УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ и ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ НА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Advertisements

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Выполнила: ассистент кафедры организации сестринского дела Полетаева Ирина Алексеевна.
Подготовила учитель химии ОШ1 пгт Багерово Бекирова С.Д.
организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства.
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» XVII областная научно-практическая конференция преподавателей Секция 4.«Самообразовательная.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
При организации Самостоятельной работы студентов необходимо руководствоваться следующими документами: Положение о самостоятельной работе студентов; Положение.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Особенности организации самостоятельной работы студентов по заочной форме обучения Воробьева В. М., зав. заочным отделением ЯрИПК.
Самостоятельная работа студентов. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов – это деятельность их в процессе.
аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный государственный Университет физической.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная.
Транксрипт:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ и ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ НА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Учебно-методическое обеспечение создаёт среду актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки «двойной подготовки» - личностного и профессионального становления. В условиях значительных изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, резко возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов. Она становится главным резервом повышения качества подготовки будущих специалистов.

Понятие самостоятельной работы в педагогической теории и практике Самостоятельная работа - это такая работа, «которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом студенты сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий». Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», с.)

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности студентов во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА средство формирования познавательных способностей студентов, их направленности на непрерывное самообразование». Педагогический словарь. М, с.307

Исходя из понятия «самостоятельная работа» можно выявить важное и необходимое условие организации самостоятельной работы студентов - это формирование умений самостоятельно приобретать знания, навыки и возможность организации учебной и научной деятельности. Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой специалиста с высшим образованием и сформированными профессиональными компетенциями.

Задачи самостоятельной работы студентов: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений; использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Исходя из поставленных целей и задач изучения дисциплин, в процессе обучения используются различные виды самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов, а так же требованиями к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут.

Содержание СРС может быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах – также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по конкретной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму СР, ибо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам учебного заведения. Стандарт так же устанавливает обязательное наличие аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При этом ее планируемый объем составляет 50 и более процентов от учебной нагрузки студентов, что требует в первую очередь разработки более четкого нормативно- методического и организационного обеспечения данного вида деятельности.

В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.): Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля, СР подразделяется на следующие виды: самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ); самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов; внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера, подготовки к семинарам, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», с.)

Основные формы самостоятельной работы В педагогической практике выделяют следующие формы: рефераты(по дисциплинам гуманитарного и социально- экономического блока;) семестровые задания (по профессиональным и специальным дисциплинам); курсовые работы (по профессиональным и специальным дисциплинам); курсовые проекты (по профессиональным и выпускающим кафедрам); участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях; аттестационные работы специалиста, бакалавра, магистра.

Формы самостоятельной работы 1.Конспектирование первоисточников. 2.Реферирование и аннотирование литературы. 3.Эссе, рефераты, презентации, кроссворды… 4.Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. 5. Подготовка к семинарам: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий. 6. Лабораторно-практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата. 7.УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ. 8.Контрольная работа (аудиторная и внеаудиторная) 9.Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики. 10.Выполнение заданий поисково-исследовательского характера Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», с.)

Учебно-методическое сопровождение и руководство самостоятельной работы зависит от формы предлагаемой СР и заключается в различной деятельности преподавателя, например:

ФОРМЫ СРС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 1. Конспектирование 2. Реферирование и аннотирование лит-ры 3. Написание эссе, реферата, и.т.д. 4. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. 5.Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий 6.Лабораторно-практические занятия: подготовка и проведение 7.НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ 8.Контрольная работа письменное выполнение 9. Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики. 10.Выполнение заданий поискового исследовательского характера 1. Выборочная проверка 2. Разработка тем и проверка 3. Разработка тем и проверка 4. Предложение готового плана или составление своего плана в заключение лекции. Составление схем. 5. Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий 6. Разработка заданий ЛПЗ, составление методических указаний, алгоритма действий, показателей уровня достижения результата 7. Разработка тематики контрольных, курсовых и дипломных работ, консультации, руководство ими 8. Разработка контрольных заданий, проверка 9. Разработка заданий, проверка. 10. Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; спецкурс, спецсеминар.

Форму СРС предлагают кафедры, разрабатывая рабочие программы дисциплин. При этом они могут установить и другие формы, не указанные выше.

РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ НА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ Важным организационным моментом в СРС является составление заданий на самостоятельное выполнение контрольных работ, при составлении которых преподаватель руководствуется следующими критериями: 1. Объем каждого задания должен быть таким, чтобы при твердом знании материала студент успел бы изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведенное для контрольной работы время. 2. Все задания должны быть примерно одинаковой трудности. При всем проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов. 3. В каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе. 4. При ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросам

Отдельно следует выделить особенности организации самостоятельной работы студентов заочной и вечерней форм обучения, возможности которых регулярно взаимодействовать с преподавателем ограничены. Целесообразно разработать контрольные задания по итогам каждой темы дисциплины, включающие: мелкие, но емкие вопросы, для ответа на которые потребуются размышления; тесты; практические задания. Таким образом, преподаватель при проверке и последующей организации защиты контрольных работ сможет оценить владение студентом полным объемом материала дисциплины и глубину его знаний.

