III областной конкурс педагогических инициатив в сфере информационных технологий Номинация: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу им!» Тема:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
8 класс. Смотр знаний по теме "Кровь"
Advertisements

Урок на тему «Сердечно – сосудистая система. Строение сердца» Цель урока: сформировать знания о сердечнососудистой системе и её значении, о анатомическом.
Система кровообращения человека.
Строение человека Система кровообращения. Роль крови Кровь играет роль связующего элемента, который обеспечивает жизнедеятельность каждого органа, каждой.
Строение человека Система кровообращения. Роль крови Кровь играет роль связующего элемента, который обеспечивает жизнедеятельность каждого органа, каждой.
Биология. Человек. 8 класс. Урок - обобщение знаний по теме «Кровеносная и лимфатическая системы». МОУ «СОШ 29» г. Норильск.
КРОВЬ. Кровь внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью.
Система кровообращения Работу выполнил ученик 8б класса Артемьев Артём.
Тема: Органы кровообращения: строение сердца. Учитель биологии МОУ СОШ 60 г. Магнитогорска Шанкеева А.К.
Система кровообращения Учитель биологии МБОУ СОШ 1 с. Кизляр Шамурзаева Патимат Денишовна.
Кровь - жидкая соединительная ткань: 1.осуществляет транспортировку газов – кислорода и углекислого газа; 2.транспортирует питательные вещества и вредные.
Кожа, строение и функции Чельманова Екатерина Владимировна учитель биологии МОУ «Средняя школа 33» г. Саранск.
Автор: Сергеева Н.С. учитель биологии МКОУ ГОРСКАЯ ООШ.
Сегодня необычный урок!!! Выполнила : учитель биологии Чельманова Екатерина Владимировна.
Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Презентация.Внутренняя среда организма.8 класс.Биология.
Органы кровообращения. Сердце. Его строение.
Кровь играет роль связующего элемента, который обеспечивает жизнедеятельность каждого органа, каждой клетки. Благодаря кровообращению ко всем тканям и.
Строение и работа сердца. Строение сердца Сердце имеет четыре камеры – два предсердия и два желудочка. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые.
Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.
Надежная защита организма. Что такое кожа? Кожа - это прочная эластичная оболочка, надёжно защищающая организм от негативных внешних воздействий.
Транксрипт:

III областной конкурс педагогических инициатив в сфере информационных технологий Номинация: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу им!» Тема: Использовании мультимедиа технологий в образовательном процессе на уроках биологии. Автор: Щукин Николай Петрович, Автор: Щукин Николай Петрович, учитель биологии МБОУ учитель биологии МБОУ «Пихтовская средняя общеобразовательная школа» Колыванского района Новосибирской области год 2010 год

Методическое описание. Представленный на конкурс материал включает разработку уроков с использованием ИКТ по биологии в 8 классе по темам «Кровь и кровообращение» и «Покровы тела».Всего по двум темам разработано 11уроков разнообразных по типам, видам, целям и задачам. План проведения предусматривает активную деятельность учащихся на разных этапах урока. Учащимся предложены различные формы работы, в том числе и индивидуальные, включающие дополнительно цифровые пособия (1С:Репетитор «Биология»).

По ходу изучения материала, а также на завершающем тему уроке, предусмотрены разнообразные тестовые задания для проверки знаний учащихся. Представленная на конкурс разработка уроков используется в учебном процессе в течение трех последних лет и имеет хорошие отзывы со стороны учащихся. Анализ уровня знаний учеников по темам, при обучении которых использовалась данная мультимедийная презентация, показывает положительную динамику. По методической направленности представленная работа используется как источник новой информации и как источник материала для обобщения и проверки знаний учащихся; позволяет учителю в короткий промежуток времени выяснить степень усвоения учебного материала среди учащихся всего класса.

Использование информационных технологий на уроках биологии в 8-ом классе по теме «Кровь и кровообращение». Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Урок 1 «Внутренняя среда организма» Урок 2 «Плазма и клетки крови» Урок 3 «Иммунитет. Группы крови, переливание крови» Урок 4 «Органы кровообращения» Урок 5 «Работа сердца» Урок 6 «Движение крови по сосудам» Урок 7 «Заболевания сердечно-сосудистой системы. Первая помощь» Урок 8 «Обобщение и проверка знаний»

Основные требования по теме. Учащиеся должны знать: 1.основные компоненты внутренней среды организма, значение и функции форменных элементов крови, строение органов кровообращения; 2.сущность понятий иммунитет, инфекционные заболевания, значение предупредительных прививок и лечебных сывороток; 3.правила личной и общественной гигиены, вредное влияние алкоголя и курения. Учащиеся должны уметь: 1.распознавать на таблицах, рисунках клетки крови и органы кровообращения; 2.объяснять значение внутренней среды организма, ее компонентов; 3.оказывать доврачебную помощь при кровотечениях; подсчитывать пульс, измерять артериальное давление.

План проведения уроков по теме «Кровь и кровообращение» тема урока задачи задачи тип, вид урока методы и приемы деятельность учащихся 1 Внутренняя среда организма познакомить с понятием внутренняя среда организма, ее составом; ролью и значением постоянства состава. изучение нового материала проблемное изложение демонстр. слайдов лекция использование компьютерных технологий тестовое задание словарная работа самостоятельная работа с использованием репетитора биология 2 Плазма и клетки крови. сформировать знания о строении и функциях составных частей крови изучение нового материала демонстр. слайдов лекция самостоятельная работа с использованием 1С репетитора «Биология» 3 Иммунитет. Группы крови, переливание крови. раскрыть материал о защитных свойствах организма. Сформировать знания о группах крови, значении переливания крови. изучение нового материала частично поисковый демонстрационн ый демонстр. слайдов рассказ с элементами беседы словарная работа самостоятельная работа с использованием 1С репетитора «Биология» 4 Органы кровообраще ния познакомить с движением крови в организме, строением сердца в связи с функциями. изучение нового материала демонстр.слайдо в рассказ заполнение таблицы использование 1С репетитора «Биология» использование 1С репетитора «Биология» 5 Работа сердца. дать понятие о фазах работы сердца, регуляции сердечной деятельности. комбинированны й демонстр. слайдов рассказ тестовое задание словарная работа самостоятельная работа с использованием1 С репетитора «Биология» 6 Движение крови по сосудам сформировать понятие о пульсе, о движении крови, о кровяном давлении, причинах непрерывного тока крови по сосудам. комбинированны й демонстр. слайдов рассказ с элементами беседы лабораторная работа тестовое задание словарная работа 7 Заболевания сердечно- сосудистой системы. Первая помощь. познакомить с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, дать конкретные представления о первой помощи при кровотечениях изучение нового материала демонстр. слайдов использование компьютерных технологий заполнение таблицы использование репетитора биология карточки-задания использование репетитора биология карточки-задания 8 Обобщение и проверка знаний. обобщить знания, выявить уровень знаний по теме. учетно- контрольный работа с дидактическим материалом индивидуальная работа с разноуровневыми заданиями

Презентация по теме «Кровь и кровообращение». Урок 1 «Внутренняя среда организма» Урок 1 «Внутренняя среда организма» Урок 2 «Плазма и клетки крови» Урок 2 «Плазма и клетки крови» Урок 3 «Иммунитет. Группы крови, переливание крови» Урок 3 «Иммунитет. Группы крови, переливание крови» Урок 4 «Органы кровообращения» Урок 4 «Органы кровообращения» Урок 5 «Работа сердца» Урок 5 «Работа сердца» Урок 6 «Движение крови по сосудам» Урок 6 «Движение крови по сосудам» Урок 7 «Заболевания сердечно-сосудистой системы. Первая помощь» Урок 7 «Заболевания сердечно-сосудистой системы. Первая помощь» Урок 8 «Обобщение и проверка знаний» Урок 8 «Обобщение и проверка знаний»

Тема: Внутренняя среда организма и её значение. Урок 1. Тема: Внутренняя среда организма и её значение.Задачи: 1. познакомиться с понятием внутренняя среда организма, её составом; 2. выявить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма; 3. изучить компоненты крови и их функции. Домашнее задание: изучить текст учебника, с ; изучить текст учебника, с ; ответить на вопросы рубрики «Проверь свои знания», с.120 (вопросы 1 – 3); ответить на вопросы рубрики «Проверь свои знания», с.120 (вопросы 1 – 3); записать в словарик: тканевая жидкость, лимфа. записать в словарик: тканевая жидкость, лимфа.

Внутренняя среда организма кровьлимфатканеваяжидкость рыхлая соединительная ткань, заключенная в замкнутую систему кровеносных сосудов и находящаяся в непрерывном движении благодаря работе сердца. прозрачная жидкость, сходная по составу с плазмой крови, но с меньшим (в 3 – 4 раза) содержанием белка и большим количеством лимфоцитов. биологическая жидкость, омывающая клетки в тканях. Образуется из крови, составные части которой просачиваются через стенки капилляров в межклеточное пространство л в организме человека. около 20 л. около 1 – 2 л.

