ИКТ на уроке русского языка Мультимедийные презентации, организующие основные виды учебной деятельности Интернет-ресурсы: словари, корпуса текстов Использование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Местоимения Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения, изменяются по падежам. Есть местоимения,
Advertisements

…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
МЕСТОИМЕНИЯ Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики.
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
Разряды и морфологические признаки местоимений- прилагательных и местоимений- числительных. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2. Урок 79. © ООО «Баласс», 2014.
МестоименияМестоимения. Местоимение как часть речи 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Тема: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
В 6 классе Цель: Изучить местоимение как часть речи Научиться правильно употреблять местоимения Научиться правильно употреблять местоимения.
Тема: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.
МЕСТОИМЕНИЕ Учитель: Богданова Наталья Васильевна ГОУ СОШ 367.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем временах.
Причастие «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов Понятие о причастии Грамматические признаки.
Личные Разряды Возвратное Притяжательные Указательные Определительные Относительные Вопросительные Отрицательные Неопределенные.
Задачи урока: закрепить знания и умения распознавать местоимение среди других самостоятельных частей речи; акцентировать внимание на основных постоянных.
Разряды местоимений Местоимения Личные Я - мы, ты - вы, он, она, оно - они Возвратное Себя Вопросительные Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Каков?
Друзья мои, я очень рада Приветствовать сегодня И для меня уже награда – Внимание ваших умных глаз Я знаю: каждый из вас гений, Но без труда талант не.
Транксрипт:

ИКТ на уроке русского языка Мультимедийные презентации, организующие основные виды учебной деятельности Интернет-ресурсы: словари, корпуса текстов Использование цифровых образовательных ресурсов Публикации учащихся и дидактический материал учителя в программах WORD и PUBLICHER Тестовые конструкторы и тренажёры

Оформление текста

ЭССЕ – ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННО – ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ЭССЕ (с французского essau – попытка, проба. Очерк, от латинского exaqium– взвешивание, exiqj –взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления по конкретному вопросу или поводу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, ЭССЕ предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем – либо… Эстетический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Глаголы с окончаниями –У(-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ(-ЮТ) относятся к I спряжению Глаголы с окончаниями –У(-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ(-ЮТ) относятся к I спряжению Глаголы с окончаниями –У(-Ю),-ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ(-ЯТ) относятся ко II спряжению Глаголы с окончаниями –У(-Ю),-ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ(-ЯТ) относятся ко II спряжению

Простое слово «промежуток»: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Мы называем все АНТРАКТ На время что-то прекратив, Мы объявляем ПЕРЕРЫВ В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим ПЕРЕДЫШКУ После урока непременно Нужна ребятам ПЕРЕМЕНА Как называются выделенные слова?

Определи спряжение глагола и вставь пропущенные буквы в безударные окончания. Дела_т ( спр), понрав_тся ( спр), Бега_шь ( спр), заноз_шь ( спр), зна_т ( спр), жалу_тся ( спр), приход_т( спр), рассерд_тся( спр), свет_т ( спр), наден_шь ( спр). е е ее е и и и ии I I I I I II

Чем отличается местоимение от именных частей речи? Душа моя, Павел! Держись моих правил: Люби то- то, то- то, Не делай того- то, Кажись, это ясно, Прощай, мой прекрасный! ( А. С. Пушкин) Как вы думаете, сколько лет Павлу? Зачем А. С. Пушкин использует столько местоимений в стихотворении? От именных частей речи местоимения отличаются тем, что они ничего не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет, признак количество вообще, неконкретно ( абстрактно ), « беспредметно ».

Изображения, анимационные картинки, символы

Задание : придумать шуточное стихотворение со словами: 1 ряд: тоже лаю –то желаю 2 ряд: надоесть – надо есть 3 ряд: ворон – вор он

Проверим себя: Фразеологизм- это устойчивое словосочетание.

Две буквы Н пишутся: В прилагательных, образованных при помощи суффикса -Н- от существительных с основой на -н; В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -ОНН-, -ЕНН-. Пример: каменный (камень), безветренный.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: Ветреный, масленый

Одна буква Н пишется: В суффиксе -ИН- В суффиксе -АН- (-ЯН-) прилагательных, образованных от существительных. Пример: лебединый, песчаный.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: Стеклянный Оловянный Деревянный

Одна и две буквы Н в кратких прилагательных В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных. Пример: даль туманна (туманный).

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе одна буква Н. 1. Нефтя..ой 2. Шерстя..ой 3. Деревя..ый 4. Соломе..ый 5. Ледя..ой 6. Мыши..ый 7. Каме..ый 8. Ржа..ой 9. Обществе..ый

Зачем уметь определять спряжение глагола?

ПРИЧАСТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕСТРАДАТЕЛЬНОЕ Признак предмета, который сам производит действие Признак предмета, над которым кто-то производит действие Повар, приготовивший обед Обед, приготовленный поваром.