Контроль самостоятельной работы студентов Контроль СРС не должен быть самоцелью для преподавателя, а стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Следует включать результаты выполнения СРС в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете/экзамене, от оценок которых зависит рейтинг студента, окончательная оценка. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания (приятно быть первым на факультете, специальности, в группе).

При этом важно стремиться к тому, чтобы: на младших курсах СРС ставила целью расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. на старших курсах СРС должна способствовать развитию творческого потенциала студента. Задания могут носить индивидуальный, групповой или комплексный характер. Однако контроль выполнения СРС, отчет по СРС должны быть сугубо индивидуальными.

Для успешного осуществления самостоятельной работы необходимо: 1.Комплексный подход организации самостоятельной работы по всем формам аудиторной работы и по всем дисциплинам; 2.Сочетание разнообразных форм самостоятельной работы; 3.Обеспечение контроля за качеством выполнения самостоятельной работы и усвоения учебного материала.

Обеспечение самостоятельной работы Под обеспечением самостоятельной работы студентов понимают процесс создания педагогом необходимых и достаточных условий обучения, гарантирующих удовлетворение потребностей студентов в информационных источниках и предписаниях. Для достижения поставленной цели необходима разработка соответствующей системы нормативных, методических и дидактических материалов как условия успешного проектирования учебно-познавательной деятельности, а также перечень самих средств сопровождения данной деятельности, соответствующего комплексного учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.

Методика разработки системы самостоятельных работ и средств её комплексного обеспечения Цель самостоятельной работы - научить учиться и тем самым содействовать решению проблемы повышения качества образования, развитию творческих способностей студентов. Для успешного выполнения такой задачи необходимы: планирование и контроль всех видов учебной работы со стороны учебно-методических структур, преподавателей, нормативное определение объема, структуры и содержания самостоятельной работы по каждой дисциплине учебного

В педагогической литературе приведены различные виды планов, но наиболее целесообразным является тематическое планирование самостоятельной работы, в котором отражен отбор и логика расположения учебного материала по теме (разделу) курса, определяющего движение студентов от незнания к знанию, средства обучения, методы организации учебно-познавательной деятельности.

Планирование самостоятельной работы осуществляется в рамках каждой основной образовательной программы. Организация должна быть направлена на выполнение всех планируемых заданий всеми студентами точно в срок и с требуемым уровнем качества, что является необходимым условием формирования навыков самодисциплины и самоконтроля. Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем и должно отражаться в рабочих программах по каждой конкретной дисциплине и в УМК.

В программе дисциплины Можно выделить следующие разделы: - «аудиторная самостоятельная работа студентов», - «внеаудиторная самостоятельная работа студентов», При анализе общей структуры материала дисциплины необходимо определить: 1.Какие вопросы темы студенты могут усвоить самостоятельно. 2.Какие самостоятельные работы, направленные на формирование обще-учебных умений могут быть проведены. 3.Какие воспроизводящие, поисковые и творческие работы необходимо использовать для закрепления знаний и формирования умений, с учетом специфики предмета. 4.Какие средства обучения необходимо предусмотреть и подготовить, чтобы все работы были выполнены своевременно.

Учебные и учебно-методические материалы, разрабатываемые с учетом специфики самостоятельной работы студентов, должны соответствовать следующим требованиям: 1.содержать рекомендации по срокам, объему и качеству усвоения материала с указанием учебных и научных изданий, используемых в этих целях; 2.включать вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания, а также примеры оформления самостоятельной письменной работы; 3.должны оформляться таким образом, чтобы узловые моменты текста (идеи, концепции) были выделены.

Учебные и учебно-методические материалы, разрабатываемые с учетом специфики самостоятельной работы студентов, должны выполнять дидактические функции: создавать мотивационную основу учения обеспечивать информационную базу обучения в соответствии с программой дисциплины ориентировать на проблемно-целостное восприятия дисциплины, давая возможность приобретать новые знания и умения при рациональном использовании уже имеющихся развивать навыки систематического контроля, оценки и коррекции хода и результатов учения формировать навыки научного труда, развивая самообразование, самостоятельное критическое мышление обеспечивать подготовку студентов к жизни в условиях, которых пока нет, и к решению задач, которые еще пока не сформулированы.

Документальное оформление результатов самостоятельной работы является одним из условий её успешной организации, а также формой её планирования и контроля. Студенты должны иметь план освоения дисциплины и часы отводимые на самостоятельную работу по каждой теме дисциплины. По каждой теме разрабатываются вопросы для самостоятельного изучения.

Тематический план изучения дисциплины пп Наименование разделов и темВсего (часов) Аудиторные заня­тия (часов), в т.ч. Самостоя­ тельная работа лекциисеминары 1 Тема1.Социологическое знание Тема 2. Общество как социокультурная система Тема 3. Социальная стратификация Тема 4. Личность и общество Тема 5. Социальные изменения в современном мире Тема 6. Методология и методы социологического исследования ИТОГО:

В программе дисциплины по каждой теме разрабатываются вопросы для самостоятельного изучения.

