МУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС» Центральная городская детская библиотека им. В.И. Ленина ПРОЕКТ «Интеллект-центр: библиотека будущего» в рамках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Библиотека средней общеобразовательной школы 2 С.Новокамала Рыбинского района.
Advertisements

Проект по созданию Центра ранней реабилитации для детей с ограничениями зрения дошкольного и младшего школьного возраста действует с 2010 года.
Описание опыта работы библиотеки ГБОУ школы 430 Петродворцового района Санкт- Петербурга.
БИБЛИОТЕКА муниципального общеобразовательного учреждения вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 13 Кировского района.
Предложения по программе развития ДОУ. Управление качеством дошкольного образования Содержательные характеристики: Создание системы интегративного образования,
СЕМИНАР «Роль библиотеки в социокультурной адаптации пожилых людей» Создание для инвалидов и пожилых людей благоприятной моральной атмосферы и комфортной.
Библиотека – информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию? Протасова Алла Викторовна
Современный подход к методическому сопровождению библиотек области Система непрерывного библиотечного образования: получение специального образования,
Нормативно-правовые документы 1998г. «Концепция Государственной информационной политики»; 1999г. «Концепция формирования информационного общества»; 2000г.
Ольга Николаевна ПоповаНиколай Матвеевич и Мария Константиновна Ломковские.
2010 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА.
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Информационное обеспечение.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида 312 «Жемчужинка» Региональная стажировочная.
Выполнили: слушатели курса повышения квалификации «Технология создания и поддержания WEB-ресурсов организации» Сермус Н.Г. – зав. отделом ОМРиКФ МКУК «Саргатская.
Роль школьного информационно - библиотечного центра в формировании ИКТ - компетентности участников образовательного процесса Роль школьного информационно.
Методическая работа в образовательном учреждении: новый формат деятельности Шувалова Л.В., зам. директора по УВР МОУ Фоминская СОШ Тутаевского МР.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Развитие корпоративных сервисов как фактор сохранения информационной функции публичных библиотек в структуре основных видов деятельности Элла Германовна.
Министерство образования Республики Коми Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения.
Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Зеленодольского муниципального района» ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА.
Транксрипт:

МУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС» Центральная городская детская библиотека им. В.И. Ленина ПРОЕКТ «Интеллект-центр: библиотека будущего» в рамках городского конкурса профессионального мастерства «Лучший библиотекарь-2011» Руководитель проекта: Ващенко О. В. Автор проекта: Коробенникова Ю. Б. Автор дизайн-проекта: Панасенко А. А.

Обоснование проекта Государственная программа «Доступная среда», принятая в 2011 году, призвана обеспечить формирование к 2015 году условий для организации равного доступа инвалидов, к различным объектам и услугам, предоставляемым для населения. В числе государственных заказчиков Программы состоит Министерство культуры Российской Федерации. Пожалуй, из всех учреждений культуры библиотеки имеют наибольший опыт в организации мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, однако в изменившихся условиях этот опыт требует переосмысления и наполнения новым содержанием.

Обоснование проекта Библиотека может обеспечить высококачественное информационное обслуживание читателей с ограниченными возможностями здоровья, но достижение этой цели требует комплексного подхода: изменений в структуре и штатном расписании, актуализация системы библиотечно- информационного обслуживания и материально-ресурсного обеспечения, использование инновационных форм работы.

Обоснование проекта Для удовлетворения информационных потребностей инвалидов библиотека должна не только формировать фонд книжных и мультимедийных изданий, но и создавать собственные, уникальные ресурсы, формировать базы данных, активно использовать возможности глобальной сети Интернет, в частности, сервисов Web 2.0 – самопрезентация с помощью собственного сайта, блога, сообществ в социальных сетях способна сделать библиотеку доступной для пользователя с ограниченными возможностями. Немаловажным направлением в организации информационного обслуживания и полезного досуга инвалидов является расширение координационной деятельности библиотеки, укрепление ее связей с другими организациями – помимо традиционного сотрудничества с общеобразовательными школами необходим тесный контакт с органами местной власти, Управлением социальной защиты населения, общественными движениями и фондами, досуговыми объединениями, коммерческими организациями. И, наконец, большое значение в преодолении социальной и информационной изоляции инвалидов имеет добровольная и бескорыстная помощь неравнодушных людей – волонтеров.

