Проблемы и перспективы инновационного развития Казахстана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
Advertisements

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
Стратегический проект «Екатеринбург – центр инновационной деятельности и инновационных услуг» Программа : Екатеринбург – межрегиональный центр инновационной.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Самара, 17 ноября 2011 г. О развитии территориальных кластеров Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СО СТРАНАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА» 10 октября 2015 г. Исаков.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Тбилиси, апреля 2012 г. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ Тбилиси, апреля 2012 г. Евгений Сесицкий, Беларусь.
для ИННОВАТОРОВ Инновационный центр представляет собой единое окно в инфраструктуру поддержки инновационных проектов Свердловской области. Центр владеет.
Транксрипт:

Проблемы и перспективы инновационного развития Казахстана

«Надо обеспечить системы координации бизнеса, науки и образования, которые бы обеспечивали накопление знаний, скорейший обмен информацией, выработку и внедрение технологических решений. Мы должны создать эффективную научную систему, способную генерировать нужные экономике и обществу новые идеи, знания, научные открытия и технологические прорывы. Страна, в которой наука и инновации на втором месте, не будет первой ни в одной сфере» Н. А. Назарбаев

Необходимость диверсификации экономики В докризисный период структура и качество экономического роста Казахстана были обусловлены развитием сырьевого сектора, строительства, финансовой деятельности и торговли. До настоящего времени присутствует сильная зависимость экономики от сырьевых ресурсов. Общий объем иностранных инвестиций в экономику Казахстана с годы составил 108 миллиардов долларов, до 90% инвестиций была направлена в сырьевой сектор. В будущем ориентировка только на ипотечные и сырьевые ресурсы, а также торговые отрасли может привести к новым экономическим кризисам. Главная цель - изменить структуру экономики, диверсифицировав ее, опираясь на науку и инновации.

Корпоративный сектор Рыночная и административно-командная модель создания научно-инновационной продукции Государственный сектор Рыночная модель Основной исследова- тельский кластер Прикладной исследова- тельский кластер Академический сектор Правительство Академия наук Инсти- туты Индустриальные отделы и департаменты Предпри- ятия Департаменты образования Универси- теты Административно-командная модель

Основные причины низкой эффективности результатов научно-инновационной деятельности В настоящее время функционирует научно- инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой и новой модели: Централизованное управление научно-инновационным процессом. Слабые горизонтальные связи между участниками научно- инновационного процесса. Отсутствие мотивации в коммерциализации результатов при проведении НИОКР. Низкий уровень инновационной инфраструктуры, лабораторно-исследовательской базы, недостаточное количество современных приборов и оборудования. Отсутствие стратегического планирования и мониторинга НИОКР, что не позволяет осуществить доведение результатов исследований до конечного коммерческого продукта. Недостаток квалифицированных кадров для инновационной деятельности.

Роль государства в развитии и науки и инноваций Обеспечивает превращение научных направлений в производящие отрасли новой экономики. Создает условия и стимулирует развитие научно- инновационной деятельности, издавая соответствующие законы, устанавливая или отменяя финансовые льготы.

Национальная научно- инновационная система (НИС) Национальная научно- инновационная система - это совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие научно-инновационной деятельности Республики Казахстан.

Принципиальные отличия концепции рыночной НИС Создание и трансформация нового знания осуществляется конкретными экономическими субъектами со своими ценностями и интересами. Важнейшую роль в инновационном процессе играют не сами субъекты, а отношения между ними. Взаимоотношения субъектов инновационной деятельности должны регулироваться эффективным законодательством. Новое знание может рождаться не только вначале инновационного цикла, но и на любом его этапе, у любого субъекта инновационной деятельности. Тем самым «линейная» модель превращения знаний в коммерческий продукт преобразуется в более сложную «сетевую».

