Отчет о реализации проекта «Духовно-нравственная культура молодежи в контексте гуманитарного образования» в Псковском государственном педагогическом университете.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Advertisements

Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
ДОЛГ И СОВЕСТЬ УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 8 КЛАССЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Общение и презентация системы работы по формированию нравственных ценностей через ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ 5.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Духовно-нравственное воспитание. Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности и духовности. От него зависит наша внутренняя устойчивость.
Мировоззрение старшеклассников Выступление Очнева И.В. на педсовете
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Формы внеклассной работы. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В. П. Созонов)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
РОЛЬ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Социальные ценности и нормы. Ценности В узком смысле В широком смысле норма предмет идеал значимость Положительная или отрицательная значимость какого-
Транксрипт:

Отчет о реализации проекта «Духовно-нравственная культура молодежи в контексте гуманитарного образования» в Псковском государственном педагогическом университете им. С.М. Кирова

Ответственные преподаватели: - доктор психологических наук, профессор Иванова С.П. - кандидат психологических наук, доцент Манойлова М.А. - старший преподаватель Хадимуллина Е.Д.

Участники проекта: 32 студента факультета психологии ПГПУ им. С.М. Кирова

Основные результаты реализации проекта

Установочная конференция 03 мая 2011г. ауд

1. Вступительное слово – Иванова С.П. 2. Информация о проекте и межвузовской ассоциации «Покров» - Манойлова М.А. 3. Задания для самостоятельной работы студентов, раздаточный материал межвузовской ассоциации «Покров» - Хадимуллина Е.М. 4. Посещение вузовской домовой Церкви.

Выполненные мероприятия

С.П. Иванова 1. Консультации по подготовке студенческих рефератов на темы: «Различия понимания духовности в богословии и современной психологии» (Евстигнеева О.); «Образование как способ гармонизации культуры и цивилизации» (Майборода Д.). 2. Диагностика ценностных ориентаций студентов по методикам СЖО, М.Ф. Потемкиной, Шварца и математическая обработка результатов. 3. Диагностика представлений студентов о смысле жизни (Чудновский) и счастье.

С.П. Иванова 4. Диагностика нравственной воспитанности студентов (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович «Изучение личности учащегося и ученических коллективов».- М.: «Просвещение», 1988). 5. Диспут по методу «погружения в эпоху» или встрече с духовно-нравственным наследием предков на тему «Мой кусочек Рая на Земле». 6. Групповые дискуссии по методу «Дерево решений» на темы: «Семья или карьера? Как создать семью и реализовать себя в жизни?», «Инфантилизм и раннее развитие. Как оградить ребенка от вредных воздействий окружающей среды?», «Пример для подражания. Как воспитать ребенка в идеалах духовно-нравственной культуры России?».

М.А. Манойлова 1. Сократический диалог: «Духовно- нравственная культура молодежи в условиях рыночной экономики и демократии. Перспективы и угрозы». 2. Эссе «Мой жизненный путь как проявление моего внутреннего мира личности». 3. Психодиагностика духовно-нравственной сферы. 4. «Кинозал»: фильм «Растление». 5. Волонтерское движение по программе «Радуга».

Е.Д. Хадимуллина 1. Психодиагностика духовно-нравственной сферы. 2. «Кинозал»: фильм «Мы из будущего» (тест on-line). 3. Анализ литературы и Интернет-источников по теме «Поколение Y»: социальный портрет современной молодежи лет. 4. Фото Кросс: «Новый взгляд на любимый город». 5. Плацкарт Победы

Анализ результатов психодиагностики (С.П. Иванова): Основные результаты обработки эмпирических данных по тесту СЖО: показатели выраженности смысложизненных ориентаций у студентов: -Как у девушек, так и у юношей в наибольшей степени выражена ориентация на цель, однако у парней эта выраженность больше на 3,52 балла. -Наименьшее среднее значение отражено в ориентации на локус-контроля Я, однако у парней эта выраженность больше на 2,55 балла. - По всем шкалам результаты средних значений у парней больше, чем у девушек и тем самым общая шкала - ориентация на жизнь больше выражена у юношей на 7,34 балла.

Результаты эмпирических данных по методике «О смысле жизни» (С.П. Иванова): - Большинство студентов смысл жизни видят в том, ради чего человек живет (44%). - Наличие смысла жизни для каждого человека большинство студентов (48%) выделили в первостепенном значении, жизненно важном. - Всегда ли смысл жизни положительно влияет на судьбу – 43% ответили, что это зависит от смысла жизни. - По мнению студентов (43%) в жизни все же больше смысла, чем бессмыслицы. - Студенты с уверенностью ответили (100%), что смысл жизни изменяется с возрастом.