Внутренняя среда организма обеспечивает постоянное поступление кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам организма, бесперебойно удаляет продукты обмена. Роль внутренней среды.

Значение постоянства внутренней среды организма Влияниесолевого состава среды на эритроциты Влияние солевого состава среды на эритроциты 0,9 % 2,0 % 0,2 % Гемолиз - процесс разрушения оболочки эритроцитов и выход гемоглобина в плазму крови Гемолиз - процесс разрушения оболочки эритроцитов и выход гемоглобина в плазму крови Физиологический раствор – раствор, имеющий такую же концентрацию хлорида натрия (0,9%), которая содержится в плазме крови.

Функции крови: 1.трофическая – перенос питательных веществ ко всем клеткам и тканям; 2.дыхательная – транспорт кислорода к тканям и удаление углекислоты; 3.защитная – фагоцитоз, иммунитет, свертываемость; 4.регуляторная – транспорт гормонов; 5.терморегуляторная – сохранение постоянства температуры тела; 6.гомеостатическая – поддержание физико-химического постоянства состава внутренней среды организма.

Органы кроветворения – это органы, производящие все компоненты крови. Органы кроветворения. центральные красный костный мозг периферические тимус селезенка лимфоидные образования лимфатические узлы

Схема образования клеток крови. 1-стволовые клетки костного мозга (прародители всех клеток крови); 2-эритроциты; 3 – 6 - белые кровяные клетки; 7-тромбоциты;8-лимфоциты

Компоненты крови кровь Плазма (55 – 60%) Форменныеэлементы (40 – 45%) Вода(90-92%) Белки (7 %) Жиры(0,8%) Глюкоза(0,12%) Минеральные соли (0,9%) Мочевина (0,05%) эритроциты лейкоциты тромбоциты

Урок 2. Тема: Плазма и форменные элементы крови. Задачи: 1. сформировать понятия о плазме крови, ее функциях; 2. дать понятие о функциях кровяных пластинок, красных и белых клеток крови в связи с их строением; 3. раскрыть вопросы о воспалении и свертывании крови как защитных реакций организма; 4. познакомиться с заболеваниями крови. Домашнее задание: изучить текст учебника, с ; изучить текст учебника, с ; ответить на вопросы рубрики «Проверь свои знания», с.120 (вопросы 3 – 10); ответить на вопросы рубрики «Проверь свои знания», с.120 (вопросы 3 – 10); записать в словарик: эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, фибриноген, фибрин, фагоцитоз. записать в словарик: эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, фибриноген, фибрин, фагоцитоз.

Плазма крови. Пла́зма крови межклеточное вещество жидкой ткани крови, представляющая собой однородную прозрачную или несколько желтоватую жидкость, в которой взвешены форменные элементы. Схема оседания кровяных клеток. Сы́воротка кро́ви - плазма крови, лишённая фибриногена. В ней сохранена большая часть антител, поэтому сыворотку используют в качестве лекарственных препаратов при многих инфекционных заболеваниях (столбняке, дифтерии, гриппе...) и отравлениях. плазма крови лейкоциты эритроциты pH - 7,34-7,43

Эритроциты - красные клетки крови. Количество в 1 мм 3 : 4,5 – 5,5 млн. Продолжительность жизни: суток. Функция: транспорт О 2 и СО 2 - за счет особого железосодержащего белка – гемоглобина (составляет 33% от массы эритроцита). Гемоглобин способен образовывать непрочное химическое соединение с кислородом – оксигемоглобин. В норме в крови содержится г/л гемоглобина. Гемоглобин состоит из 4 цепей белка глобина, к каждой из которых присоединена небелковая часть - гем - содержащая атом железа (II). Гемоглобин состоит из 4 цепей белка глобина, к каждой из которых присоединена небелковая часть - гем - содержащая атом железа (II). Соединение гемоглобина с кислородом имеет ярко-алую окраску, это определяет цвет артериальной крови. Нестойкое соединение гемоглобина с О 2 разрушается в тканях, бедных кислородом, поэтому венозная кровь имеет темно-красный цвет.

1.форма двояковогнутого диска 2.отсутствие ядра в зрелом состоянии 3.способность к обратимой деформации при прохождении через узкие и изогнутые капилляры. Схема созревания эритроцита Особенности строения эритроцитов:

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Неоднородная группа клеток крови, различных по внешнему виду и функциям. Количество в 1 мм 3 : 6-8 тысяч. Продолжительность жизни: 2 – 4 суток. Функция: защита организма от бактерий, чужеродных белков, инородных тел. Особенности строения: наличие ядра и отсутствие самостоятельной окраскиналичие ядра и отсутствие самостоятельной окраски не имеют постоянной формыне имеют постоянной формы способны к активному движению и могут переходить через стенки капилляровспособны к активному движению и могут переходить через стенки капилляров Воспаление – защитная местная реакция организма, благодаря которой происходит отграничение очага повреждения.

Тромбоциты - кровяные пластинки мелкие бесцветные тельца неправильной формы, представляющие собой окружённые мембраной и лишённые ядра фрагменты Количество в 1 мм 3 : до 400 тысяч. Продолжительность жизни: 5 – 7 дней. Функция: связана с процессом свертывания крови. Схема свертывания крови. Фаза активации Фаза свертыва- ния Фаза ретракции протромбин фибриноген тромбин Фибрин ( растворимый) Фибрин (нерастворимый) тромбопластин, Са 2+ Условия свертывания крови: наличие ионов кальция; наличие ионов кальция; разрушение тромбоцитов (с выделением тромбопластина); разрушение тромбоцитов (с выделением тромбопластина); ферменты, полностью блокирующие свёртывание крови (гепарин, гирудин). ферменты, полностью блокирующие свёртывание крови (гепарин, гирудин). Свертывание крови- это защитная реакция, направленная на предохранение организма от потери крови. Свертывание крови - это защитная реакция, направленная на предохранение организма от потери крови.

Заболевания крови ГЕМОФИЛИЯ неизлечимое генетическое заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови. Обычно болезнью страдают мужчины (наследование, сцепленное с полом), женщины же выступают как носительницы гемофилии. ГЕМОФИЛИЯ неизлечимое генетическое заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови. Обычно болезнью страдают мужчины (наследование, сцепленное с полом), женщины же выступают как носительницы гемофилии. АНЕМИЯ (малокровие) – снижение количества эритроцитов и гемоглобина в крови, в результате нарушения процесса кроветворения, больших кровопотерь, повышенного разрушения эритроцитов, в связи с дефицитом железа и витамина В 12. АНЕМИЯ (малокровие) – снижение количества эритроцитов и гемоглобина в крови, в результате нарушения процесса кроветворения, больших кровопотерь, повышенного разрушения эритроцитов, в связи с дефицитом железа и витамина В 12. ЛЕЙКОЗ (белокровие) - опухолевые заболевания кроветворной ткани с поражением костного мозга, при которых наблюдается усиление образования лейкоцитов. ЛЕЙКОЗ (белокровие) - опухолевые заболевания кроветворной ткани с поражением костного мозга, при которых наблюдается усиление образования лейкоцитов. АНЕМИЯ СЕРПОВИДНОКЛЕТОЧНАЯ- наследственная болезнь человека, при которой красные кровяные клетки, отдавая свой кислород, принимают причудливую удлиненную форму, напоминающую полумесяц или серп. АНЕМИЯ СЕРПОВИДНОКЛЕТОЧНАЯ- наследственная болезнь человека, при которой красные кровяные клетки, отдавая свой кислород, принимают причудливую удлиненную форму, напоминающую полумесяц или серп.

Форменные элементы крови 1.- эритроциты; 2.- тромбоциты; 3.-лейкоциты. 3.- лейкоциты. Назва- ние клетки Нали- чие ядра Место образо- вания Продолжи- тельность жизни Место отмира- ния Кол- во в 1 мм 3 зна- чени е Заполните таблицу, используя материал 1С:Репетитора «Биология».

1. Кровь – это твёрдая ткань. 2. Кровь – это жидкая соединительная ткань. 3. Плазма занимает 60% от объёма крови. 4. Эритроциты не имеют оформленного ядра. 5. Эритроциты выполняют защитную функцию. 6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови. 7. Тромбоциты участвуют в образовании тромба. 8.Гемофилия связана с нарушением строения и функций лейкоцитов. строения и функций лейкоцитов. нет да да да нет да да нет 9. Наличие белка гемоглобина характерно для эритроцитов. да 10. Эритроциты способны переходить через стенку капилляров. нет

Урок 3. Тема: Иммунитет. Группы крови, переливание крови. Задачи: 1. раскрыть материал о защитных свойствах организма; 2. сформировать знания о группах крови, значении переливания крови. Домашнее задание: изучить текст учебника, с ; изучить текст учебника, с ; подготовиться по заданиям, с. 124; подготовиться по заданиям, с. 124; записать в словарик: иммунитет, антитела, антигены, резус – фактор. записать в словарик: иммунитет, антитела, антигены, резус – фактор.

