О подходах к созданию фондов оценочных средств для оценки уровня сформированности компетенций студентов и выпускников в условиях реализации ФГОС ВПО Гунявина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Advertisements

Промежуточная аттестация в условиях реализации ФГОС СПО нового поколения Гунявина Наталья Леонидовна, директор Центра по обеспечению деятельности УМО Финансового.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Смоленский промышленно – экономический колледж. Основными направлениями оценки качества подготовки обучающихся являются оценка уровня освоения умений,
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Транксрипт:

О подходах к созданию фондов оценочных средств для оценки уровня сформированности компетенций студентов и выпускников в условиях реализации ФГОС ВПО Гунявина Наталья Леонидовна, директор Центра по обеспечению деятельности УМО вузов России в области финансов, учета и мировой экономики(Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)

Актуальность работы по формированию ФОС: Резолюция Международной научно-методической конференции «Векторы современного уровневого образования: повышение качества и взаимодействие с работодателями» г.: 1. Рекомендовать УМО совместно с вузами и колледжами: разработать рекомендации по формированию Паспорта компетенций бакалавра, магистра, специалиста со средним профессиональным образованием в соответствии с ФГОС активизировать коллективную работу по созданию фонда оценочных средств уровня формирования компетенций, предусмотренных в ФГОС, для промежуточной и итоговой аттестации В целях унификации подходов к разработке ФОС с апреля 2012 г. УМО приступило к работе по формированию соответствующих рекомендаций

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОЦЕНКУ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО Структура Рекомендаций: общие положения этапы разработки фондов оценочных средств требования к методам и средствам контроля уровня сформированности компетенций посредством оценки знаний, умений, владений Приложения: Матрица компетенций по направлению Экономика (приложение 1) Матрица компетенций по профилю «Бухучет, анализ и аудит» (приложение 1 а) Фрагмент структуры общекультурных компетенций и профессиональных компетенций по направлению Экономика (приложение 2 ) (на диске содержатся: Структура общекультурных компетенций по направлению Экономика (приложение 2 ОК), Структура профессиональных компетенций по направлению Экономика (приложение 2 ПК), Структура профессиональных компетенций профиля «Бухучет, анализ и аудит» (приложение 2а) Содержание обучения для формирования измерительных материалов по учебной дисциплине «Бухучет и анализ» (приложение 3) Форма для определения контрольных вопросов для оценки знаний, умений, владений в целях контроля уровня сформированности компетенций, методы и средства контроля по учебной дисциплине «Бухучет и анализ» (приложение 4) Форма для определения содержания обучения для формирования измерительных материалов по учебным дисциплинам профиля «Бухучет, анализ и аудит» (приложение 3а) Форма для определения контрольных вопросов для оценки знаний, умений, владений в целях контроля уровня сформированности компетенций, методы и средства контроля по учебным дисциплинам профиля «Бухучет, анализ и аудит» (приложение 4а)

Общие положения - Требования ФГОС: пункт 8.4. ФГОС ВПО по направлению подготовки Экономика (уровень бакалавриата), пункт 8.3. ФГОС ВПО по направлению подготовки Экономика и Финансы и кредит (уровень магистратуры): Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом

Общие положения - Требования ФГОС: пункт 8.3. ФГОС ВПО по направлению подготовки Экономика и Финансы и кредит (уровень магистратуры): Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником

Общие положения - Требования ФГОС: пункт 8.3. ФГОС ВПО по направлению подготовки Экономика и Финансы и кредит (уровень магистратуры: При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности

Общие положения - Фонд оценочных средств: комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций, оценивания знаний, умений, владений на разных стадиях обучения студентов по программе ВПО, а также выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения ООП ФОС разрабатываются с учетом особенностей содержания ООП ВПО, в том числе специфики содержания теоретического и практического обучения

Общие положения - В состав ФОС входят: совокупность заданий, предназначенных для предъявления студенту в ходе определения уровня сформированности компетенций посредством оценки знаний, умений, владений; критерии оценки знаний, умений, владений; методические материалы, определяющие процедуру проведения оценки.

Общие положения - Взаимосвязь элементов ООП и ОК и ПК в условиях реализации ФГОС ВПО Общие компетенции формируются, как правило, в ходе освоения всей ООП Профессиональные компетенции формируются, как правило, в ходе освоения УД математического и профессионального циклов, УП и ПП, НИР, подготовки ВКР Конкретное указание на коды формируемых компетенций содержится в табл. 2 «Структура ООП» раздела VI ФГОС «Требования к структуре ООП ФГОС ВПО» (в разрезе циклов УД, УП и ПП, НИР, ГИА)

Этапы разработки ФОС: 1 этап - Формирование и анализ матрицы компетенций в соответствии с примерными программами 2 этап - Формирование и анализ структуры каждой компетенции в соответствии с примерными программами 3 этап – Определение содержания обучения для формирования знаний, умений, владений по ОК, ПК, ПКП для каждой дисциплины 4 этап – Постановка контрольных вопросов для оценки знаний, умений, владений согласно выделенному содержанию обучения и определение методов и средств контроля в соответствии с поставленными контрольными вопросами

На первом этапе формируется матрица компетенций в виде таблицы, в которой: по вертикали располагаются все ОК и ПК по горизонтали указываются элементы ООП подготовки бакалавра/магистра (включая обязательную и вариативную часть): учебные дисциплины, практика и научно- исследовательская работа, государственная (итоговая) аттестация, которые участвуют в формировании той или иной компетенции Матрица компетенций устанавливает взаимосвязь между компетенцией и каждым элементом ООП, задействованным в ее формировании и оценке Пример матрицы компетенций в разрезе элементов ООП (базовая часть) по направлению Экономика содержится в Приложении 1

Пример матрицы компетенций по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Наименование элементов ООП по направл. "Экономика" профиль "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" ОК -1ОК-5ОК-9ОК-11 ПКП- 1 ПКП- 2 ПКП- 3 ПКП- 4 ПКП- 5 Бухгалтерский финансовый учет***** ** Бухгалтерский управленческий учет****** * Бухгалтерская финансовая отчетность*** ***** Комплексный анализ хозяйственной деятельности*** * * Аудит*** * * * Лабораторный практику по бухгалтерскому учету*** *" * Международные стандарты финансовой отчетности*** * ** Бухгалтерское дело*** *****

Результат анализа матрицы компетенций в разрезе элементов ООП (базовая часть) по направлению Экономика: Выявлены проблемы: перечень ОК и ПК, в формировании которых участвует учебная дисциплина не всегда соотнесен с трудоемкостью освоения дисциплины, что потребовало пересмотра перечня ОК и ПК. Так, к примеру УД «Социология» согласно примерной программы участвовала в формировании 11 ОК и 12 ПК, а после анализа – 2 ОК и 2 ПК, УД Теория игр уменьшила перечень ОК с 4 до 1, а ПК с 5 до 3, УД Финансы уменьшила перечень ПК с 13 до 10 и ОК c 11 до 10 пересмотрен перечень ОК и ПК. Так, УД Право вместо ПК-5 и ПК-15 определила ПК-7, ПК-11, ПК-13, УД Матанализ дополнительно к ОК-1 определила ОК-6 и ОК-9, УД Линейная алгебра дополнительно к ПК-4 определила ПК-1, ПК-2, ПК-3 и ПК-5 пропущены основные для УД компетенции. Так, УД «Иностранный язык» в примерной программе не указала ОК -14 Владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного, а УД БЖД - не указала ОК-15 Владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий Внесение изменений в матрицу компетенций влечет за собой изменение примерных программ. В настоящее время подготовлены новые примерные программы по УД Право, Социология, Финансы

На втором этапе формируется структура каждой конкретной компетенции Структура компетенции представляет собой перечень результатов обучения согласно примерной и рабочей программам по учебной дисциплине, программам учебной и производственной практики, научно- исследовательской работы, рекомендациям по подготовке и защите ВКР в виде определенных знаний, умений и владений, освоение которых позволяет в дальнейшем оценить уровень сформированности компетенции Эти знания, умения и владения устанавливаются по каждому элементу ООП, который «работает» на формирование компетенции

Структура компетенции может быть представлена в таблице: по горизонтали расположены те элементы ООП, которые задействованы в формировании конкретной компетенции по вертикали: по каждому элементу ООП приводятся основные знания, умения и владения, освоение которых обеспечивает формирование компетенции, а оценка которых позволяет определить уровень ее сформированности Примеры структуры общекультурных и профессиональных компетенций в разрезе элементов ООП по направлению Экономика (базовая часть) содержатся в Приложении 2

