ПРОБЛЕМА И ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЯЦИИ ООП ФГОС ВПО к.п.н., доцент кафедры КиСЭД БГПУ им.М.Акмуллы заслуженный работник образования РБ Жукова Елена Дмитриевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Основы музыкальной психологии Индекс дисциплины по ФГОС: Б3.В.ДВ.12 для студентов факультета культуры и сервиса по специальности – «Педагогическое.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
1 Из опыта работы физического отделения института физико-математического, информационно- экономического образования Величко Анна Николаевна, к.п.н., доцент.
1 Дисциплина «Финансы» Интерактивные формы, используемые в процессе проведения семинарских (практических) занятий Группа ФК2-16с к.э.н., доцент Растеряева.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О. А. Смоляк, доцент кафедры культурологии Пермского государственного института.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Модуль «Педагогика» в учебных планах ООП по направлению подготовки «Педагогическое образование» Самара Секция заведующих кафедрами педагогики и.
Клименко Андрей Владимирович, зам. декана исторического факультета по учебно-методической работе, кандидат исторических наук, доцент.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМА И ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЯЦИИ ООП ФГОС ВПО к.п.н., доцент кафедры КиСЭД БГПУ им.М.Акмуллы заслуженный работник образования РБ Жукова Елена Дмитриевна

Компетентностный подход как образовательная концепция включает в себя: теоретическое обоснование цели профессиональной подготовки; теоретическое обоснование содержания образования; определение образовательной технологии; выработку критериев и диагностического инструментария оценки результатов профессиональной подготовки.

Главные особенности ФГОС-3: 1.Двухуровневая система высшего профессионального образования. 2.Компетентностный подход к качеству профессионального образования. 3.Модульный принцип организации образовательного процесса.

Содержательный компонент ООП Усиление практико – ориентированной направленности дисциплин Введение в содержание профессиональной подготовки новых единиц – задача, задание Включение в Учебный план практикумов, практических занятий, спецкурсов по развитию компетенций

Традиционное структурирование программы подготовки специалиста произведено по областям знаний (ЗУНовский подход) – отражает реальную структуру научного знания Структурирование программы подготовки производимое согласно современным целям образования носит деятельностный характер Чтобы разрешить противоречие между деятельностным определением целей образования и предметным структурированием его содержания применяем матричную предметно-деятельностную структуру

С – содержание дисциплины или практики, или срс и т.д. Модель предметно-деятельностной структуры содержания образовательной программы Содержание дисциплин и прочих форм учебной и практической деятельности Формируемые компетенции к1к2к3…кNкN Дисциплина 1С11-С31-Сn1 Дисциплина 2C12C22--- Дисциплина 3-C23C33-- Дисциплина……………… Дисциплина NC1nC2nC3nC…nC…n- Самостоятельная работаС1сС2с-С…сCnc ПрактикаС1п-С3п-- Исследовательская деятельностьС1и-С3и-Cnи Проектировочная деятельностьС1пр-Спр-

Логика проектирования структуры и содержания образовательных программ Постановка проблемы: в рамках изучения каких дисциплин, в реализации каких видов практической деятельности будут осваиваться компоненты каждой компетентности? 1 шаг – составление перечня дисциплин и практик 2 шаг – определение состава учебных тем по каждой дисциплине 3 шаг – определение базовых знаний и умений и выделение в них компетентностных составляющих 4 шаг – определение объема учебного времени на изучение каждой темы и других форм учебной деятельности 5 шаг - определение формы организации занятий и их обеспечение 6 шаг – формируется деятельностная структура образовательной программы 7 шаг – исходя из определенных сроков формирования компонентов компетенций формируются предметные модули дисциплин

Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования ПРОЕКТИРОВАНИЕ основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов

Компетентностная модель выпускника Первый шаг к созданию модульного пространства основной образовательной программы – построение полной завершенной компетентностной модели выпускника. Данная модель выстраивается на основе трех основных компонентов: требований стандартов; запросов работодателей региона; традиций вуза

Компетентностная модель выпускника Бакалавр по направлению подготовки Педагогическое образование (профиль МХК) общекультурными компетенциями (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5); способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10); готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК- 13); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5); способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности (ПК): способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно- воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); в области культурно-просветительской деятельности: способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно- просветительской деятельности (ПК-9); способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно- просветительской деятельности (ПК-11).

