Сравнительный анализ практик сотрудничества с предприятиями в Магдебургском университете, участнике консорциума Проект ТЕМПУС СD-JEP 27238-2006 (UA) «Расширение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заместитель председателя Комитета экономического развития промышленной политики и торговли Соловейчик К.А.
Advertisements

НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Торгово-промышленная палата Чувашской Республики Роль и задачи системы ТПП по поддержке инновационного развития регионов России.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Золотая тысяча. Цель проекта Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства из числа молодых людей (до 25 лет)
Особенности реализации программы повышения квалификации «Развитие малого бизнеса» в российских образовательных учреждениях в рамках Государственного плана.
Кафедра «Бизнеса и инноваций» Сибирского государственного индустриального университета является уникальной. Её особенность на фоне других кафедр университета.
Усиление научного и учебного потенциала вуза; Создание источников дополнительного дохода вуза. 2.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
для ИННОВАТОРОВ Инновационный центр представляет собой единое окно в инфраструктуру поддержки инновационных проектов Свердловской области. Центр владеет.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ДОПОЛНЕНИЯ и ИЗМЕНЕНИЯ) к проекту «Развитие государственно-частного партнерства в системе профессионального образования (создание.
© Чистяков Ю.А., ОГУ «РЦРО» 2010Чистяков Ю.А.ОГУ «РЦРО»
Ассоциация новых предпринимателей «Капитал успеха» Программа.
1 Национальная академия природоохранного и курортного строительства Факультет экономики и менеджмента Специальность «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» Квалификация «Специалист.
Торгово-промышленная палата Чувашской Республики Возможности системы ТПП по привлечению инвестиций в инновационные компании На примере ТПП Чувашской Республики,
О направлениях развития Института дополнительного образования ГБОУ ВПО МГПУ Д.А. Махотин, директор ИДО, кандидат педагогических наук, доцент.
1 Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на гг.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Транксрипт:

Сравнительный анализ практик сотрудничества с предприятиями в Магдебургском университете, участнике консорциума Проект ТЕМПУС СD-JEP (UA) «Расширение сети сотрудничества университетов и предприятий в Восточной Украине в области экономики и управления»

Основные компоненты: 1.Изучение механизмов профессиональной интеграции студентов. Изучение практики работы центров карьеры, профессиональной ориентации и информации. 2.Сравнение программ и формирование среды для приобретения практических навыков студентами. Содержание и методики обучения, условия обучения.

Основные компоненты: 3.Изучение механизмов профессиональной интеграции. Изучение программ обучения без отрыва от производства для работников предприятий 4.Сравнение программ поддержки предпринимательства, помощь в создании предприятий и соглашений о партнерстве между университетами и предприятиями.( Инновационные программы в сферах продвижения предпринимательства, поддержка создания предприятий, программы бизнес –инкубаторов)

1 Изучение механизмов профессиональной интеграции студентов

Dr.Uwe Genetzke – head of the International Office. Магдебургский университет студентов, 1300 иностранные студенты из 88 стран. Прохождением практики занимается отдел практики, международного офиса университета, который предоставляет порядка 200 различных предприятий по всей Европе (возможности университета) и всей сети программы Леонардо да Винчи.

Функции, которые выполняет отдел практики – это: Практика для студентов ( технари – практика обязательна, у экономистов нет), прохождение практики от 3 –х месяцев, практика для дипломированных специалистов, Плотные проекты, а именно, необходимые языковые курсы, курсы по кросс-культурному развитию.

Функции, которые выполняет отдел практики – это: Правовая поддержка на прохождение практики. Если практику проходят за границей, то международный отдел обязательно заключает договор. Студент сам может предлагать предприятие, заключать договор на прохождение практики, обязательна проверка адекватности базы практики (2% предприятий отсеиваются университетом). Выясняют согласны ли студенты в дальнейшем работать на этих предприятиях (возможное трудоустройство) Отбор наиболее достойных предприятий, печать качества.

