Тенденции в реализации Информационных систем управления финансами (ИСУФ) Cem Dener Семинар практикующего сообщества по казначейству Кишинев, Молдова 18 мая 2010 года Тенденции в реализации Информационных систем управления финансами (ИСУФ) Cem Dener Семинар практикующего сообщества по казначейству Кишинев, Молдова 18 мая 2010 года
May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 1 Презентация Что такое ИСУФ ? Подход к реализации ИСУФ Дизайн и реализация решений в области ИСУФ Единый казначейский счет Технические (ИКТ) решения в области ИСУФ Временные сроки реализации ИСУФ Проекты Казначейства/ ИСУФ ( ) Мониторинг и обмен знаниями Вызовы и выводы ИСУФ
B O O T Что такое ИСУФ ? май Тенденции в реализации СУГФ Управление активами Закупки Управление бюдж ассигнованиями Ассигнование средств Управление выплатами и поступлениями Управление наличными ср- вами Управление долгом и помощью Бюджетная отчетность и пересмотр бюджета Аудит и оценка Подготовка бюджета Разработка политики и обзор Расчет зарплаты Публикация Веб портал Государственн ые инвестиции Налоги и таможня ИСУФ : F = B + T (+ O) Казначейская система ( Исполнение бюджета )
May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 3 Реализация ИСУФ Подход 1.Определение потребностей реформы УГФ ( Что ? Почему ?) Оценка готовности + Определение стратегии Концептуальный дизайн Определение приоритетов и последовательности реформ УГФ 2.Разработка необходимых решений ( Как ? Где ? Когда ? ) Функциональность + Техническая архитектура + Спецификации Дизайн системы Определение предварительных требований к ИСУФ 3.Управление проектом ( Кто ?) Реализация + мониторинг + оценка + коорд Реализация ИСУФ Укрепление институционального потенциала для закупок, УФ, ИКТ
May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 4 Этапы разработки интегрированной ИСУФ Разработка интегрир.ИСУФ : годы Консультат. помощь при реформ УГФ Оценка имеющ навыков и ресурсов ИКТ 1. Опред. потребностей реформы УГФ Оценка потенциала и практики Помощь в укреплении потенциала УГФ Технич. спецификации [ докум. МКТ ] Разработка стратегии ИКТ /e- правит-во Дизайн системы 2. Разработка необходимых решений Разработка стратегии реформ УГФ Концептуальный дизайн 3. Управление проектом Группа управления проектом ( ГУП ) Коорд-я с донорами / др. проектами Подготовка Помощь в укрепл технич. потенциала Коорд. с e- Прав-во / друг. проект ИКТ Управ-е траст. фондами ( если есть ) Закупка решений ИКТ [ МКТ ] Реализац, тестир. и приемка системы Мониторинг и оценка Укрепл-ие потенц-а и изменение упр- ния Гарантия Создание национальной сети Реализация Начало ИСУФ Одобрение Сольный полет Технич. обеспечени послегарант Дизайн ИСУФ + на реализацию может уйти не менее 6-7 лет, несмотря технологич. прогресс
May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 5 Функции ИСУФОбщие варианты реализации Макроэкономический прогноз LDSW / Существующие модели Models Подготовка бюджета LDSW / COTS Основная Казнач. С-ма COTS (customized) Управление расходами + интерфейс с банковской системой ( ЕКС ) Управление доходами + интерфейс со сбором доходов Бухучет ( Главная бухкнига ) Управление денежн ср-вами(ЕКС ) Обязательства / Закупки + интерфейс с агентством по закупкам Финансовая отчетность Операционная поддержка бюжетоплучат. LDSW для бюджетополучателей ( через веб портал ) Управление внутренним долгом LDSW/ Интерфейс в с-мой управ-я долгом Управл. внешним долгом и помощью. Интерфейс с с-мой управления долгом Управление активами LDSW / COTS Кадровая база данных / зарплата LDSW / COTS Поддержка для аудита Специально разработанные отчеты Публикация в Интернете ( Веб портал )LDSW Инструменты для принятия решений (MIS)COTS / LDSW [ COTS: кастомизированное коммерческ.програмн. обесп-ие LDSW: Самостоятельно разработанное программное обеспечение Варианты функциональности/реализации МСУФ
May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 6 Единый счет Казначейства Модель централизованного ЕКС Центральное казначейство Минфина Центральный банк Районные отделения Казначейства Отделения комм. банка 1 Казначейская сеть ACH RTGS Безопасная ВЧС >> EFT ( пакетный файл ; XML) Платежные поручения и счета представлены ИСУФ ЕКС Головное отделение коммерч. банка 1 Головное отделение коммерч. банка X Бюджетополучатели Данные о всех платежах ( и доходах ) получаемые ежедневно из ЦБ 1 Одобренная заявка а платеж 2 Платежные инструкции 3 Отделения комм.банка X Сообщение о платеже 4 Прямой платеж на счет бенифициа ра 5 Отчетность ЕКС 6 SWIFT
