран монитора. Для создания такой таблицы нужно открыть соответствующую модель, определить диапазоны изменения регулируемых параметров, а затем провести несколько экспериментов с крайними значениями этих параметров, чтобы определить предельные значения и шаг расчёта рассчитываемых параметров.

Урок - исследование. Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более, что многие модели позволяют провести такое исследование буквально за считанные минуты. Конечно, учитель помогает учащимся на этапах планирования и проведения экспериментов. Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По этой причине уроки последних двух типов приближаются к идеалу, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в этих случаях является лишь помощником в творческом процессе овладевания знаниями.

Сценарии уроков Сценарии представляют собой мультимедийные конспекты урока, содержащие краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Вопросы, которые встанут пред учителем, решившим самостоятельно готовить демонстрационные материалы для урока:видеофрагменты, 1.Как это сделать? 2.Где взять материал для демонстраций? 3.Как использовать сценарии во время урока? Пример: «Давление в природе и технике» «История телевидения» Постараюсь в нескольких словах показать, как я решаю эти вопросы. Как создать свой сценарий урока Обычно такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office. Указанная программа проста в применении и позволяет свободно конструировать урок. За считанные минуты можно создать новый сценарий урока, включить в него новые слайды, скомбинировать слайды нескольких презентаций, удалить лишние. При использовании этой программы учителю открывается широкий простор для творчества. Он может подготовить урок с учетом конкретных особенностей класса, темпа прохождения материала в текущем учебном году. Встает лишь вопрос об источниках информации и материалов для слайдов.

Методические цели использования презентаций: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление обратной связи; осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление тренировки самоподготовки учащихся; высвобождение учебного времени; компьютерная визуализация учебной информации; моделирование и имитация изучаемых объектов, процессов или явлений; проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента; создание и использование информационных баз данных; усиление мотивации обучения; вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала; формирование умения принимать оптимальное решение; формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры.

Для контроля знаний учащихся использую различные тестирующие программы, мультимедийные интерактивные курсы, презентации, примером может являться: Тест2000 Приложение TEST2000 в первую очередь ориентирована на преподавателей, студентов и людей, занимающихся самоподготовкой, с последующей сдачей экзаменов. Приложение TEST2000 позволяет создавать экзаменационные тесты, а также проводить экзамены с последующим определением уровня подготовки тестируемого. Преимущества приложения Test2000 : *Надежность работы *Внедрение стилей *Защита данных * При сетевом использовании изменяет порядок расположения вопросов и ответов в самих вопросах. Учащимся предоставляется исполняемый файл программы и демо-версии экзаменационных тестов для подготовки учащихся, при этом, не беспокоясь о сохранности эталонных тестов. Преподаватели могут создать тест с индивидуальными параметрами, что может придать особую атмосферу тесту.

Создаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point. Применяются в учебно- воспитательном процессе в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения. Использование данного учебного средства ориентировано на решение определённой учебной проблемы, требующей её изучения. Презентация даёт возможность представлять на экране в различной форме учебную информацию; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков учебной или практической деятельности, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определённые виды мышления. Викторина по теме: «Реактивное движение» Викторины

Для, автоматизации контроля знаний можно создать тест в Портале. Создается он следующим образом. Учитель входит под логином и паролем администратора в Портал.Создает ресурс Тесты для учеников. Нажимает кнопку добавить. Далее записывает сам вопрос, добавляет картинку к вопросу, варианты ответов, нажимает кнопку Создать и Опубликовать. Создание теста в Портале

1.Обучающие программы. Игра:«Физикус»Игра:«Физикус» 2.Компьютерные модели. 3.Лабораторные работы. 4.Пакет задач 5.Контролирующие программы. С ростом технических возможностей современных компьютеров растет и количество мультимедийных учебных изданий по физике, растут их технические и дидактические возможности. В новых учебных электронных изданиях появились виртуальные лаборатории, интерактивные модели, видеофрагменты экспериментов из областей современной физики, которые невозможно повторить или провести в школьной лаборатории. В настоящее время существует более 20 программ для совместимых компьютеров, которые возможно использовать на уроках физики в средней школе. Эти программы можно классифицировать следующим образом:

Обучающие программы. предназначены для: ознакомления учащихся с изучаемым материалом, обработки основных умений и навыков, самоконтроля и контроля знаний.

Пакет задач обучение решению задач в общем виде; различный уровень сложности; справочные материалы; подсказки; реакции на характерные ошибки.

Контролирующие программы. текущий и итоговый контроль; оперативный анализ и оценка работ учащихся; печатный результат деятельности.

Лабораторные работы Измерение физических величин. Составление таблиц и построение графиков. Этот этап работы целесообразно делать в программе Excel. Построенные графики и обсчитанные в программе электронных таблиц погрешности сохраняются единым файлом.

