Пирамида Знаний. Форматы мышления Формат мышления представляет собой способ когнитивной соорганизации социосистемных процессов Формат «прописан» во всех.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Advertisements

Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Вводная лекция Лекция 1. Мир, окружающий нас материален: он состоит из вечно существующей и непрерывно движущейся материи. Материей, в широком смысле.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ДИАГРАММНАЯ ТЕХНИКА В ОБЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ Л И З У Н О В Владимир Васильевич, Л И З У Н О В Владимир Васильевич, к.ф.-м.н., директор.
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
Элективные курсы ЦелиФункцииТипология. Цели элективных курсов: Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов; Создать условия для дифференциации.
Моделирование как метод познания Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Транксрипт:

Пирамида Знаний

Форматы мышления Формат мышления представляет собой способ когнитивной соорганизации социосистемных процессов Формат «прописан» во всех социосистемных процессах и определяет их конкретно-исторические особенности Формат задает структуру и функционал всех общественных институтов Формат непосредственно влияет на ценностные категории, нормы морали, правовые механизмы, культурные рамки

Формат мышления определяет, как в данном конкретном обществе простроено единство жизни, мысли и деятельности, и какие социальные и когнитивные нормы связывают между собой познание, образование, управление и производство, задавая целостность.

Формат мышления непосредственно связан с шагом технологического развития Шаг технологического развития представляет собой своеобразный неформализованный мета- институт, связывающий воедино все четыре базовых социосистемных процесса: это - форма их деятельностной соорганизации Можно сказать, что шаг технологического развития является деятельностным представлением формата мышления

(1) Управление (2) Познание (3) Обучение(4) Производство Шаг технологического развития

Мышление НАУКА ТЕХНОЛОГИЯ ПРАКТИКА Производство Познание Управление Образование Менеджмент Проектное управление Управление мега-проектами ?????????????????????? ???????? Инновационная система

Мышление НАУКА ТЕХНОЛОГИЯ ПРАКТИКА Производство Познание Управление Образование Навык Квалификация Творческий потенциал Компетенция Сборка Трансформация Преображение

Описание формата мышления: 1. Содержание, смысл формата, определяющие его номенализацию Какое мышление задано этим форматом? 2. Предмет мышления, характерный для данного формата О чем мыслим? 3. Структура организации мышления Как, в каких рамках, в какой внутренней системе отсчета, преимущественно каким способом человек мыслит?

4. Структура аргументации – опорный элемент (базовая технология мышления), содержание (замыкающая технология мышления), способ, инструмент, механизм аргументации Вокруг чего аргументация строится, на что она опирается? Как мы доказываем истинность того или иного убеждения? Какими способами? Какими инструментами? Что задает механизм аргументации? Что является критерием истины?

5. Структура рефлексии Как организована когнитивная рефлексия? 6. Генерируемая онтология Как устроен мир, в том числе – пространство и время? Что такое развитие? Можно ли познать мир? Можно ли транслировать результат познания? Как ты соотносишься с миром? Как жить с собой? С другими? С целым?

7. Рамки для идентичности, внутри которых может быть определен данный формат Если я так мыслю, то кто я? 8. Институт воспроизводства формата мышления Как научиться правильно мыслить? 9. Институт развития формата мышления Как помыслить новое и иное?

10. Генерируемое форматом мышления общественное устройство Как должно быть устроено общество (государство)? 11. Язык формата мышления На каком языке правильно мыслить? 12. Социальные функции мышления Зачем мыслить именно так? 13. Свойства и особенности Чем это мышление выделяется на фоне других?