May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 7 ЕКС – Аналогия системы контроля Ежедневный мониторинг ЕКС Управление наличн. ср- вами Управление доходами Единый казначейский счет + _ Изменения мер политики Управление госрасходами ± Управление долгом + помощью ± ± Обязательства + перераспред сенсор контролер волнение Бюджет МФ / Казначейство Доходы Расходы + _ Основные казначейские операции ( Стохастический процесс ) контролер процесс Режимы работы ЕКС : Клиентский счет Корреспондентский счет МФ / Казначейство Основной источник отклонений от бюджетной дисциплины
May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 8 Информационные и коммуникационные технологии ИСУФ Современные интегрированные системы ИСУФ разработаны и внедрены как централизованные приложения на базе Веб, поддерживающие децентрализованную деятельность Реализация ИСУФ включает следующие компоненты ИКТ : [1] Установление общенациональных сетевых соединений ( коммуникационных линий ) обычно как вклад правительства. [2] Разработка прикладного программного обеспечения на базе Веб ( ППО ) как комбинация кастомизированных пакетов готовых программ + местно разработанных программ ( гибридное решение ). [3] Установка центральных серверов ( серверов баз данных и прикладных серверов ) и устройства хранения данных ( волоконные дисковые массивы ) в Центре основной системы и Центре бесперебойности деятельности. [4] Установление стандартного аппаратного обеспечения ( серверы домена, рабочие станции пользователя и периферийные устройства ) в центральном и районном отделениях. [5] Установка сетевого оборудования, инструменты безопасности системы и управления пользователя, а также решения по инженерной поддержке.
May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 9 Архитектура технологии ИСУФ B C C 12 M S C Локальный сервер Межсетевой экран Серверы базы данных Минфин / Казначейство Территориальные офисы Бюджетополучатели Прикладные серверы Веб сервер Пункт сбора ( центр города ) Выделенная линия Бюджето- получатели Интернет Виртуальная частная сеть Туннель Кодировка Линия по требованию для городов ПК / маломощные клиенты [ 3 ] Центральные серверы [ 4 ] Аппаратное обеспечени е [ 1 ] Сеть WAN Районные офисы 3 Типичное 3- уровневое решение на основе Веб и компоненты [ ИКТ ] [ 5 ] Сетевое оборудование [ 2 ] СУГФ ППО БД ИСУФ MSC : Основной системный центр BCC : Центр бесперебойности деятельности
May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 10 Модель ИСУФ, основанной на Веб Терминалы пользователей Центр системы Сервер баз данных Прикладные серверы Пользо ватели Веб сервер Модули СУГФ Вебпортал Кастомизированные COTS LDSW Внутренние/ Внешние ИСУФ Модули, ППО, разработанные в стране БД COTS Организации УГФ ( подразделения МФ, отделения казначейства, отраслевые министерства ) Бюджетополучатели, местные финансовые управления, местные органы власти, муниципалитеты, и т.д.. Внутренний доступ Внешний доступ БД LDSW LDSW :кастомизированное коммерческ.програмн. обесп-ие COTS : Самостоятельно разработанное программное обеспечение ВЧС Интернет Интерфейсы Интегрир ованные базы данных СУГФ Основная казначейская система
May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 11 Функциональность ИСУФ ( Украина ) T Транзакции П ПланыPlans К Контракты С Счета О Отчеты И Интерфейс Бюджетополучатели Местные фин.управления, гос. органы, муниципалитеты, гос. учреждения Интегрированная ИСУФ Министерство финансов Центр беспрерывной деятельности + DW Управление ИТ Минфина И И И Фонд госуимущества Госзакупки Интернет и Интранет Веб портал ИСУФ Внешние пользователи Reports Отчеты T, П T, К T,П,К,С Главное управление госслужбы Внутренний аудит И П, О Расчет зарплаты. Управление активами Министерства и департаменты П, О АудитОтчеты Управление долгом Подготовка бюджета Основной системный центр СУГФ И Таможенная служба T, П И Налоговое управление T, П Основная с-ма Казначейства платежи/поступл ения Главная книга Закупки/Обязат. Управление ден ср-вами Окончательный баланс Макроэкономич прогнозы БД MSC БД BCC Статистический ин-т И П, О Управление кадрами НацбанкЕКС Региональное отделение Казначейства Районное отделение Казначейства И Другие гос учреждения T Финансовая отчетность
May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 12 ИСУФ в Бразилии Управление активами Закупки Управление бюджетными ассигнованиями Выделение средств Управление платежами и поступлениями Управление наличными средствами Управление долгом и помощью Бюджетная отчетность и обзор Аудит и оценка Подготовка бюджета Разработка политики и обзор Исполнение бюджета [ Казначейская система ] Расчет заработной платы Публикация Веб портал Государственные инвестиции SIAFI SIEF SIGPLAN SIDOR SIAFI SIAPE SISPAC SIEST SIASG SICONV SIAFI SPIU SIAPA SID SIAFI (F) SIEG SIORG SISTN (S+M) STN/MF COFIN SOF/MP SRH/MP STN/MF SPI/MP SLTI/MP SEGES/MP STN/MF BACEN SPU/MP STN/MF CODIP/COGEV/CODIV STN/MF CEF MP + MF DEST/MP Информационные системы УГФ в Бразилии (2009) SISAC TCU