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА 1. Область профессиональной деятельности выпускника? 2. Виды профессиональной деятельности выпускника? 3. Задачи (функции) профессиональной деятельности выпускника? 4. Перечень компетенций, которыми должен владеть выпускник для решения данных задач (выполнения данных функций)?

ГЛАГОЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ФОРМУЛИРОВКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ - анализировать … - оценивать … - планировать … - взаимодействовать с … - использовать … - пользоваться … - применять … - организовывать … - проводить … - осуществлять … - разрабатывать … - отбирать … - производить … - проявлять (качество) - владеть технологией … - владеть методом … - выявлять … осуществлять связь с … - содействовать … - устанавливать … - вести … - предупреждать … - соблюдать … - действовать … - участвовать … - способствовать … - пропагандировать … - вносить коррективы в … - консультировать … - распознавать … - привлекать …к… - диагностировать … - соблюдать - составлять и др.

специальными компетенциями(СПК): владеет теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (СПК-1); способен понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (СПК-2); способен представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (СПК-3); владеет теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (СПК-4);

способен понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (СПК-5); способен представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (СПК-6); владеет теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (СПК-7); способен к осуществлению художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере (СПК-8); готов к участию в реализации форм культурнодосуговой деятельности (СПК-9);

Принципы ФГОС определяют модульную структуру образовательной программы Различают два вида модулей, образованных по предметному и деятельностному принципам: Предметный модуль – структурная единица программы изучения какой-либо дисциплины Деятельностный модуль – структурная единица программы, связанная с формированием какой- либо компетенции

Структура деятельностный(учебного) модуля ОП Учебный модуль ОП Инвариантный модульный элемент (МЭ.И) Вариативный модульный элемент (МЭ.В) Модульный элемент: НИР и учебная практика Аттестация по учебному модулю («сквозной» тест, курсовой проект по модулю и т.д.)

Возможности конструирования деятельностного (учебного) модуля Учебный модуль Инвариантный модульный элемент Вариативный модульный элемент НИР и учебные практики Модульный элемент ВУЗа Модульный элемент работодателя Модульный элемент другого ВУЗа (в том числе заруб.) Аттестация по модулю

Структура предметного(учебного) модуля (методическая часть) Пояснительная записка к модулю Требования к самостоятельной работе Требования к итоговому контролю Оценочный фонд Требования К практическим занятиям

ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МОДУЛЕ Цель учебной дисциплины – содействие становлению специальной (общекультурной, общепрофессиональной) компетентности бакалавра … на основе овладения теоретическими знаниями в области … и формирования специальных (общекультурных, общепрофессиональных) компетенций, необходимых для эффективного решения профессиональных задач в области …. или Цель учебной дисциплины – содействие студенту в овладении опытом решения … задач и развитии специальной (общекультурной, общепрофессиональной) компетентности.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МОДУЛЕ: 1) вооружение студентов системой методологических (теоретических, прикладных, оценочных) знаний в области … ; 2) содействие студентам в овладении специальными (общекультурными, общепрофессиональными) компетенциями; 3) развитие (профессионального мышления, профессиональной направленности, творческого стиля мышления, познавательных способностей в области … и др.) студентов; 4) содействие в овладении будущими бакалаврами опытом решения (профессиональных, социальных, мировоззренческих, проблемных и других) задач.

ПК ……. Знать… Уметь…. Владеть……. ШАГ 2 Виды деятельности студента (аудиторные \ самостоятельные) Лекции, Доклады; Проектирование; Разработка; Анализ; Конструирование; Проблемный анализ; Сравнение; Формулирование выводов; Составление…; Презентации и т.д. ШАГ 3 Продукт деятельности студента ШАГ 4 Количественные и качественные показатели результата, выраженного в продукте оценивания, КИМ ШАГ 5,6 Модуль: Учебная дисциплина 1 Учебная дисциплина 2 Учебная дисциплина 3 Учебная дисциплина 4 Шаг 1 Компетенции Модуля: ОК … ОК….. ПК……. ПК …… Шаг 1.

