Проектная деятельность в школе 1979 МЕТОДОЛОГИЯПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса Гамм Анастасия Игоревна.
Advertisements

Метод проектов. Ме́тод прое́ктов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться.
Основные требования к проекту Проблема – исследовательская, информационная, практическая. Планирование действий по разрешению проблемы с указанием результатов,
Городской семинар учителей английского языка по проектной методике « Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Бернард Шоу.
Проектная деятельность или цели имеют право на существование Каковы реальные цели участников классно-урочного процесса? Каковы реальные цели участников.
Метод проектов «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем» Коллингс.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
П.Взлётный учебный год.. "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПО
МЕТОДОЛОГИЯПРОЕКТИРОВАНИЯ. Каждый учитель - руководитель проекта должен поставить перед собой ряд вопросов и найти на них ответы: Что такое «проект»?
Проектирование образования как пространства для успешного развития и саморазвития ребёнка. Прорешная Людмила Михайловна МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ им.
Предъявление результатов и результативности учебного проектирования в школе, округе, городе и т.д. «Проект» - перспективный метод обучения, основанный.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Материал подготовила: Реймер Людмила Владимировна, учитель химии МБОУ «Устьянская СОШ»
Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса « Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму.»
Организация проектной деятельности. «Анатомия» учебного проекта Требования к учебному проекту: 1) наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской,
Проектная и исследовательская деятельность как одна из форм эффективных методов в развитии творческих способностей учащихся Педагогический совет ГБОУ СОШ.
«Современный урок химии» Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках химии через проектную деятельность. Учитель химии МОУ-СОШ 3 г. Маркса.
Метод проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе Прокудина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г.Балашова Саратовской.
Метод проектов в обучении. Проект - это метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.
Транксрипт:

Проектная деятельность в школе 1979 МЕТОДОЛОГИЯПРОЕКТИРОВАНИЯ

Каждый учитель - руководитель проекта должен поставить перед собой ряд вопросов и найти на них ответы: Что такое «проект»? Что такое «проект»? Насколько полезна и интересна будет проектная деятельность его ученикам? Насколько полезна и интересна будет проектная деятельность его ученикам? Что ученики умеют делать и чему им предстоит научиться в ходе работы над проектом? Что ученики умеют делать и чему им предстоит научиться в ходе работы над проектом? Как правильно организовать работу? Как правильно организовать работу? С чего начать работу? С чего начать работу?

"Мы привыкаем к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают." Джон Дьюи Проектная деятельность или Цели имеют право на существование!

Каковы же реальные цели участников классно- урочного процесса? Может быть, создание условий для развития личности? А что это за условия и как их создавать? Единственно реальная цель учителя - "пройти программу" Единственно реальная цель учителя - "пройти программу" Цель ученика: Цель ученика: в лучшем случае - "стать умнее" в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.

От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей

Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Результат работы: Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

"Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне" Джон Дьюи "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе." "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе." "Различные предметы преподавания суть не что иное, как опыт поколений" Джон Дьюи

Классификация учебных проектов по Коллингсу Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д. Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д. Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д. Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта. Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

Метод проектов в советской школе (по следам отечественных разработок 1920-х гг.) "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества" "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества" Проф. Е.Г.Кагаров "Метод проектов в трудовой школе" (1926г.) Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения? Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения?

Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины: отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; слабую разработанность методики проектной деятельности; слабую разработанность методики проектной деятельности; гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения; гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения; сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ". сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".

"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем" Коллингс Коллингс

Основные требования к учебному проекту Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Что такое «проект»? Проект - это "пять П": Проект - это "пять П": Проблема, Проблема, Проектирование (планирование), Проектирование (планирование), Поиск информации, Поиск информации, Продукт, Продукт, Презентация. Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Ролевой проект. Ролевой проект.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ По комплексности (предметно-содержательной области): (предметно-содержательной области): Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

По характеру контактов: Внутриклассные, Внутриклассные, Внутришкольные, Внутришкольные, Региональные (в пределах одной страны), Региональные (в пределах одной страны), Международные. Международные. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Формы продуктов проектной деятельности Web-сайт Web-сайт Анализ данных социологического опроса Анализ данных социологического опроса Сравнительно-сопоставительный анализ Сравнительно-сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Атлас, карта, учебное пособие Видеофильм Видеофильм Выставка Выставка Газета, журнал, справочник Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция Костюм, модель, коллекция Игра, мультимидийный продукт Игра, мультимидийный продукт Музыкальное или художественное произведение Музыкальное или художественное произведение Постановка, праздник Постановка, праздник Экскурсия, поход Экскурсия, поход Законопроект и т.д. Законопроект и т.д.