- В последние годы у 78% студентов произошли изменения в понимании смысла жизни. - На становление смысла жизни в большей степени влияет: пример родителей, свой жизненный опыт, общение со сверстниками. - 53% студентов указали, что психология как учебная дисциплина помогла в поиске смысла жизни. - смысл своей жизни студенты видят в том, чтобы быть счастливым и делать счастливыми других, иметь семью, в саморазвитии и профессиональном росте.

«Что такое счастье?» (С.П. Иванова): Если хочешь быть счастливым – будь им (42%) Счастье – быть самим собой (21%) Счастье – это когда тебя понимают (16%)

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» (С.П. Иванова): Студенты склонны ориентироваться в своей деятельности на выработанные ими ранее принципы. В качестве «Злого» поступка студенты рассматривают: предательство, клевету, обман, раскрытие секретов - поступки связанные со сферой межличностных отношений.

В качестве эталона «Доброго дела» студенты рассматривают помощь человеку в трудной жизненной ситуации, волонтерская деятельность. Приведенные студентами примеры бесчестного и справедливого поступка связанные со сферой межличностных отношений, полярны друг другу и отражают нравственные установки в вопросах обмана, предательства, несправедливости.

Примеры студентов безвольного поступка касаются различных сфер жизни человека. Для студентов характерно отрицательное отношение к зависимому поведению, а также невозможность отстоять свое мнение, подчинение более сильному, унижение человека. Для студентов характерно критическое отношение к проявлению безответственности со стороны ближайшего окружения.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (С.П. Иванова): Для студентов характерно стремление исправлять свои ошибки, в случае если человек знает, что поступил неправильно, осознает свою ошибку. Склонны обращаться за помощью к близким людям или к друзьям. Предпочитают выбирать необходимое. Развито чувство ответственности за другого человека. Применение лжи рассматривают как крайнее предательство. Наиболее предпочтительнее модель преподавателя справедливого, понимающего и ответственного.

Анализ результатов психодиагностики (М.А. Манойлова): 1. «Незаконченное предложение»: Моя совесть – это … Часто встречаемые ответы студентов: ответственность, обязанность, долг, закон, самоконтроль, выбор действий, внутренний голос, правила, мораль, контроль. Индивидуальные ответы: связь с душой, голос Бога (с выше), советник в деле, родительский контроль, помогает жить в гармонии с собой, то, что помогает быть человеком. 2. Свободный рисунок совести: чаще всего совесть изобразили в виде весов (20%) с сюжетом и в виде фигуры человека (20%), в виде картинки природы (10%), единичные рисунки в виде сюжетного рисунка с указателями, развилки дороги со стрелочками, остроконечной башни и в виде жар-птицы. 3. Методика «Шкала совестливости»: Высокий уровень развития – 50 % студентов Средний уровень – 36 % студентов Низкий уровень совестливости – 14 % студентов.

4. Семантический дифференциал совести: По результатам ответов студентов был построен групповой график дифференциала совести. Средний балл группового дифференциала совести – 0,83 балла. Студенты высоко оценили следующие характеристики совести: 1 – совесть это принимаемая важная часть моей личности (2,06); 2 – совесть это контролер поведения, регулятор (2); 3 – для большинства студентов совесть является источником положительных эмоций (1,64), в то же время и как источник отрицательных эмоций (0,78); 4 - голос родного человека (1,6). Студенты оценили совесть скорее как Центр личности (1,35), чем периферия; совесть скорее является Учителем в жизни и мудрым советчиком (1,14), чем обманщиком. Для студентов совесть – это голос Бога (0,86), и скорее «Я-идеальное» (0,46), чем «Я-искаженное». Совесть рассматривается скорее как символ (0,06), чем как образ; совесть это Голос Космоса (-0,5), чем Универсума. Часть студентов рассматривают совесть как Голос Иисуса Христа (0,46), как абстрактное, общее и не личное понятие (0,35), как несущественную, незначимую часть личности (0,2), Как отвергаемая часть личности совесть имеет 0,06 баллов,

Пифагорейский тест (изучение актуальных потребностей учащейся молодежи) (Е.Д. Хадимуллина): 1) Потребность в вере и любви. 2) Потребность в смысле жизни. 3) Потребность в идеалах. 4) Логические потребности. 5) Энергетические потребности. 6) Эмоциональные потребности. 7) Физиологические потребности.