Компьютерные модели. повышают познавательную деятельность учащихся; углубляют понимание учащимися учебного материала, позволяют демонстрировать его новые стороны; позволяют самим учащимся строить физические модели, и их модификации

«Физикус» сочетание обучения с игрой

Компьютерные программы: «ElektroM» «ElektroM» «Elektronics»«Elektronics» позволяют составлять электрические цепи и производить расчёт параметров составленной цепи. Для большей наглядности в программе имеется уникальная возможность отображения цепи в трёх мерном режиме. Всё это вызывает интерес к проведению физических экспериментов. способствуют воспитанию чувства уверенности в своих силах, умению использовать разнообразные приборы и устройства бытовой техники в повседневной жизни; формируют и развивают у учащихся интеллектуальные и практические умения в области физического эксперимента. Задачи при обучении: расширение практической части учебной программы по «Электродинамике» и формирование экспериментальных умений учащихся при обучении физики; развитие творческой самостоятельности учащихся; усиление связи обучения с жизнью; расширение возможностей дифференциации обучения, его индивидуализации (каждый ученик на занятии может работать в своем темпе, ему в работах предлагается несколько заданий, которые он может выполнить при изучении темы).

Как использовать свой сценарий урока Презентации демонстрируются самим учителем непосредственно в кабинете физики, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к персональному компьютеру. Изображение проецируется на большой настенный экран. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Сценарии применяются как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Проектная деятельность Важным направлением организации внеурочной деятельности является проектная деятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Над проектом работает обычно один ученик или небольшая группа (2-3 человека).

Проверка знаний на уроке Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мной используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты и компьютерный тренажер "Активная физика". Презентации-опросы могут быть построены разным образом. Во-первых, они могут содержать вопросы-задачи, адресованные ученикам. Также в такие презентации могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Разработаны также презентации-опросы для входного тестирования на первом уроке нового учебного года. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в прошлом учебном году при объяснении нового материала. презентации-опросы

Интернет-ресурсы Современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации - электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам: 1) Новости науки и техники;Новости науки и техники; 2) Периодические издания;Периодические издания; 3) История;История; 4) Олимпиады;Олимпиады; 5) Анимации;Анимации; 6) Системам дистанционного обучения и т.п.Системам дистанционного обучения и т.п Это призвано повысить эффективность развития познавательной самостоятельности и дать новые возможности для творческого роста школьников.

Ученические конференции Ученические конференции проводятся в 8-9 классах 1-2 раза в год в зависимости от темпов прохождения учебного материала. На каждую конференцию отводится 3 – 4 часа учебного времени (в учебном плане на физику в этих классах отведено 2 часа в неделю). Участие в конференции обязательно для всего класса. Список тем конференций для учеников 8 класса: "Тепловые двигатели", "Оптические приборы, в которых используется линза". Для учеников 9 класса: "Применение электромагнитной индукции", "Ядерная энергия".

Ученические конференции Проведение конференции можно условно разделить на несколько этапов. Ученикам предлагается список примерных названий докладов для данной конференции. Доклады в виде презентации, документов Word в определенные сроки должны быть представлены учителю. Ученики выступают с докладами перед классом. Поощряется применение мультимедийных средств для иллюстрации доклада. Во время выступления одного из учеников, остальные заполняют специальный бланк, в котором кратко формулируют содержание доклада, оценивают его информативность и оформление, отмечают, что в докладе им показалось интересным. Заполнение бланка, сдаваемого на проверку учителю, концентрирует внимание учеников на прослушиваемых сообщениях, способствуют возникновению доброжелательной и заинтересованной дискуссии. За участие в конференции выставляется оценка с учетом трех параметров: текста доклада; выступления с докладом на конференции; заполнения бланка протокола конференции и активности при обсуждении докладов.

Домашние лабораторные работы и творческие задания В каждом классе в течение учебного года проводится хотя бы одна домашняя лабораторная работа. Задания для таких работ могут быть очень простыми – например, найти работу и мощность при подъеме ученика по лестнице в кабинет физики (7 класс и 10 класс), измерение собственного роста с помощью секундомера и нитки при изучении темы "механические колебания" (9 класс и 11 класс), создание самодельной электрической батарейки (8 класс). Некоторые работы можно назвать исследовательскими, например – исследование явления электризации тел (для учеников 8 класса). Обязательное условие при выполнении большинства этих работ - представление отчета в определенные сроки в электронном виде. Поощряются ученики, выполнившие отчеты нестандартно – дети создают презентации-отчеты, протоколы в виде документов Word. Пример творческого задания для учеников 7 класса: все ученики пишут сообщение- сказку о мире, в котором сила трения отсутствует. В начале 8 класса можно предложить представить сообщение на тему «Теплопередача вокруг нас», в котором ученику предлагается в виде компьютерной презентации или иллюстрированного документа WORD описать проявление разных видов теплопередачи в окружающем его мире – в быту, в природе. Ученикам предлагается представить личный опыт, связанный с теми явлениями, которые изучаются на уроке. Пример: кроссворд- Excel Excel

Накопленный мною опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес учеников к физике, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что, в конце концов, ведет к интенсификации процесса обучения.