Формат атеистичен, являет собой «бегство от теологии» в том же смысле, в котором античное мышление – бегство от мифа. Мышление гуманистично, натуралистично: в значении: опирается на природу, монадно, догматично, логично, математично. Пространство мышления выстроено иерархически. Научное мышление

Аргументация и доказательства основаны на опыте, логике, математике. Обязательна множественная перекрестная проверка результатов другими исследователями. Допускаются неаристотелевы логики Работает с любыми предметами, нормами, категориями, пределами, выделяя из них постулаты, принципы и инварианты. Важнейшими принципами являются принцип измеримости и принцип относительности

Формат организует последовательную многоуровневую рефлексивную работу с опытом. Пространство воспринимается простым и пустым, оно неразрывно связано со временем, которое при этом остается сложным. Это делает научную онтологию принципиально парадоксальной, что было показано Геделем и создателями квантовой механики Мир единственен, но вероятностен

Мышление организовано свободным, право на него дается при наличии профессиональной компетенции (цеховой или корпоративный подход) Пространство мышления иерархично, причем иерархия задается самим исследователем Постулируется верность истине, а не человеку. Мораль отрицается, как элемент формата мышления Логический релятивизм запрещен

Институтом воспроизводства является вся система образования, институтом развития – университет и до некоторой степени отраслевые НИИ. Интересно, что натурфилософский формат мышления не создал собственных институциональных решений, хотя серьезно изменил содержание (но не форму) схоластического образования.

В настоящее время официально зарегистрировано свыше семидесяти тысяч научных дисциплин Для того, чтобы «собрать» из этого множества дисциплин адекватную картину мира, нужен гениальный Сборщик Воспользоваться результатами работы такого Сборщика может только очень хорошо образованный Пользователь Этот Пользователь должен, как минимум, уметь мыслить, притом мыслить системно

Остановка Гольфстрима Безопорное движение Астероидная опасность Глобальное потепление День-М

Сегодня можно констатировать кризис всех известных форматов мышления, прежде всего – натурфилософского (сциентического) Современное научное мышление «деривативно» - суждение на суждение на суждение на суждение… Происходит кризис когнитивного фондового рынка: деривативы полностью оторвались от реальности, нужно восстановление этой связи – в конечном итоге – Реформация в науке.

Кризис формата мышления Переусложненность Замкнутость, возникновение касты (жречества), обладающей монополией на истину Потеря интуитивной понятности Потеря связи с повседневностью Потеря способности генерировать образы жизни Потеря способности удерживать картину мира в повседневной жизни и деятельности

1. Потеря форматом моральной императивности Эгоизм порождает локальные конфликты и страх Страх создает ограничивающие социоформы Локальные конфликты в условиях ограничивающих социоформ приводят к глобальной войне 2. Потеря форматом способности координировать социосистемные процессы

С позиции Основателя: кризис есть предпосылка создания нового формата С позиции Наблюдателя: кризис вызывает необходимость рефлексии, описания, объективизации формата, следовательно – к его догматизации по С.Градировскому

Догматика: внеличностность, внеисторичность, внеидентичность, парадоксальность, апорийность, антиномийность онтологичность, не иммитационность

Хранитель: «все, что к югу от этой линии…» Схематизация и архивация формата Странник: кризис свидетельствует о фрагментации формата Новый формат создает Новое время и новую грамматику, управляющую этим временем

Знаниевый подход решает задачу Наблюдателя, создает Карту для Хранителей и опору для Основателей. Но он не догматизирован Он проблематизируется Странниками

Попробуем решить проблему институционально Для этого введем категорию Знания Знание (или фокус Знания) – системно организованная совокупность научных дисциплин, обладающая собственной онтологией или способной породить такую онтологию Знание обладает связностью Знание способно к саморазвитию Знание развивается, как единое целое Знание можно конструировать, пакетировать, сценировать

Фокусы Знания удобно рассматривать в системе координат, образованной уровнями Бертрана Рассела и противоречиями «пространство-время», «деятельность- рефлексия» Будем называть набор уровней Бертрана Рассела базисом Бертрана Рассела Будем называть формальное пространство, образованное системой противоречий «пространство-время», «деятельность- рефлексия», методологической плоскостью

Деятельность Рефлексия Пространство Время Уровни Бертрана Рассела Методологическая плоскость

Уровни Бертрана Рассела 1 уровень: Где мы (находимся)? (окружение) 2 уровень: Что мы делаем? (активность) 3 уровень: Как мы это делаем? (технологичность) 4 уровень: Почему мы это делаем? (цели) 5 уровень: Кто мы? (самоидентификация) 6 уровень: Зачем мы? (миссия)

Система Знаний организована иерархически и может быть расписана по уровням Бертрана Рассела I.Где я? II. Что я делаю? III. Как я это делаю? IV. Почему я это делаю? V. Кто я? VI. Зачем я?

1 уровень: Где мы (находимся)? Физическое Знание (Где мы действуем?) Мифологическое Знание (Где мы живем?) Географическое Знание Где мы пространственно? Историческое Знание Когда мы?

2 уровень: Что мы делаем? Знание о производстве Гносеологическое Знание (Знание о Знании) Управленческое Знание (Управление территориями) Трансляционное Знание (обучение)

3 уровень: Как мы это делаем? Инженерное Знание Информационное Знание Экономическое Знание Антропологическое Знание

4 уровень: Почему мы это делаем? Праксеологическое Знание (Во имя собственной пользы) Этиологическое Знание (Это соответствует нормам морали) Стратегическое Знание (Такова моя воля) Прогностическое Знание (Хотим? Боимся?)

5 уровень: Кто мы? (Идентичность) Онтологическое Знание Аксиологическое Знание Методологическое Знание Эпистемиологическое Знание

6 уровень: Зачем мы? (Миссия) Социальное Знание Познать Человечество Трансцендентное Знание Познать Бога /Целое Эстетическое Знание (Познать красоту, гармонию) Психологическое Знание (Познать Другого и себя)

Уровни объединяются в Пирамиду фокусов Знаний

Деятельность Рефлексия Пространство Время Уровни Бертрана Рассела 6 уровень: Зачем мы? 5 уровень: Кто мы? 4уровень: Почему мы это делаем? 3 уровень: Как мы это делаем? 1 уровень: Где мы? 2 уровень: Что мы делаем?

Физическое Знание Знание о производстве Инженерное Знание Праксеологическое Знание Онтологическое Знание Социальное Знание Мифологическое Знание Гносеологическое Знание Информационное Знание Этиологическое Знание Трансцендентное Знание Географическое Знание Знание об управлении Экономическое Знание Стратегическое Знание Методологическое Знание Эстетическое Знание Историческое Знание Трансляционное Знание Антропологическое Знание Прогностическое Знание Эпистемиологическое Знание Психологическое Знание

Физическое Знание Знание о производстве Инженерное Знание Праксеологическое Знание Онтологическое Знание Социальное Знание Мифологическое Знание Гносеологическое Знание Информационное Знание Этиологическое Знание Трансцендентное Знание Географическое Знание Знание об управлении Экономическое Знание Стратегическое Знание Методологическое Знание Эстетическое Знание Историческое Знание Трансляционное Знание Антропологическое Знание Прогностическое Знание Эпистемиологическое Знание Психологическое Знание Выделены Знания, структура которых в первом приближении установлена

Все Знания работают с одними и теми же противоречиями и балансами Объект СубъектМетод Необходимое Прибавочное Неутилитарное Реальность Действительность Квантовый наблюдатель Гнозис Логос Эйдос Платон Квантовый подход Классический подход Простая система Сложная система Аристотель Сократ Неопределенность

Базовые структуры

Географическое Знание География: физическая, описательная (материки и океаны, страны и народы, культуры и цивилизации, этно-культурные плиты), экономическая, историческая Геология: строение земли, полезные ископаемые, геохимия, геофизика, экономическая геология Метеорология: климат, погодные явления, стихийные бедствия, природные зоны, палеоклиматология Астрономия: общая астрономия, планеты и спутники, звезды, навигация и навигационные приборы, координаты, координатные системы Экономика: политэкономия, современная экономическая система, мировая торговля, рынки, финансы и валютные зоны, биржа и биржевые процессы, маркетинг, геоэкономика Политика: международное право, правовые системы, международные отношения, геополитика

Местность Карта География Карта – услуга (динамическая география) Виртуграфия Карта – продукт (статическая география) Индустриальная фаза - регионалистика Традиционная фаза - землеописание Когнитивная фаза – Аннотированный мир ??? Астрономия ??? Квантовый наблюдатель Экономическая география Этническая география Физическая география Необходимое знание Прибавочное знание Неутилитарное знание

