В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила Гаврилова Татьяна Сергеевна школа 47 имени Д.С. Лихачева Санкт -Петербург 2005 год.
Advertisements

Проектирование и реализация профильного обучения в МОБУ гимназии 1 г. Благовещенска Зачем необходима профилизация обучения? Кому и для чего она необходима?
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
«Базовая школа» Курагинская СОШ год. Цель: Создание системы специализированной подготовки учащихся в старших классах общеобразовательной школы,
Организация профильного обучения в учебном году Материалы для информационных встреч с учащимися и родителями.
Районный семинар руководителей ОУ МОУ – СОШ 4 г. Петровска Саратовской области 14 апреля 2009 г.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Организации предпрофильной подготовки девятиклассников (теория)
Профильная школа. Проблемы и пути их решения.. Проблемы Перегрузка расписания в профильных и предпрофильных классах. Перегрузка расписания в профильных.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Модель сетевой организации профильного обучения в старшей школе Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 95 Г. Краснодар.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Педагогический совет «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: опыт, проблемы, перспективы»
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Особенности организации допрофильной подготовки и профильного обучения Навстречу профильному образованию.
МОУ СОШ 4 с углубленным изучением отдельных предметов Железнодорожного района города Екатеринбурга.
Педсовет «Профильное обучение и профессиональное самоопределение как условие самореализации личности»
Планирование введения предпрофильного обучения Л.В. Балахчи ИПКРО г. Иркутска.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Тенденции развития на учебный год МОУ Жиздринская средняя школа 1 День открытых дверей, 24 апреля 2010 года,
Транксрипт:

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Профильное обучение направлено на реализацию личностно- ориентированного процесса. Переход к профильному обучению преследует следующие цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Обеспечение условий введения и распространения ППП и ПО Нормативно-правовое обеспечение Инфраструктурное обеспечение Организационно-институциональное обеспечение Научно-методическое обеспечение Кадровое обеспечение Финансовое обеспечение.

Что мы поменяли для перехода к профильной школе? В целях и ожидаемых результатах обучения В целях и ожидаемых результатах обучения Ориентация на максимальный учет индивидуальных интересов, способностей и склонностей учащихся, что ведет к созданию большого числа разных профилей. Создание условий для развития компетенций, необходимых для продолжения обучения. Развитие способности самоорганизации. Формирование высокого уровня правовой культуры. В учебном плане Сокращение инвариантного компонента. Относительное сокращение учебного материала непрофильных предметов с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. План образован учебными предметами трех типов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные. Базовые общеобразовательные предметы: математика, история, русский, иностранный языки, физика, химия, биология, география. Обязательны для всех. Профильные общеобразовательные предметы: предметы повышенного уровня, определяющие направленность профиля. Обязательны для учащихся, выбравших данный профиль. Базовые + профильные = федеральный компонент ГОСа (оцениваются в рамках ЕГЭ). Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору ученика. Реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Возможны для: а) поддержания изучения профильных предметов на заданном профильном уровне; б) для построения индивидуальных образовательных траекторий. Методика оценивания результатов будет разрабатываться и усовершенствоваться в ходе эксперимента

Что мы поменяли для перехода к профильной школе? В образовательных технологиях В образовательных технологиях Постепенное сокращение технологий, присущих классно-урочной системе. Постепенное сокращение технологий, присущих классно-урочной системе. Постепенное увеличение доли технологий обучения, близких к вузовским, предполагающих иную организацию аудиторных занятий и внеаудиторной нагрузки. Постепенное увеличение доли технологий обучения, близких к вузовским, предполагающих иную организацию аудиторных занятий и внеаудиторной нагрузки. Увеличение доли технологий, способствующих развитию партнерских отношений между учителем и учеником (этому в значительной мере способствует введение ЕГЭ). Увеличение доли технологий, способствующих развитию партнерских отношений между учителем и учеником (этому в значительной мере способствует введение ЕГЭ). В образовательной среде В образовательной среде Создание разнообразных пространств для творческой самореализации учащихся. Создание разнообразных пространств для творческой самореализации учащихся. Создание пространств совместной деятельности педагогов и старшеклассников. Создание пространств совместной деятельности педагогов и старшеклассников. Развитие подростковых и юношеских общественных объединений. Развитие подростковых и юношеских общественных объединений.

