МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Advertisements

Организация балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» Кафедра.
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный государственный Университет физической.
Использование дистанционных образовательных технологий для профессионального обучения государственных служащих.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж» «КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Организация обучения на курсах ИИТО ЮНЕСКО Троян Галина Михайловна К.ф.-м.-н., доцент, Руководитель образовательной программы ИИТО ЮНЕСКО.
Образовательная программа кафедры управления образованием.
Три вида учебного плана Базисный учебный план Примерный учебный план Рабочий учебный план.
Транксрипт:

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра методики преподавания литературы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МОДУЛЯ: «ЦОР в разработке интегрированного урока литературы (творчество В.В. Маяковского - поэта и художника)» Дисциплина: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе» Специальность: для студентов, обучающихся по специальностям «Русский язык и литература». Соколова Анастасия Александровна

Цели модуля: Показать возможности использования ЦОР, их дидактическую и методическую эффективность в учебном процессе. Практическое овладение ЦОР как средством обучения.

Задачи модуля: Ознакомить студентов с методикой использования ЦОР в целях повышения качества обучения, наглядности и разнообразия обучающих заданий. Обучить использованию ЦОР при разработке интегрированного урока литературы при помощи создания на основе ЦОР банков данных, таблиц, тематических портфолио, применения разных типов обучающих заданий, тестов для контроля и самоконтроля уровня учебных достижений и т.д. Сформировать начальные практические навыки педагогического проектирования (разработка разных типов уроков) на основе имеющихся ЦОР.

Ожидаемые результаты освоения модуля: В результате изучения модуля студент должен - ЗНАТЬ содержание и структуру современных ЦОР, используемых в процессе обучения литературе. - УМЕТЬ использовать ЦОР в учебном процессе; применять, комбинировать и варьировать различные типы заданий, представленных в ЦОР. - ВЛАДЕТЬ методикой создания интегрированного урока литературы с использованием ЦОР. - ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о возможностях мультимедийных средств в реализации междисциплинарного подхода к изучению и преподаванию литературы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по модулю «ЦОР в разработке интегрированного урока литературы (Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника)» Факультет филологический Курс обучения3 (дневное) Семестр 2 Всего часов по учебному плану:24 В том числе по формам обучения:очная - лекции 4 - практикум 6 - самостоятельная работа 12 Форма итогового контроля знаний: - зачет (защита проекта)2 (2 сем.)

Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля Вид учебной деятельности Всего часов Распределение часов по формам обучения Очная в семестрв неделю Лекции 441 Лабораторные занятия Практические занятия 661 Самостоятельная работа 12 1 Зачет (защита проектов) 22

Лекционные занятия п/п Тема лекции Объем в часах по формам обучения очная Очно- заочная заочная 1. Роль ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Использование ЦОР в процессе обучения Использование ЦОР при объяснении темы: «Творчество В.В. Маяковского в контексте культуры начала ХХ века. Взаимодействие искусств как основа художественного метода поэта» Использование возможностей ЦОР для создания интегрированного урока по теме «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника». 2 Всего4

Практические занятия п/п Наименование занятия Номер темы лекции Объем в часах по формам обучения Очная очно- заочная Заочная 1Рассмотрение структуры и типов ЦОР. Отбор информации из ЦОР по теме интегрированного урока «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника» 12 2.Виды интерактивного взаимодействия в процессе работы с ЦОР Методика работы с разнообразными способами текущего и итогового контроля, предлагаемыми ЦОР (тесты, творческие задания и мастерские, тренинги) по теме «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника». 32 Всего6

Самостоятельная работа п/п Наименование работыНомера тем лекций Количество часов 1.Структура ЦОР, состав, типы и атрибутирование ИО (на материале отобранного для модуля комплекта ЦОР Создание на базе ЦОР презентации «Анализ художественного произведения» Подготовка на базе ЦОР материалов для модуля «Маяковский в Окнах РОСТА: взаимодействие поэзии и живописи» Составления мини-презентации «Маяковский в Окнах РОСТА: взаимодейсвие поэзии и живописи» на базе возможностей ЦОР и ресурсов Интернет Создание портфолио на тему: «Интерпретация творчества В.В. Маяковского художниками» 22 6.Разработка урока-презентации на базе ЦОР по предложенной теме (самостоятельная работа выполняется в микрогруппах и индивидуально). 32

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля Методика модуля предполагает постоянное использование в процессе аудиторной и самостоятельной работы различных форм контроля со стороны преподавателя и самоконтроля обучающихся. Форма текущего контроля – тесты и задания из комплекта ЦОР, используемые на занятиях. Промежуточный контроль осуществляется в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы. Итоговая аттестация - защита индивидуального проекта по теме конкретного урока (фрагмента урока) школьной программы (урок – презентация).