Тест Леонардо (изучение творческого потенциала и способностей) (Е.Д. Хадимуллина): 1) Умение передавать состояния. 2) Умение выражать словом. 3) Умение создавать. 4) Умение наблюдать явления. 5) Умения слушать и слышать. 6) Умение находить нестандартные решения. 7) Умение видеть суть.

Психодиагностическое обследование on-line: (Е.Д. Хадимуллина): Ответы студентов: «Слишком категорично даются оценки поколениям. Не согласен с тем, что можно провести четкую границу, показать явные различия между поколениями». «Безусловно поколение Y далеко от совершенства. Можно назвать много отрицательных качеств, относящихся к нему: безответственность, избалованность, распущенность и т.д. Лично меня задевает, что люди стали забывать свои корни, не ценить историю, которая была воистину значимой и великой! Возможно, поколение утратило многие духовно-нравственные ценности. Но, это если говорить о поколении в целом. Статистика большинства. Но, я считаю, каждое поколение имеет свои достоинства. Поколение Y не исключение. Стремление к реализации, амбициозность, индивидуальность, ориентация на успех. В любом случае меняется время, меняются люди». «Следующее поколение будет отличаться ещё больше. И всегда кто-то будет осуждать, а кто-то одобрять».

Построение «дерева решений» по заданной проблеме» (групповая дискуссия) (С.П. Иванова): Изобразите графическое «дерево решений» по одной из предложенных проблем, в решении которой используйте светские и религиозные подходы. Найдите компромиссное решение проблемы.

Рисунок Художественное оформленное «Дерево решений» 1,2,3 (См. в фотомонтаже) Религиозный Компромисс Светский (религиозный) (светский) Целевые функции

«Мастер-класс по разработке наградных дипломов участников Фото Кросса» (Е.Д. Хадимуллина): Темы ФотоКросса, предложенные студентами: Мир глазами детей. Яркие краски в серых буднях. Ужасы нашего городка. Мать и дитя. Реальные пацаны. На краю… Любовь в маленьком городе. Котопес. Пища Богов. Жизнь с чистого листа. Стоят девчонки – стоят в сторонке. Я вижу чудное мгновенье…

«Плацкарт Победы»

Кинозал: фильм «Растление» (М.А. Манойлова) По результатам высказываний студентов и написания групповых мнений были сделаны следующие общие выводы: 1) Общее впечатление о фильме: вызывает страх за будущее детей, образования и страны; скучно и не понятно; «жестко» показаны современные проблемы молодежи; фильм необходимо смотреть всем родителям, педколлективам для понимания проблем современного общества. 2) Понравилось: в стране существуют люди и организации, которым не безразлично духовно-нравственное состояние молодежи; история сексуальной революции; то, что фильм высвечивает реальные проблемы; борьба родительской общественности, работа школьных коллективов в рамках духовно-нравственного развития детей. 3) Не понравилось: сюжет о беспризорных детях, движение «чайлд фри»; сюжет в морге; сюжет о движении против зачатия детей; бездействие государства, отсутствие контроля над образовательными программами и литературой западной ориентации.

4) Идея фильма: ведется масштабная информационная война против молодого поколения, против нравственных основ православия и нашей культуры; потеря нравственности и духовности, утрата ценностей. Пропаганда борьбы с программами секспросвета; освещение проблем в воспитании детей; растление – форма «мирного» уничтожения российского общества. 5) Выводы: необходимо контролировать воспитание своих детей, брать на себя ответственность за их развитие; в некоторых сюжетах фильм вызывает отвращение; хорошо, что появился такой фильм, который высвечивает реальную ситуацию в России; образовательные учреждения должны контролировать новые образовательные программы с духовно-нравственной точки зрения, тесно сотрудничать с родителями, проводить духовно-нравственное просвещение. Данный раздел имеет большое значение в развитии духовно- нравственного мировоззрения личности студентов, их позиции как будущего психолога-просветителя.