Тема1.Социологическое знание Количество часов для самостоятельной работы – 6 часов Основные понятия темы: социология, объект социологии, предмет социологии, социальное, социальный закон, социальная психология, философия, политология, антропология, этнография, история. Общая социологическая теория, теории среднего уровня, социологическое исследование, методы социологического исследования, микросоциология, макросоциология, социальное управление. Основные виды самостоятельной работы: - конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; - проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе); - изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения; - выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов: 1.Какое место среди наук об обществе занимает социология? 2. Какие основные признаки социальных законов вы знаете? Как они проявляются в реальной жизни? 3.Что представляет собой междисциплинарная матрица социологии? Какие науки в нее включаются? 4.Чем отличается эмпирическая социология от теоретической? 5.Проведите разграничения между научной школой, отраслью социологии, специальной социологической теорией, научной дисциплиной. 6. Теория Т. Парсонса, Л. Козера, Р. Дарендорфа. Р. Мертона Литература – Андреева И.Н. Социологическая наука и современность //Социс. – – 2. – Балог А. Социология – мультипарадигмальная наука?//Социс. – – 7. – Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т.1 Методология и история.– М., 2000.

В структуру учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов входят : методические указания и рекомендации; графики сдачи заданий; дополнительные материалы, которые студенты могут использовать в практической деятельности (задания для самостоятельной работы по теме\разделу, алгоритмы расчетов, таблицы, графики, схемы и т.д.); списки рекомендуемой литературы; бланки документов. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», с.)

Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий 1.Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы. 2. Необходимо оптимальное структурирование учебного плана не только в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, других заданий. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой и учет национальных традиций в системе образования.

При разработке системы самостоятельной работы преподаватель должен выстроить её так, чтобы были учтены все её формы, цели, была продумана роль студентов в процессе и свое участие в нем и охватывала как самостоятельную работу на занятиях, так и внеаудиторную (самоподготовка, самообразование).

Заключение Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Методические указания по изучению курса «Социология» Содержание Введение Организационно-методические указания Общие методические указания по изучению курса «Социология» Методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении курса Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Перечень тем контрольных работ

Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы СОДЕРЖАНИЕ Цели и основные задачи СРС Виды самостоятельной работы Организация СРС Общие рекомендации по организации самостоятельной работы Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов в условиях балльно- рейтинговой системы обучения

Методические рекомендации для самостоятельной работы по Культурологии. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков активной творческой деятельности студента. Самостоятельная работа студента включает в себя: подготовку к семинарским занятиям, написание рефератов, эссе, выполнение творческих заданий по анализу теста, решение тестов.

Культурология Анализ аутентичного текста Эдуард Барнетт Тайлор (Tylor) ( ) - английский этнограф, исследователь первобытной культуры, вместе со Спенсером явился основоположником эволюционистского направления в истории культуры и этнологии. Определение культуры Э. Тайлора считается классическим, и с него всегда начинается обзор современных научных представлений о культуре. После прочтения текста следует ответить на следующие вопросы: Что включается Э. Тайлором в понятие культуры? Чем отличается определение, данное Э. Тайлором, от предшествующих подходов к культуре? Выделите элементы эволюционистской концепции в данном определении.

Темы эссе. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они были одинаково подчинены законам» (Ж. Даламбер); «Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот, закон всегда есть лишь истолкование и воплощение справедливости» (П.Прудон); «Легче создавать законы, чем следовать им» (Наполеон Бонапарт); «Несправедливые законы не создают право» (Цицерон); «Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право» (Георг Лихтенберг); «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им" ( Вольтер);

Тема 2 Общество как социокультурная система Вопросы для обсуждения Системный подход и фундаментальные положения современной теории систем. Понятие социальной системы и специфика социальных систем. Общество и человечество как социокультурные макросистемы. Социальное взаимодействие: понятие, типология социального взаимодействия по сферам (экономическая, политическая, профессиональная и т.д.). Системно-функциональная концепция общества Т.Парсонса и Р.Мертона. Основные понятия: система, системный подход, социальная система, структура, гомеостазис, взаимодействие, общество, социум, цивилизация, общественно-экономическая формация, функции, дисфункции, социальное взаимодействие.

Доклады Взаимодействие как обмен. Концепции социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау). Символический интеракционизм о социальном взаимодействии (Дж.Мид). Задание Нарисуйте схему системно-функциональной концепции общества Т.Парсонса и Р.Мертона. Сравните их.

Тема 6. Социальная структура общества Конспект Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.– М., С. 297–307. Задание Составьте «пирамиду» социальной структуры современного российского общества.

Презентация по теме: Политическая система ….(страна) ПЛАН 1. История образования государства 2. Географическое положение 3. Население 4. Административно-территориальное деление 5. Политическое устройство 5.1 Государственный строй 5.2 Парламент 5.3 Основные партии 5.4 Внешняя политика