Важно понимать, что в период прохождения практики студент получает стипендию в размере 350 евро в месяц от ЕС и 150 евро от предприятий. Возможно прохождение практики и без оплаты (такая ситуация была по экономистам, сейчас начинают платить). 1 Изучение механизмов профессиональной интеграции студентов

Предприятия Германии берут студентов на практику достаточно активно, обосновывая это дешевой рабочей силой, возможностью отбора и адаптацией. 20% студентов получают приглашение на работу после прохождения практики. 1 Изучение механизмов профессиональной интеграции студентов

2.Сравнение программ и формирование среды для приобретения практических навыков студентами

2.Сравнение программ и формирование среды для приобретения практических навыков студентами Центр студенческого предпринимательства «Импульс» Prof. Dr. Matthias Rait and Dorit Behrens –Impuls –Netzwerk center (Sachsen –Anhalt), Thomas Zomack.

Основные интересующие нас вопросы - Чем занимается - Как организован студенческий центр «Импульс» - Как финансируется - Как формируется работа с общественностью, планируется бюджет по проведению PR компаний, какая эффективность PR 2.Сравнение программ и формирование среды для приобретения практических навыков студентами.

Центр студенческого предпринимательства «Импульс» Данный центр возник на основе кафедры «Предпринимательства» В 2004 году кафедра получила поддержку банка правительства Германии. Цель сопровождение молодых предпринимателей, 200 человек. Данный проект Импульс является частью большого проекта «Формат» Поддержка развивающихся предприятий, обеспечение их успешного развития ( маркетинговые программы).

Центр студенческого предпринимательства «Импульс» Поиск идей развития в научной среде. Основная задача состоит в коммерциализации научного проекта. Возможность коммерциализации ИС через инфраструктуру центров поддержки бизнеса. Реализуя такие проекты, возможно рассчитывать на поддержку в размере тыс. евро в год.

Предистория. Развитие малого бизнеса происходит при непосредственной поддержке, с одной стороны, кафедр университета, а с другой стороны, при поддержке банков. В восточной Германии отсутствовала культура развития предпринимательства. Актуальным является создание новых рабочих мест и создание условий для растущего бизнеса, важно чтобы студенты не уезжали, а оставались в Саксонии –Анхальт.

Предистория. Развитие малого бизнеса происходит при непосредственной поддержке, с одной стороны, кафедр университета, а с другой стороны, при поддержке банков. По развитию предпринимательства Германия занимает 10 – е место в мире. Следует отметить успешность предпринимательства на рынке по сравнению с 90 –м годом. 20% предприятий имеет больше 20 рабочих. Эта цифра является намного большей по сравнению со статистическими 8 %.

Центр студенческого предпринимательства «Импульс» Поддержку для развития таких программ получили 4 кафедры в Магдебургском университете и 50 кафедр по всей Германии. Также финансовая поддержка кафедр осуществляется со стороны Земли. Сумма поддержки кафедре составила евро в год.

Деятельность кафедры может быть представлена следующим образом. - чтение лекций, обеспечение учебного процесса. - экономическая поддержка бизнес – идей через фирму, юридическое лицо.

Статистика свидетельствует о том, что 80% вновь созданных предприятий не выдерживают конкуренции и только 20% остаются на рынке. В Германии отсутствует «культура второго шанса». Важно понимать, что если был отрицательный опыт предпринимательства, то второй раз получить кредит в банке невозможно. Важно поднимать качество бизнес – планирования. В Саксонии Анхальт создана сеть из кафедр, занимающихся вопросами предпринимательства.

Центр «Импульс» имеет финансовую поддержку до 2009 года, 70% - земля, 30% -ЕС. Организационная структура м.б. представлена следующим образом. 3 профессора, 2 научных сотрудника, 4 дополнительных научных работника, администратор, координатор. Поддержка студентов осуществляется сотрудниками центра(не профессорами) Центр студенческого предпринимательства «Импульс»

Студент приходит с идеей и пониманием того, что собирается делать в дальнейшем. Потом проходит проверку с использованием концепции маркетинга и пониманием возможной ниши на рынке и возможность дальнейшего финансирования. Студентами занимаются сотрудники центра, на оплату которых выделяется тыс. евро в год. Возможность формирования второй карьеры. Работа – обучение – свое предприятие. (Актуальность в связи с пенсией в 67 лет для всех). Центр студенческого предпринимательства «Импульс»