Работа по управлению содержанием деятельностного (учебного) модуля «ВХОД» Изучение Требований к компетенциям идентификация учебных курсов с позиции их направленности на формирование требуемых компетенций разработка УМК (программы, практ. заданий. контроля) направленного на конкретизированные компетенции Оценка направленности учебного курса на формируемые компетенции (предм.-метод.комиссия, анкетирование студентов) «ВЫХОД» Постоянное улучшение УМК в рамках формируемых Компетенций

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл / 1080 Базовая часть / 540 Социально-гуманитарный модуль: История России4144/72хх Философия272/36х Социология272/36 Психология272/36 Правоведение272/36х Этика272/36 Педагогика272/36 Коммуникативный модуль: Иностранный язык8288/144хх Русский язык и культура речи272/36х Экономико-управленческий модуль: Экономика272/36 Менеджмент272/36 Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента / 540 Социально-гуманитарный модуль: Всеобщая история4144/72хх Коммуникативный модуль: Иностранный язык (продвинутый уровень) 4144/72 Древний язык 4144/72хх Курсы по выбору студента:14 1. Второй иностранный язык4144/72 Второй древний язык 3. Концепции истории России272/36х Концепции всеобщей истории 4. Философия в России ХХ – XXI века272/36х Философские концепции в современном мире

1 шаг – составление перечня дисциплин и практик

Матрица соответствия компетенций и учебных дисциплин (образец) Формируемая компетенция Труд о емко сть Дисципли на Уровень компетенц ии Результаты формирования компетенции Технологии формирования компетенций Средства оценивания сформированности компетенции ОК3 Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества Сопутств. ОК14 ОК16 2 ГСЭ Культуро логия I когнитивн ый II контекстн ый (деятельн остный) III професси ональный Знает основные понятия: Генезис культуры (к.). К. и наука. К. и религия. К. и цивилизация. Этническая к. Возникновение культурологической мысли. Современные концепции к. Идеи русской культурологической мысли. История русской и к.. Типология и классификация к. Европейские теории к. Русские традиции анализа к. Античная к. Средневековая к. К. Возрождения, Реформации. Просвещения. Экономическая к. Правовая к. Нравственная и эстетическая к. К. личности. Умеет дать оценку (провести сравнительный анализ) актуальным проблемам человеческого бытия в культуре (конкретизировать) Владеет современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества способами применения знания к анализу современных проблем культуры Лекции, семинары, коллоквиумы Дискуссии, деловые игры Разработка и защита проектов, организация кластерного взаимодействия Тесты, контрольные работы, диктанты, опросы Степень активности и продуктивности на занятиях (отчеты, эссе, аналитические рефераты, модели, граф-схемы) Доклад на конференции, общевузовского уровня, защита проекта (реферата) в рамках кластерного взаимодействия Принципы отбора содержания учебных дисциплин и отбора методов обучения студентов

Для обеспечения оптимального соответствия компетентностной модели выпускника перечню дисциплин и предметов модулей учебного плана составляем таблицу-матрицу компетенций

Для наглядности составляем следующую таблицу

Работа по заполнению представленной таблицы обеспечивает структурирование компетенций и учебных дисциплин. Компетенции разделяются на три группы: Группу компетенций, все компоненты которых осваиваются в рамках одной или нескольких дисциплин (предметов) Группу компетенций, для отдельных компонент которых не определены дисциплины и практические виды деятельности, где они могли бы быть сформированы Группу компетенций, все компоненты которых нигде в рамках данного списка не формируются, т.е. Не имеют пересечений ни с одной из дисциплин

