Педагогический проект «Экологизация школьного курса окружающего мира» «Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того, чтобы существовать,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический проект «Биологически активные соединения» Выполнила: Дмитриева Галина Александровна учитель химии МОУ Протасовская сош Ржаксинского района.
Advertisements

Ведерникова Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания Муниципальное общеобразовательное учреждение «Парбигская средняя общеобразовательная школа»
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Организация проектной деятельности как условие формирования регулятивных УУД младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Внедрение проектной технологии в образовательный процесс сельской школы Образцова Л.А., заместитель директора по УР МОУ «Изварская средняя общеобразовательная.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Подготовила педагог-психолог ГБОУ детский сад 486 Копылова Марина Евгеньевна.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
Каждый уголок земли прекрасен: Город, лес, река, цветочный луг, Дно морское, поле – всё вокруг Удивительно, чудно, неповторимо! И к природе вокруг нас.
Технология проекта. Современные технологии: коммуникативная задачная игровая парацентрическая.
Дополнительная информация АвторРатьева Наталья Александровна, учитель биологии МОУ «Травинская СОШ» Камызякского района Астраханской области Цели и задачи.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Подготовила: учитель начальных классов Семыкина Людмила Николаевна.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Зеленогорск октябрь 2011 год Профессиональное совершенствование учителей начальных классов Базовая площадка МОУ СОШ 161 Умения и способы деятельности учителя.
Исследовательская деятельность - основа организации процесса обучения КРФМЛИ Каракчиева И.В. (зам. дир. по НМР КРФМЛИ)
Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Транксрипт:

Педагогический проект «Экологизация школьного курса окружающего мира» «Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того, чтобы существовать, мы должны изменить себя» Т. Хейердал Учителей начальных классов МОУ Цнинской СОШ 2 Масликовой Наталии Александровны и Бобровой Елены Викторовны.

по деятельности учащихся – исследовательский, по форме организации – групповой, по содержанию – межпредметный, по продолжительности – 1 год. Проект рассчитан на детей 7-11 лет, 1-4 класс. Окружающий мир ТехнологияЛитературное чтение чтение Изобразительное искусство искусство Учебные предметы предметы

Каждый период развития человеческого общества несет в себе свои проблемы. Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Каждый период развития человеческого общества несет в себе свои проблемы. Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Понижение у современных школьников уровня познавательного интереса к экологии - вопрос, который волнует не только учителей, но и родителей. Понижение у современных школьников уровня познавательного интереса к экологии - вопрос, который волнует не только учителей, но и родителей. Налицо тенденция усиления роли компетенций, в том числе экологической, в образовании. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Налицо тенденция усиления роли компетенций, в том числе экологической, в образовании. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования.

Между : ухудшающейся экологической обстановкой и экологической компетеностью каждого человека и общества в целом, наличием теоретической литературы по экологии и отсутствием дидактического материала, традиционным обучением и потребностями общества в компетентных личностях. теоретическими основами школьного курса природоведения и его практической направленностью, однообразием содержания учебного материала и многообразием форм творческой экологической деятельности детей на школьных и внешкольных занятиях.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к процессу экологизации общей культуры человечества и, как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования. Таким образом, необходима экологизация школьного курса окружающего мира. Гипотеза Экологизация школьного курса окружающего мира способствует формированию экологической компетенции младших школьников.

Проанализировать педагогическую, методическую, экологическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования Определить состав и структуру экологической компетенции младших школьников. Разработать дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы по экологии. Дополнить программу по окружающему миру экологическим содержанием. Организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроках окружающего мира и во внеклассной работе. Определить содержание диагностических методик и критерии оценки результатов работы. Формирование экологической компетенции школьников. Задачи

Концепция экологического образования, ориентированная на развитие экологической культуры школьников (Т.В.Кучер, И.Т. Суравегина); положения компетентностного подхода в образовании (материалы Концепции модернизации Российского образования до 2010 года», «Стратегии модернизации содержания общего образования», работы И.Г.Агапова, М.Аргайла, В.А.Болотова, Э. Ф. Зеера, Ю.Меля, В.В.Серикова, С.Е.Шишова и др.); теория учебной деятельности (В.В.Давыдов); концепция личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, А.С.Белкин, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.).

Компете н-ция Характеристика компетенции Формирование компетенции учителем Экологиче -ская Иметь опыт ориентации экологической деятельности в природной среде. Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях. 1. Работа по передаче теоретических знаний в области экологии. 2. Реализация системы практических заданий. 3. Использование краевого элемента в преподавании.