Пути превращения инновации в основу индустриализации страны

Жизненный цикл научно-инновационной продукции

Генерация идей Проблемы Дефицит научных идей, крупных проектов Низкий технический уровень лабораторно- исследовательской базы Низкий уровень кадров, отсутствие возможности для их мобильности и воспроизводства как интеллектуального ресурса Интеллектуальная собственность не является товаром Пути решения Дальнейшее развитие научно-инновационной инфраструктуры в соответствии с уровнем науки и техники Создание условий (моральные и материальные стимулы) для эффективной деятельности и воспроизводства научно- инновационных кадров и человеческого капитала Привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов к научно-инновационной деятельности в Казахстане Превращение интеллектуальной собственности в материальные активы, подлежащие постановке на баланс предприятий

Фундаментальные исследования Проблемы Отсутствие стратегического планирования научных направлений, увязанного с коммерциализацией результатов исследований. Неэффективный отбор проектов, представляемых к финансированию Старение научных кадров, низкий уровень притока молодых специалистов Непривлекательность научной деятельности Пути решения Обеспечить стратегическое планирование научных направлений, увязав их с развитием существующих и планируемых производств Осуществить переход от управления затратим к управлению результатами Сформировать механизм стимулирования деятельности научно-инновационных кадров

Прикладные исследования Проблемы Разрабатываемые технологии мало востребованы существующим производством Отсутствие структур финансирующих и развивающих старт- ап этапы инноваций Отсутствие действенного механизма взаимодействия всех участников технологического коридора (организаций высшего образования и науки, производства, технопарков, институтов развития и бизнеса)на стадии прикладных исследований Отсутствие привлекательных условий для финансирования частным бизнесом прикладных исследований в рамках государственно-частного партнерства Пути решения Создание привлекательных условий для финансирования частным бизнесом прикладных исследований в рамках государственно-частного партнерства Создание эффективного механизма инновационного менеджмента и финансирования прикладных исследований с привлечением венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, страховых компаний) Подготовка квалифицированных специалистов по инновационному менеджменту

Опытно-конструкторские работы Проблемы Исчезновение конструкторских бюро, проектных институтов, опытных участков и лабораторий Устаревшая материальная база, а порой полное отсутствие таковой в конструкторских бюро, проектных институтах, заводских лабораториях Отсутствие горизонтальных связей между различными участниками инновационного процесса Казахстанский частный бизнес не заинтересован вкладывать средства в ОКР Ориентировка на покупку готовых технологий (не всегда лучших) или конструкторской документации Пути решения Создание и модернизация конструкторских бюро, проектных институтов, опытных участков и лабораторий Модернизация проектной конструкторской и испытательной материальной базы в соответствии с существующим уровнем развития науки и техники Подготовка высококвалифицированных инженерно- конструкторских кадров Совершенствование налогового и таможенного законодательства на стимуляцию частного бизнеса на инвестирования средств в ОКР

Создание опытных образцов Проблемы Недостаточная оснащенность заводских опытно- производственных участков и цехов, технопарков, индустриальных зон, современным производственным и технологическим оборудованием, а также соответствующей инженерной инфраструктурой Нехватка высококвалифицированных специалистов, способных разрабатывать образцы новой техники, обслуживать современное производственное и технологическое оборудование Пути решения Создание заводских опытно-производственных участков и цехов, технопарков, индустриальных зон, укомплектованных современным производственным и технологическим оборудованием Развитие эффективного взаимодействия зон высоких технологий с техническими университетами, что обеспечивает приток инновационных идей и высококвалифицированных специалистов

Промышленное освоение Проблемы Низкая наукоемкость выпускаемой продукции Нежелание казахстанских инвесторов вкладывать в выпуск инновационной продукции Отсутствие косвенных механизмов стимулирования (через налоговые преференции) освоения и выпуска инновационной продукции Узкая сфера размещения иностранных капиталов в инновационных производствах, за исключением добывающего сектора. Затрудненная возможность поставок новой продукции на мировые рынки Многие предприятия ограничены в поставках даже на внутренний рынок Пути решения Объективное прозрачное налогообложение сырьевого сектора экономики и предоставление налоговых преференций предприятиям, направляющим собственные средства на научную, научно-техническую деятельность, а также деятельность направленную на выпуск инновационной продукции Создание совместно с другими странами финансовых фондов, поддерживающих продвижение инновационной продукции на рынки обеих стран Регулирование таможенных пошлин на экспорт продукции в зависимости от ее наукоемкости