В формах оценивания и контроля В формах оценивания и контроля Преобладание письменных форм оценивания над устными. Значительную долю должны составлять тестовые задания. Преобладание письменных форм оценивания над устными. Значительную долю должны составлять тестовые задания. Экспертные оценки. Экспертные оценки. Использование рейтинговых оценок. Использование рейтинговых оценок. Накопительная система оценок. Накопительная система оценок. Использование многоуровневой балльной оценки (и, соответственно, перевод ее в 5 - ти балльную шкалу). Использование многоуровневой балльной оценки (и, соответственно, перевод ее в 5 - ти балльную шкалу). Постепенный уход от разовых выборочных проверок образовательных результатов. Постепенный уход от разовых выборочных проверок образовательных результатов. Формулирование критериев оценивания совместно с учениками. Формулирование критериев оценивания совместно с учениками. Разработка внутренних КИМов. Разработка внутренних КИМов. Разработка форм учета текущих достижений ученика, заменяющая школьный дневник. Разработка форм учета текущих достижений ученика, заменяющая школьный дневник. В формах организации образовательного процесса В формах организации образовательного процесса Дистанционное обучение, экстернат, факультативы, индивидуальные консультации Дистанционное обучение, экстернат, факультативы, индивидуальные консультации Что мы поменяли для перехода к профильной школе?

Условия, которые мы создаем для перехода к профильному обучению на старшей ступени образования I группа условий – условия, связанные с сущностными характеристиками образовательной деятельности. Разработка внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров и т.п.) для организации предпрофильной и профильной подготовки. II группа условий – условия ресурсного обеспечения профильного обучения. Обеспечение равного доступа к получению образовательных услуг для всех желающих учащихся (в том числе дополнительных, платных). Кадровое обеспечение программ профильного обучения. Материально-техническое обеспечение программ профильного обучения. Учебно-методическое сопровождение профильного обучения (примечание: в сопровождение должны войти не только стандартный УМК, но и то, что может разработать сама школа).

Условия, которые мы создаем для перехода к профильному обучению на старшей ступени образования III группа условий – организация предпрофильной подготовки на ступени основного обучения. Введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. Курсы должны носить профориентационный характер, быть краткосрочными, чередующимися, постепенно вводимыми в учебный план (чтобы ученик не оказывался в ситуации выбора из значительного числа курсов). Комплектование 10-х профильных классов. Введение накопительной оценки (портфолио), учитывающей разнообразные достижения ученика и подтверждающей его учебные успехи и ориентацию на тот или иной профиль.

Аналитический этап. Проанализировать материальную базу с точки зрения определения возможностей для реализации разных профилей внутри школы. Проанализировать потенциальные возможности взаимодействия: а) школа-школа, б) школа- ссуз, в) школа - вуз, г) школа - учреждения дополнительного образования, д) школа - производствен­ные объединения и др.. Проанализировать кадровые возможности, степень готовности педколлектива к преобразованиям: а) определить степень знакомства учителей с основными документами по ППП и ПО; б) определить педагогов, готовых вести профильные и элективные курсы; в) определить возможные пути мотивации и стимулирования. г) Провести социологический опрос (анкетирование) школьников и их родителей с целью выявления образовательных запросов.

Определить возможные профили обучения. Запланировать реализацию универсального УП. Определить профильные курсы и их взаимосвязь. Определить принципы конструирования элективных курсов. Провести анализ и отбор учебных изданий. Создать модель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения: а) определить показатели и критерии эффективности профильного обучения для данного ОУ. б) подобрать соответствующие методики диагностики, мониторинга. в) определить педагогов, которые будут заниматься психолого- педагогическим сопровождением. Организационный этап

Определить механизм организации профильного обучения. Разработать (доработать) документированную модель управления введением ППП и ПО, содержащую распределение целей, функций управления, описание организационной структуры, регламентов и механизмов управления и встроенной в программу введения профильного обучения. Для этого обобщить и систематизировать все разработки. Реализовать на практике введение ППП и ПО. Рефлексивно-оценочный этап. Организационный этап

Проведение семинаров для председателей предметных методических объединений и учителей-предметников Организация курсовой подготовки педагогических кадров по внедрению профильного обучения Обучение учителей методам разработки программ элективных курсов, оценки их качества. Обучение учителей эффективным технологиям преподавания элективных курсов