По приведенным выше причинам получается, что одна из проблем малого бизнеса состоит в плохом планировании. «Деловая модель» бизнес центра состоит в составлении качественных бизнес планов, что уменьшает риски. Одна из задач «Импульса» - это поиск реальных партнеров по бизнесу. Не сопроводить и отправить в свободное плавание предпринимателя, а найти реальных партнеров. Центр студенческого предпринимательства «Импульс»

Таким образом, центр приносит несомненную пользу в поиске новых идей и бизнес предложений. Возникает вопрос, а как это может ФИНАНСИРОВАТЬСЯ. Вариантов ответа достаточно много – университет, банки, частные инвесторы (3-5 лет). Получение финансовой поддержки от внешних структур путем проведения конкурсов и соревнований. Центр студенческого предпринимательства «Импульс»

Как же работает студенческий центр «Импульс». Конкурс бизнес –планов Оценка экспертов Отбор наиболее зрелых проектов. Подготовка проектов для конкурсов и программ. Представление их финансовым партнерам, например, банкам.

В рамках центра действует организация бывших успешных менеджеров, которая проводит бесплатные консультации для молодых предпринимателей. Проходят встречи выпускников (ALUMNI) Центр студенческого предпринимательства «Импульс»

Как же это работает! через процедуру проведения workshops, которые проводятся 4 раза в год. Происходит индивидуальное обучение человек. Важно, что студенты принимают самостоятельные решения. И они сами принимают решение об участии в конкурсе.

Как же это работает! 1-й модуль workshops, который предполагает изучение основ составления презентации, проведение семинаров по бизнес планированию, изучение конкретных разделов бизнес –плана., самомаркетинг. 2-й модуль предполагает изучение конкретного проекта 3-й и 4-й Применение полученных знаний для разработки собственного проекта. Студенты самостоятельно выбирают тематику своих бизнес – планов. 5-й Подведение общих итогов. Формирование обратной связи. Оценка семинаров и анкетирование участников. Отбор лучших студенческих работ.

Самая главная задача центра «Импульс» - это возможность самостоятельно прийти к решению по идее реализации собственного проекта.

Продвижение идей: В центре Работу с общественностью проводят 2 инструктора по PR. Интернет Актуализация данных Временные акции Плакаты ( на территории университета есть 10 мест для их размещения) Объявления чередуются с имиджевыми плакатами.

Продвижение идей: Раздаточные материалы Буклеты Campus TV Uni –Radio Basis – Internet, Plakate, Flyer… Special - TV, Radio, газеты…… Открытки ( пример, на стол в столовой и это тема для обсуждения)

Продвижение идей: Большую работу в этом направлении проводит профессор Райт, который на своих лекциях рассказывает студентам о возможностях центра «Импульс». Важной является практика распространения информации через успешных людей, которые прошли программу. Данная рекламная компания называется « История успеха».

Продвижение идей: Общий бюджет планирования PR акций осуществляется на 2 года и составляет евро. Удельный вес всех расходов по маркетинговой программе меньше 10% от общего бюджета. Самостоятельно проводится разработка маркетинговой концепции. Разработка рекламных проектов проводится самостоятельно с привлечением студентов. Реклама – это задача самих студентов

Важным моментом является обязательная процедура получения обратной связи от студентов по поводу проведения мероприятий «Импульса». Эта процедура осуществляется через анкетирование и заполнение специально разработанного формуляра. Где увидел объявление, как узнал о том или ином мероприятии. Подготовка таким образом бизнес – планов позволяет принять участие в конкурсе, при условии победы – это может стать начальным капиталом для бизнеса. Центр студенческого предпринимательства «Импульс»

Статистика участников программы: 52 человека – экономические науки, 31 человек – гуманитарные науки (социальные проекты), 20 человек – информатики, 20 человек –машиностроение.

Из всех, кто прошел программу обучения в «Импульсе» 58 –научные сотрудники университета, 120 человек – студенты, 59 человек –женщины, 119 человек – мужчины, из 178 человек – 30 человек успешно основали свой бизнес. Как правило приходят работать уже сформировавшиеся команды 2-3 человека. Поэтому 80% участников – это коллективы. Важно создание рабочих команд из представителей различных факультетов ( например, машиностроение и экономика). Статистика участников программы:

3. Изучение программ обучения без отрыва от производства для работников предприятий

Dr.-Ing. Sonja Schmicker, head of Mensch technik organization planung (METOP) – An –Institut der Otto-von –Guericke –Universitat Magdeburg. МЕТОР – консалтинговая организация при университете. В абривиатуру входят слова – техника, организация, планирование, человек.