Защитные функции крови. Иммунитет – невосприимчивость организма к действию инфекционных и других чужеродных агентов. иммунитет естественныйискусственный врожденный пассивный активный приобретенный После болезни Под действием вакцины Под действием лечебной сыворотки Илья Ильич Мечников ( г) ( г) Открыл процесс фагоцитоза- захвата и переваривания чужеродных элементов лейкоцитами.

СПИД чума ХХI века. СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита. СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита. Механизм действия вируса Основной фактор риска заражения ВИЧ– внутривенное введение наркотических препаратов. Схема строения ВИЧ. Пути передачи ВИЧ Пути передачи ВИЧ При половом контакте: при непостоянном половом партнёре при непостоянном половом партнёре при гомосексуальных отношениях; при гомосексуальных отношениях; при искусственном оплодотворении; при искусственном оплодотворении; через зараженную кровь: совместное пользование загрязненными иглами для внутривенного введения наркотиков; совместное пользование загрязненными иглами для внутривенного введения наркотиков; случайный контакт медицинских работников с зараженной кровью; случайный контакт медицинских работников с зараженной кровью; переливание непроверенной крови; переливание непроверенной крови; при передаче инфекции от матери плоду во время беременности и новорожденному во время родов; при передаче инфекции от матери плоду во время беременности и новорожденному во время родов; через молоко матери.

Последовательность вакцинации возрастПрививаемые инфекции 12 часовПервая вакцинация - вирусный гепатит В 3-7 деньВакцинация - туберкулез 1 мес.Вторая вакцинация - вирусный гепатит В 3 мес.Первая вакцинация - коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит 4,5 мес.Вторая вакцинация - коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит 6 мес.Третья вакцинация - коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит Третья вакцинация - вирусный гепатит В мес.Первая вакцинация – корь, эпидемический паротит, краснуха 18 мес.Первая ревакцинация - коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит 20 мес.Вторая ревакцинация - полиомиелит 6 летВторая вакцинация - корь, эпидемический паротит, краснуха 7 летВторая ревакцинация – дифтерия, столбняк Первая ревакцинация – туберкулез 13 летВакцинация против вирусного гепатита В Вакцинация против краснухи – девочки 14 летТретья ревакцинация – дифтерия, столбняк, полиомиелит Ревакцинация – туберкулез ВзрослыеРевакцинация дифтерия, столбняк каждые 10 лет

Агглютиногены (А и В) – склеиваемые вещества белковой природы, находящиеся в мембранах эритроцитов. Агглютинины (α и β)– склеивающие вещества белковой природы, находящиеся в плазме крови. Склеивание эритроцитов наблюдается, когда встречаются одноименные агглютиноген и агглютинин: А и α, В и β. Возможны четыре комбинации, при которых не встречаются одноименные агглютиногены и агглютинины: группа крови агглютино- гены агглютини- ны (0) отсутствуютα и β (А) Аβ (В) Вα V ( АВ ) А и Вотсутствуют Группы крови Правило переливания крови V V Кровь группы совместима со всеми другими группами крови, поэтому является универсальной.

Переливание крови – введение с лечебной целью в сосудистое русло больного крови или ее компонентов. Донор – человек, дающий свою кровь для переливания. Переливанием крови лечат многие болезни. В случаях ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения. Переливание крови – введение с лечебной целью в сосудистое русло больного крови или ее компонентов. Донор – человек, дающий свою кровь для переливания. Переливанием крови лечат многие болезни. В случаях ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения. История переливания крови 1667 Жан Дени переливает кровь ягненка душевнобольному британский акушер и хирург Джеймс Бланделл успешно переливает кровь человека человеку и заявляет о пагубности переливания человеку крови животных Карл Ландштейнер открыл группы крови, тем самым показав причины большого количества смертельных исходов при переливании крови русский врач Вадим Юревич предлагает консервиро- вать кровь раствором цитрата натрия. Это делает возможным заготовку донорской крови впрок.

Резус – фактор. Резус-фактор это белок, который находится на поверхности эритроцитов. Он обнаружен в 1940 Карлом Ландштейнером и Александром Винером. Около 85 % людей имеют резус-фактор и соответственно являются резус-положительными (Rh+). Остальные же 15 %, у которых его нет, резус-отрицательными (Rh-). Если у плода кровь резус-положительная, а у матери резус- отрицательная, развивается резус - конфликт. В ответ на Rh+ белок эритроцитов плода организм матери вырабатывает антитела. Через плаценту антитела проникают в кровь плода и разрушают его эритроциты. резус- положительная кровь плода - резус- положительная кровь плода резус- отрицательная кровь матери - резус- отрицательная кровь матери антитела, выработанные организмом матери - антитела, выработанные организмом матери

Задачи: Урок 4. Тема: Органы кровообращения. Домашнее задание: изучить текст учебника, с ; изучить текст учебника, с ; подготовиться по заданиям, с. 128; подготовиться по заданиям, с. 128; записать в словарик: артерия, вена, капилляр, предсердие, желудочек, створчатые клапаны, полулунные клапаны, большой и малый круги кровообращения. записать в словарик: артерия, вена, капилляр, предсердие, желудочек, створчатые клапаны, полулунные клапаны, большой и малый круги кровообращения. 1. познакомить с движением крови в организме; 2. изучить строение сердца в связи с функциями.

Органы кровообращения Движение крови по сосудам называется кровообращением. Только находясь в движении, кровь осуществляет свои основные функции. Кровь движется по кровеносным сосудам – полым трубкам различного диаметра, которые, не прерываясь, переходят в другие, образуя замкнутую кровеносную систему, центральным органом которой является сердце. кровеносная система кровеносные сосуды сердце

Кровеносные сосуды Кровеносные сосуды. кровеносные сосуды артериивеныкапилляры наиболее многочисленные и самые тонкие кровеносные сосуды в организме человека сосуды, по которым кровь оттекает от органов и тканей к сердцу. сосуды, по которым кровь течет от сердца к органам. Самый крупный из них – аорта. Скорость кровотока в аорте – 0,5 м/с., в артериях – 0,25 м/с Скорость кровотока 0,1 - 0,2 м/с. Скорость кровотока 0,5 мм/с.

Строение и функции сосудов. Капилляры - это самые мелкие кровеносные сосуды, которые соединяют артериолы с венулами. Стенки состоят из одного слоя эпителиальных клеток. Это единственный тип сосудов, который кроме транспортной, выполняет еще и функцию тканевого обмена. Стенка вен, как и артерий, трехслойная, но средний слой содержит гораздо меньше мышечных и эластических волокон, а внутренняя стенка образует карманоподобные (полулунные) клапаны. Функция: отведение крови от органов к сердцу. Стенка вен, как и артерий, трехслойная, но средний слой содержит гораздо меньше мышечных и эластических волокон, а внутренняя стенка образует карманоподобные (полулунные) клапаны. Функция: отведение крови от органов к сердцу. Стенка артерии состоит из трех слоев: наружного соединительно- тканного; среднего хорошо развитого мышечного (гладкомышечные клетки и эластические волокна); внутреннего эпителиального (эндотелиальная оболочка). Они имеют большой диаметр и толстые эластичные стенки, выдерживающие очень высокое давление крови ( мм рт. ст. при сокращении сердца). Функция: бесперебойная доставка крови к органам.

Топография сердца. Сердце – центральный орган кровообращения, обеспечивающий движение крови по сосудам. Сердце – центральный орган кровообращения, обеспечивающий движение крови по сосудам. Это полый мышечный орган, имеющий форму конуса, расположенный в грудной полости. сердечная мышца - разновидность поперечнополосатой мышечной ткани. В течение жизни сердечная мышца сокращается более 2,5 млн. раз. Ни одна другая ткань не обладает таким потенциалом прочности.

Внешний вид сердца.

Внутреннее строение сердца. Сердце человека - это мышечный насос, разделенный на 4 камеры. Две верхние камеры называются предсердия, а две нижние - желудочки. Эти два типа камер сердца выполняют разные функции: предсердия собирают кровь поступающую в сердце и проталкивают ее в желудочки, а желудочки выталкивают кровь из сердца в артерии, по которым она попадает во все части тела.

Внутреннее строение сердца. Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего – эндокарда, образованного клетками эпителия, среднего – миокарда – мышечного и наружного – эпикарда, состоящего из соединительной ткани. Снаружи сердце покрыто соединительноткан- ной оболочкой – околосердечной сумкой, или перикардом ной оболочкой – околосердечной сумкой, или перикардом

Клапаны сердца. Клапаны действуют как ворота, давая крови возможность переходить из одной камеры сердца в другую и из камер сердца в связанные с ними кровеносные сосуды. В сердце имеются следующие клапаны: створчатые: двустворчатый (митральный) – между левым желудочком и левым предсердием; двустворчатый (митральный) – между левым желудочком и левым предсердием; трехстворчатый (между правым желудочком и правым предсердием); трехстворчатый (между правым желудочком и правым предсердием); карманообразные (полулунные): легочный (в месте выхода легочного ствола из правого желудочка); легочный (в месте выхода легочного ствола из правого желудочка); аортальный (в месте выхода аорты из левого желудочка). аортальный (в месте выхода аорты из левого желудочка).

