Семинар НМЦ Приморского района Метод проектов как одно из условий формирования школьной зрелости 2009 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар-практикум: Воспитание толерантной личности в полиэтническом детском коллективе «Ребенок в многонациональном мегаполисе»
Advertisements

Цели проектной деятельности 1.Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. 2.Развитие осознания.
«ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ» ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА 1. Вабищевич Е.Г. МОУ СОШ 39 Город Тверь.
Михайлова Ольга Игоревна учитель истории МОУ СОШ 5.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДГОТОВИЛА ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР МБОУ ЛИЦЕЯ 3 ПЕТРОВА О. В.
Метод проектов в образовании. Понятие «ПРОЕКТ» «Проект- достояние свободного человека. Целевой установке нет места в жизни раба или крепостного.» У. Х.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 села Покойного Буденновского района» Ставропольского края Опыт работы.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском.
Типология проектов Е.С. Полат. Типологический признак: 1. доминирующий метод или вид деятельности; 2. предметно-содержательная область; 3. характер координации;
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Заместитель заведующей МБДОУ 19 г. Невинномысска Василенко Ирина Олеговна 2014 год.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Типология проектов Презентация к уроку «Метод проектов» Учитель технологии МОУ « СОШ 13 с УИОП» Забегина Елена Леонидовна.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Составитель: Силиванова Н.П., Составитель: Силиванова Н.П., Учитель английского языка МБОУ СОШ 32 г. Белово.
«Проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетентности обучающихся».
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной.
Транксрипт:

Семинар НМЦ Приморского района Метод проектов как одно из условий формирования школьной зрелости 2009 год

ПРОГРАММА СЕМИНАРА регистрация участников Целевая установка. Методисты НМЦ Приморского района Ветрова Т.В. И Коваленко Н.С Теоретические основы проектного метода. Заместитель директора по УВР ГОУ 685. Михайлова Ю.В Презентация проекта «Толерантность». Заместитель директора по УВР ГОУ 685 Михайлова Ю.В Ознакомительная экскурсия по учреждению Фрагмент обучающего диспута «Наше право» Фрагмент итогового концерта «Дети планеты Земля» Подведение итогов. Методисты НМЦ Приморского района Ветрова Т.В. И Коваленко Н.С Кофе-брейк.

Цели проектной деятельности 1.Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. 2.Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. 3.Развитие исследовательских умений.

Требования к использованию метода проектов 1.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта. 2.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей). 3.Использование исследовательских методов, что предполагает: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

Правила и принципы успешности проектной деятельности В команде нет лидеров. Все члены команды равны Команды не соревнуются Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

Классификация проектов По характеру результата По форме По характеру доминирующей в проекте деятельности По профилю знаний По характеру координации По уровню контактов По количеству участников По продолжительности По типу объекта проектирования

Разнообразие проектов исследовательские творческие ролево игровые информационные проекты практикоориентированные проекты подразделяются на: требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Разнообразие проектов По характеру координации проекты могут быть: с открытой, или явной, координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. со скрытой координацией В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

Разнообразие проектов Кроме того, по профилю знаний проекты подразделяются на: Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX XX веков", "На рубеже веков", пр.). По одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области. монопроектымежпредметные проекты

Разнообразие проектов Что касается уровня контактов, то проекты подразделяются на: Внутришкольные или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.

Долгосрочными (до года) Долгосрочными (до года) групповыегрупповые парныепарные личностныеличностные Разнообразие проектов По количеству участников можно выделить проекты: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности (один-два месяца) Средней продолжительности (один-два месяца) По продолжительнос ти проекты могут быть:

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Деятельностная Психологическая (самоопределен- ческая) Т Е Х Н О Л О Г И И Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно- поисковая)

Этапы разработки проекта и их содержание Подготовительный Цель Мотивация участников проектировочной деятельности Содержание деятельности Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели Организационные формы сотрудничества Творческие группы, характеризующиеся созданием проблемно-мотивационной среды Этап 1

Этапы разработки проекта и их содержание Проектировочный Цель Построение ориентировочной схемы действий Содержание деятельности Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности Организационные формы Беседа, дискуссия, «мозговой штурм» Этап 2 Планирование групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции

Этапы разработки проекта и их содержание Практический Цель Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий Содержание деятельности Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов. Организационные формы сотрудничества Проблемная группа, творческая лаборатория, служба развития Этап 3

Этапы разработки учебного проекта и их содержание Аналитический Цель Рефлексия Содержание работы ученика Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы Организационные фрагменты уроков Семинар, круглый стол, консультация Этап 4

Этапы разработки учебного проекта и их содержание Контрольно-коррекционный Цель Коррекция Содержание работы ученика Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок Организационные фрагменты уроков Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия Этап 5

Этапы разработки учебного проекта и их содержание Заключительный Цель Защита проекта Содержание работы ученика Представление содержания работы, обоснование выводов Организационные фрагменты уроков Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие Этап 6

«Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести),но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности».

Цель работы над проектами в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи 1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения. 3.Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4.Формирование умения решать творческие задачи. 5.Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Проект ГОУ учебный год Формирование толерантных установок у детей дошкольного и младшего школьного возраста Разработано по материалам АППО СПб

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Нравственные ценности современной семьи. Мониторинг. Толерантность как проблема современного воспитания. Теоретические основы. Изучение и обобщение нормативной базы. Обеспечение предметно-развивающего пространства в работе дошкольных групп и начальной школы как один из основных факторов целостного процесса формирования ценностных ориентиров ребёнка. Беседы, оснащение уголков. «Толерантность – новое прочтение традиций нравственно-патриотического воспитания». Педагогический совет. Итоговые мероприятия: обучающий диспут «Наше право», концерт «Дети планеты Земля». Итоги реализации проекта. Круглый стол.

Источники по теме семинара

Декларация о культуре мира принята 53-й сессией генеральной Ассамблеи ООН Конституция Российской Федерации принята Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 136, ст. 282), Ф3. Национальная доктрина образования утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от г Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе ( годы)» с изменениями, согласованными постановлением Правительства РФ от г «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт – Петербурге на период годы» принята постановлением Правительства Санкт – Петербурга Декларация принципов толерантности утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от г.

Толерантность - воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому с позиций равного. Толерантность –особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения прав и основных свобод человека. Толерантность – терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр. Толерантность – стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

В Приказе Мо РФ 448 от «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» выделен раздел «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» (раздел «Ч» п.3.2) Педагог «способствует развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в т.ч. внешнего облика, физических недостатков и пр.)».

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Содержание программы включает : воспитание у ребенка уважения к другим народам, населяющим Россию; развитие представлений о людях разных национальностей и рас, живущих на нашей планете, с целью формирования планетарного мышления; организацию культурно - досуговой деятельности; общение воспитанников; организацию повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых; развитие эмоциональной сферы.

«Истоки» авторский коллектив – научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой. Вопросы, связанные с воспитанием культуры межнационального общения, акцентируются в работе с детьми старшего дошкольного возраста: приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а так же к явлениям других культур (в историческом и географическом аспектах); воспитание уважительного и доброжелательного отношения к людям другой национальности, содействие овладению детьми элементарной этикой межнациональных отношений; формирование у детей представления о том, что люди на земле могут жить в мире и дружбе.

«Наследие» М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьева. Цель программы: введение детей в традиционную русскую культуру. Народная культура передает от поколения к поколению то, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать собственное, неповторимое место в едином процессе общечеловеческого развития. Объединяющее начало для разных культур содержится в трех главных сферах: Человек и природа; Человек и семья, род; Человек и история.

«Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Формирование у детей дошкольного возраста (3- 7лет) базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью народа, его характером и присущим нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

«Я - человек» С.А. Козлова. С помощью программы удается развить в ребенке интерес к миру людей и самому себе, положить начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира». Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

«Я, ты, мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Цель программы - воспитание будущего гражданина: - свободного и ответственного; - обладающего чувством собственного достоинства; - с уважением относящегося к другим; - способного на собственный выбор и с пониманием воспринимающего мнения и предпочтения окружающих.

Обзор методической литературы

Систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре. создание предметно-развивающей среды; расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия, празднование национальных праздников, общение с представителями разных национальностей; знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, предметами быта; устное народное творчество, художественная литература; народная игра, народная игрушка и национальная кукла. использование культурного пространства города; организация выставок и мини-музеев; организация творческой деятельности детей и взрослых;

колыбельные песни, Игры с куклой неотъемлемая часть духовной и материальной культуры народа. С ее помощью ребенок приобщается к социально-культурному опыту нации. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок, является народная культура. Детский фольклор – сложная многоликая система произведений, включающая в себя «поэзию пестования»: пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки.

Знакомим детей с явлениями общественной жизни: - «Семья», - «Детский сад», - «Родная страна» Формируем способность слушать рассказы воспитателя и сверстников о разных жизненных ситуациях. Создаем специальные игровые ситуации. Отмечаем государственные праздники, праздники народного календаря. Знакомим детей с правилами вежливости. Читаем русские народные сказки и сказки народов мира, которые разнообразны по содержанию, объему и динамичности.

Расширяем представления о семье. Проводим беседы о родном городе, подбираем фотографии, картинки с видами города. Формируем личное отношение ребенка к выполнению (и нарушению) принятых моральных норм. Воспитываем отзывчивость, скромность, желание быть справедливым, сильным, смелым; проявление чувства стыда за неблаговидный поступок. Формируем чувство причастности к событиям, которые происходят в семье, детском саду, стране. Воспитываем любовь к близким людям, Родине. Формируем навыки вежливого поведения.

Формируем интерес к своей родословной. Раскрываем понятие «дружба», «взаимовыручка». Расширяем представления о родной стране, государственных и народных праздниках. Знакомим с флагом, гербом и мелодией гимна России. Раскрываем тему «Наша планета». Приобщаем к иным национальным культурам. Продолжаем формировать интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, культуре, традициям.

Занимаемся изучением своей родословной. Формируем понятие «правовой культуры». Расширяем знания о родной стране, государственных символах и народных традициях. Расширяем представления о национальных культурах. Формируем понятие «толерантность». Изучаем историю и культуру родного города.

Сотрудничество образовательного учреждения с семьями воспитанников и учащихся. 1. Изучение семьи и ее образовательных потребностей - типы семьи, уровень культуры и образование, семейные традиции и др. 2. Информирование родителей: сайт, стенды,папки-передвижки, выпуск газет и др. «Опыт семейного воспитания», «В часы семейного досуга»,«Воспитание маленького петербуржца», «Как поступили бы Вы?», «Говорят дети»… 4. Психолого-педагогическое просвещение родителей: дискуссии, семейные гостиные, родительские клубы, вечера вопросов и ответов и др. «Традиции нашей семьи», «Народная игрушка», «Толерантность в отношениях детей и взрослых», «Традиция семейного чтения» … 5. Совместная деятельность родителей и детей в образовательном учреждении и дома: - семейные конкурсы «Дружная семья», «Семейный герб», - день семьи в группе/классе, - организация совместных мероприятий. 3. Подбор педагогической и художественной литературы о городе, семейном воспитании, организации семейного досуга, формированию толерантных установок у детей и взрослых.

Система работы с детьми и взрослыми по данному направлению будет способствовать созданию в Санкт – Петербурге толерантной среды и принятию жителями города мира во всем его многообразии! Презентация составлена на основе работы методиста ЦДО АППО Шмелёвой О.А.

Оснащение развивающей среды

Обучающий диспут «Наше право»

Концерт «Дети планеты Земля»

Спасибо за внимание!