1 этап. Проблемно-поисковый. - знакомство с темой, задачами проекта. - анализ противоречий, формулировка основной гипотезы. - подбор материала. 2 этап. Теоретико-методологический. - разработка учебных заданий, - разработка диагностических методик оценивания, критериев оценки, - планирование практической деятельности. 3 этап. Опытно-практический. - реализация плана практической деятельности, - проведение диагностических исследований. 4 этап. Обобщающий. - обработка результатов исследований, - распространение результатов проекта, - презентация, оценка результативности проекта.

Реализацияпроекта Деятельностькружка«Окружающиймир» Разработка и использованиедидактических материалов и практическихзаданий Методическаяразработка экологической тропы Исследовательская и проектная деятельность Доклады «Экологическое Воспитание младших школьников»,«Формирование ключевых компетенций» Совместная деятельность со деятельность со станцией юннатов станцией юннатов Совместная деятельность с деятельность с родителями родителями Культурно-творческаядеятельностьучащихся

Творческие группы КорреспондентыЭкологи Издатели - фотографии, - кроссворды, - открытки с изображением с изображениемприроды, - диаграммы (результатыопросов) - материалы интервью с лесничим с лесничим «Чем богат лес Тамбовщины» -презентация «ЗаповедникВоронинский» -текстовые материалы о животных и растениях, -рассказ «Доброе слово о хищниках», - иллюстрации и тексты о животных и растениях Красной книги, - стихи, - памятки, - листовки, -экологический словарь, - книжки-самоделки, -схемы запрещающих знаков. знаков. -схема «С кем дружит ель?», «Дуб дружит ель?», «Дуб и все вокруг него», и все вокруг него», -цепи питания, экологическая экологическаяпирамида, - карточки-задания, -вырезки из газет и журналов, и журналов, -дневник наблюдений, -выступление «Проблемы лесов нашего края», нашего края»,«Экологические катастрофы» катастрофы» -плакат «С кем дружит ель?», -стенгазета «Советышкольногоэколога», -выставка рисунков «В лесу зимой», «Птицы – наши друзья», «Животные Красной книги» -альбом «Зеленая аптека» Художники Выводы по теме проекта Деятельность учащихся

Экологические проблемы родного края Они могут исчезнуть По заповедным тропинкам Экологические катастрофы По грибы без лукошка Экология и здоровье Зеленая аптека Вода и жизнь Воздух и жизнь Красная Книга Результаты: доклады, проекты, рисунки, фотографии, памятки.

Разработка дидактического материала с учетом: возрастных психологических особенностей; возрастных психологических особенностей; индивидуальных особенностей школьников; индивидуальных особенностей школьников; особенностей общеобразовательного учреждения. особенностей общеобразовательного учреждения. Экологические загадки, пословицы загадки, пословицы Экологические игры Дидактические материалы материалы Экологические викторины Экологические викториныЭкологические кроссворды кроссворды Экологические сказки Экологические задачи Экологические праздники

Практические задания – средство формирования экологической компетенции Задания репродуктивного и аналитического характера Задания по частично заданным условиям Задания, стимулирующие осуществление природоохранной деятельности Задания творческого характера Задания конструктивно- вариативного характера Серийные комплексные задания

Учащиеся повысят качество знаний по предмету «Окружающий мир», получат опыт ориентации экологической деятельности в природной среде, узнают и научатся применять правила поведения в экстремальных ситуациях, научатся заботиться о своем здоровье, станут активными участниками проектной деятельности. А также произойдет формирование их личностных качеств.

Инициативность Самостоятельность Ответственность Коммуникативные способности Самооценка Творчество Выбор проекта. Конечного продукта. Вида деятельности по теме. Выбор проекта. Конечного продукта. Вида деятельности по теме. Находить способ действий; Находить недостающую информацию; Запросить недостающую информацию; Работать с информацией; Изготовить конечный продукт; Планировать деятельность; Проектировать; Контролировать собственные действия. Находить способ действий; Находить недостающую информацию; Запросить недостающую информацию; Работать с информацией; Изготовить конечный продукт; Планировать деятельность; Проектировать; Контролировать собственные действия. Выполнение правила: «Взял дело – выполни до конца». Выполнение правила: «Взял дело – выполни до конца». Оценивать по критериям Оформлять конечный продукт Рассказ о своей работе по требованиям. Уверенно держать себя во время выступления. Отвечать на вопросы и делать вывод. Взаимодействовать с партнёром. Взаимопомощь. Вести диалог, дискуссию. Отстаивать свою точку зрения. Рассказ о своей работе по требованиям. Уверенно держать себя во время выступления. Отвечать на вопросы и делать вывод. Взаимодействовать с партнёром. Взаимопомощь. Вести диалог, дискуссию. Отстаивать свою точку зрения. Формирование личностных качеств