Историческое Знание История: описательная история (история стран и народов, континентов, техники, культуры, науки, военная история, экономическая история), теоретическая история, историософия Историография, Хронология Археология Психология: когнитивная психология, возрастная психология, палеопсихология, психология личности, психология развития,социальная психология Социология Лингвистика: историческая лингвистика, структурная лингвистика, языкознание, типология языков Стратегия, военное дело, искусство управления Общая теория систем, структуродинамика Эвология Политика

Физическое Знание Математика: геометрия, аналитическая геометрия, алгебра, математический анализ, дифференциальное и интегральное исчисление (в т.ч. обыкновенные дифференциальные уравнения, дифференциальные уравнения в частных производных), вариационное исчисление, теория групп, теория функций комплексного переменного, ряды, спецфункции и обобщенные функции Астрономия Химия: периодический закон, химические вещества, химические реакции, представление об органической химии.

Физика: теоретическая физика – классическая механика, термодинамика – равновесная и неравновесная, молекулярно-кинетическая теория вещества, статистическая физика, электричество, магнетизм, колебания и волны, специальная теория относительности, классическая теория поля, общая теория относительности, квантовая теория поля, нелокальные поля, струны и суперструны, суперсимметрия, супергравитация, квантовая гравитация экспериментальная физика – теория вероятности, теория ошибок измерения, математическая статистика, практика физического эксперимента, прикладная физика, биофизика, физика атмосферы, геофизика, радиофизика, физика твердого тела, оптика, атомная физика, ядерная физика, физика элементарных частиц

неутилитарное Необходимое Прибавочное Наука Война Искусство Классический подход Бэконовский подход Когнитивный подход Квантовый подход Субъект Объект Метод Математический Физический Эксперимент Догмат Математическая физика Физическая математика ?? Схоластика (классическая не- наука) Физика (классическая наука) Квантовая физика (неклассическая наука) Квантовая постфизика ?? (неклассическая не- наука)

Люди Жизнь Разум Архив Речь Язык Не-Люди Люди Скрипты Осмысление Форматы Иное Социальность Пространство Время Мифы творения Мифы развития Языковые мифы Героические мифы Фазовые мифы Мифы грехопадения Мифы спасения Мифы конца света Квантовые мифы

Второй уровень Бертрана Рассела Здесь должны быть представлены Знания, соответствующие трем основным формам деятельности – распаковке, компактификации и коммуникации, и четырем базовым социальным процессам – познанию, обучению, управлению и производству В действительности, эти Знания фрагментарны, представлены в искаженной форме (юриспруденция, администрирование, управление бизнесом) или вовсе отсутствуют

Третий уровень Бертрана Рассела: Техническое или Инженерное Знание Экономическое Знание Информационное знание Антропологическое Знание

Инженерное Знание Математика: вычислительные методы Физика: классическая механика, электричество, магнетизм, термодинамика, основы физического эксперимента, физика твердого тела, сопротивление материалов Геология: почвоведение (типы грунтов, свойства грунтов), геодезия География: природные зоны, климат, товарные потоки Программирование, системное программирование, администрирование сетей Живопись, рисование, композиция, черчение Проектирование: архитектурное, техническое, ландшафтное, социальное, антропологическое Дизайн ТРИЗ, РТВ Экономика: рынки, цены, экономика, менеджмент

Инженерное искусствоИнженерия как наука Действительная часть инженерного знания Re Ing Инженерное воображение (мнимая часть инженерного знания Im Ing) Единичное производство Массовый выпуск Изобретатель - одиночка Инженер на государственной службе ГОСТЫ Технические условия Технические регламенты Инженерная конституция Статика Спонтанность Динамика Предмет Фон «Минус фон» Субъект Метод Объект ??????? Предметное Знание Общее знание Системная инженерия ? ?

Базовые противоречия экономики Экономические подходы и модели Блок управления экономикойБлок содержания экономики

«Мальтийский крест» Баланс управления Баланс деятельностей ???????????????? ????????????