Эссе «Мой жизненный путь как проявление моего внутреннего мира личности» (М.А. Манойлова): По результатам самостоятельной работы студентов написания эссе и обсуждения, были сделаны следующие выводы: 1) рефлексивный анализ в эссе осуществлялся после самостоятельной работы студентов с глоссарием; 2) в содержании эссе студенты осознают, что жизненные события зависят от жизненного пути, который осуществляет сама личность; 3) некоторые студенты указали на собственную пассивность в реализации жизненного пути, описывают свой тип личности как «потребителя», которая обеспечивает определенную стабильность, рассматривают данный тип личности как выгодная позиция для студенческого периода жизни; 4) те студенты, которые описывают себя как активную личность, описали себя как тип личности «преобразователь»; 5) нравственный уровень своего развития студенты расценивают как недостаточный, ссылаются на маленький жизненный опыт, недостаточность знаний жизни. Однако, ряд студентов пишут о постоянном нравственном самосовершенствовании

Сократический диалог: «Духовно-нравственная культура молодежи в условиях рыночной экономики и демократии. Перспективы и угрозы» (М.А. Манойлова): Благодаря сократическому диалогу по заранее заданным вопросам удалось актуализировать обсуждение проблем духовно-нравственной культуры современной молодежи, много приводилось примеров безнравственного поведения сверстников. Студенты делали самостоятельный анализ нравственного/безнравственного поведения; резюмируя свои ответы, студенты сделали следующие самостоятельные выводы: духовно-нравственная культура в упадочном состоянии, современная молодежь развращена и не имеет совести и чести; развитие духовно- нравственной культуры молодежи – необходимое условие современного развития; начинать духовно-нравственное развитие надо с раннего детства; нужны программы по духовно-нравственному развитию.

Волонтерское движение (М.А. Манойлова): Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова, факультет психологии заключил договора о волонтерской деятельности студентов факультета психологии с городской больницей, отделением «Теплый кров» и Детским домом. Студенты сделали самостоятельные выводы: волонтерская деятельность дала неповторимый опыт работы с детьми; возможность работать с профессионалами своего дела, учиться у них; волонтерская работа это возможность проверить свои знания на практике, понять свои недочеты и постараться ликвидировать их; волонтерская работа – работа души. Получили положительные эмоции и надеемся, что хоть как – нибудь помогли детям; лучше стали понимать детей, особенности возраста; волонтерская деятельность - тяжелый, но необходимый труд.

Знакомство

Все очень интересно

Учимся улыбаться

Веселимся

Курсы повышения квалификации специалистов образования «Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры» (в объеме 102 часа) с г. по г.

Завершающая конференция «Духовно-нравственная культура молодежи в контексте гуманитарного образования» 20 мая 2011г. ауд

Докладчики: 1. Вступительное слово – Иванова С.П. / Манойлова М.А. 2. Доклад: «Совесть в структуре нравственного сознания личности» (О. Евстегнеева). 3. Выступление: «Психологический анализ результатов психодиагностики духовно- нравственной сферы» (А. Людиновец). 4. Выступление: «Психологический анализ проведенного Сократического диалога, результаты эссе» (Е. Наумова).

5. Выступление: «Психологический анализ результатов просмотра фильма «Растление» (А. Кайра). 6. Выступление: «Метод погружения в историю: контент-анализ духовно-нравственного портрета современных русских и их предков»» (М. Бароян). 7. Выступление: «Психологический анализ результатов контент-анализа духовно-нравственной сферы современных студентов: что такое хорошо и что такое плохо, незаконченные предложения» (Т. Захарова). 8. Доклад: «Образование как способ гармонизации культуры и цивилизации» (Д. Майборода).

9. Выступление: «Психологический анализ результатов контент-анализа духовно-нравственной сферы современных студентов: смысл жизни – что это такое и что такое счастье?» (Т. Захаркова). 10. Выступление: «Анализ результатов эмпирического исследования смысложизненных, ценностных ориентаций и социально-психологических установок современной молодежи» (Д. Михайлова, А. Герасимова). 11. Презентация психологического анализа результатов дискуссий «Дерево решений»: - дерево решений 1 - М.Удалова, Т.И.Васильева, - дерево решений 2 - А.Васильева, О. Васильева, - дерево решений 3 - И. Савельева, Е.Миронова.

12. Презентация: Теория поколений (Ю. Борисова), фотокросс (Д. Павлов), Плацкарт Победы – 2011 (Ю. Борисова). 13. Презентации волонтерской деятельности с детьми сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей: - в отделении больницы «Теплый кров» - Д. Майборода, - в детском доме - А. Герасимова. 14. Беседа на тему: «Домовая Церковь и ее роль в духовно-нравственном воспитании молодежи» – отец Дмитрий.

Оценка успешности проекта Данный проект необходим для осознания студентами собственных ценностей и уровня своего духовно-нравственного развития. Данный проект имеет большое значение в развитии мировоззрения личности студентов, их позиции как гражданина, педагога-просветителя.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !