Тенденции в реализации Информационных систем управления финансами (ИСУФ) Cem Dener Семинар практикующего сообщества по казначейству Кишинев, Молдова 18.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль Всемирного банка в создании и развитии информационных систем управления финансами Дмитрий Петрин, ФРП.
Advertisements

Обзор Казначейств / Систем Управления Государственными Финансами в ЕЦА Чем Денер Семинар PEM-PAL для сотрудников казначейств Любляна, Словения июня.
Электронные инструменты управления государственными финансами Министр финансов Кыргызской Республики Лаврова О.В. Министерство финансов Кыргызской Республики.
РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Джамшид Кучкаров, Заместитель Министра Финансов Республики.
Вклад Федерального казначейства в создание и развитие Информационного Общества Заместитель руководителя Федерального казначейства С.Б.Гуральников.
Информационные системы в Казначействе России сегодня и в 2015 году: основные векторы развития Заместитель руководителя Федерального казначейства С.Б.Гуральников.
1 Электронная обработка данных PEMPAL Конференция Стамбул февраля Марк Силинс.
ЗАСЕДАНИЕ – ДИСКУССИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ ГРУППА 2.
Treasury Community of Practice Kiev April 13 GROUP 1 1.
Электронное Казначейство и Единый Казначейский Счет. Модель Республики Молдова Александр Прохницки Заместитель Директора Казначейства РМ.
Практикующее сообщество по казначейству ГРУППА 1 1.
МОДЕРНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
Июнь 2006 г.СУГФ1 Комплексные Системы Управления Государственными Финансами (СУГФ) Чем Денер ECSPE Определения Развитие казначейских систем Разработка.
Поддержка реформы государственных закупок АБР Подготовлен: Амр Ж. Кари, специалист по закупкам Седьмой региональный форум по государственным закупкам,
Государственная интегрированная информационная система «Электронный бюджет» Заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Основные задачи развития стратегии внутреннего аудита в Беларуси 2-й Семинар Сообщества практикующих аудиторов Кишинев, Молдова июня 2007года Лилия.
Внутренний контроль и роль казначейства в странах - членах PEMPAL Практикующее сообщество по казначейству, Киев 2013 Результаты опроса Ресурсная команда.
Ключевые типы государственных платежей G2G Платежи Государства трансферты G2Р/G2В Платежи Государство - гражданину и Государство Бизнесу (расходы) Платежи.
Создание и развитие интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»
Транксрипт:

Тенденции в реализации Информационных систем управления финансами (ИСУФ) Cem Dener Семинар практикующего сообщества по казначейству Кишинев, Молдова 18 мая 2010 года Тенденции в реализации Информационных систем управления финансами (ИСУФ) Cem Dener Семинар практикующего сообщества по казначейству Кишинев, Молдова 18 мая 2010 года

May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 1 Презентация Что такое ИСУФ ? Подход к реализации ИСУФ Дизайн и реализация решений в области ИСУФ Единый казначейский счет Технические (ИКТ) решения в области ИСУФ Временные сроки реализации ИСУФ Проекты Казначейства/ ИСУФ ( ) Мониторинг и обмен знаниями Вызовы и выводы ИСУФ

B O O T Что такое ИСУФ ? май Тенденции в реализации СУГФ Управление активами Закупки Управление бюдж ассигнованиями Ассигнование средств Управление выплатами и поступлениями Управление наличными ср- вами Управление долгом и помощью Бюджетная отчетность и пересмотр бюджета Аудит и оценка Подготовка бюджета Разработка политики и обзор Расчет зарплаты Публикация Веб портал Государственн ые инвестиции Налоги и таможня ИСУФ : F = B + T (+ O) Казначейская система ( Исполнение бюджета )

May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 3 Реализация ИСУФ Подход 1.Определение потребностей реформы УГФ ( Что ? Почему ?) Оценка готовности + Определение стратегии Концептуальный дизайн Определение приоритетов и последовательности реформ УГФ 2.Разработка необходимых решений ( Как ? Где ? Когда ? ) Функциональность + Техническая архитектура + Спецификации Дизайн системы Определение предварительных требований к ИСУФ 3.Управление проектом ( Кто ?) Реализация + мониторинг + оценка + коорд Реализация ИСУФ Укрепление институционального потенциала для закупок, УФ, ИКТ