May Проекты ИСУФ ( ) Проекты в области Казначейства / ИСУФ, финансируемые ВБ в 51 стране Обзор проектов в области ИСУФ, финансируемые ВБ, был осуществлен Доротинским (SM, ECSP4) в сентябре 2009 года для актуализации отчета об СУГФ, составленного в 2002 году. В составлении проекта участвовали Watkins, Rozeira, Arizti, Bellver, Arrobbio, Ossio, Howard и Dener, а также другие заинтересованные специалисты. Тенденции в реализации СУГФ
График проектов ИСУФ - I Статус проекта : C= закрытый ; A= активный ; P= готовится к внедрению Общая продолжительность в годах Статус Казначейства /СУГФ : 1= действует ; 2= действует ( пилот ); 3= в процессе реализации ; 4= в процессе реализации 0= не реализованы
График проектов ИСУФ - II Project Status: C=Closed; A=Active; P=Pipeline Total Duration in years Treasury/СУГФ Status: 1= Operational; 2= Oper. (Pilot); 3= In progress; 4=Pipeline 0= Not implemented
ИСУФ в действии - I
ИСУФ в действии - II ЕЦА : 14 К/Ф проектов осуществлено в 12 странах посредством LCR: 25 проектов в 12 странах SIDIF SAFCOSIIFSIGMA SIAFI SIGFELDSW SIIF SIDIF SIAFI SIIF LDSWSIGEF SAFI SIAF SIAFI СУГФ SIGFA СУГФ SIGECOF WWW Open Source Google Blogs Wireless Skype YouTube eGov Appl say2000i
май 2010Тенденции в реализации ИСУФ 18 Проекты ИСУФ ( ) Тип проектов ИСУФ ЕЦА: 7 новых (5 К + 2 Ф) через LCR : 14 новых (5 К + 9 Ф) ЕЦА: 7 новых (1 К + 6 Ф) посредством LCR: Новых проектов нет Новые системыК/Ф 31 Расширение e существующего К / Ф, 13 резервн К / Ф, 2 резервн Срочн К / Ф, 2 Иные, чем К / Ф, 0 Не пеализованы, 6 Тип законченных казначейских проектов/ИСУФ ( 54 проекта j ) Новые системы К/Ф, 13 Расширение существ К/Ф,К/Ф, 13 Резервн T/F, 1 Истекш резервн T/F, 1 Иные, чем К / Ф, 1 Тип активных казначейских проектов / ИСУФ ( 29 проектов ) Новые системы К / Ф 44 Расширение существующ К / Ф, 26 Резервн К / Ф, 3 Истекш сущ резервн Т / К, 3 Иные, чем Т / К, 1 Не реализованные, 6 Тип законч + активн казнч. проектов / ИСУФ (83 пр )
May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 19 Проекты ИСУФ ( ) 89% 11% + - Статус проектов ИСУФ Законченные (54) Активные (29) Операционные Не реализов Законченные + активные (83)
май 2010Тенденции в реализации ИСУФ 20 Проекты ИСУФ ( ) Доля деятельности Казначейства / ИСУФ в проектах Охват проектов Казначейства / ИСУФ Законченные (54) Активные (29) Operational (48)Active (29)
May Проекты ИСУФ ( ) Решения по прикладному программному обеспечению в Казначействе/ИСУФ Продолжительность закупок К/Ф Продолжительность контрактов К/Ф Тенденции в реализации СУГФ
May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 22 Основные характеристики Проекты ИСУФ ( ) – первоначальные наблюдения Представляется, что имеется четыре отчетливых региональных подхода к дизайну и реализации К/Ф: 1.Регион Латинской Америки и Карибского бассейна : Начинают на центральном уровне, постепенно расширяются; сначала К, затем Ф; в основном кастомизированное готовое программное обеспечение 2.Европа и Центральная Азия: Во всей стране; сначала К, затем Ф; гибрид самост. разработанного+кастомизированного готового ППО; специалисты ИКТ 3.Африка, Северная Африка и Ближний Восток: В основном для центр. правительства; в основном Ф; на основе самостоятельно разработанного ППО on COTS 4.Восточная Азия и Тихоокеанский регион : По всей стране; в основном К; на основе самостоятельно разработанного ППО 89% завершенных К/Ф систем работает (29 полностью + 19 пилотная реализация)
Май 2010Тенденции в реализации ИСУФ 23 Уровень зрелости Казначейства/ИСУФ Уровень зрелости проектов Казначейства/ИСУФ В июне 2006 года в рамках Программы по взаимному изучению и обмену опытом в управлении государственными финансами (PEM-PAL) ( ) Основа оценки зрелости проектов/ ИСУФ была разработана во время "Семинара специалистов Казначейства PEM-PAL в Любляне, Словении (в июне 2006 года) и уже дважды актуализировалась (в последний раз в мае 2010 года). Основа оценки уровня зрелости была разработана для активизации обмена знаниями и опытом среди руководителей Казначейств и соответствующих должностных лиц по вопросам управления государственными финансами из 16 стран ЕЦА. Банк создал вебсайт для публикации результатов и содействия интерактивному мониторингу и управлению предложенными показателями ( в настоящее время переведен в Любляну).
