Приглашаем на тренинги, семинары и дистанционные сессии: www.newedu.su.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Модель педагога профессионального обучения, готового к реализации модульно-компетентностного подхода.
Advertisements

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
Компетентностный подход как основа перехода на новые образовательные стандарты ВПО.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Концепция аттестации педагогических работников образовательных профессиональных учреждений базируется на интеграции современного образовательного менеджмента.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.
Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Транксрипт:

Приглашаем на тренинги, семинары и дистанционные сессии:

Педагогический дизайн и/или компетентностный подход? Владимир Наумов независимый консультант руководитель Группы 1. Есть ли общее между педагогическим дизайном и компетентностным подходом? 2. Кто есть отец компетентностного подхода? 3. Как сын стал внутренним органом отца? 4. Кому выгодно не признавать отцовства педдизайна?

Что такое компетенция Завершите, пжл, предложение: Компетенция – это … 3 Группа «Новое электронное образование», 2012

Эта многозначная «компетенция» 4 Группа «Новое электронное образование», 2012 Навыки, приобретенные путем обучения Комбинация характеристик с точки зрения знания и его применения, навыков, обязанностей и позиций

Компетенция и/или компетентность 1. совокупность (система) знаний в действии; 2. личностная черта, свойства и качества личности; 3. критерий проявления готовности к деятельности; 4. способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы; 5. интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность; 6. деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности; 7. проявленные на практике стремление и способ­ность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» 8. и многое другое.

Так сказал ФГОС Компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области 6 Группа «Новое электронное образование», 2012

Промежуточное резюме Нет единого и всеми разделяемого определения компетенций и компетентности, зато есть … компетентностный подход 7 Группа «Новое электронное образование», 2012

Кто компетентен осуществлять диагностику компетенций? Кто компетентен осуществлять диагностику способностей и готовности к деятельности? 1. интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность; 2. деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности; 3. проявленные на практике стремление и способ­ность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» 8

9 Что мы можем проконтролировать

10 Сверимся с ответами Обученность эталонное качество усвоения обучаемым заданного содержания образования 1, 3 степень полноты достижения учащимся цели(ей) обучения Обучаемость способность и готовность обучаемого овладеть заданным содержанием образования 2 Образованность Компетентность способность обучаемого решать важные теоретические и практические задачи на основе освоенного им заданного содержания образования 4

Педагогический дизайн про контроль и оценку Предметом педагогического контроля и оценки может быть только фактор обученности 11 Группа «Новое электронное образование», 2012

Кто ответственен за компетентность? Компетенция учащегося (специалиста) – это зона ответственности и автономности его самого 12 Группа «Новое электронное образование», 2012

Центрация на учащемся Результаты обучения связаны с достижениями обучающихся, а не с намерениями преподавателей. 13 Группа «Новое электронное образование», 2012

Центрация на учащемся Результаты обучения связаны с достижениями обучающихся, а не с намерениями преподавателей 14 Группа «Новое электронное образование», 2012

Кто придумал центрацию на учащемся? 15 Группа «Новое электронное образование», 2012

Центрация на учащемся – это … 16 Группа «Новое электронное образование», 2012

Кто придумал центрацию на учащемся Поведенческий подход Педагогический дизайн: учащийся суть субъект обучения преподаватель суть элемент технологии обучения, средство организации и управления учением качество обучения измеряется качеством учения, а не качеством преподавания 17 Группа «Новое электронное образование», 2012

Конкретность компетенций Для одной и той же компетенции может возникнуть ситуация неоднозначной трактовки разными преподавателями состава соответствующих знаний, умений и опыта деятельности. Видение работодателей - стратегических партнеров также требует согласования. Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева Разработка паспорта компетенции - Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, М.: Группа «Новое электронное образование», 2012 Администрация ОУ Преподаватели Работодатели

Ответственность и автономия В контексте EQF компетентность описана в терминах ответственность и автономия Европейские Квалификационные рамки (EQF) 19 Группа «Новое электронное образование», 2012