Культурологи я Циклы, дисциплиныБ.1.ГСЭБ.2 МЕНБ.3 Профессиональный Б.4 Физкультура Б.5 Практики /НИРБ.6 ИГА (модули) учебногоБ.1.1Б.1.2Б.2.1Б.2.2Б.3.1Б.3.2 Б.5.1 Учебная Б.5.2 НИР Б.5.3 Производственная Гос.экзамен ВКР плана ООП бакалавраБазовая часть Вариативная частьБазовая частьВариативная частьБазовая частьВариативная часть Дисциплины Дисциплины Модули ИндексМодули Профиль 1 Вариативная часть в соответствии с профилем подготовки, определяемая ВУЗом Компетенции Философия История Педагогика Психология Экономика Культурология Иностранный язык Социология Основы прфессиональной этики Библиотечно-библиографическая культура Культура РБ Башкирский язык Теория и история соц.-культ. деятельности Педагогика досуга Соц.-культурная работа за рубежом История искусств Теория и история культуры Основы культурной политики Методология и методика науч. исслед. СКД Основы информ. культуры и информатика Народная художественная культура Основы коммуникативной культуры Социология культуры История культурологической мысли Русский язык и культура речи Технологические основы СКД Основы менеджмента СКД Основы соц.-культ. проектирования Сценарно-режиссерские основы Методика преподавания спец. дисциплин Безопасность жизнедеятельности Технология менеджмента СКД Ресурсная ьаза СКД Информационные технологии управления Маркетинг. коммуникации в соц.-культ. сфере Интеллект. собств-ть и авт. право в сфере культуры Теория и практика связей с общественностью Деловое общение Имиджеология Статистика и бух. учет Делопроизводство и документоведение Арт-менеджмент Реклама в социокультурной сфере Основы проф. англ. языка Технологии выставочной деятельности Технологические практикумы СКД Социология досуга Массовая культура Медиакультура Общекультурные компетенции (общенаучные, инструментальные, социально- личностные) Общекультурное нравственное и физическое совер. личности (ОК1) Самостоятельное обучение новым методам исследования, изменение научно- производственного профиля профес. деятельности (ОК2) Владение русским и иностранными языками; социальная мобильность (ОК3) Использ. на практике ЗУН в организации научной и творческой работы, управлении коллективом (ОК4) Способ. принимать нестандартные решения; разрешать проблемные ситуации (ОК5) Адаптация к новым ситуациям; переоценка накопленного опыта; анализ возможностей (ОК6) Оказыв. позитивного воздействия св. здоровым образом жизни (ОК7) Профессиональные компетенции (общепрофессиональные, профессионально-специализированные) Осущ. на научн. осн. технол. процесса деят. учрежд. культуры, индустр. досуга (ПК-1) Спос. продюсировать; постанов. культурно- досуг. программ и форм СКД (ПК-2) Быть готовым использовать соврменные достижения науки и передоваого опыта (ПК-3) Ставить задачи исследования, выбирать методы работы, интерпретироватьрезультаты научного исследования (ПК-4) Самост. авт. работа и редакционная подготовка научных текстов, работа в художественном и творческом коллективе (ПК- 5) Руководство научно-исследовательской работой научного коллектива по истории, теории и технологиии СКД (ПК-6) Управление проведением соц. и пед. исследований (ПК-7) Авт. разраб. и науч. обоснов. проектов и программразвития социально-культурной сферы (ПК-8) Самост. проектир. социокультур. деят. (ПК-9) Прогностич. деят. в проф. среде, модел. инновац. соц.-культ. процессов (ПК-10) Разраб. науч.-метод. материалов по внедрению в СКД инновационных, педагогических худ.-творч., информационных технологий (ПК-11) Примен. технол. соц.-культ. проектирования в решении общественно значимых проблем (ПК- 12) Сост. практических рекомендаций по использованию результатов науч. исслед. для учреждений соц.-культурной сферы (ПК-13) Экспертиза соц.-культ. проектов и программ (ПК-14)

2 шаг – определение состава учебных тем по каждой дисциплине модуля и соотнесение полученных составов по дисциплинам модуля

Тема Знаниевый компонент – содержание дисциплины по темам курса: Умения и навыки по теме (деятельностный компонент): Культ уролог ия как наука Тема 1. Введение в научный оборот термина «культурология» и дальнейшее становление культурологии как науки. Объект, предмет, задачи культурологии. Разделы культурологи. Методы культурологического исследования. Взаимосвязь культурологии с другими науками. Отличия культорологии от других наук, изучающих культуру. Проис хожде ние и развит ие поняти я культу ра Тема 2. Генезис и значение слова «культура» в эпоху Античности. Значение слова «культура» в период раннего средневековья. Понимание слова «культура» в эпоху европейского Возрождения. Понятие «культура» в эпоху европейского Просвещения. Отличия взглядов представителей французского и немецкого Просвещения на значение понятия культура. Понятие культуры в эпоху Нового Времени. Развитие взглядов на значение термина «культура» в Новейшее Время.