МЕТОР – консалтинговая организация при университете Финансирования со стороны университета нет. Частные владельцы - 6 профессоров университета. Идея создания структуры, где научно – практические работники могут знакомиться с практикой. Основные управленческие функции относятся к менеджменту и логистике, прикладной информатике и осуществлению научного руководства (научные советы).

Основные шаги развития организации: Университет выполнял функцию инкубатора. Финансирование правительством земли (грант) и Европейской комиссией ( 3 года) На сегодняшний день МЕТОР – это 280 м2, которые снимает организация без предоставления каких – либо льгот.( 9-12 евро за м2 арендная плата), 23 научных сотрудника, 2 руководителя, 2 администратора, 6 вспомогательных работников (студенты), секретарь (студент).

Важно понимать: МЕТОР это не только площадка для работы преподавателей, но также место работы для студентов, где они работают вспомогательными сотрудниками. Для реализации конкретных проектов сотрудники МЕТОР, которые одновременно и являются преподавателями университета, имеют возможность отобрать лучших студентов. От проекта зависит, кого необходимо привлекать – технарей или экономистов.

Важно понимать: Студенты имеют возможность получения практического опыта и заработной платы, возможности проявить свои лучшие качества и в дальнейшем писать диссертацию. Очень важно месторасположение организации – рядом научные институты, кампус университета, «научная гавань», расположенная вдоль Эльбы.

METOP – An –Institut An –Institut особая форма ведения бизнеса. Знак качества для университета, формирование положительного имиджа университета. В тоже время существенная проблема для Германии – нехватка специалистов и как следствие « война за таланты». Подается научная концепция в Министерство Поддержка ученого Совета университета.

METOP – An –Institut Такое разрешение дается на 5 лет. В дальнейшем подается отчет о достижениях на право продления статута. Данная форма актуальна и важна для получения договора о кооперации с университетом, который дает право на кооперацию с факультетами университета.

METOP – An –Institut Таким образом, формируется прозрачность отношений. Реальные проекты финансируются землей и ЕС (50%) Заказы научных исследований со стороны промышленности (50%) Важна возможность научной кооперации экономистов и менеджеров, психологов, информатиков и т.д. Возможность комплексного подхода к изучаемой проблеме.

METOP – An –Institut Особое внимание уделяется проектам развития персонала организации. Интересен проект «Партнеры завтрашнего дня» - в рамках которого студенты из Китая проходят практику на предприятиях Саксонии –Анхальт.

Производственное предприятие SAM Предприятие занимается производством стальных конструкций. Предприятие работает на рынке 11 лет, 750 человек, 4- х сменный режим работы, длительность производственного цикла – 7 дней. Главный продукт – стальные конструкции для ветряков, которые передаются Enercom ( главный производитель ветряных электростанций). Также раньше предприятие занималось постройкой мостов, было построено более 100 мостов, в том числе водный крест(повышение имиджа предприятия).

Производственное предприятие SAM Основная проблема кадрового обеспечения – это средний возраст коллектива - 45лет, нет притока молодых кадров, недостаточное количество персонала с высшим образованием. Заработная плата на 20 – 30% ниже, чем в Западной Германии. Для решения данной проблемы строится система подготовки и обучения персонала.

Производственное предприятие SAM Для решения данной проблемы строится система подготовки и обучения персонала. Она имеет трех уровневую подготовку, включая продолжение школьного обучения, в дальнейшем возможно развитие квалификации до уровня конструктора. Первые 10 человек были подготовлены по такой схеме.

4. Сравнение программ поддержки предпринимательства, помощь в создании предприятий и соглашений о партнерстве между университетами и предприятиями.

Инновационный центр – Барлебен (Магдебург) Директор Dr.-Ing.Udo Hafke – head of Innovations – und Grunderzentrum Magdeburg, Barleben. Открытое общество учредителями, которого являются университет, банк, Торговая палата г. Магдебурга.