Что мы предприняли, чтобы подготовить учителей для работы в новых условиях? 1. Провели теоретические семинары по темам: Нормативно-правовое обеспечение эксперимента по профильному обучению, Методика разработки элективного курса, Как интенсифицировать образовательный процесс, Методика интеграции предметных областей. Нормативно-правовое обеспечение эксперимента по профильному обучению, Методика разработки элективного курса, Как интенсифицировать образовательный процесс, Методика интеграции предметных областей. 2. Провели анализ существующей учебной литературы и создали банк методической литературы по организации профильного обучения. 3. Обеспечили классных руководителей и учителей- предметников необходимой методической литературой. 4. Проработали вопрос о роли индивидуальных образовательных программ в профильном обучении.

1 этап -пропедевтический(по завершению обучения в 8 классе) 2 этап – основной (период обучения в 9 классе) 3 этап – завершающий (по окончанию 9 класса и комплектованию 10 класса)

Познакомить детей родителей и педагогов с особенностями и задачами профильного обучения Разработать программу психолого-педагогического просвещения и сопровождения эксперимента Разработать элективный курс для учащихся 9 классов «Психология самоопределения» Провести анкетирование Изучить образовательный запрос учеников с учетом мнений их родителей Изучить цели, мотивы предстоящего выбора, интересы и склонности учащихся

Изучить и проанализировать личностно- психологические особенности склонности и интересы детей Соотнести их желание со своими способностями интересами и возможностями школы Попытаться изучить связь индивидуально- психологических особенностей и выбора профиля обучения

Тест- опросник Айзенка по изучения темперамента Тест Кетлла Методика Фанталовой Е.Б. Тест-опросник Магамед-Эминова М.Ш. Методика Левина К.П. «Карта интересов» и опросник Кабардовой А.Н.

Оценка степени социальной адаптации и внутренней гармонии Связь интегрального показателя адаптации с мотивом деятельности Выбор индивидуально маршрута образовательной деятельности Появление портфолио школьников

Повторная диагностика с целью выявления предполагаемого профиля обучения (сентябрь, анкета организации предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов) Посещение учащимися элективных курсов Проведение информационной работы классным руководителем (знакомство с местными образовательными учреждениями Проведение практического курса профориентационной и диагностической работы психологом

Профдиагностика Профинформирование Профконкультирование Психологическая поддержка

Пробы выбора профиля обучения с помощью диагностических методик, опросников, тестов, анкет. Соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля. Осуществление консультативной помощи в выборе профиля обучения.

Утверждает план деятельности по предпрофильной подготовке, учебный план, расписание занятий. Осуществляет контроль над реализацией программы предпрофильной подготовки. Заключает договоры и обеспечивает их выполнение. Фунциональные обязанности директора муниципального образовательного учреждения по организации ППО и ПО

Разрабатывает и обеспечивает выполнение плана предпрофильной подготовки. Организует взаимодействие всех участников эксперимента по предпрофильной подготовке, осуществляет контроль за ходом образовательного процесса. Инициирует информационные проекты внутришкольного уровня. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Осуществляет формирование учебных групп на основании заявлений учащихся. Организует посещение учащимися курсов по выбору. Осуществляет контроль за ведением элективных курсов Руководит деятельностью классных руководителей 9-х классов. Научно-методический совет: Определяет направления экспериментальной методической работы, осуществляет общую педагогическую поддержку в его проведении. Выполняет роль координационного совета. Заместитель директора по научно-методической работе (с временными функциями куратора эксперимента)

В рамках предпрофильной подготовки в школе были созданы временные творческие группы: Классные руководители 9-х классов. Функция - организация работы учащихся с образовательными маршрутами. Прием заявлений на курсы от учащихся, обобщение информации. Изучение мнения учащихся и родителей о мероприятиях предпрофильной подготовки. Организация работы (на уровне класса) по обеспечению посещения учащимися курсов по выбору. Организационная работа (на уровне класса) по обеспечению выбора учащимися дальнейшего образовательного маршрута. Сбор и обобщение информации по итогам выбора учащихся. Преподаватели элективных курсов и технологии. Функция - проведение профинформационной работы в рамках предмета, проведение занятий по программам элективных курсов по выбору. Апробация учебно- методических комплексов элективных курсов и их анализ. В связи с важностью решаемых в ходе эксперимента задач, многие вопросы экспериментальной деятельности становились темами совещаний при директоре, малых и больших педагогических советов, семинаров и конференций.

