Екатерина Александровна Александрова, доктор педагогических наук, профессор Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского, ведущий научный сотрудник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальная траектория обучения Елена Леонидовна Волкова, заместитель директора по УВР МБОУ «Атамановская СОШ»
Advertisements

Индивидуальная траектория обучения 6 ноября 2012 лицей 144.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в МБОУ СОШ 3 (из опыта работы) Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Научно-методические основы построения индивидуальных траекторий школьников как способа управления развитием творческой личности.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Языковой портфолио как инструмент рефлексивной самооценки учащихся V межшкольная научно-практическая конференция для педагогов «Современные педагогические.
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
Психолого-педагогическое сопровождение в процессе разработки и реализации ИОТ МОУ СОШ 37.
Социально-педагогическое сопровождение саморазвития ребенка в условиях дополнительного образования Рожков Михаил Иосифович Главный научный сотрудник Института.
1. ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ. 2. О ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД. 3. ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НОРМАТИВНОЙ БАЗЕ,
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Технология проектного обучения организация проектной деятельности обучающегося.
Научно-методические основы построения индивидуальных маршрутов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 7» пр. «Красноярский рабочий»,38, т.: ,
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Профильное обучение в современной школе: инновационные практики О.Б. Даутова, д.п.н., доцент 6 ноября 2015 г
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Транксрипт:

Екатерина Александровна Александрова, доктор педагогических наук, профессор Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского, ведущий научный сотрудник института психолого-педагогических проблем детства РАО член редакционного совет журнала «Директор школы», зам. главного редактора научного сборника «Новые ценности образования» ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАКТОРИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ИОТ? ИУП – совокупность учебных курсов, выбранных старшеклассников из базисного учебного плана.ИУП – совокупность учебных курсов, выбранных старшеклассников из базисного учебного плана. ИОТ – возможность выбора УРОВНЯ изучения НЕПРОФИЛЬНЫХ предметов, также самообразование (А.Гормин).ИОТ – возможность выбора УРОВНЯ изучения НЕПРОФИЛЬНЫХ предметов, также самообразование (А.Гормин). ИОТ – предмет согласования между школой и учеником (его семьей) (А.Г. Каспржак)ИОТ – предмет согласования между школой и учеником (его семьей) (А.Г. Каспржак) ИОТ как индивидуальная учебная программа для каждого предмета (Макаров).ИОТ как индивидуальная учебная программа для каждого предмета (Макаров).

Пространство реализации ИОТ 1.Образовательная среда ОУ 2.ОС ОУ + ОС УДО 3.ОС ОУ + пед. потенциал учреждений культуры 4.ОС ОУ + Интернет-пространство 5.ОС ОУ + социальное пространство

Модели ИОТ А) альтернатива КУС Б) вариативное дополнение к КУС В) один из элементов КУС Г) индивидуализация КУС

Как выглядят составляющие ИОТ? 1.Обязательные занятия в школе 2.Дополнительные занятия в школе после уроков (факультативы, кружки, секции, элективные курсы) 3.Дополнительные занятия в УДО 4.Самостоятельные занятия (библиотека, Интернет(дистанционное обучение) 5.Индивидуальная работа с репетиторами.

Индивидуальная образовательная траектория предполагает свободный и ответственный выбор источников информации,свободный и ответственный выбор источников информации, порядка и формы встречи с ними,порядка и формы встречи с ними, темпа восприятия содержания учебного материала,темпа восприятия содержания учебного материала, вариантов самооценки и презентации продуктов своего образования окружающим.вариантов самооценки и презентации продуктов своего образования окружающим.

Что надо сделать? 1.Выделить в каждом предмете много маленьких тем и для каждой создать несколько методик ее изучения (в зависимости от темперамента ребенка, индивидуального стиля учения), от мотивации, интереса к теме, к глубине ее изучения.

Что надо сделать? Желательны рабочие тетради, ключи к заданиям, итоговый тест и эталон к нему.Желательны рабочие тетради, ключи к заданиям, итоговый тест и эталон к нему. Доска – это не место для ответа, а место для тренировки.Доска – это не место для ответа, а место для тренировки. Выбор индивидуального метода и способа учения:Выбор индивидуального метода и способа учения: Аудиалы – традиционный урок,Аудиалы – традиционный урок, Кинестеты – эксперимент, книгаКинестеты – эксперимент, книга Вызуалы – книга,опорный конспект, план.Вызуалы – книга,опорный конспект, план.