Инновационный центр – Барлебен (Магдебург) Слоган – Необходимо иметь все самое лучшее, чтобы быть первым на рынке! Цель – поддержка инновационных предприятий, поскольку исторически сложилось так, что экономическую структуру представляет машиностроение, то после объединения Германии возникла необходимость в поддерживающей структуре.

Инновационный центр – Барлебен (Магдебург) Соединение малых предприятий для синергетического эффекта. Вместе легче финансово. Идея консорциума – производитель + научный исследователь.

Инновационный центр – Барлебен (Магдебург) Инновационная идея должна иметь техническое обоснование и в дальнейшем приводить к собственному делу ( должна быть рентабельна) В данном центре инновационная идея получает экономическую и политическую поддержку, поддержку Университета (земли Саксония)

Инновационный центр – Барлебен (Магдебург) Инновационный центр представляет собой лаборатории, бюро, экспериментальные комнаты, где: работает 700 человек в 75 фирмах, общая площадь 25000м2, обслуживающая инфраструктура занимает 5000м2

Инновационный центр – Барлебен (Магдебург) С 1991 года было «отправлено» в реальную экономику 135 предприятий, 5000 рабочих мест. Распространение удачного опыта нашло свое отражение в создании Института автоматизации и коммуникации (исследование и развитие средств связи, 100 чел.) Открытие бизнес – инкубатора «Научная гавань».

Основные подходы к стимулированию бизнес –инкубаторов Налоговые каникулы, Разработка методик по развитию креативности Возможность сотрудничать с научными институтами Мотивация самостоятельного развития

Инновационный центр – Барлебен (Магдебург) Среди студентов 7% становятся самостоятельными предпринимателями. Именно это позволяет искать креативный инновационный потенциал. Данная инфраструктура относится к одному из самых сильных инновационных центров Германии, входит в 10-ку. Важно, что деньги на развитие предоставляется землей Саксония. Введена арендная плата 4-7 евро за м2, возможно бесплатное консультирование.

Инновационный центр – Барлебен (Магдебург) С 1993 –года инновационный центр самофинансируется Получает 2 млн. арендной платы и 1 млн. зарабатывает через экспертизу. Административное управление 6-7 человек. Отрицательный опыт – меньше 5 % неудачных предприятий. Проходит, так называемый «вступительный экзамен». Где экспертиза проектов осуществляется внешними экспертами и сотрудниками центра. Особая задача поиск персонала для инновационного центра.

Frank Lauterbach (IGZ –WISTA, Berlin) This is a common project involving the institutes of the Humboldt – Universitat, three non – university institutes, and the WISTA Management GmbH – the development and business society of the Science and Technology Park in Adlershof.

Предприятие АБИТЕП – производство биоудобрений. Фирме 3 года, работает 9 человек. Предприятие работает для пищевой промышленности, пивоварения, производство напитков, фармация. 60% продукции отправляется за рубеж – Швейцария, Австрия, Израиль, Дания, Англия, возможные партнеры в Южной Америке и Китае (боятся потерять технологии).

Предприятие АБИТЕП – производство биоудобрений Продажа продукции как правило производится оптовым компаниям. 70% работы фирмы – производство, остальное – научная деятельность, сейчас идет осуществление 3 –х научных проектов.

Предприятие АБИТЕП – производство биоудобрений. Кадровые особенности – 50% работников – люди старше 55 лет. Важно, что предприятие ищет персонал через центр занятости, но к сожалению, как правило – это плохое качество персонала. Основной рекрутинг сейчас проводится через сайт фирмы.

Предприятие АБИТЕП – производство биоудобрений. Главный упор при подборе кадров уделяется совместимости в коллективе. Квалификационные требования на втором месте. Активно используется инструментарий практикантов. В Европе лучше купить оборудование, которое окупиться за полгода, чем нанять новых рабочих ( очень дорогая рабочая сила)

Экспериментальная фабрика объединяет в себе инновационные предприятия и научные институты университета. Цель – соединение научных исследований с предприятиями.

Основные задачи и функции экспериментальной фабрики. Научные лаборатории, Место для проведения консультаций, Инициализация инновационных процессов.