Подберите к предметам, изображенным на рисунках, определения.К какой части речи относятся данные слова? Докажите. Красный цветок Красивый цветок Душистый цветок Распускающийся цветок ВЫВОД: прилагательное обозначает постоянный признак, причастие – проявляющийся во времени признак предмета по действию

3. Подберите к рисункам словосочетания причастие + существительное. Подберите к причастиям зависимые слова Работающий на компьютере мальчик Врач, заполняющий журнал Быстро идущий мужчина Пчела, собирающая нектар Танцующая на сцене пара

Таблицы

ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА ПО ТЕМЕ : «ЭССЕ – ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННО – ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ» ГЛАВНОЕ для автора –Личное постижение мира (предмета, явления, состояния, проблемы). Оригинальность идеи. Решающая мысль и ей присущий облик – выражение. ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ЭССЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЭССЕ ФОРМЫ ЭССЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНСТИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ!В НАЗВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЧАСТО ПРИСУТСТВУЮТ ПРЕДЛОГ «О», СОЮЗЫ «КАК», «ИЛИ» 1.Небольшой объем. 2.Парадоксальность и афористичность. 3.Свободная композиция 4. Конкретная тема. 5.Разговорная интонация и лексика *Философские * искусствоведческие * исторические * критические * литературоведческие * автобиографические* Исповедь. Эскиз. Доклад. Заметки. Похвала. Речь. Письмо. Ответ. Слово. Очерк. Параллелизм. Аналогия. Ассоциации. Уподобления. Метафоры. Сравнения. Притчевые образы. Аллегория. Эпитеты. Символы. Гипербола.

Разряды местоимений Название разрядаПеречень местоимений Личные Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Возвратное Себя Притяжательные Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их Указательные Этот, тот, такой, таков, столько Определительные Сам, самый, весь, всё, все, всякий, каждый, любой, иной, другой Вопросительные Относительные Кто, что, какой, чей, каков, который, сколько (столько) Отрицательные Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего неопределённые Некто, нечто, некоторый, некий, кто- то, какой- либо, что-нибудь, кое- кто…

Модели, схемы, алгоритмы

Проблема – конкретный вопрос, который в этой сфере привлек внимание автора Тема – сфера действитель- ности авторская идея – решение автором этой проблемы

чтобы определить спряжение выясни окончание под ударением окончание безударное ИЛИ поставь глагол в неопределенную форму -у (-Ю) -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют) 1 спр. -у (-Ю) -ишь -ит -им -ите -ат (-ят) 2 спр. не на –ИТЬ + исключе- ния: брить, стелить на –ИТЬ + исключе- ния: на –еть на -ать 1 спр. 2 спр.

ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ВИД –сов., несов. ВРЕМЯ – наст., прош. ЗАЛОГ – действит., страдат. ВОЗВРАТНОСТЬ МОГУТ ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА ВОПРОС (какой?) СОГЛАСОВАНИЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ (изменяются по родам, числам и падежам) Могут быть В КРАТКОЙ И ПОЛНОЙ ФОРМЕ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ – определение, сказуемое ПОСТОЯННЫЕПОСТОЯННЫЕ НЕПОСТОЯННЫЕНЕПОСТОЯННЫЕ

Заполни клетки – и ты прочтёшь название части речи. 1.Личное мест. 1-го лица мн.числа. 2.Указательное мест. в им.п. мн.ч. 3.Одно из опред.мест. 4.Одно из указательн.мест. м.р. 5.Личное мест. ж.р. 6.Указательн.мест.в тв.п. мн.ч. 7.Личное мест. 1-го лица ед.ч. в тв.п. 8.Возвратное мест. в дат.п. 9.Одно из отриц. мест. 10.Одно из опред.мест. в тв.п. мн.ч. 11.Одно из отриц.мест. в дат.п.

Запишите по горизонтали синонимы к указанным словам 1)Торопиться 2)Шутя 3)Догнать 4)Осилить 5)Новое известие 6)Излишек 7)Думать С П Е Ш И Т Ь И Г Р А Ю Ч И Н А С Т И Ч Ь О Д О Л Е Т Ь Н О В О С Т Ь И З Б Ы Т О К М Ы С Л И Т Ь

Восприятие языкового явления

Местоимение само по себе имеет только указательное значение. Но в речи, в тексте это значение становится конкретным, соотносится с определённым лицом, предметом, признаком, количеством. Понятно ли вам, о чём идёт речь в этих фразах? Есть радость, когда никого не надо, и ею насыщаешься сам в одиночку. Есть радость, когда хочется непременно ею поделиться с кем- нибудь другим, и без друга почему- то эта радость не в радость и может даже обратиться в тоску. ( М. М. Пришвин)

Данные ниже слова называют одно явление природы – дождь, но разной силы интенсивности. Дайте им определение. Дождь – Морось – Ливень – Косохлест – Грозный дождь – Вода каплями из облаков Мелкий дождь, почти туман Сильный проливной дождь Косой дождь с ветром Дождь с грозою Какие названия дождя являются диалектными? Почему?

Восприятие языкового явления осознание его существенных признаков обобщение и выход на определение правила

Проспрягай. Бежать Есть

Проверь себя Лиц о Единственное числоМножественное число 1.бегУ ембежИМ едИМ 2.бежИШЬ ешьбежИТЕ едИТЕ 3.бежИТ естбегУТ едЯТ

Какова особенность спряжения этих глаголов? Как бы ты назвал эти глаголы?