Классификация индивидуальных образовательных траекторий на основании направленности образовательных интересов обучающихся

«Воспитание заботится не об учебном плане, а о плане жизни учащихся» К.Н. Вентцель

1 этап разработки ИВТ и ИТР: проективное понимание своих целей Содержание моих желаний и целей (по сферам жизнедеятельности) Я хочу: «Здоровье»«Общение»«Учение»«Досуг»«Творчество»«Работа» ПОНЯТЬ НАУЧИТЬСЯ СДЕЛАТЬ ИЗМЕНИТЬ УЛУЧШИТЬ РАЗВИТЬ ДОСТИЧЬ

2 этап: осознание. Список ожидаемых результатов подвергается дополнительному осознанию на предмет: А я действительно этого хочу?А я действительно этого хочу? Что со мной произойдет, если я этого достигну?Что со мной произойдет, если я этого достигну? Принесет ли это пользу, или, по крайней мере, не навредит ли людям, которые меня окружают?Принесет ли это пользу, или, по крайней мере, не навредит ли людям, которые меня окружают? При необходимости проводится коррекция содержания приведенной выше таблицы.При необходимости проводится коррекция содержания приведенной выше таблицы. Иллюстрацией-преамбулой к этому этапу работы служит просмотр фильма «Трасса-60», дискуссия, организованная на основе афоризма «Бойтесь своих желаний – они исполняются» и проч. «Если человек ничего не хочет, значит, у него есть все, что он хочет. А если у него есть все, что он хочет, значит, он счастлив.» (Зербино-нелюдим, Э. Лабулэ)

3 этап: выявление дефицитов компетенций При непосредственном участии классного воспитателя старшеклассник составляет перечни компетенций, необходимых для достижения поставленных целей в каждой из сфер, и затем выделяет из них списки а) уже достаточно у него сформированных и развитых;а) уже достаточно у него сформированных и развитых; б) сформированных, но требующих развития;б) сформированных, но требующих развития; в) практически не сформированных, но необходимых.в) практически не сформированных, но необходимых.

4 этап: выявление содержания самовоспитания и/или зоны ближайшего развития. Для каждой из жизненноважной и/или значимой для ученика компетенций (из всех списков: «а», «б», «в» - см. 3 этап) им, при помощи и поддержке классного воспитателя, составляется перечень конкретных задач и заданий, последовательное выполнение которых позволит ему достичь поставленных результатов.

5 этап: планирование. Сформулированные задания старшеклассник распределяет по графам индивидуального плана воспитания и развития, тем самым распределяя время и соизмеряя свои силы на их выполнение. Результаты работы предоставляют педагогу информацию, из которой он делает вывод о преимущественной ориентации ИВТ и ИТР: мы выделяем знаниево-, творчески-, умениево- ориентированные ИОТ, личностно- и социально- ориентированные.

6 этап: разработка ИВТ и/или ИТР. Непосредственная разработка траектории включает в себя поиск старшеклассником людей (как взрослых, так и сверстников), мест (школа, учреждение дополнительного образования, библиотека, Интернет и т.д.), средств (бумажные или электронные носители и проч.), с помощью которых он сможет выполнить назначенные им самому себе задания. На этом этапе составляется конкретная программа последовательных действий.

7 этап: реализация ИВТ и/или ИТР Это этап происходит не только в здании школы, но и стенах спортивных клубов, дворцов творчества, дома. Поэтому роль классного воспитателя как координатора действий родителей, педагогов, руководителей кружков и секций трудно переоценить.

8 этап: рефлексия процесса реализации и степени достижения результатов ИВТ и/или ИТР. Этот этап может быть прожит как при парном общении старшеклассника с родителями, классным воспитателем, так и при микрогрупповом общении старшеклассников, чьи цели были сходны между собой, а сами ученики находятся в дружеских отношениях. Весьма и весьма позитивно зарекомендовал себя на данном этапе график индивидуальных образовательных достижений, ведение учениками цветописи настроения, физического состояния. Что касается традиционного плана воспитательной работы класса в целом, то он в данном случае действительно будет составлен на основании потребности учеников.Что касается традиционного плана воспитательной работы класса в целом, то он в данном случае действительно будет составлен на основании потребности учеников.

График индивидуальных достижений

Пути решение проблем Перевод проблемы в задачуПеревод проблемы в задачу ФильмыФильмы СпектаклиСпектакли КнигиКниги ПесниПесни МультфильмыМультфильмы ЧатыЧаты Афоризмы, пословицыАфоризмы, пословицы

Притча о черном верблюде 17 верблюдов17 верблюдов Старшему – ½Старшему – ½ Среднему - 1/3Среднему - 1/3 Младшему – 1/9…Младшему – 1/9… = = 17

Открыта к общению! Открыта к общению!