Данные о проекте Проект предусматривает выделение в структуре Центральной городской детской библиотеки им. Ленина нового подразделения – Интеллект-центра, основные функции которого будут заключаться в справочно- информационном обслуживании пользователей, в т.ч. удаленном, поддержке образовательного процесса, социокультурной адаптации читателей с ограниченными возможностями.

Мониторинг системы обслуживания ЦГДБ им. Ленина имеет большой опыт в организации информационного и культурно-досугового обслуживания детей- инвалидов. Много лет осуществляется успешное сотрудничество библиотеки с коррекционной общеобразовательной школой- интернатом 38 IV вида для слабовидящих детей: сотрудники библиотеки проводят для воспитанников интерната литературные часы, уроки мужества, праздники, приуроченные к крупным памятным и знаменательным датам, привлекают их к участию в городских и областных творческих конкурсах. Так, в 2011 году читательница ЦГДБ им. Ленина Маргарита Изюмская заняла призовое место в областном литературно- творческом конкурсе «В слове мы сто тысяч Я», организованном ОДБ им. Величкиной. Конкурс был посвящен воспитанию толерантного сознания и взаимопонимания между разными народами, и работа «Казачье подворье», вылепленная из пластилина слабовидящей девочкой, произвела большое впечатление на жюри.

Мониторинг системы обслуживания С 2010 г. дети с тяжелыми нарушениями умственного и физического развития принимают участие в занятиях студии эстетического развития для дошкольников «Вечерние чтения». Очень важно, что это участие осуществляется на инклюзивной основе – дети-инвалиды занимаются вместе со здоровыми детьми, что содействует их социализации и формированию толерантного отношения со стороны других участников. Одним из организаторов работы студии является ведущий психолог ЦГДБ им. Ленина, и занятия служат начальным этапом для дальнейшей диагностики, коррекционных занятий, семейной терапии.

Мониторинг системы обслуживания В 2011 году началось сотрудничество между ЦГДБ им. Ленина и отделом по проблемам семьи, материнства и детства «Управления социальной защиты населения» Советского р-на г.Ростова-на-Дону. В читальном зале библиотеки проходят информационные встречи с начальником отдела Жадобиной Т.И., которая предоставляет всем желающим самую актуальную информацию, касаемо адресной социальной помощи, реабилитации и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Однако эти успехи имеют отчасти случайный, фрагментарный характер, что обусловлено неспособностью библиотеки качественно удовлетворять информационные потребности данной категории пользователей. Препятствует этому отсутствие условий для обеспечения свободного доступа инвалидов к информационным ресурсам библиотеки, необходимой материально-технической базы, четкой координации действий с другими ведомствами, ведущего специалиста по обслуживанию пользователей с ограниченными возможностями и т.д.

Мониторинг системы обслуживания А между тем, потенциал для обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья у библиотеки весьма широкий: по данным отдела по проблемам семьи, материнства и детства «Управления социальной защиты населения» Советского р-на г. Ростова-на-Дону в зоне обслуживания ЦГДБ им. Ленина проживает 274 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 18 лет. Библиотека имеет статус центральной, поэтому должна и может ориентироваться на обслуживание (хотя бы удаленное) читателей с ограниченными возможностями здоровья не только в пределах своего административного района, но и всего города, в котором проживает более 2000 детей инвалидов. Как уже было сказано выше, в непосредственной близости от библиотеки расположена коррекционная общеобразовательная школа-интернат 38 IV вида для слабовидящих детей, в которой обучаются более 60 детей со всей Ростовской области, и находится Советское Районное управление Всероссийского общества инвалидов. Таким образом можно говорить о широких возможностях для организации библиотечно-информационного обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в Центральной городской детской библиотеке им. Ленина г. Ростова-на-Дону.