Диагностикаэффективностипроекта Анкетирование родителей и учащихся Тестирование учащихся учащихся Результатыдиагностическихметодик Групповая и индивидуальная индивидуальнаясамооценка Экспертная оценка коллег коллег

Доля учащихся, проявляющих интерес к экологии Полученные образовательные результаты Качество знаний учащихся по окружающему миру Результативность проекта

Уровни: 1. Репродуктивно- воспроизводящ ий, 2. Продуктивно- воспроизводящ ий, 3. Творческий. Основным итогом сформированности экологической компетенции учащихся явилось продвижение их от репродуктивно- воспроизводящего уровня к творческому

Разработка методического пособия «Экология для младших школьников» (обобщение опыта работы). Разработка дидактических материалов и серии практических заданий. Методическая разработка «Экологическая тропа» Уроки - творческие отчеты (1 раз в четверть). Презентация ученических проектов и коллективное выступление учащихся. Презентация ученических проектов и коллективное выступление учащихся для родителей. Выступления на МО «Экологическое воспитание младших школьников», «Формирование ключевых компетенций младших школьников» Распространение памяток, листовок и буклетов среди учащихся школы. Проведение экологического праздника «Охранять природу – значит охранять Родину».

Не рубить на Новый год ели и сосны! Охраняя их, мы помогаем белкам и дятлам, клестам и королькам, волкам и зайцам. Шире использовать макулатуру, чтобы вырубать меньше деревьев! Установить в лесу запрещающие знаки в местах нашего отдыха. Участвовать в конкурсах по экологии. Посетить краеведческий музей с целью изучения экологической обстановки лесов родного края. Соблюдать правила поведения в лесу. Раз в четверть выпускать бюллетени «Юные друзья леса». Оформить материалы «Моя Красная книга».

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность» В.А.Сухомлинский

Охранять природу – значит охранять Родину…

Практическая значимость проекта Дополнение программного материала по окружающему миру для общеобразовательных школ экологическим содержанием. Дополнение программного материала по окружающему миру для общеобразовательных школ экологическим содержанием. Разработка дидактического материала, проектов экологического содержания. Разработка дидактического материала, проектов экологического содержания. Разработаны или адаптированы диагностические методики для определения уровня экологической компетентности. Разработаны или адаптированы диагностические методики для определения уровня экологической компетентности. Возможность использования проекта учителями других школ. Возможность использования проекта учителями других школ.

Разработка авторской программы дополнительного образования «Окружающий мир». Дополнение системы дидактических материалов. Дальнейшая систематическая непрерывная работа с использованием проектных технологий по воспитанию экологической культуры. Совершенствование технологии формирования экологической компетенции в образовательном процессе. Расширение состава диагностических методик для определения уровня сформированности экологической компетенции школьников. Поиск дополнительных критериев оценки полученных результатов.

1.Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Москва. 1997г. 2.Величковский М. Здоровье человека и окружающая среда. Москва. Новая школа1994г 3.Генкова Л.Л. Почему это опасно? Москва. 1989г 4.Дзятковская Е.Н. Экология и здоровье. Учебное пособие. Иркутск 2004г. 5.Дижур Б.А. «Жалобная книга природы». М., Дет. лит-ра, 1973 г. 6.Дмитриев Ю. и др. «Книга природы». М., Дет. лит., 1990 г. 7.Доклад о состоянии окружающей среды и использование природных ресурсов Тамбовской области в 2005г. Тамбов. 2005г. 8.Интел. Обучение для будущего. Учебное пособие. Москва. Издательско-торговый дом «Русская редакция». 2004г. 9.Лакоценина Т.П. и др. Современный урок. Часть 5: Научно-практическое пособие для учителей. – Ростов н/Д, «Учитель», Материалы сети Интернет 11.Начальная школа. Научно- методический журнал г. 12.Новикова Т.Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование г. 13.Плешаков А. «Мир вокруг нас». М., Просвещение, 2003 г. 14.Плешаков А. «Экология для младших школьников». М., Просвещение, Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал «Эйдос».