Круги кровообращения. Движение крови в организме происходит по двум замкнутым системам сосудов, соединенных с сердцем, - малому и большому кругам кровообращения. Большой (телесный) круг кровообращения начинается в левом желудочке аортой и заканчивается в правом предсердии верхней и нижней полыми венами. Малый (легочной) круг кровообращения начинается в правом желудочке легочным стволом и заканчивается в левом предсердии четырьмя легочными венами (две правые – от правого легкого и две левые – от левого) Осуществляет кровоснабжение практически всего организма. Осуществляет кровоснабжение легких.

Особенности кровоснабжения плода. Легкие эмбриона не функционируют, к ним поступает небольшое количество крови для питания легочной ткани, а не для газообмена; в связи с тем, что легочной круг практически отсутствует, функционирует только большой круг кровообращения. Таким образом, оба желудочка снабжают кровью только телесный круг кровообращения благодаря наличию овального отверстия и Боталова протока; большинство органов плода получают практически венозную кровь. Только печень сердце, органы головы, шеи и верхних конечностей получают более артериальную кровь. овальное отверстие Боталов проток

Урок 5. Тема: Работа сердца Задачи: 1. дать понятие о фазах работы сердца; 2. познакомиться с механизмами регуляции сердечной деятельности. Домашнее задание: изучить текст учебника, с ; изучить текст учебника, с ; выполнить задания 2 и 3 рубрики «Проверь свои знания», с. 132 выполнить задания 2 и 3 рубрики «Проверь свои знания», с. 132 записать в словарик: сердечный цикл, пауза, автоматия. записать в словарик: сердечный цикл, пауза, автоматия.

Проверка домашнего задания. 1. По замкнутой системе Стремительно бегу. А в чем моя задача? Я кислород несу. О чем идет речь? 1. По замкнутой системе Стремительно бегу. А в чем моя задача? Я кислород несу. О чем идет речь? 2.По упругим нашим стенкам, Можешь пульс ты посчитать. Кровь несем мы с кислородом. Как нас нужно называть? О чем идет речь? 3.Ну, и мы сосуды тоже, Наша сеть есть даже в коже. Стенки тонки?! Хорошо! Чтоб газообмен прошел О чем идет речь? 4. С какой сумкой нельзя пойти в магазин? 5. Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная? 7. К какому кругу кровообращения он относится? 6. Какой сосуд изображен на рисунке? (Кровь) (Артерии) (Капилляры) (Околосердечная сумка) (В легочной артерии – венозная кровь, а в легочных венах – артериальная.) (Аорта) (Большому) (Л.Ж. – П.П.) 8. Где начинается и где заканчивается этот круг кровообращения?

Как работает сердце В состоянии покоя сердце в минуту сокращается раз. Это удивительный и надежный мотор, который работает в течение всей жизни без остановки и ремонта. В состоянии покоя сердце в минуту сокращается раз. Это удивительный и надежный мотор, который работает в течение всей жизни без остановки и ремонта. Автоматизм сердца – способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Автоматизм сердца обеспечивает проводящая система.

Для перекачки крови через сердце в его камерах происходят чередующиеся расслабления (диастолы) и сокращения (систолы), во время которых камеры наполняются кровью и выталкивают ее Для перекачки крови через сердце в его камерах происходят чередующиеся расслабления (диастолы) и сокращения (систолы), во время которых камеры наполняются кровью и выталкивают ее. Сердечный цикл..В начале сокращаются предсердия – систола предсердий (0,1 с.).В начале сокращаются предсердия – систола предсердий (0,1 с.). Затем сокращаются желудочки –. Затем сокращаются желудочки – систола желудочков (0,3 с.) систола желудочков (0,3 с.). Далее наступает общее расслабление – диастола (0,4с.). Далее наступает общее расслабление – диастола (0,4с.)

Сердечный цикл. Таким образом, весь цикл длится 0,8 с. В течение всего цикла предсердия работают 0,1 с., а 0,7 с. отдыхают; желудочки работают 0,3 с., а 0,5 с. отдыхают. Этим и объясняется способность сердечной мышцы работать, не утомляясь, в течение всей жизни. Интересные факты при физическом и эмоциональном напряжении сердце перекачивает в среднем за минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое. при физическом и эмоциональном напряжении сердце перекачивает в среднем за минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое. В сутки сердце делает 100 тыс. ударов. За год почти 40 млн. ударов. В сутки сердце делает 100 тыс. ударов. За год почти 40 млн. ударов. Масса сердца составляет 1/200 массы тела, однако на его работу затрачивается 1/20 всех энергетических ресурсов организма. Масса сердца составляет 1/200 массы тела, однако на его работу затрачивается 1/20 всех энергетических ресурсов организма. За одно сокращение выбрасывается около 65 мл крови, а за 70 лет жизни сердце человека перекачивает около 150 тыс. тонн крови. За одно сокращение выбрасывается около 65 мл крови, а за 70 лет жизни сердце человека перекачивает около 150 тыс. тонн крови.

Электрокардиограмма (ЭКГ) – кривая регистрируемых биоэлектрических сигналов, возникающих в результате автоматической работы сердца. Зубцы принято обозначать латинскими буквами Р, Q, R, S, Т и U. Первый из них связан с деятельностью предсердий, остальные зубцы с деятельностью желудочков сердца.

Регуляция работы сердца.

Урок 6. Тема: Движение крови по сосудам. 1. сформировать понятие о пульсе, о движении крови, о кровяном давлении; 2. дать понятие о причинах непрерывного тока крови по сосудам. Задачи: Домашнее задание: изучить текст учебника, с ; изучить текст учебника, с ; выполнить в тетради задания рубрики «Проверь свои знания»,с. 136 выполнить в тетради задания рубрики «Проверь свои знания»,с. 136 записать в словарик: артериальное давление, пульсовое давление, лимфатические сосуды, лимфатические узлы. записать в словарик: артериальное давление, пульсовое давление, лимфатические сосуды, лимфатические узлы.

Проверка домашнего задания. 1. Закончите схему: 2. В деятельности сердца можно выделить: a)три фазы; b)две фазы; c)четыре фазы; 3.Продолжительность первой фазы: a)0,1 с; b)0,3 с; c)0,4 с. 4. Как называется способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом? 5. Как называются повторяющиеся сокращения и расслабления камер сердца? парасимпатич. нервы симпатич. нервы соли Са, СО 2 в крови ацетилхолин, соли К. 0,1 с. Три фазы Автоматизм. Систолы и диастолы.

Кровяное давление. Кровяное давление – давление крови на стенки сосудов, создаваемое силой сокращения желудочков сердца. Давление наиболее высоко во время сокращения желудочков – систолическое давление (в норме 120 – 140 мм рт. ст.); минимально – во время расслабления – диастолическое давление (в норме 65 – 80 мм. рт. ст.) Измерение кровяного давления производится с помощью тонометра.

Пульс. Пульс – ритмические колебания стенок артерий, вызываемые повышением давления в период систолы. Пульс определяют на артериях, которые лежат поверхностно (лучевая, височная) У здорового человека пульс ритмичный, 60 – 80 ударов в мин. Учащение пульса – тахикардия, урежение – брадикардия. Нахождение места для прощупывания пульса

Лабораторная работа. «Частота сердечных сокращений при работе и в состоянии покоя». Оборудование:секундомер, ручки, карандаши, линейки. Оборудование: секундомер, ручки, карандаши, линейки. Ход работы: 1. Измерить частоту пульса в покое. Сделать 3–4 измерения по 10 секунд. Найти среднее значение и умножить на Сделать 20 приседаний. 3. Быстро сесть и просчитать число пульсовых ударов в первые 10 секунд, затем последующие 10 секунд пропустить и в следующие 10 секунд опять провести измерения. Так чередуйте 10 секунд – интервалы измерения с 10 секундами пропусками, пока пульс не достигнет величины, характерной для состояния покоя. Каждое из полученных чисел умножьте на 6 (число сокращений в минуту). 4. Данные занести в таблицу: Число сердечных сокращений в состоянии покоя Число сердечных сокращений после нагрузки Временные периоды (в секундах) 1-я проба 2-я проба 3-я проба 4-я проба 5-я проба Среднее значение 1– 10 20– 30 40– 50 60– 70 80– 90 90– Сделайте вывод о зависимости частоты сердечных сокращений от физических нагрузок.