Ответственность и автономия 4-го уровня EQF 20 Группа «Новое электронное образование», 2012 ЗнанияНавыкиКомпетентность фактическое и теоретическое знание в широких контекстах в пределах области работы или исследования диапазон познавательных и практических навыков, требуемых для решения определенных проблем в области работы или исследования самоуправление, осуществляемое в пределах руководящих принципов контекста работы или исследования, которые обычно предсказуемы, но подвержены изменениям; контролирует обычную работу других, беря некоторую ответственность за оценку и усовершенствование действий работы или исследования

Ответственность и автономия 6-го уровня EQF 21 Группа «Новое электронное образование», 2012 ЗнанияНавыкиКомпетентность продвинутое знание в области работы или исследования, опираясь на критическое понимание теорий и принципов продвинутые навыки, демонстрирующие мастерство и новшество, требуемые для решения сложных и непредсказуемых проблем в специализированн ой области работы или исследования управляет сложной технической или профессиональной деятельностью, или проектами, беря ответственность за принятие решения в непредсказуемых контекстах работы или исследования, берет ответственность за руководство профессиональным развитием людей и групп

Результаты и компетенции В требованиях ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных на языке компетенций. Таким образом, смещен акцент при проектировании ООП с содержания образования (входные параметры ООП) на результаты обучения и компетенции Разработка паспорта компетенции 22 Группа «Новое электронное образование», 2012

Состав учебных результатов Однако работа с компетенциями как новой «основой» проектирования ООП требует однозначного понимания: какой состав результатов обучения (знать, уметь, владеть) должен быть достигнут и почему. 23 Группа «Новое электронное образование», 2012

Результаты и компетенции В чем разница между результатами обучения и компетенциями? 24 Группа «Новое электронное образование», 2012

Цели VS результаты 25 Группа «Новое электронное образование», 2012 Оцениваемые Результаты Декларативные Цели Оцениваются в ходе учебного процесса Ожидаются на рабочем месте в итоге обучения Для образовательного учреждения Для работодателя Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения

Компетенции и результаты Поскольку, единое понимание термина компетенция в литературе отсутствует, результаты обучения получили большее, чем компетенции, распространение как средство описания того, что должны знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать студенты в конце модуля или программы. Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения 26 Группа «Новое электронное образование», 2012

Доступность проверке Важно отметить, что существуют четкие различия в характере результатов программы и результатов обучения … Результаты программы пишутся для типичного или среднего студента и могут носить декларативный характер. Они не являются, таким образом, непосредственно доступными проверке. Так, например, результаты программы могут показывать сферы обученности, которые являются результатом опыта участия студента в этой программе, исходя из того, что целое может быть больше суммы составляющих его частей. Дж. Мун (Moon)

Написание результатов В основу обучения по результатам положены достижения представителей поведенческого подхода, прежде всего Б.Блума и его последователей 28 Группа «Новое электронное образование», 2012

За рамками обучения Результаты обучения обычно выражаются в терминах компетенций. При употреблении терминов «компетенции» и «результаты обучения» часто наблюдается смешение этих понятий. В Руководстве пользователя ECTS по этому поводу говорится: «…Результаты обучения – это наборы компетенций, выражающих, что именно студент будет знать, понимать или будет способен делать после завершения процесса обучения… Реальные компетенции «могут, безусловно выходить за рамки установленных результатов обучения…» 29 Группа «Новое электронное образование», 2012

Правильное написание результатов 30 Группа «Новое электронное образование», 2012 ЦелиРезультаты Знать Понимать Определять Оценивать Усваивать Познакомиться Проводить различие Выбрать Собирать Корректировать Установить Решить, применить, перечислить

Резюме 1. В основе компетентностного подхода и исторически лежит поведенческий подход, реализуемый в терминах педагогического дизайна 2. Следует различать декларируемые цели и измеримые учебные результаты 3. Ответственность за реализацию своих способностей, знаний, умений и навыков, опыта и позиций лежит на учащемся 4. Ответственность за результаты обучения лежит преимущественно на образовательном учреждении 31

Ваша оценка Результатом сегодняшнего вебинара для меня явилось … 32 Группа «Новое электронное образование», 2012

Ссылки и литература Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F%20%D0%91%D0%BB%D1%83%D0%BC %D0%B0.pdf Болонский процесс Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева Разработка паспорта компетенции - Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, М.: Группа «Новое электронное образование», 2010

СПАСИБО! Владимир Наумов независимый консультант руководитель группы Приглашаем на тренинги, семинары и дистанционные сессии: