Тема опыта: Групповые формы работы и обучение в сотрудничестве – основные источники интенсификации речемыслительной деятельности учащихся на уроке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация г рупповой работы н а у роках г еографии Пилюшина Людмила Дмитриевна - учитель I квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Г.Киров Калужской области.
Advertisements

Учитель русского языка и литературы Серёдкина Елена Перфильевна МКОУ Отрокская сош.
Методическое объединение «Начальных классов» Тема: Применение групповых форм работы с обучающимися.
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ПРИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей17 Обучение в сотрудничестве Косовцева Н.И. Поташникова Е.М.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
ИНОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ. Интерактивное обучение – диалоговое обучение Учитель – ученик Учитель – группа Ученик – ученик Ученик - группа.
Лазарева Ю.Н., преподаватель филиала ДИНО университета «Дубна»
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Личностно-ориентированное обучение Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством.
Интерактивные методы обучения в начальной школе Из опыта работы учителей начальной школы МОУ СОШ 15 им. Г. Е Николаевой г. Томска.
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время как фактор повышения творческого потенциала обучающихся.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Главное, надо помнить – мы в одной лодке: или выплывем вместе, или утонем вместе! Помогая другим – учимся сами!
Из опыта работы учителя английского языка МОУ «Вейделевская средняя школа» Плахотник Лидии Михайловны.
« Перспективная начальная школа» Новые приемы учебной работы на уроках в рамках УМК « Перспективная начальная школа».
Транксрипт:

Тема опыта: Групповые формы работы и обучение в сотрудничестве – основные источники интенсификации речемыслительной деятельности учащихся на уроке

Условия возникновения: В годы педагогической деятельности я столкнулась с рядом проблем: В годы педагогической деятельности я столкнулась с рядом проблем: 1.Низкое речевое общение.1.Низкое речевое общение. 2. Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности.2. Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности. 3. Недостаточная мотивация познавательной деятельности.3. Недостаточная мотивация познавательной деятельности. 4. Невысокий уровень психологических знаний и умений учителя для создания на уроке психологического комфорта.4. Невысокий уровень психологических знаний и умений учителя для создания на уроке психологического комфорта.

Диагностика успешности учащихся: Фрагмент одной из анкет, используемых для выявления настроя на обучение и затруднений:Фрагмент одной из анкет, используемых для выявления настроя на обучение и затруднений: 1. Почему ты учишь английский язык?1. Почему ты учишь английский язык? А\ предмет в расписании Б\ интересный предмет В\ стараюсь избежать неприятностей Г\ пригодится в жизни 2. Тебе трудней всего на уроке:2. Тебе трудней всего на уроке: А\ прочитать текст Б\ сделать грамматическое упражнение В\ высказать свое мнение Г\ понять текст на слух и т.д.

Анкета (определение уровня психологической готовности учащихся к работе в группах) 1. Интересно ли будет учиться, если на уроке некоторые задания ты будешь выполнять не один, а с кем - либо из одноклассников ? ( да, нет )1. Интересно ли будет учиться, если на уроке некоторые задания ты будешь выполнять не один, а с кем - либо из одноклассников ? ( да, нет ) 2. Можно ли научиться уча других ? ( да, нет )2. Можно ли научиться уча других ? ( да, нет ) 3. Будут ли тебя интересовать успехи твоих одноклассников, если вам предстоит работать одной командой ? ( да, нет )3. Будут ли тебя интересовать успехи твоих одноклассников, если вам предстоит работать одной командой ? ( да, нет ) 4. Будешь ли ты помогать товарищам по группе ? ( да, нет )4. Будешь ли ты помогать товарищам по группе ? ( да, нет ) 5. Сможешь ли ты брать ответственность за успехи или неудачи своих товарищей на себя ? ( да, нет )5. Сможешь ли ты брать ответственность за успехи или неудачи своих товарищей на себя ? ( да, нет )

Опыт актуален в связи с концепцией модернизации в современном образовании : Личностно-ориентированный подход в обучении пронизывает всю систему образования и требует от учащихся формирования коммуникативной компетенции, которая в свою очередь предполагает не только знать, но и уметь применять полученные знания на практике.Личностно-ориентированный подход в обучении пронизывает всю систему образования и требует от учащихся формирования коммуникативной компетенции, которая в свою очередь предполагает не только знать, но и уметь применять полученные знания на практике. Произошли большие изменения и в содержании обучения: 1 ) отказ от знаниевой составляющей и переход к деятельности; 2) отбор содержания в соответствии с интересами, волнующими школьников проблемами; 3) отбор материала предполагает избыточность. Всё это заставило меня применять такие приёмы и технологии, которые ставят ученика в центре, создавать ситуации, которые могут возникнуть в жизни, больше использовать групповые формы работ и по мере возможности отказаться от фронтальной работы.

Коллективное обучение является самым эффективным средством повышения результативности работы учителя иностранного языка при формировании коммуникативной компетенции учащихся (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной).

Ведущая педагогическая идея. Индивидуализация и дифференциация обучения, включающая в себя учет индивидуальных способностей, класса в целом, групп учащихся и каждого ученика в отдельности значительно повышает эффективность урока, познавательную активность школьников, стимулирует проявление их творческих возможностей и способствует реализации творческого потенциала ученика и учителя.Индивидуализация и дифференциация обучения, включающая в себя учет индивидуальных способностей, класса в целом, групп учащихся и каждого ученика в отдельности значительно повышает эффективность урока, познавательную активность школьников, стимулирует проявление их творческих возможностей и способствует реализации творческого потенциала ученика и учителя.

Длительность работы 5 лет Диапазон опыта. Система уроков и внеклассной работы по английскому языку.

Теоретическая база: Изучив работы Е.И Пассова, В.П. Кузовлева, И.Л.Бим, Тер-Минасовой, В. Б. Царьковой о коммуникативном подходе в обучении иностранным языкам, решила использовать их идеи в своей педагогической деятельности. В моем опыте описывается система работы, которая обеспечивает развитие коммуникативной компетенции личности, посредством групповых форм работы. В основу педагогического опыта легла идея коллективного способа обучения: цель- развитие личностицель- развитие личности характер - развивающийхарактер - развивающий учитель – в диалоге с учащимисяучитель – в диалоге с учащимися ученик – субъект деятельностиученик – субъект деятельности

Новизна опыта: В использовании коллективной формы обучения, которая является новой в педагогическом и историческом отношении ; в применении технологии как средства развития языковой компетенции учащихся, творческого саморазвития личности школьника в учебно-познавательной деятельности.

Технология опыта Стремление повысить эффективность обучения побудило меня использовать групповые формы работ с учащимися, в процессе которых происходит их самообучение и взаимообучение. Стремление повысить эффективность обучения побудило меня использовать групповые формы работ с учащимися, в процессе которых происходит их самообучение и взаимообучение.

Групповые формы работы Паутинка «network»; outside-inside circle или лук Onion; Две линии Обучение в сотрудничестве Обучение в команде

Формы групповых работ: паутинка «Network» Суть этой групповой работы заключается в том, что учащиеся становятся в произвольном порядке и от первого учащегося к следующему передаётся клубок с сообщением и запросом конкретной информации. Но этот вид работы удобен с малым количеством материала. : P1: My name is Sasha. What is your name? P2: my name is Olya. What is your name?- P P1: Im from Russia. Where are you from?- P2: Im from Britain. Where are you from? P3:....

Outside-Inside circle» или лук «Onion» Класс делится на две равные группы, образуя два круга, внешний и внутренний. При выполнении задания внутренний круг стоит на месте, а внешний движется, что позволяет неоднократно сменить речевого партнёра, (можно чтобы учащиеся не стояли в кругах, а сидели на стульях)

«две линии» Учащиеся делятся на две группы, становятся лицом к лицу, образуя две шеренги. Одна шеренга стоит на месте, другая движется. Учащиеся общаются одно- временно в соответст- вии с поставленной коммуникативной задачей. Сделав шаг в сторону (к следующему партнёру), сменяют партнёра. Учащийся, оставшийся без пары, идет в начало шеренги.

«star»-звезда. Формируются пять малых групп, и предлагается какая-либо проблема. Каждая группа обсуждает данную проблему, при - ходит к единому мнению. В каждой группе выбира- ется спикер, который, оставаясь в группе, вступает в дискуссию со спикером из другой группы. (Схематично это выглядит так:)

Обучения в сотрудничестве Jigsaw («ажурная пила») Учитель делит класс на группы по 5 человек, каждая группа выполняет одно задание (Каждый член группы имеет конкретное задание. Так, например, в группе из 5 учащихся каждый работает над одним из текстов (A, B, C, D, E) (1 этап). После этого учащиеся из разных групп с одинаковым заданием объединяются в «экспертные группы». В этих группах учащиеся совместно выполняют свои задания, уточняют, обдумывают, обсуждают (2 этап). Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы, где каждый из них учит других тому, что он узнал, прочитав текст (3 этап). Задача «эксперта» заключается в том, чтобы группа, на основании услышанного подготовила, разработала «совместный продукт»

Обучение в команде В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащим изучению.

Работа в группах в начальной школе КАК МЫ РАБОТАЕМ В ГРУППЕ Мы работаем спокойно.Мы остаемся в группе во время работы. Мы обсуждаем, а не критикуем. Мы помогаем друг другу. Мы уважаем мнение других. Мы в ответе за успех каждого. КАК МЫ ОБЩАЕМСЯ В ГРУППЕ Мы говорим вполголоса. Мы говорим по очереди. Мы обращаемся друг к другу по именам. Мы смотрим на того, к кому тех, кто помог. ИНОСТРАННЫЕ ДРУЗЬЯ- ПОМОЩНИКИ Can you help me? It's all right. Iwould like to … It's OK. Would you like … ? Just a minute. Let me help you. Let me think.Let me do it.I see. You are welcome. Thank you. Here it is. Will you … ?It's a good idea.Sorry.Right you are.Of course.I share your opinion. Sure.

Основные преимущества групповой работы: 1. В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания. 2. В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и активизация опыта и знаний. 3. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. 4. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. 4. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. 5. Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся. 6. Формируется самооценка личности, своих возможностей. 7. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, это обеспечивает прочное усвоение темы.

Результативность опыта. Усвоение учащимися приёмов коммуникативного общения. На уроках стали происходить дискуссии по проблемам, учащиеся смело высказывают своё мнение, защищают точку зрения. Усвоение учащимися приёмов коммуникативного общения. На уроках стали происходить дискуссии по проблемам, учащиеся смело высказывают своё мнение, защищают точку зрения. Понимание особенностей и структурных закономерностей в составлении диалогов, полилогов. Учащиеся легко составляют диалоги. Понимание особенностей и структурных закономерностей в составлении диалогов, полилогов. Учащиеся легко составляют диалоги. Достижения учащихся, качество знаний, участие в олимпиадах, желание связать свою будущую профессию с английским языком. Достижения учащихся, качество знаний, участие в олимпиадах, желание связать свою будущую профессию с английским языком. Учащиеся научились работать в команде, выдвигать и использовать свои идеи и толерантно относиться к иным точкам зрения. Учащиеся научились работать в команде, выдвигать и использовать свои идеи и толерантно относиться к иным точкам зрения. Использование групповых форм работ способствует осуществлению самореализации личностных возможностей школьника. Использование групповых форм работ способствует осуществлению самореализации личностных возможностей школьника.

Качество знаний за 3 предыдущих года (с применением групповых форм работы и обучения в сотрудничестве)

Результаты районных олимпиад Шатило Ирина-III место Шатило Ирина-III место Унковская Анна-I место Унковская Анна-I место Махонин Павел-II место Махонин Павел-II место Шаповалова Александра- III место Шаповалова Александра- III место Сотникова Екатерина -II место Сотникова Екатерина -II место Гладков Максим -III место Гладков Максим -III место

Будущие учителя английского языка учебный год - Рязанов Максим - студент факультета РГФ БелГУ учебный год - Рязанов Максим - студент факультета РГФ БелГУ учебный год- Верхотина Елена- студентка факультета РГФ БелГУ учебный год- Верхотина Елена- студентка факультета РГФ БелГУ учебный год - Котаева Ольга- студентка факультета РГФ БелГУ учебный год - Котаева Ольга- студентка факультета РГФ БелГУ учебный год-- Радченко Лилия - студентка факультета РГФ БелГУ учебный год-- Радченко Лилия - студентка факультета РГФ БелГУ учебный год- Шилова Юлия- студентка факультета РГФ БелГУ учебный год- Шилова Юлия- студентка факультета РГФ БелГУ учебный год -Роганина Анастасия учебный год -Роганина Анастасия- студентка факультета РГФ БелГУ. студентка факультета РГФ БелГУ.