3 шаг – определение базовых знаний и умений и выделение в них компетентностных составляющих

Тема Знаниевый компонент – содержание дисциплины по темам курса: Умения и навыки по теме (деятельностный компонент): Культу рологи я как наука Тема 1. Введение в научный оборот термина «культурология» и дальнейшее становление культурологии как науки. Объект, предмет, задачи культурологии. Разделы культурологи. Методы культурологического исследования. Взаимосвязь культурологии с другими науками. Отличия культорологии от других наук, изучающих культуру. ПО ТЕМЕ 1 - Объяснять взаимосвязь культурологии с другими науками о культуре. - Раскрывать сущность и особенности культурологического подхода к изучению культуры. Проис хожде ние и развит ие поняти я культу ра Тема 2. Генезис и значение слова «культура» в эпоху Античности. Значение слова «культура» в период раннего средневековья. Понимание слова «культура» в эпоху европейского Возрождения. Понятие «культура» в эпоху европейского Просвещения. Отличия взглядов представителей французского и немецкого Просвещения на значение понятия культура. Понятие культуры в эпоху Нового Времени. Развитие взглядов на значение термина «культура» в Новейшее Время. ПО ТЕМЕ 2 - Ориентироваться в особенностях представлений о культуре в различные исторические эпохи. - Уметь выявлять и объяснять закономерности и культурно- исторические процессы, обусловившие изменение взглядов на культуру. - Свободно владеть набором категорий для организации и поддержания общения по данной теме. - Уметь аргументировать свою позицию при ответе на поставленный вопрос или в ходе дискуссии. - Уметь представлять изученный материал в виде упрошенных мнемонических и наглядных конструкций, таких как: таблица, структурно-логическая схема, тезисы, конспект.

4 шаг – определение объема учебного времени на изучение каждой дисциплины и других форм учебной деятельности

Раздел учебной дисциплины Семест р Неделя семестр а Виды учебной деятельности, включая СРС и трудоемкость в часах (лекции, семинары, коллоквиумы, СРС, НИРС, курсовая Формы текущего контроля по неделям семестра, Форма промежуточной аттестации Лекци и Семи- нары НИРС, эссе, колло квиум СРССм. ниже Раздел 1. Общее представление о народной культуре и проблемах ее исследования Тема 1. Культурологическое исследование народной культуры: методологические особенности Тема 2. Народ как субъект-носитель народной культуры в прошлом и настоящем Тема 3. Народное художественное творчество и его место в российской культуре Тема 4. Традиция как способ формирования и функционирования народной культуры. 222 Тема 5. Народные художественные традиции и формирование личности. 232 Раздел 2. Народные промыслы России Тема 6. Народная культура русского народа. 23,4,52624 Тема 7. Народная культура башкирского народа. 25,6,72624 Тема 8. Народная культура других народов России. 27,82424 Раздел 3. Культура народов мира Тема 9. Культура народов Западной Европы Тема 10. Культура народов мира ИТОГО

Определение учебного времени – процесс согласования возможностей стандарта, потребностей программы в целом и ее предметных составляющих

5 шаг - определение формы организации (технологии) занятий и контроля результатов обучения

Технологический компонент ООП Деятельностно-ориентированные технологии и методы обучения Игровые технологии (организационно- деятельностная игра, деловая игра) Метод учебных проектов Имитационно-игровое моделирование Практические задания Когнитивно-ориентированные технологии и методы обучения Задачный метод Метод учебной дискуссии Метод учебного диалога Проблемное обучение Контекстное обучение Метод «мозгового штурма» Личностно-ориентированные технологии и методы обучения Технология субъектного развития Технология личностно-творческого развития Метод смыслопоискового диалога Тренинг развития

Формы обучения Работа в парах Работа в малых группах Демонстрация трудового опыта Производственная практика Производственная экскурси Изучение и анализ конкретных случаев практики Практические и лабораторные работы с элементами творческой деятельности Защита особого способа решения задачи Проведение самостоятельного микроисследования Разработка рацпредложений Защита мини-проекта и др.