Дополнения к Уставу школы в связи с переходом на ППП и ПО. Дополнения к Уставу школы в связи с переходом на ППП и ПО. Программы введения ППП и ПО. Программы введения ППП и ПО. Учебные планы профильных классов. Учебные планы профильных классов. Положение об элективных курсах. Положение об элективных курсах. Программы профильных предметов и элективных курсов. Программы профильных предметов и элективных курсов. Положение о профильных классах (группах). Положение о профильных классах (группах). Положение о комплектовании 10-х профильных классов. Положение о комплектовании 10-х профильных классов. Положение о переходе учащихся из одного профильного класса в другой. Положение о переходе учащихся из одного профильного класса в другой. Положение о школьном совете по введению ПО. Положение о школьном совете по введению ПО. Положение о портфолио - индивидуальной накопительной папке учебных достижений учащегося. Положение о портфолио - индивидуальной накопительной папке учебных достижений учащегося. Положение о летней профильной школе. Положение о летней профильной школе. Положение о проведении учебных практик. Положение о проведении учебных практик. Положение об учителе, работающем в классах профильного обучения. Положение об учителе, работающем в классах профильного обучения. Положение о классном руководителе, работающем в классах профильного обучения. Положение о классном руководителе, работающем в классах профильного обучения. Положение о научном обществе учащихся. Положение о научном обществе учащихся. Договора, регулирующие участие школы в сетевом сотрудничестве Договора, регулирующие участие школы в сетевом сотрудничестве

Система перехода и организации профильного и предпрофильного обучения закреплена документально в следующих документах : Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, Рекомендациях Министерства образования РФ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения… Информационном письме Департамента общего и дошкольного образования об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования

Муниципальные программа и план введения профильного обучения. Муниципальные программа и план введения профильного обучения. Положение о профильной школе. Положение о профильной школе. Положение, регламентирующее процедуру государственной итоговой) аттестации выпускников основной школы. Положение, регламентирующее процедуру государственной итоговой) аттестации выпускников основной школы. Положение о Муниципальной экзаменационной комиссии. Положение о Муниципальной экзаменационной комиссии. Положение о Муниципальной апелляционной комиссии. Положение о Муниципальной апелляционной комиссии. Положение о комитете (группе) учета учебных достижений учащихся 9-х классов. Положение о комитете (группе) учета учебных достижений учащихся 9-х классов. Положение о проведении муниципальных (городских, районных) научно-практических конференций школьников. Положение о проведении муниципальных (городских, районных) научно-практических конференций школьников. Положение о Муниципальной образовательной сети ППП и ПО. Положение о Муниципальной образовательной сети ППП и ПО. Положение о ресурсном центре ППП и ПО. Положение о ресурсном центре ППП и ПО. Договор о взаимодействии муниципальных органов управления образованием с учреждениями дополнительного образования по созданию условий для введения ППП и ПО. Договор о взаимодействии муниципальных органов управления образованием с учреждениями дополнительного образования по созданию условий для введения ППП и ПО. Договор о взаимодействии муниципальных органов управления образованием и центров занятости населения. Договор о взаимодействии муниципальных органов управления образованием и центров занятости населения. Инструктивное письмо о заполнении журналов в условиях ППП и ПО. Инструктивное письмо о заполнении журналов в условиях ППП и ПО. Инструктивное письмо об оценивании достижений обучающихся при проведении курсов по выбору в предпрофильных и профильных классах. Инструктивное письмо об оценивании достижений обучающихся при проведении курсов по выбору в предпрофильных и профильных классах.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени общего образования ставит выпускника перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и наша задача – помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

В рамках классных часов и родительских собраний. Классные руководители 9-х классов составляют временную творческую группу, которая создается в конце восьмого класса приказом директора. Они являются временными членами научно- методического совета, осуществляющего общую координацию экспериментальной деятельности. Организация наглядной информации в классных аудиториях (ответственные - классные руководители) и информационного школьного стенда (ответственный - координатор эксперимента). Посещение выставок, дней открытых дверей в службе занятости, учебных заведений (ответственные - социальные педагоги, классные руководители, учителя технологии). Информационная работа по предпрофильной подготовке организуется по следующим направлениям:

1.Собрания по информированию членов педколлектива, родителей и учащиеся 8,9 классов. 2. Проведение рейтинговых состязаний по профильным предметам. 3. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов по выявлению предпочтений в проведении профильного обучения. 4. Конкурс листовок «Моя школа» и проведение рекламных акций. 4. Конкурс листовок «Моя школа» и проведение рекламных акций. 5. Выбор элективных курсов предпрофильной подготовки 6. Проведение элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения. 7. Защита проектов «Моя будущая профессия» 8. Ярмарка «Наши достижения» 9. Психологическая диагностика. 10. Консультации психолога. 11. Формирование «портфолио»

Окончательный вариант концепции профильной школы должен включать в себя аналитическое обоснование и описание образа будущей школы. В анализе необходимо обосновать: какие недостатки углубленного или традиционного общего образования в работе школы должна будет устранить новая система профильного обучения; избрание направлений профилизации или обучения по индивидуальным учебным планам; избрание подходов к комплектованию профильных классов; избрание организационной модели профильного обучения: внутришкольной или сетевой. Образ будущей школы должен включать описание перспективного учебного плана с указанием начала и окончания изучения учебных предметов и элективных курсов, а также методики их преподавания. В концепции должен содержаться перечень программ и учебных пособий, по которым будет вестись преподавание предметов базового и профильного уровней. Она также должна содержать описание системы предпрофильной подготовки.

Элективные курсы - составная часть профильного обучения Элективные курсы - составная часть профильного обучения

Элективные курсы в школьном учебном плане В ФБУП содержание образования дифференцировано по курсам, реализующих различные образовательные функции: В ФБУП содержание образования дифференцировано по курсам, реализующих различные образовательные функции: Курсы ориентированные на завершение общеобразовательной подготовки в школе – базовые (50%) Курсы ориентированные на завершение общеобразовательной подготовки в школе – базовые (50%) Курсы направленные на углубление подготовки по отдельным учебным предметам и обеспечивающие выпускникам школы возможность поступления в вуз – профильные (30%) Курсы направленные на углубление подготовки по отдельным учебным предметам и обеспечивающие выпускникам школы возможность поступления в вуз – профильные (30%) Курсы связанные с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и познавательных интересов старшеклассников – элективные (20%) Курсы связанные с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и познавательных интересов старшеклассников – элективные (20%)

Задачи элективных курсов Дополнять содержание профильного курса, быть его «надстройкой», позволяя ему стать углублённым Дополнять содержание профильного курса, быть его «надстройкой», позволяя ему стать углублённым Развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого осуществляется на минимальном уровне, позволяя поддерживать изучение смежных предметов на профильном уровне Развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого осуществляется на минимальном уровне, позволяя поддерживать изучение смежных предметов на профильном уровне Удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного профиля Удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного профиля

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРЕДМЕТНЫЕ КУРСЫ. ЦЕЛЬ: УГЛУБЛЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТАМ БУПа Курсы повышенного уровня содержания учебного предмета Курсы повышенного уровня содержания учебного предмета Курсы углублённого изучения раздела, темы входящих в учебную программу Курсы углублённого изучения раздела, темы входящих в учебную программу Курсы углублённого изучения раздела, темы не входящих в учебную программу Курсы углублённого изучения раздела, темы не входящих в учебную программу Курсы прикладного характера Курсы прикладного характера Курсы, посвящённые истории предметов входящих и не входящих в состав учебного плана Курсы, посвящённые истории предметов входящих и не входящих в состав учебного плана Курсы по изучению методов решения задач Курсы по изучению методов решения задач Аналог - факультатив

Межпредметные курсы. ЦЕЛЬ: интеграция знаний о природе, обществе: Как курсы, выполняющие компенсирующую функцию для гуманитарного, социально-экономического профилей Как курсы, выполняющие обобщающую функцию для естественно-научного профиля Курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план посвящены психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам. Аналог – кружки, студии, клубы.

Элективный курс должен: в полной мере позволять использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы в полной мере позволять использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы позволять ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы позволять ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы способствовать созданию положительной мотивации способствовать созданию положительной мотивации СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Элективный курс должен : познакомить ученика со спецификой видов деятельности, т. е. повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности познакомить ученика со спецификой видов деятельности, т. е. повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности опираться на какое-либо пособие опираться на какое-либо пособие содержание не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения содержание не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения программа курса должна состоять из ряда законченных модулей программа курса должна состоять из ряда законченных модулей

Организация элективных курсов в учебном году поставила следующие проблемы: 1. Тарификация педагогов, ведущих элективные курсы, рассчитанные менее чем на 35 часов 2. Недостаточное количество часов, отводимых на элективные курсы, которое возникает при сокращении численности школы. Существует объективная необходимость деления часов вариативной части учебного плана. 3. Преподавание элективных курсов педагогами, которые не ведут предметы инвариантной части (это вопрос должен решаться индивидуально, исходя из имеющихся в школе кадров). 4. Вопрос оценивания элективных курсов (общая оценка за элективные курсы не должна превышать экзаменационные оценки). Кроме того, возникает вопрос, как соотнести экзаменационную оценку и баллы по элективным курсам в портфолио при приеме в профильный класс. 5. Унификация портфолио (на наш взгляд, рейтинг достижений обучающихся должен быть унифицирован в рамках крупной образовательной единицы - района или города). 6. Отсутствие материальной заинтересованности педагогов в подготовке и апробации элективных курсов.

« Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы

Базируются на стандартах обучения Базируются на стандартах обучения Построены на концепции компетентности Построены на концепции компетентности Основаны на уровне исполнительского мастерства Основаны на уровне исполнительского мастерства Основаны на конечных результатах обучения Основаны на конечных результатах обученияСтандартКомпетентность Исполнительское мастерство Результат

«Портфолио» - это совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся. «Портфолио» - это совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся. Цель «Портфолио» - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Функции «портфолио» - фиксирует изменения и рост за определенный период времени Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени - поддерживает учебные цели Целеполагания - поддерживает учебные цели - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей - раскрывает весь спектр выполняемых работ Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году - показывает диапазон навыков и умений Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Создание МЭК Создание МЭК Создание в МОС организационной структуры, отвечающей за «портфолио» и вводящей его в действие на своей территории Создание в МОС организационной структуры, отвечающей за «портфолио» и вводящей его в действие на своей территории Разработка структуры и содержания «портфолио» Разработка структуры и содержания «портфолио» Разработка критериальной базы Разработка критериальной базы Определение «веса» «портфолио». Определение «веса» «портфолио». Установление срока, в течение которого индивидуальные учебные достижения являются актуальными и накапливаются в портфолио Установление срока, в течение которого индивидуальные учебные достижения являются актуальными и накапливаются в портфолио Определение ответственных за формирование портфолио учащегося. Определение ответственных за формирование портфолио учащегося.

Итоговая аттестация (экзамен по русскому языку и математике +два экзамена по выбору с ориентацией на профиль) Итоговая аттестация (экзамен по русскому языку и математике +два экзамена по выбору с ориентацией на профиль) Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) Индивидуальная накопительная оценка (портфолио)

"Портфолио документов" "Портфолио документов" "Портфолио работ" "Портфолио работ" "Портфолио отзывов» "Портфолио отзывов» «Комплексный» «Комплексный»

Комплексный «Портфолио» Раздел I. «Официальные документы» При систематизации документов проводится их ранжирование по масштабности тех мероприятий, в которых ученику удалось принять участие. При систематизации документов проводится их ранжирование по масштабности тех мероприятий, в которых ученику удалось принять участие. Раздел II. «Курсы по выбору и творческие работы» Соответствие содержания курсов по выбору выбранному профилю обучения. Оформляется зачетная книжка Соответствие содержания курсов по выбору выбранному профилю обучения. Оформляется зачетная книжка Содержание представленных творческих работ Содержание представленных творческих работ Раздел III. «Отзывы, рекомендации и самоотчеты» Отзывы и рекомендации, представленные в данном разделе, служат вспомогательным материалом Отзывы и рекомендации, представленные в данном разделе, служат вспомогательным материалом

Заседания педагогического совета Организация и осуществление предпрофильной подготовки в учебном году Организация и осуществление предпрофильной подготовки в учебном году Предварительное комплектование 10-х классов. Предварительное комплектование 10-х классов. Анализ итогов деятельности МОУ СОШ 17 за учебном году. (Вопросы опытно-экспериментальной работы) Анализ итогов деятельности МОУ СОШ 17 за учебном году. (Вопросы опытно-экспериментальной работы)

Заседания научно-методического совета Разработка плана мероприятий по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения подготовки учащихся. Разработка плана мероприятий по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения подготовки учащихся. Разработка учебного плана. Расписание занятий. Разработка учебного плана. Расписание занятий. Методика преподавания элективных курсов. Методика преподавания элективных курсов. Организация методической недели информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Организация методической недели информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Промежуточные результаты и анализ эффективности деятельности в контексте задач предпрофильной подготовки. Промежуточные результаты и анализ эффективности деятельности в контексте задач предпрофильной подготовки. Подготовка Педсовета Организация и осуществление предпрофильной подготовки. Подготовка Педсовета Организация и осуществление предпрофильной подготовки. Итоги деятельности и реализации плана МОУ по предпрофильной подготовке. Итоги деятельности и реализации плана МОУ по предпрофильной подготовке. Экспертиза учебно-методических комплексов, используемых в предпрофильной подготовке. Экспертиза учебно-методических комплексов, используемых в предпрофильной подготовке.

Совещание классных руководителей 9–х классов и преподавателей элективных курсов Функционал классных руководителей 9-х классов в системе предпрофильной подготовки обучающихся. Функционал классных руководителей 9-х классов в системе предпрофильной подготовки обучающихся. Формирование учебных групп на основании заявлений учащихся. Формирование учебных групп на основании заявлений учащихся. Об итоговой аттестации и зачислении на старшую ступень общего образования. Об итоговой аттестации и зачислении на старшую ступень общего образования. Выполнение учебной программы Твоя профессиональная карьера и программ вариативной части учебного плана в 9-х классах. Выполнение учебной программы Твоя профессиональная карьера и программ вариативной части учебного плана в 9-х классах. Организация элективных курсов и их посещаемость. Организация элективных курсов и их посещаемость. Об организации и проведении социологического опроса по определению значимых установок учащихся 9-х классов. Об организации и проведении социологического опроса по определению значимых установок учащихся 9-х классов.

Педагогические совещания при заместителе директора по НМР Организация взаимодействия всех участников педагогического процесса по предпрофильной подготовке учащихся. Организация взаимодействия всех участников педагогического процесса по предпрофильной подготовке учащихся. Тематическое планирование элективных курсов Тематическое планирование элективных курсов Состояние преподавания элективных курсов Состояние преподавания элективных курсов Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки.

Совещание при директоре Участие родителей в деятельности по реализации мероприятий предпрофильной подготовки учащихся (организация экскурсий, конкурсов и т.п.). Участие родителей в деятельности по реализации мероприятий предпрофильной подготовки учащихся (организация экскурсий, конкурсов и т.п.). Обеспечение выполнения договорных обязательств. Обеспечение выполнения договорных обязательств. Состояние здоровья детей в классах, участвующих в предпрофильной подготовке. Состояние здоровья детей в классах, участвующих в предпрофильной подготовке. Реализация плана предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения. Реализация плана предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения. Выполнение учебного плана. Выполнение учебного плана. Предварительное комплектование 10-х классов. Предварительное комплектование 10-х классов.

Проблема развития профориентации в школе сегодня очень остра. В законе «Об образовании» проблема самоопределения представлена как первостепенная в самом содержании деятельности школы. Если проблема дальнейшей жизнедеятельности выпускника школы не решена, это может стать одной из причин подростковых неврозов. Более того, если у подростка нет привлекательной, оптимистической перспективы, то он скорее поддастся наркомании, криминалу, алкоголизму. Профильное образование – это действительно решающее условие решения важнейших жизненных проблем молодежи.

информатика 10 «А» ( уч. год) 11 «А» (I полугодие уч. год)

Экономика Обществознание экономика обществознание 10 «Б» ( уч. год) 11 «Б» (I полугодие уч. года)

10 «Б» ( уч. год) 11 «Б» (I полугодие учебного года) Русский язык литература Иностранный язык 2 иностранный язык МХК Русский язык литература Иностранный язык 2 иностранный язык МХК

химия география 10 «Б» ( уч. год) 11 «Б» (I полугодие уч. года)

математика Русский язык физика география история обществознание Иностранный язык химия биология