Виды контроля: Тесты по теме: - Вариант 1 - Вариант 2 Индивидуальная работа студентов: - Составление интерактивных таблиц «В.В. Маяковский – поэт и художник (этапы развития темы)»; «Футуризм». - Составление БД «Маяковский в Окнах РОСТА». - Презентации на базе ЦОР: «Футуризм в литературе и живописи», «Интерпретация творчества В.В. Маяковского художниками». - Портфолио на базе ЦОР: «В.В. Маяковский и музыка/живопись/театр/кино».

Лекция 1: Роль ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Использование ЦОР в процессе обучения Общие основы использования компьютера в образовательном процессе Использование ИКТ в учебно- воспитательном процессе Структура, содержание и образовательные возможности ЦОР

Лекция 1: Роль ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Использование ЦОР в процессе обучения САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Задание: 1. Разделившись на микрогруппы, внимательно ознакомьтесь в Лаборатории ЦОР со структурой, составом объектов и принципами их атрибутирования в ЦОР «Литература» (БЭНП 5-11 кл.), «Мировая художественная культура» (БЭНП кл.), ЭУИ «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира», МЭИ «Отечественная история, литература и искусство», ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия) 9-11 кл., ЦОР «Русская художественная культура» кл. 11 кл. Рапацкая Л.А., ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства» кл., ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В., ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. Оцените целесообразность, полноту БД и удобство поиска в них. 2. Внимательно ознакомьтесь с «Методическими указаниями», имеющимися в каждом ЦОР, по разделам: «Структура/функциональная схема», «Состав и типы информационных объектов», «Атрибутирование информационных объектов», «Редактор презентаций», «Пример создания презентации».

Лекция 2: Использование ЦОР при объяснении темы: «Творчество В.В. Маяковского в контексте культуры начала ХХ века. Взаимодействие искусств как основа художественного метода поэта» 1. Культура и искусство начала ХХ века 2. Биография В.В. Маяковского 3. Творчество В.В. Маяковского в контексте культуры начала ХХ века: связь поэзии «будетлян» с живописью французских кубистов и итальянских футуристов.

Лекция 2: Использование ЦОР при объяснении темы: «Творчество В.В. Маяковского в контексте культуры начала ХХ века. Взаимодействие искусств как основа художественного метода поэта» САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 Задание: 1. На основании раздела БЭНП «Литература» - «Теория литературы», анимации «Схема анализа стихотворения» и ИО «Маяковский «НАТЕ» параграфа 10 «Искушение новизной: ранний русский авангард» главы «Художественная культура серебряного века» электронного учебника Л.А. Рапацкой «Русская художественная культура» составить анализ стихотворений В.В. Маяковского по основным темам творчества (задание дается группам обучающихся и потом систематизируется в самостоятельную презентацию, состоящую из подготовленных материалов). 2. Подготовить на базе ЦОР мини-презентацию «Футуризм в литературе и живописи», где одна из частей - это анализ представленных в ЦОР репродукций картин.

Лекция 2: Использование ЦОР при объяснении темы: «Творчество В.В. Маяковского в контексте культуры начала ХХ века. Взаимодействие искусств как основа художественного метода поэта» САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3 Задание: 1. Подготовить на базе ЦОР материалы для модуля «Маяковский в «Окнах РОСТА»: взаимодействие поэзии и живописи». (На материале, представленном в ЦОР, рассказывается об основных особенностях плакатного искусства, отличительных чертах «Окон Сатиры РОСТА», о принципах взаимодействия слова и изображения).

Лекция 2: Использование ЦОР при объяснении темы: «Творчество В.В. Маяковского в контексте культуры начала ХХ века. Взаимодействие искусств как основа художественного метода поэта» САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 4 Задание: 1. В ресурсах Интернет найти дополнительную информацию к модулю «Маяковский в «Окнах РОСТА»: взаимодействие поэзии и живописи». 2. Систематизировать материалы и составить из ресурсов ЦОР и Интернета базу данных по обозначенной проблеме.

Лекция 2: Использование ЦОР при объяснении темы: «Творчество В.В. Маяковского в контексте культуры начала ХХ века. Взаимодействие искусств как основа художественного метода поэта» САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 5 Задание: 1. Подготовить на базе ЦОР материалы для мини- презентации на тему: «Интерпретация творчества В.В. Маяковского художниками».