Эти глаголы называются разноспрягаемыми. К разноспрягаемым глаголам относят глаголы БЕЖАТЬ, ХОТЕТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ и производные от них забежать, захотеть, поесть, отдать и др.

Поставь ударение: ВЫЛЕПИТ ВЫГЛЯДИШЬ ВЫРЕЖЕШЬ ВЫГОРИТ Возможно ли определить спряжение этих глаголов, пользуясь правилами, которые вы уже знаете? Возможно ли определить спряжение этих глаголов, пользуясь правилами, которые вы уже знаете?

Нужно ли опираться на неопределенную форму, чтобы определить спряжение глаголов с приставкой –ВЫ ?

Отбросить -ВЫ ударное окончание безударное окончание по окончанию определить спряжение поставить глагол в неопределенную форму и определить спряжение

Определите разряд прилагательного: Щучья пасть - Морозное утро – Веревочные провода - Говорливый ручей – Лебяжий пух – Опасное состязание – Каменный дом – Каменное сердце - притяжательное качественное относительное качественное притяжательное качественное относительное

Слово может иметь прямое и переносное значение. Относительные и притяжательные прилагательные, приобретшие переносное значение, переходят в разряд качественных.

Относительные (лисья шуба) Качественные (лисья хитрость) Притяжательные (лисья нора)

Текст – это упорядоченная последовательность языковых единиц… Продолжите фразу, используя необходимые, по вашему мнению, «кирпичики» для определения текст выражен в устной или письменной форме текст тематически завершён, имеет чёткие границы, начало и конец языковые единицы связаны между собой текст являет собой целостное высказывание

эпифора параллелизм анафора умолчание эллипсис инверсия оксюморон антитеза риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение повтор многосоюзие Сочетания слов, основанные на повторе повышение эмоцио- нальности, прив- лечение внимания Сочетания слов, основанные на соотношении значений градация бессоюзие парцелляция ряды однород- ных членов

Формирование умений и навыков, тренировочные упражнения

Назовите фразеологизмы, в состав которых входили бы изображенные на рисунке животные. Составьте примеры.

Объясните, какие это фразеологизмы? Составьте с ними предложения.

Относительные местоимения Служат для связи частей сложного предложения (кто, что, какой, чей, каков, который, столько) Прочитайте стихотворение А.А.Фета. Найдите относительные местоимения. Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой…

Найдите все местоимения в тексте. Определите их разряд. Старухе, продававшей бублики, почудился сатана в образине свиньи, который беспрестанно наклонялся над возами, как будто искал чего. Это быстро разнеслось по всем углам уже утихнувшего табора; и все считали преступлением не верить, несмотря на то, что продавщица бубликов раскланивалась весь день без надобности и писала ногами совершенное подобие своего лакомого товара А Черевик, как будто облитый горячим кипятком, схвативши на голову горшок вместо шапки, бросился к дверям и как полоумный бежал по улицам, не видя земли под собою. Сердце его колотилось, как мельничная ступа, пот лил градом. В изнеможении готов уже был он упасть на землю, как вдруг послышалось ему, как сзади кто- то гонится за ним (Н. В. Гоголь)

Проверьте свои ответы Старухе, продававшей бублики, почудился сатана в образине свиньи, который (опред.) беспрестанно наклонялся над возами, как будто искал чего ( неопред.). Это ( указ.) быстро разнеслось по всем ( опред.) углам уже утихнувшего табора; и все (опред.) считали преступлением не верить, несмотря на то (указ.), что продавщица бубликов раскланивалась весь (опред.) день без надобности и писала ногами совершенное подобие своего (притяж.) лакомого товара А Черевик, как будто облитый горячим кипятком, схвативши на голову горшок вместо шапки, бросился к дверям и как полоумный бежал по улицам, не видя земли под собою (возврат.). Сердце его (притяж.) колотилось, как мельничная ступа, пот лил градом. В изнеможении готов уже был он (лич.) упасть на землю, как вдруг послышалось ему (лич.), как сзади кто- то (неопред.) гонится за ним (лич.) (Н. В. Гоголь)

Ломоносов о причастиях: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Докажите справедливость этого высказывания. Замените в предложении один из глаголов причастием: Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку. Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково. Воздух, который еще не стал знойным, приятно освежает лицо. Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку. Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает лицо. Для какого стиля характерно употребление причастий?

Запишите слова в два столбика. В первый столбик – словосочетания с именами прилагательными, во второй – с причастиями. Выделите суффиксы причастий. Шумный поток, летучие семена, спеющая рожь, зеленое яблоко, спелая рожь, зеленеющее поле, милейший человек, любящая мама, горячая батарея, горящие дрова, темные глаза, темнеющий лес, летучие семена, летящая стрела.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Шумный поток зеленое яблоко милейший человек горячая батарея темные глаза летучие семена спеющая рожь зеленеющее поле любящая мама горящие дрова темнеющий лес

Расскажите о работе учителя, врача и программиста, используя их профессиональную лексику. 1 ряд2 ряд3 ряд