Особенности налогообложения в Республике Казахстан Недропользователи: снижение ставок корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых автоматический возврат дебетового сальдо по НДС смягчение норм по исчислению налога на сверхприбыль распространение на недропользователей действия инвестиционных налоговых преференций Научно-инновационная сфера: по корпоративному подоходному налогу льгот не имеет по налогу на добавленную стоимость льгот не имеет импорт товаров ввозимых на территорию Республики Казахстан для проведения научных исследований облагается таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость в полном объеме

Мировой опыт по налоговым льготам, стимулирующих научно-инновационную деятельность предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели уменьшение налога на прирост инновационных затрат «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

Косвенные механизмы финансирования Важным фактором развития инноваций являются косвенные механизмы финансирования научно- инновационной деятельности, представляющие собой комплекс налоговых и таможенных преференций по уплате налогов и сборов для предприятий и организаций, направляющих собственные финансовые средства на научно- исследовательскую и опытно- конструкторскую деятельность по приоритетным научным направлениям.

Научно-инновационная инфраструктура НИОКР Идея Опытный образец Производство Индустриальные зоны развития бизнеса ВКГТУ им. Д.Серикбаева Университеты, НИИ, КБ Технопарки Рынок Бизнес-инкубаторы

Международный опыт создания зон высоких технологий

На территории общей площадью 66 га разместятся все компоненты физической инфраструктуры обеспечения инновационной деятельности.

Научно-инновационная инфраструктура – преобразования знаний в конечный инновационный продукт Университеты (исследовательский, инновационный). Бизнес-инкубаторы. Технопарки. Конструкторские бюро. Центры передовых технологий. Венчурные фонды, институты развития и страховые компании. Зоны высоких технологий, индустриальные зоны. В Законе о науке отсутствует статус субъектов научно-инновационной инфраструктуры

Университеты Исследовательский университет - это ведущий вуз, обладающий значительной учебно-методической и научно- исследовательской базой, научно-образовательным кадровым потенциалом. Им, как правило, поручаются обеспечение и развитие фундаментальных и прикладных исследований, разработки научных основ новых технологий. Инновационный (предпринимательский) университет - научно-образовательный комплекс с развитой инновационной инфраструктурой (учебная база, исследовательские и проектные организации, конструкторские бюро, бизнес- инкубатор, технопарк, ареал малых наукоемких предприятий и др.), осуществляющий полный цикл инновационной деятельности, позволяющей получить прибыль и способный реализовать подготовку специалистов, обладающих навыками инновационного предпринимательства. Основной задачей инновационного университета является развитие инновационной деятельности в синергизме с научными исследованиями и образовательным процессом. Целесообразно инновационным университетам присвоить организационно правовой статус, который соответствует для условий рыночной инновационной экономики.

Инновационные структуры Бизнес-инкубатор – организация, решающая задачи поддержки малых, вновь созданных предпритий и начинающих предпринимателей, с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе инновационных идей Технопарк специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Конструкторское бюро – организация, занимающаяся разработкой и испытанием новой техники. Центр передовых технологий – организация, занимающаяся обучением, научными исследованиями, распространением знаний, разработкой и трансфертом технологий и их коммерциализацией. Зона высоких технологий или технико-внедренческого типа – обособленная территория, на которой создаются благоприятные условия, за счет налоговых и таможенных преференций, для привлечения капитала в развитие инновационной деятельности.

Финансовые структуры для инновационной деятельности Институты развития – организации, обеспечивающие реализацию и повышении возможностей и способностей отечественного бизнеса для выполнения важных государственных задач в области модернизации и диверсификации экономики, вывода страны на новый уровень социально-экономического развития. Венчурные фонды инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Страховые компании – организации, которые осуществляют страхование имущественных рисков инновационных предприятий (объектов венчурного инвестирования), рисков, связанных с жизнью и здоровьем топ-менеджеров этих предприятий, страхование ответственности, страхование других классических рисков.