Виды презентаций проектов Деловая игра Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Игра с залом Научная конференция, доклад Научная конференция, доклад Пресс-конференция Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Путешествие, экскурсия Реклама Реклама Ролевая игра Ролевая игра Спектакль Спектакль Соревнование Соревнование Телепередача и т.д. Телепередача и т.д.

Организация работы проектной группы на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы, на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы, на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта, на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта, на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной неделе", на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной неделе", на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы, на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы, На 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение. На 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу: положительное отношение к ребенку; положительное отношение к ребенку; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; признание права личности быть непохожей на других; признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора; предоставление права на свободу выбора; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; учет индивидуально-психологических особенностей детей. учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Роль педагога Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя научиться быть консультантом. Самое сложное для учителя научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях Консультант, помогающий организовать работу Консультант, помогающий организовать работу Руководитель, помогающий планировать работу по времени Руководитель, помогающий планировать работу по времени "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы Координатор группового процесса Координатор группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта "Будущее - в руках школьного учителя" Виктор Гюго

Учитель - руководитель проекта должен: владеть исследовательским поисковым методом, уметь организовывать самостоятельную деятельность учащихся; владеть исследовательским поисковым методом, уметь организовывать самостоятельную деятельность учащихся; уметь организовывать и проводить дискуссию, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; уметь организовывать и проводить дискуссию, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой эмоциональный настрой, направляя учащихся на путь решения поставленной проблемы; устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой эмоциональный настрой, направляя учащихся на путь решения поставленной проблемы; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики проекта. уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики проекта.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности. / этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное. / этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное. II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) равноправные партнеры. IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) равноправные партнеры. На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения. На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности Рефлексивные умения: Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Менеджерские умения и навыки: Менеджерские умения и навыки: Умение проектировать процесс (изделие) Умение проектировать процесс (изделие) Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Поисковые (исследовательские) умения: Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно- следственные связи Умение устанавливать причинно- следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве: Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Коммуникативные умения: Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение вести дискуссию Умение вести дискуссию Умение отстаивать свою точку зрения Умение отстаивать свою точку зрения Умение находить компромисс Умение находить компромисс Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки: Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи Навыки монологической речи Умение уверенно держать себя во время выступления Умение уверенно держать себя во время выступления Артистические умения Артистические умения Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение отвечать на незапланированные вопросы Умение отвечать на незапланированные вопросы Где много легких дел, там много и трудных" Лао-цзы

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ? Проект - это метод обучения Проект - это метод обучения Может применяться на уроке и во внеурочное время Может применяться на уроке и во внеурочное время Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим Проектирование - это содержание обучения Проектирование - это содержание обучения Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов Проект - это форма организации учебного процесса Проект - это форма организации учебного процесса Может стать альтернативой классно-урочному обучению Может стать альтернативой классно-урочному обучению Проект - это особая философия образования: Проект - это особая философия образования: Философия цели и деятельности Философия цели и деятельности Философия результатов и достижений Философия результатов и достижений Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, – размышляйте, и хотя криво, – да сами. Г.Лессинг УДАЧИ!

Типы работ Реферат - освещение выбранной темы в рамках одной или нескольких предметных областей основанное на работах различных авторов, может включать собственную точку зрения на выбранный вопрос. Реферат - освещение выбранной темы в рамках одной или нескольких предметных областей основанное на работах различных авторов, может включать собственную точку зрения на выбранный вопрос. Исследование - авторская работа, направленная на подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы в рамках удовлетворения собственного интереса или решения какой-либо научной или социально значимой проблемы с использованием выбранных научных методов. Исследование - авторская работа, направленная на подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы в рамках удовлетворения собственного интереса или решения какой-либо научной или социально значимой проблемы с использованием выбранных научных методов. Проект - авторская работа, направленная на выявление, описание и решение определенной проблемы в целом или по частям; в проектной работе должна быть описана оригинальная идея, способствующая решению определенной проблемы, улучшению сложившейся ситуации; проектная работа может содержать исследование, чертежи, технические описания, иллюстрации, макет и прочие материалы. Проект - авторская работа, направленная на выявление, описание и решение определенной проблемы в целом или по частям; в проектной работе должна быть описана оригинальная идея, способствующая решению определенной проблемы, улучшению сложившейся ситуации; проектная работа может содержать исследование, чертежи, технические описания, иллюстрации, макет и прочие материалы. Изделие - авторский материальный продукт, изготовленный с использованием известных технологий или оригинальной технологии разработанной автором. Изделие - авторский материальный продукт, изготовленный с использованием известных технологий или оригинальной технологии разработанной автором.

Аннотация к проекту Актуальность - какую проблему вы хотите решить? У кого возникает или может возникнуть такая проблема? Почему эту проблему важно решить? Почему прежние стратегии решения данной проблемы не актуальны? Актуальность - какую проблему вы хотите решить? У кого возникает или может возникнуть такая проблема? Почему эту проблему важно решить? Почему прежние стратегии решения данной проблемы не актуальны? Цель - сформулируйте то, что вы хотите получить в результате своей деятельности при идеальном развитии событий Цель - сформулируйте то, что вы хотите получить в результате своей деятельности при идеальном развитии событий Изученность вопроса - кто до вас занимался решением этой или подобной проблемы, какие решения предлагались? Изученность вопроса - кто до вас занимался решением этой или подобной проблемы, какие решения предлагались? Идея - в чем состоит ваше предложение по решению данной проблемы? Идея - в чем состоит ваше предложение по решению данной проблемы? Методы работы - каким образом вы анализировали и решали поставленную проблему? Какие виды работ вы делали или планируете сделать? Какие известные методики вы использовали, какие методики разработаны вами? Методы работы - каким образом вы анализировали и решали поставленную проблему? Какие виды работ вы делали или планируете сделать? Какие известные методики вы использовали, какие методики разработаны вами? Результат работы, выводы - опишите, к какому практическому результату вы пришли в ходе своей работы. Достигнут ли желаемый результат в полной мере или частично, решена ли проблема, если нет, то почему, что помешало ее решению. Планируете ли вы продолжать работу в будущем. Результат работы, выводы - опишите, к какому практическому результату вы пришли в ходе своей работы. Достигнут ли желаемый результат в полной мере или частично, решена ли проблема, если нет, то почему, что помешало ее решению. Планируете ли вы продолжать работу в будущем. Список литературы Список литературы

Аннотация к исследованию Актуальность - что и почему вы решили исследовать, кому и чем помогут полученные результаты проводимого исследования? Актуальность - что и почему вы решили исследовать, кому и чем помогут полученные результаты проводимого исследования? Цель - сформулируйте то, что вы хотите получить в результате своей деятельности при идеальном развитии событий Цель - сформулируйте то, что вы хотите получить в результате своей деятельности при идеальном развитии событий Гипотеза - какое предположение вы хотите проверить (доказать или опровергнуть) в результате проведения исследования Гипотеза - какое предположение вы хотите проверить (доказать или опровергнуть) в результате проведения исследования Изученность вопроса - исследовал ли кто-либо этот феномен, явление до вас? Какие выводы были сделаны? Изученность вопроса - исследовал ли кто-либо этот феномен, явление до вас? Какие выводы были сделаны? Методы - опишите последовательно способы, которые вы использовали при исследовании, являются ли использованные методики общеизвестными или вы частично их модифицировали. Укажите, какие методики являются продуктом вашего интеллектуального труда. Методы - опишите последовательно способы, которые вы использовали при исследовании, являются ли использованные методики общеизвестными или вы частично их модифицировали. Укажите, какие методики являются продуктом вашего интеллектуального труда. Результат работы, выводы - опишите, к какому практическому результату вы пришли в ходе своей работы. Достигнут ли желаемый результат в полной мере или частично, решена ли проблема, если нет, то почему, что помешало ее решению. Планируете ли вы продолжать работу в будущем. Кому, по вашему мнению, необходимо ознакомиться с результатами вашей работы. Результат работы, выводы - опишите, к какому практическому результату вы пришли в ходе своей работы. Достигнут ли желаемый результат в полной мере или частично, решена ли проблема, если нет, то почему, что помешало ее решению. Планируете ли вы продолжать работу в будущем. Кому, по вашему мнению, необходимо ознакомиться с результатами вашей работы. Список литературы Список литературы

Аннотация к реферату Актуальность - почему вами была выбрана именно эта тема? Что в ней вас особенно заинтересовало? Для кого еще может быть интересна информация по данной теме? Раскройте важность вашей темы в настоящее время. Актуальность - почему вами была выбрана именно эта тема? Что в ней вас особенно заинтересовало? Для кого еще может быть интересна информация по данной теме? Раскройте важность вашей темы в настоящее время. Изученность вопроса - кто до вас занимался изучением этой или сходной тем? Какие основные тезисы их работ вы можете выделить? Изученность вопроса - кто до вас занимался изучением этой или сходной тем? Какие основные тезисы их работ вы можете выделить? Основная идея - в чем состоит ваша основная, главная мысль, что нового вы раскрываете в результате анализа, какая ваша мысль объединяет и структурирует всю подобранную вами информацию. Основная идея - в чем состоит ваша основная, главная мысль, что нового вы раскрываете в результате анализа, какая ваша мысль объединяет и структурирует всю подобранную вами информацию. Результат работы - что явилось результатом вашей работы? Каким образом и кто может ознакомиться с вашей работой? Кому, по вашему мнению, необходимо ознакомиться с вашей работой? Результат работы - что явилось результатом вашей работы? Каким образом и кто может ознакомиться с вашей работой? Кому, по вашему мнению, необходимо ознакомиться с вашей работой? Список литературы Список литературы

Аннотация к изделию Актуальность - почему вы решили заняться изготовлением этого изделия, чем эти изделие, традиция может быть интересна и кому, почему важно заниматься изготовлением этих изделий? Актуальность - почему вы решили заняться изготовлением этого изделия, чем эти изделие, традиция может быть интересна и кому, почему важно заниматься изготовлением этих изделий? Цель работы - что вы планируете изготовить в результате своей работы? Цель работы - что вы планируете изготовить в результате своей работы? Традиция изготовления - расскажите об истории изготовления подобных изделий, о традициях, символических смыслах, практическом предназначении подобных изделий. Традиция изготовления - расскажите об истории изготовления подобных изделий, о традициях, символических смыслах, практическом предназначении подобных изделий. Технология изготовления - опишите способ производства изделия, опишите возможные отличия в изготовлении вами и традиционным изготовлением. Технология изготовления - опишите способ производства изделия, опишите возможные отличия в изготовлении вами и традиционным изготовлением. Результат работы - опишите полученные результаты работы, как материальные, так и те навыки, которые вы освоили в процессе работы. Кому, по вашему мнению, необходимо познакомиться с вашим изделием. Результат работы - опишите полученные результаты работы, как материальные, так и те навыки, которые вы освоили в процессе работы. Кому, по вашему мнению, необходимо познакомиться с вашим изделием. Список литературы Список литературы

Стендовый вариант представления проекта в рамках «Ярмарки идей» имеет следующий вид, размеры и структуру: Картонный постер со складывающимися крыльями - удобно ставить, удобно перевозить: Картонный постер со складывающимися крыльями - удобно ставить, удобно перевозить:

Расположение материала на постере Расположение материала на постере

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико- технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы. До 250 посещений в день. - сайт Лицея 1553 "Лицей на Донской", публикуются материалы Городской экспериментальной площадки "Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся". До 50 посещений в день. - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского. - сайт журнала "Исследовательская работа школьника". Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день. - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико- технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы. До 250 посещений в день. - сайт Лицея 1553 "Лицей на Донской", публикуются материалы Городской экспериментальной площадки "Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся". До 50 посещений в день. - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского. - сайт журнала "Исследовательская работа школьника". Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.

Рекомендуемая литература Метод проектов -Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования N 2.- C (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). -Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, 6, Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, с. -Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО, с. -Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, 7, 2000, с Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999, с. -Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, с. (Методическая библиотека) -Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, 4, 2000, - с Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, 1, 2000, - с Проект "Гражданин" - способ социализации подростков.//Народное образование, 7, Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, 3, Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей 2. - М.: МИПКРО, с Исследовательский метод - "Исследовательская работа школьников". Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция -Народное образование". Изд. 4 раза в год. Подписной индекс Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, С Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, С Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, С Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, С Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 10, Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии N 5.- C Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 "Донская гимназия" и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии N C Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, 5. -Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 10, Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister N 1.- C Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, с. -Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, 10, Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников С Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, Метод проектов -Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования N 2.- C (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). -Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, 6, Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, с. -Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО, с. -Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, 7, 2000, с Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999, с. -Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, с. (Методическая библиотека) -Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, 4, 2000, - с Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, 1, 2000, - с Проект "Гражданин" - способ социализации подростков.//Народное образование, 7, Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, 3, Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей 2. - М.: МИПКРО, с Исследовательский метод - "Исследовательская работа школьников". Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция -Народное образование". Изд. 4 раза в год. Подписной индекс Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, С Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, С Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, С Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, С Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 10, Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии N 5.- C Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 "Донская гимназия" и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии N C Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, 5. -Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 10, Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister N 1.- C Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, с. -Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, 10, Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников С Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998.

Конкурс проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей на Юго-Западе» Юго-Западе»