May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 4 Этапы разработки интегрированной ИСУФ Разработка интегрир.ИСУФ : годы Консультат. помощь при реформ УГФ Оценка имеющ навыков и ресурсов ИКТ 1. Опред. потребностей реформы УГФ Оценка потенциала и практики Помощь в укреплении потенциала УГФ Технич. спецификации [ докум. МКТ ] Разработка стратегии ИКТ /e- правит-во Дизайн системы 2. Разработка необходимых решений Разработка стратегии реформ УГФ Концептуальный дизайн 3. Управление проектом Группа управления проектом ( ГУП ) Коорд-я с донорами / др. проектами Подготовка Помощь в укрепл технич. потенциала Коорд. с e- Прав-во / друг. проект ИКТ Управ-е траст. фондами ( если есть ) Закупка решений ИКТ [ МКТ ] Реализац, тестир. и приемка системы Мониторинг и оценка Укрепл-ие потенц-а и изменение упр- ния Гарантия Создание национальной сети Реализация Начало ИСУФ Одобрение Сольный полет Технич. обеспечени послегарант Дизайн ИСУФ + на реализацию может уйти не менее 6-7 лет, несмотря технологич. прогресс

May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 5 Функции ИСУФОбщие варианты реализации Макроэкономический прогноз LDSW / Существующие модели Models Подготовка бюджета LDSW / COTS Основная Казнач. С-ма COTS (customized) Управление расходами + интерфейс с банковской системой ( ЕКС ) Управление доходами + интерфейс со сбором доходов Бухучет ( Главная бухкнига ) Управление денежн ср-вами(ЕКС ) Обязательства / Закупки + интерфейс с агентством по закупкам Финансовая отчетность Операционная поддержка бюжетоплучат. LDSW для бюджетополучателей ( через веб портал ) Управление внутренним долгом LDSW/ Интерфейс в с-мой управ-я долгом Управл. внешним долгом и помощью. Интерфейс с с-мой управления долгом Управление активами LDSW / COTS Кадровая база данных / зарплата LDSW / COTS Поддержка для аудита Специально разработанные отчеты Публикация в Интернете ( Веб портал )LDSW Инструменты для принятия решений (MIS)COTS / LDSW [ COTS: кастомизированное коммерческ.програмн. обесп-ие LDSW: Самостоятельно разработанное программное обеспечение Варианты функциональности/реализации МСУФ

May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 6 Единый счет Казначейства Модель централизованного ЕКС Центральное казначейство Минфина Центральный банк Районные отделения Казначейства Отделения комм. банка 1 Казначейская сеть ACH RTGS Безопасная ВЧС >> EFT ( пакетный файл ; XML) Платежные поручения и счета представлены ИСУФ ЕКС Головное отделение коммерч. банка 1 Головное отделение коммерч. банка X Бюджетополучатели Данные о всех платежах ( и доходах ) получаемые ежедневно из ЦБ 1 Одобренная заявка а платеж 2 Платежные инструкции 3 Отделения комм.банка X Сообщение о платеже 4 Прямой платеж на счет бенифициа ра 5 Отчетность ЕКС 6 SWIFT

May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 7 ЕКС – Аналогия системы контроля Ежедневный мониторинг ЕКС Управление наличн. ср- вами Управление доходами Единый казначейский счет + _ Изменения мер политики Управление госрасходами ± Управление долгом + помощью ± ± Обязательства + перераспред сенсор контролер волнение Бюджет МФ / Казначейство Доходы Расходы + _ Основные казначейские операции ( Стохастический процесс ) контролер процесс Режимы работы ЕКС : Клиентский счет Корреспондентский счет МФ / Казначейство Основной источник отклонений от бюджетной дисциплины

May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 8 Информационные и коммуникационные технологии ИСУФ Современные интегрированные системы ИСУФ разработаны и внедрены как централизованные приложения на базе Веб, поддерживающие децентрализованную деятельность Реализация ИСУФ включает следующие компоненты ИКТ : [1] Установление общенациональных сетевых соединений ( коммуникационных линий ) обычно как вклад правительства. [2] Разработка прикладного программного обеспечения на базе Веб ( ППО ) как комбинация кастомизированных пакетов готовых программ + местно разработанных программ ( гибридное решение ). [3] Установка центральных серверов ( серверов баз данных и прикладных серверов ) и устройства хранения данных ( волоконные дисковые массивы ) в Центре основной системы и Центре бесперебойности деятельности. [4] Установление стандартного аппаратного обеспечения ( серверы домена, рабочие станции пользователя и периферийные устройства ) в центральном и районном отделениях. [5] Установка сетевого оборудования, инструменты безопасности системы и управления пользователя, а также решения по инженерной поддержке.