Лимфатическая система – система трубок различного диаметра, несущих лимфу от органов и тканей через лимфатические узлы в венозную часть кровеносной системы. Функции лимфатической системы: транспортная – транспорт продуктов обмена веществ от органов и тканей к сердцу (лимфатические сосуды); транспортная – транспорт продуктов обмена веществ от органов и тканей к сердцу (лимфатические сосуды); дренажная – отведение избытка тканевой жидкости от органов и возвращение ее в кровеносное русло (лимфатические сосуды); дренажная – отведение избытка тканевой жидкости от органов и возвращение ее в кровеносное русло (лимфатические сосуды); защитная – обезвреживание чужеродных структур и микроорганизмов (лимфатические узлы); защитная – обезвреживание чужеродных структур и микроорганизмов (лимфатические узлы); кроветворная – созревание лимфоцитов (лимфатические узлы). кроветворная – созревание лимфоцитов (лимфатические узлы).

Кровь движется по сосудам в результате: 1. ритмической работы сердца. Работа сердца создает и поддерживает разность давления в сосудах; 2. присасывающего действия грудной клетки. Во время вдоха давление в ней становится ниже атмосферного, а в брюшной полости, - выше атмосферного; 3. сокращения скелетной мускулатуры, сдавливающей вены, и находящихся в них клапанов.

Урок 7. Тема: Заболевания сердечно–сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. Задачи: 1. познакомить с заболеваниями сердечно- сосудистой системы; 2. дать конкретные представления о первой помощи при кровотечениях. Домашнее задание: повторить темы «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ»

Факторы, вызывающие заболевания сердечно-сосудистой системы: 1)нарушение нервного механизма регуляции кровяного давления, 2)психоэмоциональное нервное перенапряжение, 3)возрастные изменения, 4)недостаточная (чрезмерная) двигательная активность, 5)осложнения после вирусных заболеваний, 6) вредные привычки (курение, алкоголь).

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ или болезни сердца (главными которыми являются инфаркт миокарда, ревматизм), артерий (атеросклероз, гипертоническая болезнь) и вен (тромбофлебит) являются главной причиной смертности в экономически развитых странах.

Заболевания сердечно-сосудистой системы: ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА характеризуется нарушениями функций сердца в связи с недостаточностью коронарного кровоснабжения. ВИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА характеризуется нарушениями функций сердца в связи с недостаточностью коронарного кровоснабжения. В наиболее тяжелых случаях происходит гибель и разрушение участка сердечной мышцы, т. е. инфаркт миокарда. наиболее тяжелых случаях происходит гибель и разрушение участка сердечной мышцы, т. е. инфаркт миокарда. ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ характеризуется стойким повышением давления крови и нарушением тонуса сосудов.ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ характеризуется стойким повышением давления крови и нарушением тонуса сосудов. РЕВМАТИЗМ чаще развивается после ангины и других стрептококковых заболеваний. Приводит к воспалительному поражению сердца. Часто приводит к образованию пороков сердца.РЕВМАТИЗМ чаще развивается после ангины и других стрептококковых заболеваний. Приводит к воспалительному поражению сердца. Часто приводит к образованию пороков сердца.

Заболевания сердечно-сосудистой системы: АТЕРОСКЛЕРОЗ характеризуется уплотнением артериальной стенки за счет разрастания соединительной ткани, сужением просвета сосудов и ухудшением кровоснабжения органов.АТЕРОСКЛЕРОЗ характеризуется уплотнением артериальной стенки за счет разрастания соединительной ткани, сужением просвета сосудов и ухудшением кровоснабжения органов. ТРОМБОФЛЕБИТ – закупорка вены сгустком крови с развитием воспаления. Наиболее часто встречается тромбофлебит нижних конечностей.ТРОМБОФЛЕБИТ – закупорка вены сгустком крови с развитием воспаления. Наиболее часто встречается тромбофлебит нижних конечностей.

Неблагоприятное воздействие курения на функции сердечно-сосудистой системы После каждой выкуренной сигареты увеличивается число ударов сердца, его минутный объем, повышается диастолическое и систолическое давление крови. Дым от сигарет приводит к сужению сосудов периферических артерий. Развиваются состояния, которые приводят к образованию тромбов. После каждой выкуренной сигареты увеличивается число ударов сердца, его минутный объем, повышается диастолическое и систолическое давление крови. Дым от сигарет приводит к сужению сосудов периферических артерий. Развиваются состояния, которые приводят к образованию тромбов. Сокращается объем гемоглобина, доставляющего кислород. Курение также приводит к повышению уровня свободных жирных кислот в плазме и общего содержания холестерина в сыворотке крови. Усиливает риск внезапной смерти.

Неблагоприятное воздействие алкоголя на функции сердечно-сосудистой системы Алкоголь начинает поступать в кровь через 1-5 минут после приема спиртного напитка и циркулирует по кровеносному руслу 5-7 часов. И все это время сердце работает в крайне неблагоприятных условиях.Алкоголь начинает поступать в кровь через 1-5 минут после приема спиртного напитка и циркулирует по кровеносному руслу 5-7 часов. И все это время сердце работает в крайне неблагоприятных условиях. В результате действия алкоголя учащается пульс: вместо ударов в минуту он достигает 100. Одновременно снижаются сила и скорость сокращения сердечной мышцы (миокарда) В результате действия алкоголя учащается пульс: вместо ударов в минуту он достигает 100. Одновременно снижаются сила и скорость сокращения сердечной мышцы (миокарда) у людей, злоупотребляющих алкоголем, те или иные болезни сердечно-сосудистой системы наблюдаются в 2,5 раза чаще, чем у непьющих.у людей, злоупотребляющих алкоголем, те или иные болезни сердечно-сосудистой системы наблюдаются в 2,5 раза чаще, чем у непьющих. Сердце здорового человека (слева) и сердце алкоголика (справа)

Благоприятно влияют на состояние сердечно – сосудистой системы: занятия физкультурой соблюдение режима дня правильное питание регулярные и оптимальные физические нагрузки отсутствие стрессов

Виды кровотечений. кровотечения капиллярноеартериальноевенозное кровь сочится мельчайшими капельками, как из губки. кровь алого цвета и вытекает пульсирующей струей (толчками) кровь более темного цвета и вытекает непрерывно кровотечения наружноевнутреннее

Первая медицинская помощь - комплекс срочных простейших мероприятий для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае или внезапном заболевании, проводимых на месте происшествия самим пострадавшим (самопомощь) или другим лицом, находящимся поблизости (взаимопомощь). ПМП при капиллярном кровотечении: достаточно прижать марлевый тампон к раненому месту или наложить слегка давящую стерильную повязку. Кровотечение остановится вследствие образования кровяного сгустка.

ПМП при венозном кровотечении. поврежденную вену прижимают пальцем в месте ранения, руку или ногу перевязывают ниже места ранения (дальше от сердца). Наложение жгута: а - закрутка; б - повязка, укрепляющая палочку.

ПМП при артериальном кровотечении. Если повреждена рука или нога, необходимо поднять конечность, держать ее в согнутом состоянии, а поврежденную артерию прижать пальцем выше места ранения (ближе к сердцу); Сгибание вышележащего сустава при кровотечении: а - из предплечья; б - из плеча; в - из голени; г - из бедра.

На теле человека имеется ряд точек, где можно сдавить кровеносные сосуды, прижав их к кости. ПМП при кровотечениях. Место прижатия височной артерии Прижатие нижнечелюстной артерии Прижатие сонной артерии Прижатие подключичной артерии Место прижатия подмышечной артерии Прижатие плечевой артерии Прижатие бедренной артерии

Наложение жгута при ранении крупных артерий: Оберните участок конечности полотенцем (марлей) до места кровотечения (центральнее).Оберните участок конечности полотенцем (марлей) до места кровотечения (центральнее). Приподнимите повреждённую конечность.Приподнимите повреждённую конечность. Слегка растяните жгут и сделайте 2-3 оборота вокруг конечности.Слегка растяните жгут и сделайте 2-3 оборота вокруг конечности. Закрепите концы жгута с помощью крючка и цепочки.Закрепите концы жгута с помощью крючка и цепочки. Концы самодельного жгута (толстая верёвка, ткань, ремень) завяжите.Концы самодельного жгута (толстая верёвка, ткань, ремень) завяжите. Оставьте записку с указанием времени наложения жгута.Оставьте записку с указанием времени наложения жгута. Жгут может находиться на конечности не более 1 часа!Жгут может находиться на конечности не более 1 часа! В случаях посинения и отека конечности (при неправильном наложении жгута) следует немедленно заново наложить жгут.В случаях посинения и отека конечности (при неправильном наложении жгута) следует немедленно заново наложить жгут. Наложите стерильную повязку на рану.Наложите стерильную повязку на рану. Наложение закрутки

Урок 8. Тема: Обобщение и проверка знаний. Задачи: 1. обобщить знания; 2. выявить уровень знаний по теме. Формы контроля: Формы контроля: Задание 1. Выполните тест. Задание 2. Разгадайте кроссворд. Задание 3. Работа по схемам. Задание 4. Выполните тест. Задание 5. Завершающий тест.

