М и х а й л у с ь Екатерина Алексеевна Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Педагогический стаж - 18 лет Руководитель методического объединения учителей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Развитие интереса к литературе через формирование качеств полноценного навыка чтения» Отчёт учителя МКОУ НОШ 13 Петровой Л.П. по теме самообразования:
Advertisements

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский.
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
Министерство образования и науки РФ Обучение русской грамоте – проблемы и технологии 1 класс «Школа 2100» Разработала: учитель начальных классов МОУ Ярковская.
Родительское собрание в 4 классе Составила Лисовская Е.Ю. Как добиться оптимальной скорости чтения?
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей, одно из важнейших средств формирования личности.
Формирование умения читать Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Тема выпускной квалификационной работы « Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения с использованием игровых.
Формирование у учащихся навыков беглого чтения. Автор Малышева Н.В., учитель начальных классов МОУ СОШ п. Пятидорожное.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Материал подготовила: Ерёменко Людмила Владимировна. учитель начальных классов МОУ СОШ с.Катенино Варненского района Челябинской области.
ИВАНОВА НАДЕЖДА АНДРЕЕВНА учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Педагогический стаж – 28 лет Награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Презентация Рублёвой И.А., учителя начальных классов составлена на основе методики В.Н.Зайцева.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Тема: «Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся». Автор проекта: С. Георгиева.
Транксрипт:

М и х а й л у с ь Екатерина Алексеевна Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Педагогический стаж - 18 лет Руководитель методического объединения учителей начальных классов

Презентация опыта работы Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Цель учебной работы Определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения

Проблема исследования: Каковы пути и условия в применении основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников

Объект исследования Учащиеся, как активные читатели, овладевающие навыками беглого, осознанного, выразительного чтения

Предмет исследования Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка чтения

Методы работы Диагностическое исследование психофизических особенностей ребёнка, с целью выяснить причины, тормозящие скорость чтения. Анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования. Отбор и применение форм и методов, способствующих развитию навыков чтения. Обобщение. Сравнение. Выводы-рекомендации по каждому учащемуся, с целью построения единой траектории развития

Гипотеза В данном исследовании я предполагаю, что развитие навыков чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия: 1. Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с лёгкостью прочитать текст и понять прочитанное. 2. В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

Задачи, решаемые мною в процессе преподавания : Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения; Совершенствовать навык чтения младших школьников; Осуществлять эстетическое и творческое воспитание младших школьников.

Актуальность проблемы Проблемой начального образования на современном этапе является недостаточная степень развития устной и письменной речи учащихся, хотя этот вопрос хорошо разработан в теоретическом плане, в частности такими крупными учёными, как С. Выгодский, А. Леонтьев, Л. Занков и другие. В своих трудах они писали о том, что объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей. Без развития навыков и умений чтения невозможно полноценное и эффективное развитие речи. Овладение хорошими навыками и умением чтения является условием овладения любыми предметами, входящего в содержание как среднего, так и высшего образования, а также полноценной профессиональной и учебной деятельностью в последующий период.

Актуальность проблемы Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставила перед начальным её звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочным навыкам осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения. Чтение – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, культурного, языкового, речевого, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.

Теоретическая основа опыта Методические положения известных педагогов В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой, Л. И. Пискунова, определяющие подход к анализу художественного произведения; Методика выработки беглого чтения, разработанная В. Н. Зайцевым; Методика А. М. Кушнира «Информационно-ценностный подход в обучении чтению»; Методика обучения скорочтению, разработанная американским учёным-психологом Ли Кларком; Система упражнений на развитие восприятия текста, предложенная О. А. Розановой; Система тренировочных упражнений О. В. Джежелея; Практическое пособие по обучению чтению И. Т. Федоренко

Основные идеи опыта В своей практической деятельности по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, учла причины тормозящие скорость чтения: природный темп деятельности, уровень развития памяти, внимания, воображения, отсутствие антиципации, малое поле зрения. Подобрала и применила на практике ряд рекомендаций и упражнений для решения проблемы. Отобрала и применила наиболее эффективные упражнения по формированию основных параметров навыка чтения Работу проводила в системе.

ТЕХНОЛОГИИ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО – ИЛЛЮСТРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Основные направления деятельности Направления деятельности Психолого- педагогичес- кая диагностика Консультиро- вание и просвеще- ние родителей Работа по формирова нию навыка чтения Организация контроля и самоконтроля навыков чтения Анализ результатов

Методы работы над проблемой Диагностическое исследование Анализ психолого- педагогической литературы по теме исследования Обобщение Анализ Отбор и применение методов и приёмов Сравнение

Средства обучения Нестандартные формы урока. Создание ситуации успеха. Работа в группах, в парах. Доверие к учащимся.

Приёмы работы Хоровое чтение; Чтение за учителем; «Жужжащее чтение»; Симультанное чтение («фотоглаз»); Экспресс-вопросы; Динамическое чтение; Чтение без повторов; Чтение «эхо», «канон», «спринт»; Чтение целыми словами; Многократное обращение к тексту; Самозамер скорости чтения

Практическая часть работы

Психолого-педагогическая диагностика Цель: выявить уровень развития психических процессов для определения причин, тормозящих скорость чтения. Для достижения цели: было проведено диагностическое исследование психических процессов мышления, памяти, воображения; определены группы учащихся с низким уровнем развития определённых процессов; подобран ряд упражнений, способствующих корректировки психических процессов, находящихся на низком уровне.

Диагностика психических процессов В своей деятельности по формированию навыка чтения я учла причины, тормозящие скорость чтения, для этого провела диагностику психических процессов младших школьников, выяснила следующее

Игры и упражнения на развитие психических процессов. «Повтори за мной»; «Запомни движение»; «Художник»; «Найди пары цифр и букв»; «Слово»; «Печатная машинка»; Упражнения со словами и текстами.

Просвещение родителей Индивидуальные консультации; Родительские собрания; Рекомендации по корректировки психических процессов; Рекомендации по формированию навыка чтения.

Компоненты навыка чтения Внутренняя речь осознанность темп, скорость чтения выразительность

1.Работа над осознанностью текста Цель: сформировать навык работы с текстом, развитие творческой самостоятельности. Для достижения цели проводила следующее: первоначальное обучение чтению сопровождала слушанием детской книги; читала связные тексты на уроках обучения грамоте; предлагала задания для самостоятельной деятельности; обращала внимание на основные признаки текста: целостность, основная мысль, начало, конец; проверку осознанности чтения проводила в ходе беседы по прочитанному.

Три уровня восприятия текста: 1. Фактическое содержание. 2. Понимание причинно-следственных связей, мотивация поступков персонажей. 3. Собственная оценка действующих лиц, их поступков.

2. Совершенствование техники чтения Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. От скорости чтения зависит процесс развития. В процессе чтения совершенствуется память и устойчивость внимания. В.Н.Зайцев Методы обучения чтению: динамическое чтение ( целых групп слов); развитие оперативной памяти (зрительные диктанты И. Т. Федоренко);

Рекомендации Зайцева В. Н. по выработке беглого чтения. 1.Частота тренировочных упражнений. 2.Жужжащее чтение. 3.Ежеурочные пятиминутки чтения. 4.Чтение перед сном. 5.Режим щадящего чтения. 6.Многократность чтения. 7.Приём стимулирования учащихся.

Упражнения для совершенствования техники чтения психологические упражнения; упражнения на развитие зоркости; артикуляционная гимнастика; метод динамического чтения; упражнение на развитие антиципации; упражнение на развитие речи без повторов; упражнения на развитие осознанности чтения. развитие памяти и внимания в процессе восприятия; развитие оперативной памяти.

Развитие оперативной памяти с помощью зрительных диктантов Федоренко И. Т. Диктантов – 18 наборов. В каждом шесть предложений. Их особенность: первое предложение содержит 2 слова, последнее – 46 слов. Наращивание длины происходит по 1-2 буквы. На доске пишу 6 предложений одного набора и закрываю листом бумаги. Лист сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и, дети в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени стираю предложение и предлагаю написать его в тетрадь, также и с последующими предложениями.

3. Работа над выразительностью Под выразительностью чтения следует понимать умение использовать паузу, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Читать достаточно громко и внятно. Такую выразительность требую от детей при чтении любого текста, знакомого и незнакомого. Три этапа подготовки к выразительному чтению: осмысливание идейно-тематической основы произведения; разметка текста, проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удаётся голосом передать, отношение автора к изображённым событиям и действующим лицам.

Работа над выразительностью Задания для развития интонации: Прочитай текст, передавая (радость, гордость, печаль и т. д.). Работа в парах. Предложи товарищу прочитать предложение с указаниями намерения (совет, сочувствие, восхищение), дай оценку происходящему. Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (радость, гордость, вырази удивление, восторг, восхищение, и т. д.) Прочитай и дай оценку читающему (три предложения с разной интонацией и несколько предложений с разными интонационными оттенками).

Работа над выразительностью понизить голос; сделать его звучание; регулировать интонацию; регулировать высоту звучания; делать длиннее начальные звуки ударных слогов; использование паузы либо перед, либо после слова, которое вы хотите подчеркнуть; изменить выражение лица; применить тот или иной жест.

Специальные тренировочные упражнения Упражнения для развития психических процессов; Упражнения психологического характера; Подвижные слоговые таблицы; Упражнения на выработку дикции; Упражнения на зрительное восприятие; Проблемные ситуации; Артикуляционная гимнастика; Упражнения для развития темпа чтения; Логические упражнения; Упражнения на развитие антиципации; Восемь резервов обучения чтению В. Н. Зайцева; Зрительные диктанты и. Т. Федоренко;

Ф. И. учащегося Способ чтенияПравильность чтения Темп чтения Выра зит. чтения оценка По буквамПо словамПо слогам и целым словам Целыми словамиБез ошибокПропуск буквЗамена буквПовторы слоговУдарение в словахОкончания словНиже нормынормаВыше нормыЛогические паузыинтонация Организация контроля и самоконтроля учащихся Для проверки навыков чтения использую таблицу:

Приём стимулирования учащихся посредством самозамера скорости чтения Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают слова, результаты записывают в таблицу. Применяю оригинальный приём контроля и самоконтроля учащихся. Подготовила несколько текстов. Ученик каждый день получает новый лист, чтобы не было запоминания. Каждый просчитывает количество слов в тексте. Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты и записывает количество слов, прочитанных за первую минуту, вторую минуту и так до 5 минут, в таблицу отчёта, которую ученик сдаёт по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю. Я, учитель, в свою очередь провожу контрольный замер техники чтения, он сравнивается с результатом учащихся.

Таблица по проверке навыка чтения Да- та Количество слов за1 мин Количество слов за2 мин Количество слов за3 мин Количество слов за4 мин Количество слов за5 мин

Анализ результатов В процессе работы, провела отслеживание результатов по сформированности навыков чтения, сравнила их с начальными результатами, результатами параллельных классов, сделала соответствующие выводы. Так в результате целенаправленной и систематической работы по применению специальных методов и приёмов работы по формированию навыка чтения в 1 и начале 2 класса я добилась положительной динамики. По сравнению со вторым полугодием 1 класса, процент детей, читающих, выше нормы вырос с 7% до 71%, т. е. на 64%. Но ещё остаётся группа детей, читающих ниже нормы - 14 %, по сравнению со вторым полугодием 1 класса, это ниже на 57%. Если сравнить уровень сформированности навыков чтения с уровнем параллельного класса, где не проводится такая систематическая работа, можно заметить разницу в динамике. Так, качество результатов проверки навыков чтения в параллельном классе, проводимой в сентябре, составило 60%, в классе, где велась систематическая целенаправленная работа, качество составило 86%, что на 26% выше.

Динамика развития психических процессов в сравнении

2. Результативность работы Мониторинг техники чтения, 1 класс Сроки проведения: декабрь 2007 года (1-е п-е), май 2008 года (2-е п-е)

Результативность работы Мониторинг техники чтения, 2 класс Срок проведения: 18 сентября 2008 года

Выводы по работе Быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения; На непосредственное чтение учащимися должно уходить на уроке 30 – 35 минут; Формирование навыка чтения будет эффективным, если упражнения на их отработку проводятся в системе; В результате работы добилась положительной динамики в формировании навыка беглого чтения, а также положительной динамики психических и личностных изменений ребёнка