ПКП-2 «Способен комплексно анализировать результаты хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать в каком порядке их нужно решать» Наименование УДЗнать:Уметь:Владеть: Бухгалтерский управленческий учет Бухгалтерская финансовая отчетность Комплексный анализ хозяйственной деятельности Методологию комплексного анализа хозяйственной деятельности организации Использовать на практике инструментарий системного комплексного анализа экономической деятельности организаций для выработки и принятия управленческих решений. Навыками анализировать проблемные ситуации и определять надлежащую базу для оценок в целях формулирования проблем и нахождения путей их решения Лабораторный практикум по бухучету Бухгалтерское дело

Работа кафедр при формировании структуры компетенций в разрезе элементов ООП (базовая часть) по направлению Экономика: Работа кафедр была направлена на согласование знаний, умений, владений, приведенных в примерной программе УД, с формируемыми компетенциями При формировании структуры компетенции кафедрами: использовались только знания, умения, владения согласно примерной программе включались дополнительные знания, умения, владения. К примеру в УД Бухучет и анализ были введены дополнительно в ПК-10 и ПК-12 следующие владения: владеть навыками использования пакетов прикладных программ по бухгалтерскому учету и анализу; владеть методикой повышения эффективности использования ресурсов на предприятии (организации) полностью переработаны знания, умения, владения, раскрывающие каждую ОК и ПК. К примеру, УД Микроэкономика

Первые два этапа являются подготовительными при формировании ФОС, однако наличие результатов этих этапов позволяют разработчикам ФОС: увидеть общую картину и вклад каждой учебной дисциплины в формирование той или компетенции определить возможность коллегиальной (межкафедральной) разработки контрольных измерительных материалов, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций, оценивания знаний, умений, владений, основываясь, в первую очередь, на межпредметных связях

ПК-1. «Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов» Математический анализЛинейная алгебраТеория вероятностей и математическая статистика Обучающийся должен владеть: навыками применения современного математического инструментария для анализа полученных данных; методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам математического анализа) навыками применения современного математического инструментария для анализа полученных данных; методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам линейной алгебры) навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач; методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам теории вероятностей и математической статистики) ПК-1 также формируется в ходе освоения УД Микроэкономика, Макроэкономика, Статистика, Финансы, Бухучет и анализ, Деньги, кредит, банки, Менеджмент, Макроэкономическое планирование и прогнозирование, Корпоративные финансы Проблема: отсутствие в примерных программах всех этих дисциплин содержательных взаимосвязей. В примерной программе по УД Бухучет и анализ содержится запись - Студент должен до начала ее изучения освоить содержание учебных дисциплин: «Макроэкономика», «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Информационные технологии» и иметь представление о том, на каких участках своей будущей профессиональной деятельности он сможет использовать получение им знания в рамках компетенций, обусловленных спецификой его предстоящей работы.

На третьем этапе для формирования измерительных материалов по учебной дисциплине устанавливается содержание обучения На основе рабочей и примерной программ учебной дисциплины по каждой компетенции под каждое выделенное на втором этапе знание, умение, владение устанавливается содержание обучения (разделы, темы, дидактические единицы), обеспечивающее их формирование и в дальнейшем оценку Таким образом, на третьем этапе осуществляется своеобразная «сборка» компетенций (в разрезе знаний, умений, владений) по каждой учебной дисциплине, что позволяет произвести их оценку при аттестации по учебной дисциплине Форма для заполнения содержания обучения при формировании измерительных материалов по учебной дисциплине в целях контроля уровня сформированности компетенций посредством оценки знаний, умений, владений представлена в приложении 3

Содержание обучения для формирования измерительных материалов по учебной дисциплине БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ОК-5 Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Знать:Содержание учебного материала Уметь:Содержание учебного материала Владеть:Содержание учебного материала ОК-8 Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность ПК-1 Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов ПК-4 Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач ПК-5 Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы ПК-7 Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений ПК-10 Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии ПК-12 Способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии

На четвертом этапе осуществляется: постановка контрольных вопросов для оценки знаний, умений, владений по компетенции согласно выделенному содержанию обучения определение методов и средств контроля в соответствии с поставленными контрольными вопросами

Контрольные вопросы для оценки знаний, умений, владений в целях контроля уровня сформированности компетенций, методы и средства контроля по учебной дисциплине БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ Знать, уметь, владеть:Содержание учебного материалаКонтрольные вопросы для оценки знаний, умений, владений Методы и средства контроля* ОК-5 «Способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности» Знать: принципы, цели, задачи бухгалтерского учета; приемы ведения учета на предприятиях; основы нормативного регулирования учета в Российской Федерации; теоретические аспекты основополагающих концепций бухгалтерского учета; Тема 1 «Бухгалтерский учет: возникновение, развитие и его современная роль в управлении экономикой организации» Тема 3 «Метод бухгалтерского учета и его элементы» Тема 4 «Основы технологии и организации бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах. Учетная политика». Уметь: правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах отдельные ФХД; оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах; Тема 1«Бухгалтерский учет: возникновение, развитие и его современная роль в управлении экономикой организации» Тема 3 «Метод бухгалтерского учета и его элементы» Тема 4 «Основы технологии и организации бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах. Учетная политика». Владеть: навыками самостоятельного применения теоретических основ и принципов бухгалтерского учета Тема 1«Бухгалтерский учет: возникновение, развитие и его современная роль в управлении экономикой организации» Тема 3 «Метод бухгалтерского учета и его элементы» Тема 4 «Основы технологии и организации бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах. Учетная политика». * К примеру, типовые задания, задания для самостоятельной работы, контрольные работы, тесты, кейсы, деловые игры, метод проектов, дискуссии, дебаты, круглые столы, лекции-провокации, презентации, групповая самостоятельная работа, мозговой штурм, ролевые игры, тренинги по активному слушанию, тренинги коммуникабельности, тренинги саморазвития, психологические тесты, вебинары и т.п.

Особенности работы по 4 этапу: Контрольный вопрос имеет общий характер. Цель контрольного вопроса – определить: виды заданий, позволяющие оценить знания, умения, владения, а стало быть и сформированность компетенции; методы и средства контроля выполнения заданий При постановке контрольных вопросов необходимо учитывать их направленность на оценку конкретной компетенции

Примеры заданий, направленных на оценку знаний: Назовите основные части… Сгруппируйте вместе все… Составьте список понятий, касающихся… Расположите в определенном порядке… Объясните причины того, что… Покажите связи, которые существуют между… Прокомментируйте положение о том, что… Приведите пример того, что (как, где)… Раскройте особенности… Проанализируйте… Составьте перечень основных свойств, характеризующих… Постройте классификацию на основании… Сравните точки зрения.. Выявите принципы, лежащие в основе…

Примеры заданий, направленных на оценку умений и владений: Заполнить первичные бухгалтерские документы Осуществить бухгалтерские проводки, используя план счетов Сформировать архивную базу первичной бухгалтерской документации Заполнить расходные и приходные кассовые ордера, сформировать кассовую книгу за день, отчет кассира за день, осуществить инвентаризацию кассы Осуществить бухгалтерские проводки за день, отразив поступления и платежи, включая операции в иностранной валюте Отразить поступление и выбытие основных средств Отразить поступление и выбытие нематериальных активов Отразить поступление и выбытие материально-производственных запасов Отразить в бухучете финансовые вложения и ценные бумаги Отразить затраты на производство и калькулирование себестоимости Отразить учет выручки от реализации продукции (работ, услуг) в соответствии с принятой на предприятии технологией реализации готовой продукции Отразить учет дебиторской и кредиторской задолженности Отразить учет расчетов с работниками

Требования к основным методам и средствам контроля уровня сформированности компетенций посредством оценки знаний, умений и владений тесты задания для контрольных работ кейсы компетентностно-ориентированные задания для демонстрации выполнения профессиональных задач

В раздаточном материале также содержатся подготовленные УМО проекты: ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ (НЕКОММЕРЧЕСКОЙ) ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ НАУКИ И БИЗНЕСА ПОЛОЖЕНИЯ О ВСЕРОССИЙСКОМ СМОТРЕ-КОНКУРСЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И НАПРАЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ «ЭКОНОМИКА», «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Спасибо за внимание! Контакты: Секция СПО в рамках УМО вузов России в области финансов, учета и мировой экономики на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Центр по обеспечению деятельности УМО сайт: страничка «учебно-методическое объединение» Электронная почта: Телефоны: (499) , ,