Лекция 3: Использование возможностей ЦОР для создания интегрированного урока. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 6 Задание: 1. Найти в ЦОР, ИИСС и др. материалы для интегрированного урока «Маяковский и музыка» или «Маяковский и театр». 2. Дополнить их ресурсами Интернет. 3. Составить план интегрированного урока по выбранной теме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Рассмотрение структуры и типов ЦОР Учебная и воспитательная цель: активизировать полученные в лекционном курсе и в процессе самоподготовки знания по теме занятия, дать представление о ЦОР и сформировать первичные навыки их использования. Задания: Внимательно ознакомьтесь с ресурсами ЦОР, составьте схему навигации по одному из ЦОР, оцените ее степень удобства, простоты и скорости. Изучите «Методические указания» к ЦОР. Составьте схему основных компонентов базы данных пособия по интересующей вас теме, проблеме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Отбор информации из ЦОР по теме интегрированного урока «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника». Учебная и воспитательная цель: научить использовать ЦОР при составлении интегрированного урока и плана будущей презентации (последовательность фрагментов), подчиненной целям и задачам урока, научить синтезировать полученную информацию. Задания: 1. Заполните интерактивную таблицу и сделайте выводы о степени насыщенности ЦОР необходимой информацией по данным разделам. 2. Изучите ресурсы Интернет с точки зрения добавления сведений в таблицу и поиска материалов для интегрированного урока. 3. Подобрать в ЦОР материалы к составлению интерактивной таблицы «Футуризм».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Отбор информации из ЦОР по теме интегрированного урока «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника». В.В.Маяковский – поэт и художник (этапы развития темы) ЛитератураЖивописьИсточн ик (ЦОР, ИИСС) Раздел 1. Биография 2. Характеристика творчества 3. Футуризм 4. Окна Роста 5. Иллюстрации

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Виды интерактивного взаимодействия в процессе работы цифровыми образовательными ресурсами Учебная и воспитательная цель: изучить виды интерактивного взаимодействия в процессе работы с БЭНП «Литература», ИИСС «Соната», ИИСС «Серебряный век», ЦОР «Русская художественная культура», использовать их в процессе заполнения интерактивной таблицы «Футуризм». Задания: 1. На основе заполненной таблицы сделайте выводы о полноте отражения в ЦОР темы «Футуризм». 2. Составьте план интегрированного урока по теме «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника». 3. Создайте в «Редакторе презентацией» БЭНП «Литература» презентацию для интегрированного урока, расположив его компоненты в соответствии с разработанным планом.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Виды интерактивного взаимодействия в процессе работы цифровыми образовательными ресурсами Вид искусства ПредставителиПроизведенияИсточникРазделПримечание Литература В.В. Маяковский«Необычайное приключение…» БЭНП «Литература» Русская литература ХХ века» Живопись Другие виды Искусства 1. (уточнить) 2.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Методика работы с разнообразными способами текущего и итогового контроля, предлагаемыми ЦОР (тесты, творческие задания и мастерские, тренинги) по теме «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника». Учебная и воспитательная цель: дать представление о способах контроля, его типах и разновидностях, имеющихся в ЦОР; показать методику их использования; научить разрабатывать собственные способы, средства и формы контроля. Задания: 1. Рассмотрите предложенные в БЭНП «Литература», ЦОР «Русская художественная культура» и ИИСС «Серебряный век» (задание «Создай плакат» и необычный тест – «Витрина Серебряного века») систему контроля по теме «В.В. Маяковский», выполните тест, задания и дайте им свою оценку. Заполните таблицу. 2. Составьте собственную систему контроля для разработанного интегрированного урока «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Методика работы с разнообразными способами текущего и итогового контроля, предлагаемыми ЦОР (тесты, творческие задания и мастерские, тренинги) по теме «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника». Наличие (есть/нет) и виды контроля (текущий/итоговый) В.В.Маяковский – поэт и художник (этапы развития темы) ЛитератураЖивописьИсточн ик (ЦОР, ИИСС) Раздел 1. Биография 2. Характеристика творчества 3. Футуризм 4. Окна Роста 5. Иллюстрации

Зачетная аттестация Темы зачетных проектов: Футуризм. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы (на примере творчества В.В. Маяковского). Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры (на примере творчества В.В. Маяковского). Принципы ритмической организации стихотворений В. Маяковского. Анализ стихотворения В.В. Маяковского (по выбору) по схеме анализа стихотворения. Биография В.В. Маяковского. В.В. Маяковский в Окнах РОСТА Творчество В.В. Маяковского в контексте культуры начала ХХ века. Интерпретация творчества В.В. Маяковского художниками и музыкантами. В.В. Маяковский - художник. «Зрелище необычайнейшее»: В.В. Маяковский и театр. В.В. Маяковский в кино.