Изменения в структуре и штатном расписании библиотеки ЦГДБ им. Ленина до реструктуризации ЦГДБ им. Ленина после реструктуризации Отдел обслуживания: Сектор обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста Сектор абонемента Сектор читального зала Сектор пункта выдачи Отдел информационных технологий Отдел методики и практики работы с детьми: Сектор культурно-досуговой деятельности Отдел обслуживания: Сектор обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста Сектор обслуживания детей среднего и старшего школьного возраста Сектор внестационарного обслуживания Интеллект-центр: Сектор информационно-правовой поддержки образования Отдел методики и практики работы с детьми: Сектор инноватики и социокультурного проектирования

Штат и структура ЦГДБ им. Ленина после реструктуризации

Изменения в структуре, штатном расписании, организации фондов и содержании работы ЦГДБ им. Ленина требуют принципиально нового подхода к формированию комфортного библиотечного пространства: необходимы частичная перепланировка помещения, перенос главного входа и оборудование его пандусом для инвалидов-колясочников, элементы тифлодизайна в интерьере, обновление мебели и оборудования и т.д.

Организация библиотечного пространства Сегодня ЦГДБ им. Ленина располагает помещением площадью 300 кВ. м., расположенном на 1 этаже 9- этажного жилого здания. Под хранение фондов отведены два помещения общей площадью 70 кВ. м., под служебные помещения - 68 кВ. м. Имеется небольшое фойе (22 кВ. м.), площадь территории открытого доступа составляет 140 кВ. м. Организация библиотечного пространства ЦГДБ им. Ленина представлена эскизным дизайн-проектом (основные строительные показатели, обмерочный план М 1:100, план демонтажа и монтажа перегородок М 1:100, план расстановки мебели М 1:100, план-схема потолков М 1:100, план-схема потолков с привязкой светильного оборудования М 1:100, план-схема пола М 1:100). Выполнена визуализация библиотечного пространства с помощью 3D-эскизов.

Новый вход в библиотеку – достаточно широкий для инвалидов- колясочников

За утепленным тамбуром – старший абонемент (сектор обслуживания детей среднего и старшего школьного возраста)

Возле главного входа – гардероб и кафедра выдачи

Слева от абонемента – Интеллект-центр

Интеллект-центр отделен от абонемента стеклянной перегородкой, что, с одной стороны, позволяет сохранить пространство открытым, а с другой – дает возможность в любой момент изолировать его.

Вдоль окна расположена стойка для работы с документами и портативными устройствами, которая существенно экономит пространство.

Удобная стойка, оснащенная светильниками, расположена вдоль стены и на младшем абонементе (сектор обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста)

За раздвижной зеркальной дверью – кабинет психолога.

Комната для досуга и отдыха

Комната досуга также отделена от основного помещения стеклянной перегородкой.

За стеклянной перегородкой – зона для настольных игр

В результате территория открытого доступа увеличится со 130 до 180 кв. метров, появятся изолированное помещение для досуга читателей, новые функциональные зоны, кабинет психолога, будет организован свободный доступ ко всем ресурсам библиотеки у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация фонда и свободного доступа к библиотечным ресурсам Общемировой тенденцией сегодня является объединение фондов читальных залов и абонементов, создание единых, общедоступных книжных пространств. Для разграничения режима выдачи на книжных корешках размещаются цветные маркеры: красный – с книгой можно работать только на территории библиотеки, желтый – книга выдается только на короткий срок и под залог, зеленый – книга свободно выдается на руки.

До начала реализации проекта в ЦГДБ им. Ленина около 35% фонда выдавалось только в режиме читального зала, больше половины фонда абонемента находилось в хранилище. В результате реализации данного этапа проекта в хранилище размещены только дублетная и особо ценная литература, большая часть фонда (не менее 90%), в том числе периодика, открыты для свободного доступа.