Выполните тест: 1. Кровь это: а) раствор органических веществ; б) раствор органических и неорганических веществ; в) жидкая соединительная ткань. 2. Безъядерные клетки крови: а) эритроциты и лейкоциты; б) лейкоциты и тромбоциты; в) тромбоциты и эритроциты; 3. Средняя продолжительность жизни эритроцита: а) до 10 дней; б) до месяца; в) до 4 месяцев; 6. В норме 1 мм 3 крови содержит эритроцитов: а) 4-5 тыс.; б) 4-5 млн.; в) тыс.; 4. Карбоксигемоглобин вещество, образующееся при взаимодействии гемоглобина с: а) СО 2 ; б) О 2 ; в) СО; 5. В состав молекулы гемоглобина входит: а) железо; б) магний; в) цинк; 9. Кровь – это ткань, у которой на межклеточное вещество в среднем приходится, в процентах: а) 35; а) 35; б) 45; б) 45; в) 55; в) 55; 8. В норме 1 мм 3 крови содержит лейкоцитов: а) 4-9 млн; б) тыс; в) 4-9 тыс; 7. Ученый открывший процесс фагоцитоза: а) Мечников; б) Виноградский; в) Пастер; Ответы: 1-в; 2-в; 3-в; 4-а; 5-а; 6-б; 7-а; 8-в; 9-в.

Разгадайте кроссворд. 5. Состояние, причиной которого является недостаточная физическая активность. 6. Чувствительные нервные окончания, расположенные в стенках кровеносных сосудов. 7. Увеличение числа лейкоцитов в крови. 8. Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови. 9. Пониженное кровяное давление. 10. Особый белок, благодаря которому эритроциты могут переносить кислород. 11. Временное снижение работоспособности. 12. Состояние организма, при котором в крови уменьшается содержание гемоглобина. 13. Привычка, оказывающая вредное действие на сердце и кровеносные сосуды. По вертикали: 2. Ритмичные сокращения сердца. По горизонтали: 1. Ритмичное колебание стенок артерий. 3. Артерии, осуществляющие кровоснабжение сердечной мышцы. 4. Вещество, суживающее просвет кровеносных сосудов. п у л ь с а д р е н а л и н а д р е н а л и н г и п о д и н а м и я г и п о д и н а м и я р е ц е п т о р ы б е л о к р о в и е т р о м б о ц и т ы г и п о т о н и я г е м о г л о б и н у т о м л е н и е у т о м л е н и е к у р е н и е м а л о к р о в и е в е н е ч н ы е

Рассмотрите схемы. Какие круги кровообраще- ния изображены на рисунках 1 и 2? Вставьте недостающие элементы. Рис. 3 Укажите структурные компоненты сердца, обозначенные номерами. Рис. 1 Малый круг; легкое Рис. 2 Большой круг; аорта

Выполните тест 1. Наибольшую толщину мышечной стенки имеет: а/ левый желудочек, б/ правый желудочек, в/ левое предсердие, г/ правое предсердие. 2. Клапан между левым желудочком и аортой: а/ полулунный, б/ трехстворчатый, в/ двухстворчатый. 3. В правой стороне сердца кровь: а/ венозная, б/ артериальная, в/ смешанная. 4. Во время сна работа сердца: а/ усиливается, б/ замедляется, в/ не изменяется. 5. Сердечная мышца снабжается артериальной кровью по: а/ легочным артериям, б/ коронарным артериям, в/ сонным артериям 6. При сокращении выбрасывает кровь в легочную артерию: а/ правое предсердие, б/ правый желудочек, в/ левый желудочек. 7. Сердечная деятельность замедляется благодаря импульсам: а/ парасимпатического отдела, б/ симпатического отдела, в/ соматической нервной системы. Проверь себя: 1-а; 2-а; 3-а; 4-б; 5-б; 6-б; 7-а.

Откройте 1С Репетитор: «Биология». В разделе «Человек» ответьте на контрольные вопросы под номерами: Оцените работу: 9правильных ответов –5 баллов; 9 правильных ответов – 5 баллов; 8правильных ответов –4 балла; 8 правильных ответов – 4 балла; 6-7правильных ответов –3 балла. 6-7 правильных ответов – 3 балла.

Основные требования по теме 1. значение закаливания; 2. гигиенические требования; 3.строение и функции кожи. Учащиеся должны уметь: 1.оказывать первую помощь при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции; 2. устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи; 3. разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания. Учащиеся должны знать:

тема урока задачи тип: вид урока методы и приемы деятельность учащихся 1 строение и функции кожи сформировать понятие о строении и функциях кожи в связи с ее структурой изучение нового материала проблемное изложение Демонстрац ия слайдов лекция использова ние компьютерн ых технологий заполнение таблицы использование репетитора «Биология» тестовое задание 2 роль кожи в терморегуля ции организма сформировать знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма изучение нового материала частично поисковый демонстраци онный Демонстрац ия слайдов рассказ с элементами беседы тестовое задание словарная работа самостоятельна я работа с использование м репетитора «Биология» 3 гигиена кожи, закаливание. сформировать понятие о гигиене кожи, одежды, закаливании организма изучение нового материала проблемное изложение Демонстрац ия слайдов рассказ с элементами беседы индивидуальна я работа с разноуровневы ми заданиями План проведения уроков по теме «Покровы тела»

Урок 1. «Строение и функции кожи». Урок 2. «Роль кожи в терморегуляции организма». Урок 3. «Гигиена кожи. Закаливание». Презентация по теме «Покровы тела».

Урок 1. тема: Строение и функции кожи Задачи: 1. сформировать понятие о строении и защитной, рецепторной, выделительнойфункциях кожи в связи с ее структурой; 1. сформировать понятие о строении и защитной, рецепторной, выделительной функциях кожи в связи с ее структурой; Домашнее задание: Домашнее задание: изучить текст: стр.174 – 175; ответить на вопросы 1 – 8, стр познакомиться с производными кожи и их значением.

наружный слой (эпидермис) собственно кожа (дерма) подкожная жировая клетчатка Кожа - внешний покров тела человека, состоящий из следующих слоев: Строение кожи.

1)защитная функция - защита от механических повреждений, УФ-лучей, микробов, высыхания; 2)чувствительная функция – осязание, температурная и болевая чувствительность; 3)терморегуляция - защита от переохлаждения и перегрева; 4)дыхательная функция - 2% общего газообмена; 5)выделительная функция - водный, солевой, углеводный, жировой и витаминный обмен (образование витамина D); 6)депо крови. Общие функции кожи:

Производные кожи. потовые железы сальные железы молочные железы волосы ногти

толщина 0,07 – 2,5 мм (хорошо развит на ладонях и подошвах); толщина 0,07 – 2,5 мм (хорошо развит на ладонях и подошвах); это многослойный плоский эпителий; это многослойный плоский эпителий; внутренний слой - ростковый; за счет размножения клеток происходит восполнение верхних слоев кожи. внутренний слой - ростковый; за счет размножения клеток происходит восполнение верхних слоев кожи. в ростковом слое есть красящее вещество пигмент меланин, определяющий цвет кожи у разных народов и загар. в ростковом слое есть красящее вещество пигмент меланин, определяющий цвет кожи у разных народов и загар. наружный слой – роговой, состоит из омертвевших клеток, которые постоян но слущиваются, унося с собой пыль и вредные вещества; наружный слой – роговой, состоит из омертвевших клеток, которые постоян но слущиваются, унося с собой пыль и вредные вещества; Меланин защищает нижележащие слои от повреждающего действия ультрафиолета, поэтому люди, живущие в местах с жарким солнечным климатом, имеют более темный цвет кожи, чем их северные «братья». Эпидермис:

Человеческие расы: европеоидная монголоидная негроидная Защита от губительных ультрафиолетовых лучей связана с клетками, расположенными в ростковом слое эпидермиса. СПЕКТР СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ Расовые особенности наследственны. По - видимому, в далёком прошлом расовые признаки были полезны для их обладателей: тёмная кожа негров и курчавые волосы предохраняли организм от перегрева.

Ногти - производные эпидермиса. Открытая часть ногтя - ногтевое тело. Ноготь растет от лунки - белого полумесяца на нижней части - к свободному краю. Внутренняя часть ногтя - ногтевое ложе. Ноготь - роговая пластинка, лежащая на эпителии концевых фаланг пальцев рук и ног. Защищают ткань ложа ногтя от различных раздражителей внешней среды. Строение ногтя. Диагностика состояния здоровья по ногтям. 1.- ноготь здорового человека; 2.- при патологии печени; 3.- при эритремии; 4.- при пороках сердца; 5.- при нарушениях деятельности ЦНС; 6.- при нарушениях функции мозга.

Волос состоит из: Волос состоит из: волосяной луковицы волосяной луковицы корня корня стержня стержня Функции волос: защита от вредных воздействий окружающей среды, механических повреждений; защита от вредных воздействий окружающей среды, механических повреждений; участие в теплорегуляции; участие в теплорегуляции; являются органами осязания; являются органами осязания; защита глазот пыли защита глаз от пыли. Основным компонентом структуры волоса является белок (65-95%) – твердый кератин. В состав волос входят также вода (10-13%), липиды, пигмент, микроэлементы. Различают три типа волос: 1) длинные (волосистая часть головы, усы, борода, подмышечные впадины); 2) щетинистые (брови, ресницы, наружный слуховой проход,); 3) пушковые (остальные участки кожного покрова). Волосы - производные эпидермиса.

на голове у рыжих располагается до волос, у брюнетов - до , а у блондинов больше всего волос. У женщин волосы более тонкие, чем у - мужчин, и растут они значительно быстрее. Ногти на руках растут примерно со скоростью 0,1 мм в сутки, ногти на ногах растут медленнее. Интересные факты о ногтях и волосах На голове волосы живут от 4 до 10 лет, в подмышечных впадинах, на бровях и ресницах месяца. У каждого человека в норме ежедневно выпадает до 100 волос. Больше всего волос выпадает осенью.

сосочковый слой – рыхлая соединительная ткань, образует выпячивания в эпидермис. Содержит: волокна, придающие прочность и упругость; кровеносные и лимфатические сосуды; нервные окончания. сосочковый слой – рыхлая соединительная ткань, образует выпячивания в эпидермис. Содержит: волокна, придающие прочность и упругость; кровеносные и лимфатические сосуды; нервные окончания. сетчатый слой– содержит: сальные и потовые железы, волосяные сумки. сетчатый слой – содержит: сальные и потовые железы, волосяные сумки. 1.место расположения рецепторов; 2.терморегуляция за счет потовых желез; 3.прочность и эластичность кожи. Значение дермы: в ней выделяют сосочковый и сетчатый слои; Дерма (собственно кожа): имеет толщину от 0,5 до 5 мм;

Рецепторы - особые концевые нервные образования кожи, служащие для восприятия ощущений: Рецепторы кожи.

Потовые железы представляют собой небольшие клубочки, в которых и образуется пот. За сутки человек выделяет от мл до 2-3 литров пота. пот вода (98%) аммиак, мочевая кислота, мочевина, жиры, белки. (2%) Молочные железы - измененные потовые железы, вырабатывают молоко (только у женщин). Функция - кормление ребенка. Сальные железы располагаются неглубоко под кожей. Их протоки открываются в сумку волоса. Секрет сальных желез служит смазкой для волос и эпидермиса, предохраняет кожу от воды, микробов, смягчает и придает ей эластичность и упругость. Железы кожи.

самый глубокий слой кожи; самый глубокий слой кожи; состоит из рыхлой соединительнотканной сети волокон, в петлях которой располагаются частицы жировой ткани; состоит из рыхлой соединительнотканной сети волокон, в петлях которой располагаются частицы жировой ткани; толщина слоя зависит от образа жизни, питания, обмена веществ; толщина слоя зависит от образа жизни, питания, обмена веществ; 1.предохраняет организм от охлаждения; 2.защищает от различных внешних раздражителей и травм; 3.служит депо, в котором откладываются запасы жира, расходуемого в случае болезни, голода, беременности. на глазных веках жировой слой отсутствует совсем и очень тонкий (до 2 мм) на носу, ушных раковинах и губах на глазных веках жировой слой отсутствует совсем и очень тонкий (до 2 мм) на носу, ушных раковинах и губах Функции: Подкожная жировая клетчатка:

Интересные факты. Наша кожа - это: около 5 млн. волосков; общая площадь поверхности кожи составляет 1,5-2 квадратных метра; содержит 60% влаги, у детей до 90%; сто пор на каждый квадратный сантиметр; двести рецепторов на каждый квадратный сантиметр; средняя толщина кожи 1-2 мм; кожа чуть грубее и толще на подошвах, тоньше и прозрачнее на веках; на 1 квадратный сантиметр кожи приходится до 5000 чувствительных окончаний, 200 болевых, 12 холодовых точек, 2 тепловых и 25 точек, реагирующих на давление.

Заполните таблицу, используя 1С репетитор «Биология»: название слоя тип ткани что включает функции Строение и функции кожи. Запишите в словарик: эпидермис, собственно кожа, потовые железы, сальные железы, волосы, ногти.

2. Собственно кожа образована: a)эпителиальной тканью; b)соединительной тканью; c)мышечной тканью. 1. В коже различают: a)два слоя; b)три слоя; c)четыре слоя. 3. Потовые железы расположены: a)в собственно коже; b)в наружном слое кожи; c)в подкожной жировой клетчатке. 4.Волосы и ногти: a)производные эпидермиса; b)производные собственно кожи; c)производные подкожной жировой клетчатки c)производные подкожной жировой клетчатки. 5.Пигмент, определяющий цвет кожи: a)гемоглобин; b)меланин; c)кератин. Ответы: 1 - b; 2 – b; 3 - a; 4 - a; 5 – b. Проверьте себя.

Урок 2. тема: Роль кожи в терморегуляции организма. Урок 2. тема: Роль кожи в терморегуляции организма.Задачи: 1. Познакомиться с ролью кожи в терморегуляции, условиями сохранения постоянной температуры тела человека, со способами терморегуляции и ее рефлекторным механизмом; 2. Раскрыть физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях; 3. Сформировать знания о нарушениях терморегуляции и умения оказывать первую помощь. Домашнее задание: изучить текст учебника, стр. 178 – 179; ответить на вопросы 1- 9, стр. 180.

терморегуляция физическаяхимическая реализуется через обмен веществ и через теплопродукцию мышц, печени, бурого жира. Терморегуляция совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела. за счет изменения отдачи тепла организмом путем испарения воды.

Распределение температуры в теле человека. в норме температура мозга, крови, внутренних органов поддерживается на уровне порядка 37°. Физиологический предел колебаний не превышает 1,5°. Изменение температуры крови и внутренних органов на 22,5° от нормальных значений приводит к нарушению жизнедеятельности организма.

При повышении температуры окружающей среды сосуды кожи расширяются, количество циркулирую- щей в них крови увеличивается, что способствует теплоотдаче. На холоде кровеносные сосуды кожи сужаются; большее количество крови поступает в сосуды брюшной полости и тем самым ограничиваетс я теплоотдача. Теплоотдача в значительной мере регулируется динамикой кровообращения в тканях.

Потовые железы распределены по всей поверхности тела. Их главная функция терморегуляция. В среднем на 1 квадратном сантиметре ладони или подошвы расположено около 430, а на остальных участках тела от 64 до 200 потовых желёз. Потоотделение. Потовые железы. Для сохранения постоянства температуры тела при высоких температурах окружающей среды большое значение имеет потоотделение, происходящее за счет теплоотдачи в процессе испарения воды.

Ожоги. термическиехимическиелучевые от воздействия высоких температур от воздействия химических веществ в результате разных видов облучения пламенем, кипятком, паром кислотами, щелочами, некоторыми медикаментами радиоактивными веществами, солнечными лучами Виды ожогов.

1 степень покраснение и отек кожи; 2 степень образование пузырей, заполненных прозрачной жидкостью желтоватого цвета; Ожог кисти и степени. Ожог кисти и степени Ожог кисти и V степени 3 степень разрушение всех слоев кожи; 4 степень омертвение не только кожи, но и глубже- лежащих тканей (фасции, сухожилия, кости). Степени ожогов:

3-4-я степень:симптомы шока (сонливость, низкое артериальное давление, частый ослабленный пульс). Пострадавшего накрыть чистой простыней и теплым одеялом, дать обезболивающее средство и срочно эвакуировать в больницу. 3-4-я степень: симптомы шока (сонливость, низкое артериальное давление, частый ослабленный пульс). Пострадавшего накрыть чистой простыней и теплым одеялом, дать обезболивающее средство и срочно эвакуировать в больницу. 2.Если ожог был вызван кислотой, кожу следует промыть содой или мыльной водой. 3.При ожогах щелочью рану необходимо длительно промывать уксусом или раствором лимонной кислоты. 2. Если ожог был вызван кислотой, кожу следует промыть содой или мыльной водой. 3. При ожогах щелочью рану необходимо длительно промывать уксусом или раствором лимонной кислоты. При химических ожогах. 1.Промывать пораженные участки холодной водой в течение минут. 1. Промывать пораженные участки холодной водой в течение минут. Помощь при ожогах. 1 степень: обливание обожженных участков холодной воды, обрабатывание 5%-ным раствором марганцовокислого калия. 2 степень: наложение стерильной повязки. Пузыри срезать нельзя, так как они защищают лежащую под ними кожу от микробов. 2 степень: наложение стерильной повязки. Пузыри срезать нельзя, так как они защищают лежащую под ними кожу от микробов.

Помощь при ожогах.

Признаки обморожения: Ощущение холода и небольшое покалывание в замерзшем участке тела. Ощущение холода и небольшое покалывание в замерзшем участке тела. Постепенно обмороженные участки кожи начинают белеть. Постепенно обмороженные участки кожи начинают белеть. Вскоре кожа становится совершенно белой и нечувствительной к раздражению. Вскоре кожа становится совершенно белой и нечувствительной к раздражению. Внешний вид при обморожении напоминает ожог. Внешний вид при обморожении напоминает ожог. Отличие состоит в том, что пузырьки с грязно- бурым содержимым. Отличие состоит в том, что пузырьки с грязно- бурым содержимым. Нельзя: 1.растирать отмороженный участок, в т.ч. снегом! 2.погружать отмороженный участок в холодную воду! 3.массировать отмороженный участок!

Степени обморожения. 1 степень: болезненность, отечность, синюшная окраска, полностью исчезающие через 12 недели. Период возвращения к норме сопровождается зудом и шелушением. 2 степень: на коже образуются пузыри, наполненные мутной, кровянистой жидкостью. 3 степень: омертвение кожи и глубже лежащих тканей. Отморожение стопы и степени и пальцев - V степени Отморожение стопы V степени Отторжение тканей при отморожении стопы V степени

Помощь при обморожениях. Поверхностное обморожение: закрытие сухой тканью и равномерное обогревание. закрытие сухой тканью и равномерное обогревание. Глубокое обморожение : Устранить действие повреждающего фактора.Устранить действие повреждающего фактора. Проверить проходимость дыхательных путей, дыхание, кровообращение.Проверить проходимость дыхательных путей, дыхание, кровообращение. Согревание путем погружения в теплую воду ( С).Согревание путем погружения в теплую воду ( С). Дать больному горячее питье.Дать больному горячее питье. Наложить на пораженный участок чистую повязку.Наложить на пораженный участок чистую повязку. При обморожении конечностей наложить шину для фиксации конечности.При обморожении конечностей наложить шину для фиксации конечности. Вызвать скорую медицинскую помощь.Вызвать скорую медицинскую помощь.

Возникают: при длительном пребывании в сильно натопленном, душном помещении или в жаркий солнечный день при действии прямых солнечных лучей. Симптомы: нарушение нормальной теплорегуляции и повышение температуры тела, вялость, покраснение лица, обильное потоотделение, головная боль, нарушение координации движений. В более тяжелых случаях дыхание учащается, лицо бледнеет и может наступить потеря сознания. Помощь: пострадавшего необходимо перевести в прохладное место, уложить, расстегнуть или снять одежду, напоить и смочить голову и грудь прохладной водой. При отсутствии дыхания необходимо искусственное дыхание. Тепловой и солнечный удары.

Проверь себя Используя 1С репетитор «Биология», заполните таблицу. Вид поражения признаки Первая помощь обоснование Меры предупреж- дения Ответьте на вопросы: 1. Что способствует отдаче тепла при испарении пота? а) Сухой воздух, его температура ниже температуры тела. а) Сухой воздух, его температура ниже температуры тела. б) Воздух насыщен водяными порами, его температура ниже температуры тела. б) Воздух насыщен водяными порами, его температура ниже температуры тела. в) Сухой воздух, его температура выше температуры тела. в) Сухой воздух, его температура выше температуры тела. г) Влажный воздух, его температура выше температуры тела. г) Влажный воздух, его температура выше температуры тела. 2. Каково значение для организма такой реакции- дрожания тела? 3. Как оказать первую помощь при химическом ожоге?

Урок 3. тема: Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Урок 3. тема: Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. 1. Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; 1. Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; 2. познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; Задачи: 3. выявить уровень знаний учащихся по теме.

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья человека; включает правила гигиенического содержания тела, полости рта, а также пользования обувью, бельем, одеждой.

За своими руками и ногтями: Необходимо раз в неделю подстригать ногти.Необходимо раз в неделю подстригать ногти. Грызть ногти – отвратительная привычка.Грызть ногти – отвратительная привычка. Нужно руки мыть часто и насухо вытирать.Нужно руки мыть часто и насухо вытирать. Обязательно мыть утром руки, вечером – перед сном.Обязательно мыть утром руки, вечером – перед сном. Мыть руки перед едой, когда приходишь с улицы.Мыть руки перед едой, когда приходишь с улицы. Чистые руки предупреждают возникновение многих заразных болезней.Чистые руки предупреждают возникновение многих заразных болезней. Не забывай мыть ноги.Не забывай мыть ноги. За своими волосами: Обязательно должна быть своя собственная расческа (следить за ее чистотой)Обязательно должна быть своя собственная расческа (следить за ее чистотой) Мыть голову 1-2 раза в неделю, пользуясь шампунемМыть голову 1-2 раза в неделю, пользуясь шампунем Промыв волосы, вытереть их мягким полотенцем и расчесать.Промыв волосы, вытереть их мягким полотенцем и расчесать. Нельзя заплетать мокрые волосы.Нельзя заплетать мокрые волосы. Нельзя ложиться спать с мокрой головой.Нельзя ложиться спать с мокрой головой. Длинные волосы расчесывать с концов и постепенно переходить к корням.Длинные волосы расчесывать с концов и постепенно переходить к корням. Полезные советы по уходу

За обувью: Придя домой, сначала грубой щеткой необходимо счистить с обуви пыль и грязь.Придя домой, сначала грубой щеткой необходимо счистить с обуви пыль и грязь. На ночь смазывают ботинки (туфли) кремом.На ночь смазывают ботинки (туфли) кремом. Надевают обувь с помощью ложечки для обуви.Надевают обувь с помощью ложечки для обуви. Нельзя сушить обувь возле огня или в каком-нибудь жарком месте.Нельзя сушить обувь возле огня или в каком-нибудь жарком месте. Нельзя: * выдавливать на теле прыщи; * облизывать ссадины, порезы; * ходить в грязном белье; * надевать чужую обувь. Полезные советы по уходу За своим бельем, одеждой: Одежду надо проветривать;Одежду надо проветривать; Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить;Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить; Одежду надо хранить аккуратно;Одежду надо хранить аккуратно; Одежда должна подходить для твоих занятий. Ходи дома только в домашней одежде.Одежда должна подходить для твоих занятий. Ходи дома только в домашней одежде.

КОЖНЫЕ БОЛЕЗНИ. Микозы – заболевания человека, обусловленные патогенными (заразными) грибами. Микозы – заболевания человека, обусловленные патогенными (заразными) грибами. Кератомикозы (лишай) - мало заразительные заболевания. Возбудители их паразитируют в самых поверхностных частях рогового слоя кожи (воспалительной реакции не вызывают). Дерматомикозы (микроспория и трихофития). Грибы поражают гладкую кожу и волосистую часть головы. Заболевания очень заразны. Онихомикозы – поражения ногтей грибковыми заболеваниями. Профилактика: Профилактика: Своевременное выявлениеСвоевременное выявление Изоляция больногоИзоляция больного Лечение в микологическом стационареЛечение в микологическом стационаре Дезинфекция, дератизацияДезинфекция, дератизация

Чесотка - заразное заболевание кожи, вызываемое паразитированием чесоточных клещей. заразное заболевание кожи, вызываемое паразитированием чесоточных клещей. Размножение клеща происходит очень быстро: в течение 3 мес появляется до 150 млн. особей. Заражение происходит при прямом контакте с больным человеком, через предметы, одежду и т.д. На 7-10-е сутки в межпальцевых складках, на боковых поверхностях пальцев появляются высыпания в виде мелких узелков, пузырьков и слегка возвышающихся полосок длиной до 1 см (чесоточных ходов).

Закаливание - это комплекс приемов, которые систематически используются для тренировки устойчивости организма к температурным воздействиям окружающей среды. это комплекс приемов, которые систематически используются для тренировки устойчивости организма к температурным воздействиям окружающей среды. Принципы закаливания: постепенностьпостепенность последовательностьпоследовательность систематичность и непрерывностьсистематичность и непрерывность индивидуальность подходовиндивидуальность подходов Основные факторы закаливания: пребывание на свежем воздухепребывание на свежем воздухе водные процедурыводные процедуры солнечные ванны.солнечные ванны.

Заполните таблицу: Письменно ответьте на вопросы: Вариант 1. 1.Из каких слоев состоит кожа? В чем особенности строения и функций каждого из них? 2.Перечислите правила закаливания организма. 3.Как оказать первую помощь при ожогах? Вариант 2. 1.Какие функции выполняет кожа? Какие компоненты кожи выполняют их? 2.Назовите правила гигиены кожи. 3.Как оказать первую помощь при солнечном ударе?

1 п о т о в ы е д е р м а к о р е н ь э п и д е р м и с в о л о с ы с т е р ж е н ь э п и т е л и й н о г т и с у м к а м е л а н и н з а щ и т н а я р е ц е п т о р ы э л а с т и ч н о с т ь о с я з а н и е 1. Вид кожных желез. 2. Собственно кожа. 3. Структурная часть волоса. 4. Наружный слой кожи. 5. Производные кожи. 6. Часть волоса, расположенная вне кожи. 7. Ткань, образующая эпидермис. 8. Роговые пластинки, лежащие на эпителии концевых фаланг пальцев. 9. Часть волоса, в которую открываются протоки сальных желез. 10. Пигмент, определяющий цвет кожи. 11.Одна из главных функций кожи. кожи. 12. Нервные окончания. 13. Свойство кожи. 14. Способность кожи ощущать раздражители. (зашифрована одна из важнейших функций кожи) Отгадайте чайнворд.