п/п, тема курс а Вид контроля (зачет, экзамен, контрольная работа, тестирование, самостоятельная работа) Сроки проведен ия Перечень проверяемых дидактических единиц и компетенций 1.Беседа, устный опрос, дискуссияПо расписан ию занятий (семинар ов) Материал всего курса. 4.Работа над тезаурусомМатериал всего курса. В течение учебного курса вести словарь терминов, понятий, имен, названий. 5.Выполнение дидактической игры Материал всего курса. По пройденному материалу составьте: кроссворд, чайнворд, лото и т.п. Выбор формы и оформления игры может быть произвольным. 6.Работа над докладомСамостоятельно сформулируйте проблему, над которой хотели бы работать. Согласуйте с преподавателем тему выступления и получите инструкции к работе. Доклад должен быть выполнен не менее, чем по трем источникам и рассчитан на минут изложения. 7.Конспект мероприятия для школы Используя уже полученные знания, подготовьте план- конспект мероприятия, посвященного праздникам Республики Башкортостан. 8.РефератПраздничная культура башкирского народа. Праздничная культура русского народа. Праздничная культура народов Республики Башкортостан. Общие праздники Республики Башкортостан. Официальные праздники. Популярные неофициальные праздники РБ. Итоговый зачетПо расписанию факультета

Фонд оценочных средств Типовые задания для демонстрации компетенций Сборник задач Сборник упражнений Лабораторные и практические работы Пакет учебно – профессиональных ситуаций и задач Перечень мини-проектов и программ для индивидуальной и групповой разработки (внедрения, защиты) Сборник тестов

6 шаг – формируется деятельностная структура образовательной программы

На 6 шаге: определяется, в какой последовательности формируются компетенции и когда должен завершиться процесс формирования каждой из них; по каждой компетенции определяется, когда и где будет приобретаться опыт в решении соответствующих задач; определяется, когда должны быть освоены знания и умения, входящие в состав компетенции и необходимые для накопления опыта решения соответствующего типа задач.

Вспомогательная таблица для определения последовательности и сроков завершения формирования компетенций компетенцииВремя(семестры) бакалаврмагистр Компетенция 1* Компетенция 2* …N…N*

7 шаг – исходя из определенных сроков формирования компонентов компетенций формируются предметные модули дисциплин

Вспомогательная таблица для формирования предметных модулей Учебные дисциплины Время (семестры) бакалаврмагистр Учебная дисциплина 1 Учебная дисциплина 2 ….

ДН(М).Р.2Культурно-исторический модуль 6654р ДН(М).Р.2.1История культур и цивилизаций ДН(М).Р.2.2Мифология и история религий 4р ДН(М).Р.2.3История культуры Башкортостана ДН(М).Р.2.4Культура народов Урала в древности и средневековье ДН(М).Р.3Художественно-культурный модуль к5р ДН(М).Р.3.1Введение в теорию и историю художественной культуры ДН(М).Р.3.2Художественная культура первобытности 4к ДН(М).Р.3.3Художественная культура Древнего Востока ДН(М).Р.3.4Художественная культура античности ДН(М).Р.3.5Художественная культура скотоводов-кочевников 5р ДН(М).Р.3.6Художественная культура средневековья ДН(М).Р.3.7Художественная культура Возрождения ДН(М).Р.3.8Художественная культура в. в ДН(М).Р.3.9Художественная культура 19 в ДН(М).Р.3.10Художественная культура 20 - нач. 21 в. в ДН(М).Р.4Модуль Культура Башкортостана 784э5э6к7к8р ДН(М).Р.4.1Художественная культура Башкортостана в. в ДН(М).Р.4.2Художественная культура Башкортостана 19 в. 8р ДН(М).Р.4.3Художественная культура Башкортостана 20 - нач. 21 в ДН(М).Р.4.4Художественно-культурологический практикум (на базе РБ) 4э5э6к7к

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!