Информационное обслуживание Справочное обслуживание пользователей с помощью полнотекстовых баз данных и поисковых систем, а также собственных ресурсов: базы данных «Права и защита ребенка», электронных банков данных «Твой город» (образовательные учреждения, досуговые объединения, семейные и детские общественные организации и т.д.) и «Я – волонтер!», электронных тематических папок «Ты и твои права», «Ты и твоя карьера», «Ты и твой досуг», «3Д: Достояние Дона – Детям» и др., медиафонда и других электронных ресурсов, в т.ч. в режиме удаленного доступа с помощью: «Виртуальной справки» на сайте инструментов Web 2.0 (форумы, чаты, ICQ, Skype, блоги, социальные сети и т.д.), электронной почты, телефонной связи. Создание постоянно действующих выставочно-информационных комплексов «Ты и твои права», «Ты и твоя карьера», «Ты и твой досуг», «Я – волонтер!». Организация обслуживания пользователей: в компьютерной зоне, в зоне работы с портативными переносными устройствами, в зоне индивидуального видеопросмотра и работы с аудиоматериалами Организация системы рекламно-информационного оповещения читателей «Будь в курсе!» (электронная почта, мобильная связь) о новых поступлениях, планирующихся мероприятиях и т.д.

Поддержка образовательного процесса Организация занятий студии эстетического развития дошкольников «Вечерние чтения» Работа по программе популяризации краеведческих знаний «3Д: Достояние Дона Детям»: «Бесценный дар потомкам» (история Ростова- на-Дону), «Красная книга Ростовской области» (экология Донского края), «О людях тех, кто славит Тихий Дон»(знаменитые люди Дона) Работа по программе элективного курса «Основы информационной культуры» для учащихся 1-11 классов Работа по программе «Академия профориентации» – организация и проведение: индивидуальных и групповых тестов по профориентации, Дней абитуриента, Ярмарок профессий, встреч с представителями средних специальных и высших учебных заведений и т.д. Внедрение мультимедийных технологий и активное использование возможностей Web2.0: организация и проведение медиамостов, интернет-конференций, вебинаров и других интерактивных мероприятий Работа по проекту «Я – волонтер!»: ежемесячное проведение Дня волонтера, организация на территории библиотеки общественной приемной городского Совета молодежи по вопросам волонтерской деятельности, выполнение справочных запросов с помощью собственного электронного банка данных по организациям, предоставляющим работу волонтерам

Организация обслуживания читателей с ограниченными возможностями Формирование комфортного библиотечного пространства на безбарьерной основе: крыльцо с пандусом для инвалидов- колясочников, широкие дверные проемы и проходы между стеллажами, отсутствие порогов, санузел для инвалидов, элементы тифлодизайна в интерьере (цветовые акценты) и т.д. Создание и пополнение специализированного фонда для слабовидящих: «говорящие» книги крупношрифтовые издания, рельефно-графические издания, дидактические материалы и т.д. Формирование ресурсной базы для читателей с нарушениями зрения: специальный ПК для слабовидящих, оснащенный программой экранного доступа Jaws, телевизионный увеличитель для чтения текстов PRISMA, портативный увеличитель Quicklook Создание и ведение адресной картотеки детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Организация индивидуального обслуживания пользователей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, в т.ч.:в режиме удаленного доступа, надомное обслуживание (с помощью волонтеров). Оказание консультационной помощи, проведение реабилитационных занятий, информационных минимумов по работе с литературой, обучение основам компьютерной грамотности и т.д. Привлечение детей с ограниченными возможностями к участию в занятиях студии эстетического развития дошкольников «Вечерние чтения», досуговом объединении «Зазеркалье» и др. культурно- досуговых мероприятиях библиотеки Организация постоянно действующего информационного комплекса «Дорогою добра»: информация о детях, нуждающихся в опеке и усыновлении, информация о благотворительных фондах, общественных движениях и т.д., информация о помощи, которую читатели могут оказать детям с ограниченными возможностями. Ежемесячное проведение Дня информации для родителей особых детей, организация консультаций и встреч со специалистами по вопросам права, образования, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Организация обслуживания читателей с ограниченными возможностями

Ожидаемый результат В результате реструктуризации и изменений в организации библиотечного пространства и системе обслуживания ЦГДБ им. Ленина должна превратиться в многофункциональный культурно-досуговый и образовательный центр, реализующий интегрированный подход к обслуживанию читателей, объединяющий традиционные формы и методы библиотечной деятельности с современными информационными технологиями, обеспечивающий свободный, в том числе дистанционный, доступ к библиотечным ресурсам детям с ограниченными возможностями здоровья.