May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 9 Архитектура технологии ИСУФ B C C 12 M S C Локальный сервер Межсетевой экран Серверы базы данных Минфин / Казначейство Территориальные офисы Бюджетополучатели Прикладные серверы Веб сервер Пункт сбора ( центр города ) Выделенная линия Бюджето- получатели Интернет Виртуальная частная сеть Туннель Кодировка Линия по требованию для городов ПК / маломощные клиенты [ 3 ] Центральные серверы [ 4 ] Аппаратное обеспечени е [ 1 ] Сеть WAN Районные офисы 3 Типичное 3- уровневое решение на основе Веб и компоненты [ ИКТ ] [ 5 ] Сетевое оборудование [ 2 ] СУГФ ППО БД ИСУФ MSC : Основной системный центр BCC : Центр бесперебойности деятельности

May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 10 Модель ИСУФ, основанной на Веб Терминалы пользователей Центр системы Сервер баз данных Прикладные серверы Пользо ватели Веб сервер Модули СУГФ Вебпортал Кастомизированные COTS LDSW Внутренние/ Внешние ИСУФ Модули, ППО, разработанные в стране БД COTS Организации УГФ ( подразделения МФ, отделения казначейства, отраслевые министерства ) Бюджетополучатели, местные финансовые управления, местные органы власти, муниципалитеты, и т.д.. Внутренний доступ Внешний доступ БД LDSW LDSW :кастомизированное коммерческ.програмн. обесп-ие COTS : Самостоятельно разработанное программное обеспечение ВЧС Интернет Интерфейсы Интегрир ованные базы данных СУГФ Основная казначейская система

May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 11 Функциональность ИСУФ ( Украина ) T Транзакции П ПланыPlans К Контракты С Счета О Отчеты И Интерфейс Бюджетополучатели Местные фин.управления, гос. органы, муниципалитеты, гос. учреждения Интегрированная ИСУФ Министерство финансов Центр беспрерывной деятельности + DW Управление ИТ Минфина И И И Фонд госуимущества Госзакупки Интернет и Интранет Веб портал ИСУФ Внешние пользователи Reports Отчеты T, П T, К T,П,К,С Главное управление госслужбы Внутренний аудит И П, О Расчет зарплаты. Управление активами Министерства и департаменты П, О АудитОтчеты Управление долгом Подготовка бюджета Основной системный центр СУГФ И Таможенная служба T, П И Налоговое управление T, П Основная с-ма Казначейства платежи/поступл ения Главная книга Закупки/Обязат. Управление ден ср-вами Окончательный баланс Макроэкономич прогнозы БД MSC БД BCC Статистический ин-т И П, О Управление кадрами НацбанкЕКС Региональное отделение Казначейства Районное отделение Казначейства И Другие гос учреждения T Финансовая отчетность

May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 12 ИСУФ в Бразилии Управление активами Закупки Управление бюджетными ассигнованиями Выделение средств Управление платежами и поступлениями Управление наличными средствами Управление долгом и помощью Бюджетная отчетность и обзор Аудит и оценка Подготовка бюджета Разработка политики и обзор Исполнение бюджета [ Казначейская система ] Расчет заработной платы Публикация Веб портал Государственные инвестиции SIAFI SIEF SIGPLAN SIDOR SIAFI SIAPE SISPAC SIEST SIASG SICONV SIAFI SPIU SIAPA SID SIAFI (F) SIEG SIORG SISTN (S+M) STN/MF COFIN SOF/MP SRH/MP STN/MF SPI/MP SLTI/MP SEGES/MP STN/MF BACEN SPU/MP STN/MF CODIP/COGEV/CODIV STN/MF CEF MP + MF DEST/MP Информационные системы УГФ в Бразилии (2009) SISAC TCU

May Проекты ИСУФ ( ) Проекты в области Казначейства / ИСУФ, финансируемые ВБ в 51 стране Обзор проектов в области ИСУФ, финансируемые ВБ, был осуществлен Доротинским (SM, ECSP4) в сентябре 2009 года для актуализации отчета об СУГФ, составленного в 2002 году. В составлении проекта участвовали Watkins, Rozeira, Arizti, Bellver, Arrobbio, Ossio, Howard и Dener, а также другие заинтересованные специалисты. Тенденции в реализации СУГФ

График проектов ИСУФ - I Статус проекта : C= закрытый ; A= активный ; P= готовится к внедрению Общая продолжительность в годах Статус Казначейства /СУГФ : 1= действует ; 2= действует ( пилот ); 3= в процессе реализации ; 4= в процессе реализации 0= не реализованы

График проектов ИСУФ - II Project Status: C=Closed; A=Active; P=Pipeline Total Duration in years Treasury/СУГФ Status: 1= Operational; 2= Oper. (Pilot); 3= In progress; 4=Pipeline 0= Not implemented

ИСУФ в действии - I

ИСУФ в действии - II ЕЦА : 14 К/Ф проектов осуществлено в 12 странах посредством LCR: 25 проектов в 12 странах SIDIF SAFCOSIIFSIGMA SIAFI SIGFELDSW SIIF SIDIF SIAFI SIIF LDSWSIGEF SAFI SIAF SIAFI СУГФ SIGFA СУГФ SIGECOF WWW Open Source Google Blogs Wireless Skype YouTube eGov Appl say2000i

май 2010Тенденции в реализации ИСУФ 18 Проекты ИСУФ ( ) Тип проектов ИСУФ ЕЦА: 7 новых (5 К + 2 Ф) через LCR : 14 новых (5 К + 9 Ф) ЕЦА: 7 новых (1 К + 6 Ф) посредством LCR: Новых проектов нет Новые системыК/Ф 31 Расширение e существующего К / Ф, 13 резервн К / Ф, 2 резервн Срочн К / Ф, 2 Иные, чем К / Ф, 0 Не пеализованы, 6 Тип законченных казначейских проектов/ИСУФ ( 54 проекта j ) Новые системы К/Ф, 13 Расширение существ К/Ф,К/Ф, 13 Резервн T/F, 1 Истекш резервн T/F, 1 Иные, чем К / Ф, 1 Тип активных казначейских проектов / ИСУФ ( 29 проектов ) Новые системы К / Ф 44 Расширение существующ К / Ф, 26 Резервн К / Ф, 3 Истекш сущ резервн Т / К, 3 Иные, чем Т / К, 1 Не реализованные, 6 Тип законч + активн казнч. проектов / ИСУФ (83 пр )

May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 19 Проекты ИСУФ ( ) 89% 11% + - Статус проектов ИСУФ Законченные (54) Активные (29) Операционные Не реализов Законченные + активные (83)

май 2010Тенденции в реализации ИСУФ 20 Проекты ИСУФ ( ) Доля деятельности Казначейства / ИСУФ в проектах Охват проектов Казначейства / ИСУФ Законченные (54) Активные (29) Operational (48)Active (29)

May Проекты ИСУФ ( ) Решения по прикладному программному обеспечению в Казначействе/ИСУФ Продолжительность закупок К/Ф Продолжительность контрактов К/Ф Тенденции в реализации СУГФ

May 2010 Тенденции в реализации СУГФ 22 Основные характеристики Проекты ИСУФ ( ) – первоначальные наблюдения Представляется, что имеется четыре отчетливых региональных подхода к дизайну и реализации К/Ф: 1.Регион Латинской Америки и Карибского бассейна : Начинают на центральном уровне, постепенно расширяются; сначала К, затем Ф; в основном кастомизированное готовое программное обеспечение 2.Европа и Центральная Азия: Во всей стране; сначала К, затем Ф; гибрид самост. разработанного+кастомизированного готового ППО; специалисты ИКТ 3.Африка, Северная Африка и Ближний Восток: В основном для центр. правительства; в основном Ф; на основе самостоятельно разработанного ППО on COTS 4.Восточная Азия и Тихоокеанский регион : По всей стране; в основном К; на основе самостоятельно разработанного ППО 89% завершенных К/Ф систем работает (29 полностью + 19 пилотная реализация)

Май 2010Тенденции в реализации ИСУФ 23 Уровень зрелости Казначейства/ИСУФ Уровень зрелости проектов Казначейства/ИСУФ В июне 2006 года в рамках Программы по взаимному изучению и обмену опытом в управлении государственными финансами (PEM-PAL) ( ) Основа оценки зрелости проектов/ ИСУФ была разработана во время "Семинара специалистов Казначейства PEM-PAL в Любляне, Словении (в июне 2006 года) и уже дважды актуализировалась (в последний раз в мае 2010 года). Основа оценки уровня зрелости была разработана для активизации обмена знаниями и опытом среди руководителей Казначейств и соответствующих должностных лиц по вопросам управления государственными финансами из 16 стран ЕЦА. Банк создал вебсайт для публикации результатов и содействия интерактивному мониторингу и управлению предложенными показателями ( в настоящее время переведен в Любляну).

май 2010Тенденции в реализации ИСУФ 24 Уровень зрелости Казначейства/ ИСУФ Готовность Стратегия реформ УГФ Институциональный потенциал Сетевая инфраструктура по всей стране 1 Подготовка Правовая и институциональная основа Охват бюджета Единый казначейский счет (ЕКС) 2 Дизайн СУГФ Определение функциональности системы Подробные технические требования 3 Закупки Крупномасштабные системы ИКТ Техническая помощь и поддержка 4 Разработка и интеграция системы Полномасштабное тестирование и внедрение Обучение и изменение управления Реализация 5 Техническая поддержка Бюджетные ср-ва Технический потенциал Администрирование системы Техобслуживание 7 9 – 18 месяцев 9 – 18 месяцев 18 – 36 месяцев Ресурсы Эффективнос ть Время Мониторинг и оценка Механизмы мониторинга Потенциал управления проектом 6 Уровень зрелости проектов Казначейства/ ИСУФ Интерактивный мониторинг и управление показателями МФ

May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 25 Статус развития проектов Казначейства/ИСУФ в ЕЦА

May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 26 Эффективность проектов Казначейства в странах-членах PEMPAL По Боснии и Герцеговине, Грузии, Казахстану, Украине и России представлены показатели МФ за 2008 год, так как данные за 2010 год еще не были представлены. 0.0% 10.0% 20.0% 30.0% 40.0% 50.0% 60.0% 70.0% 80.0% 90.0% 100.0% АЛБАРМАЗЕБГГРЗКАЗКОСКРГМЛДМОНТДЖУКРУЗБРОССЛОТУР ЕЦА-Показатели развития проектов Казначейства/ИСУФ- Техническая поддержка Мониторинг и оценка Внедрение Закупка Дизайн СУГФ Подготовка Готовность Доля 12 % 10 % 15 % 20 % 25 % 10 % 8 %

May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 27 Свободное программное обеспечение в государственном секторе

May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 28 Вызовы при реализации ИСУФ Вызовы Приверженность правительства и соответствующая бюджетная поддержка Стабильность правил и нормативной базы в области управления государственными финансами (частное изменение правовой основы/политического курса) Набор и удержанием специалистов в области ИКТ в государственном секторе Существование надежной сетевой инфраструктуры на территории всей страны Реалистичная оценка затрат на ИКТ для снижения рисков, сопряженных с закупками Прикладные системы на основе Веб и открытые системы для сокращения затрат и продолжительности внедрения Надлежащие требования к разрабатываемым процедурам управления записями, безопасности информации/систем и цифровой подписи Координация деятельности с проектами в области электронного правительства (оперативная совместимость и обмен ресурсами) Укрепление навыков в управлении проектом, мониторинга и оценки

May 2010 Тенденции в реализации ИСУФ 29 Выводы Приверженность и поддержка: Для успешной реализации и устойчивости ИСУФ необходима приверженность на высоком уровне и надлежащая бюджетная поддержка. От Казначейства к интегрированной ИСУФ: За последнее десятилетие после реализации первоначальных проектов по развитию Казначейства, особое внимание уделялось на решениях по созданию интегрированных ИСУФ, основанных на разработках безопасных систем УГФ на основе веб и открытых прикладных программ. Наращивание потенциала: Для реализации решений в области интегрированных ИСУФ необходимо наращивание потенциала, надлежащее обучение и профессиональная техническая помощь. ИСУФ и электронное Правительство: Технические решения в области ИСУФ должны разрабатываться внедряться как часть общей стратегии/программы по созданию электронного Правительства. Информационные системы управления финансами: Интегрированные ИСУФ являются не только инструментом улучшения операционной эффективности и отчетности, но также и ключевым механизмом поддержки принятия решений для управляющих в области государственных финансов.

Спасибо!