май 2010Тенденции в реализации ИСУФ 24 Уровень зрелости Казначейства/ ИСУФ Готовность Стратегия реформ УГФ Институциональный потенциал Сетевая инфраструктура по всей стране 1 Подготовка Правовая и институциональная основа Охват бюджета Единый казначейский счет (ЕКС) 2 Дизайн СУГФ Определение функциональности системы Подробные технические требования 3 Закупки Крупномасштабные системы ИКТ Техническая помощь и поддержка 4 Разработка и интеграция системы Полномасштабное тестирование и внедрение Обучение и изменение управления Реализация 5 Техническая поддержка Бюджетные ср-ва Технический потенциал Администрирование системы Техобслуживание 7 9 – 18 месяцев 9 – 18 месяцев 18 – 36 месяцев Ресурсы Эффективнос ть Время Мониторинг и оценка Механизмы мониторинга Потенциал управления проектом 6 Уровень зрелости проектов Казначейства/ ИСУФ Интерактивный мониторинг и управление показателями МФ
May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 25 Статус развития проектов Казначейства/ИСУФ в ЕЦА
May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 26 Эффективность проектов Казначейства в странах-членах PEMPAL По Боснии и Герцеговине, Грузии, Казахстану, Украине и России представлены показатели МФ за 2008 год, так как данные за 2010 год еще не были представлены. 0.0% 10.0% 20.0% 30.0% 40.0% 50.0% 60.0% 70.0% 80.0% 90.0% 100.0% АЛБАРМАЗЕБГГРЗКАЗКОСКРГМЛДМОНТДЖУКРУЗБРОССЛОТУР ЕЦА-Показатели развития проектов Казначейства/ИСУФ- Техническая поддержка Мониторинг и оценка Внедрение Закупка Дизайн СУГФ Подготовка Готовность Доля 12 % 10 % 15 % 20 % 25 % 10 % 8 %
May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 27 Свободное программное обеспечение в государственном секторе
May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 28 Вызовы при реализации ИСУФ Вызовы Приверженность правительства и соответствующая бюджетная поддержка Стабильность правил и нормативной базы в области управления государственными финансами (частное изменение правовой основы/политического курса) Набор и удержанием специалистов в области ИКТ в государственном секторе Существование надежной сетевой инфраструктуры на территории всей страны Реалистичная оценка затрат на ИКТ для снижения рисков, сопряженных с закупками Прикладные системы на основе Веб и открытые системы для сокращения затрат и продолжительности внедрения Надлежащие требования к разрабатываемым процедурам управления записями, безопасности информации/систем и цифровой подписи Координация деятельности с проектами в области электронного правительства (оперативная совместимость и обмен ресурсами) Укрепление навыков в управлении проектом, мониторинга и оценки
May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 29 Выводы Приверженность и поддержка: Для успешной реализации и устойчивости ИСУФ необходима приверженность на высоком уровне и надлежащая бюджетная поддержка. От Казначейства к интегрированной ИСУФ: За последнее десятилетие после реализации первоначальных проектов по развитию Казначейства, особое внимание уделялось на решениях по созданию интегрированных ИСУФ, основанных на разработках безопасных систем УГФ на основе веб и открытых прикладных программ. Наращивание потенциала: Для реализации решений в области интегрированных ИСУФ необходимо наращивание потенциала, надлежащее обучение и профессиональная техническая помощь. ИСУФ и электронное Правительство: Технические решения в области ИСУФ должны разрабатываться внедряться как часть общей стратегии/программы по созданию электронного Правительства. Информационные системы управления финансами: Интегрированные ИСУФ являются не только инструментом улучшения операционной эффективности и отчетности, но также и ключевым механизмом поддержки принятия решений для управляющих в области государственных финансов.
Спасибо!