Европейское инновационное табло INNO-Policy TrendChart

Основные показатели европейского инновационного табло «Входные индикаторы» движущие силы инноваций 1.1. Доля лиц c высшим образованием в области технических и естественных наук среди населения в возрасте лет (количество на 1000 жителей соответствующего возраста) 1.2. Доля лиц, имеющих законченное высшее образование, среди населения в возрасте лет (% от общей численности населения соответствующего возраста) 1.3. Уровень проникновения широкополосного Интернета, количество пользователей в % к общей численности населения 1.4. Доля лиц, принимающих участие в программах повышения квалификации (учеба) для взрослых, среди населения в возрасте лет (% от общей численности населения соответствующего возраста) 1.5. Уровень образования молодежи ( часть молодежи в возрасте лет в общем количестве населения этой возрастной группы, которая, как минимум, имеет полное среднее образование и получила дополнительное профессиональное образование)

Основные показатели европейского инновационного табло «Входные индикаторы» создание новых знаний 2.1. Доля государственных ассигнований на НИОКР в ВВП, % 2.2. Доля затрат па НИОКР в ВВП коммерческого сектора, % 2.3, Доля затрат на НИОКР в высокотехнологичном и «средне- высокотехнологичном» секторах промышленности в общих затратах на НИОКР в обрабатывающей промышленности 2.4. Доля предприятий, которые получали средства на инновационную деятельность из некоммерческих источников

Основные показатели европейского инновационного табло «Входные индикаторы» инновации и предпринимательство 3.1. Доля малых и средних предприятий, которые проводят инновации для собственных нужд, и % от общего количества соответствующих компаний 3.2. Доля малых и средних компаний, которые принимают участие в совместных инновационных проектах в промышленности, в % 3.3. Затраты на инновационную деятельность как часть товарооборота, в % 3.4. Доля венчурного капитала, которая предназначена для финансирования ранних стадий инновационной деятельности, как доля в ВВП, % 3.5. Затраты на информационные технологии как доля в ВВП, в % 3.6. Доля малых и средних предприятий, которые проводят инновации нетехнологического характера, в % от общего количества соответствующих компаний

Основные показатели европейского инновационного табло «Выходные индикаторы» использование 4.1 Занятость в высокотехнологичных услугах (как % от общей численности занятых) 4.2 Экспорт инновационной продукции как доля в общем экспорте, % 4.3 Доля новой для фирмы, но не для рынка, продукции на рынке (в % от общего товарооборота) 4.4 Доля новой для рынка продукции (в % от общего товарооборота) 4.5 Занятость в высокотехнологичном и «средне-высокотехнологичном» секторах промышленности (как доля, в % от общей численности занятых)

Основные показатели европейского инновационного табло «Выходные индикаторы» интеллектуальная собственность 5.1 Количество патентов ЕС на населения 5.2 Количество патентов США на населения 5.3 Количество патентов так называемых «триадных групп» на населения 5.4 Количество новых торговых марок ЕС на населения 5.5 Количество новых полезных моделей ЕС на населения

Предложения Необходимо: создать эффективную национальную научно-инновационную систему, опирающуюся на законодательную базу, регламентирующую все взаимоотношения между субъектами научно- инновационной деятельности и стимулирующей спрос на инновации; выработать эффективный механизм функционирования технологического коридора по превращению научных знаний в коечный коммерческий продукт: идея – инновационное предложение – НИОКР – опытный образец – производство – рынок; предоставить налоговые преференции предприятиям, направляющим собственные средства на научную и научно-техническую деятельность, освободить от таможенных пошлин и уплаты налога на добавленную стоимость импорт товаров ввозимых на территорию Республики Казахстан для проведения научных исследований; разработать эффективное стратегическое планирование (на 5-10 лет) научных проектов и направлений, для обеспечения взаимосвязи между фундаментальными, прикладными исследованиями и процессами коммерциализации их результатов; повысить качество подготовки научно-инновационных кадров и создать благоприятные условия для их деятельности и развития; создать специализированные зоны высоких технологий; обеспечить мониторинг научно-инновационной деятельности.

Высокотехнологичная индустрия Национальное видение Стратегия Политические обязательства Физическая инфраструктура Финансирование НИОКР Налогообложение и банки Правовая система Фундаментальные науки Образованные и квалифицированные кадры Региональное планирование Предпринимательство Венчурный капитал Проектный менеджмент Социальная поддержка Создание инновационного продукта Технологии

Благодарю за внимание!