Построение модели процесса информатизации школы Консультация зам. директора ИМЦ Матвеевой Л.К. для руководителей школьных команд по рекомендациям научного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов как составная часть процесса информатизации школы Консультация зам. директора ИМЦ Матвеевой Л.К. для руководителей школьных команд по рекомендациям.
Advertisements

Нормативное обеспечение деятельности медиатеки Томский радиомеханический профессиональный лицей 16 Заведующая библиотекой Кушакова Нина Анатольевна.
Программа информатизации МОУ- Раздольненской средней общеобразовательной школы 19 на год.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Управление процессом информатизации В.В. Ольшанов, проректор по информатизации Коми республиканский институт развития образования.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Информационная образовательная среда школы Личное информационное пространство учителя.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Роль методического объединения классных руководителей в современной школе Из выступления Савеловой на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года.
Итоги информатизации МОУ Рассветовской СОШ в проекте ИСО 2008 год.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
Санкт-Петербург Городской семинар директоров ИМЦ.
* Новые технологии, о которых так много говорят сегодня, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Основы информатизации общего среднего образования Проблемыинформатизации.
ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа Государственная программа развития Московского образования.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют новые инструменты для сбора, хранения, обработки, представления.
Транксрипт:

Построение модели процесса информатизации школы Консультация зам. директора ИМЦ Матвеевой Л.К. для руководителей школьных команд по рекомендациям научного консультанта НФПК Уварова А.Ю. Май, 2006 г.

Наше образование находится сейчас на «сломе времен» – на этапе смены господствующей образовательной парадигмы. На смену традиционной парадигме приходит личностно- ориентированная, согласно которой предназначение системы образования – это воспитание личности. Следовательно, информационно-аналитическая система, создаваемая для управления такой системой, должна быть нацелена, прежде всего, на информационное сопровождение сложного процесса развития личности ребенка в образовательном пространстве школы. При этом необходимо помнить, что, согласно личностно- ориентированному подходу, этот процесс ни в коем случае не должен рассматриваться односторонне – с позиции «ребенок должен».

В настоящее время информатизация образования идет по двум основным направлениям: информатизация самого образовательного процесса информатизация управления образовательным процессом.

В массовой практике перед членами педагогического коллектива при разработке программы информатизации своей школы встает задача определения целей и ориентиров движения. Рассматривая информатизацию как массовый процесс, мы можем говорить о построении его макроописания, или модели. Для этого надо построить пространство возможных состояний информатизации образовательных учреждений, выявить структуру этого пространства. Есть все основания полагать, что текущие состояния для похожих школ будут формировать кластеры в этом пространстве, а сами эти кластеры будут соответствовать каким-то типовым, устойчивым на сегодня состояниям процесса информатизации школы. Такие модели (или описания) могут служить инструментом для оценки развития процесса информатизации, для сравнения новых состояний образовательного учреждения с его предыдущими состояниями. Да и сами школы нуждаются в многообразии ориентиров. По-новому ставится задача систематизации передового педагогического опыта, построения системы обмена находками между отдельными образовательными учреждениями.

Модель UNESCO Одной из традиционных составляющих процесса информатизации школы является подготовка учащихся и педагогов в области ИКТ. Коллектив авторов под эгидой ЮНЕСКО, обобщив опыт разных стран, разработал типовые планы такой подготовки и предложил четырехэтапную нормативную модель освоения ИКТ в рамках школы. В модели выделены четыре подхода к процессу информатизации школы, которые нередко выступают как последовательные этапы этого процесса, а именно: Зарождение Внедрение Распространение Трансформация

Зарождение характерно для школ, которые приступают к освоению ИКТ, когда внятной продуманной программы информатизации нет ни в самой школе, ни на верхних уровнях управления образованием. В подобной ситуации, например, оказались многие наши сельские школы, получившие компьютеры в рамках президентской программы. В таких школах педагоги осваивают ИКТ, опробуя появившиеся возможности и пути их включения в учебную работу. Естественно, что действующая модель учебной работы здесь не изменяется (и даже не обсуждается).

Внедрение характерно для школ, где педагоги понимают важность ИКТ для решения задач образовательной подготовки школьников. В таких школах учителя и администраторы применяют компьютеры при решении традиционно стоящих перед ними задач. Они используют ИКТ для подготовки документов, раздаточных материалов и презентаций. Школьники осваивают компьютер в рамках специальных учебных занятий. Вместе с тем традиционная организация учебного процесса остается практически неизменной.

Распространение характерно для школ, где педагоги выявляют пути повышения эффективности своей работы за счет использования ИКТ. В этих школах начинается интеграция учебных дисциплин. Перед учащимися ставятся задачи, которые требуют применения полученных знаний в реальных условиях. Материалы для учебного процесса берутся не только из учебников и хрестоматий, но и из других источников (включая средства массовой информации и Интернет). Школьники используют средства ИКТ, которые облегчают их учебную работу, помогают продемонстрировать полноценность и практическую применимость приобретаемых знаний. Гибкая организация учебного процесса позволяет полнее учитывать индивидуальные особенности школьников, их интересы и учебные стили. Учащиеся берут на себя ответственность за ход и результаты учебной работы, ее оценку. Школа полнее вовлекает в свою работу местное сообщество, превращая окружение в составную часть образовательной среды.

Трансформация характерна для школ, где творчески используют ИКТ для переосмысления (трансформации) учебно- воспитательной среды. Использование ИКТ становится повседневным делом, что повышает эффективность работы всех членов образовательного сообщества. Акцент делается на развертывании индивидуальной учебной работы, на решении школьниками практических задач с использованием материалов из различных учебных предметов и средств ИКТ. Школа превращается в культурный и образовательный центр местного сообщества.

Каждый из перечисленных подходов (или этапов) к процессу информатизации школы можно описать с помощью отдельных характеристик ее работы. В Модели UNESCO выделяется восемь таких характеристик: инициаторы образовательная концепция планирование оборудование и ресурсы место в учебном плане ИКТ-подготовка работников школы связь с общественностью оценка

Характеристика Инициаторы описывает формирование представлений о желаемом будущем и целей как отдельных педагогов, так и школы в целом. По мере развития процесса информатизации миссия школы в области ИКТ формулируется все более отчетливо. Это помогает членам педагогического коллектива представить образ желаемого будущего для своей школы и создает основу для принятия соответствующих управленческих решений.

Характеристика Образовательная концепция фиксирует способы организации образовательного процесса, типичные взаимодействия между учащимися и педагогами, что в значительной степени предопределяет процесс внедрения ИКТ. При традиционном дидактическом подходе учитель считает себя основным носителем содержания в своей предметной области. Его задача – донести это содержание до учеников. Поэтому он использует ИКТ прежде всего для «доставки» учебного материала. Напротив, образовательная концепция, ориентированная в первую очередь на нужды учащихся, исходит из того, что содержание учения поступает к ним из многих источников. Понятно, что при таком подходе ИКТ и цифровые образовательные ресурсы рассматриваются прежде всего как инструмент учебной работы школьников.

Характеристика Планирование фиксирует способ превращения общих представлений о желаемом будущем и целей в практические планы информатизации школы в соответствии с принятой образовательной концепцией.

Характеристика Оборудование и ресурсы описывает условия использования ИКТ для формирования учебной среды в школе. К оборудованию относятся такие инфраструктурные элементы, как электроснабжение, мебель, каналы связи для доступа к Интернет и пр. Недостаточно эргономичная мебель, например, может не только снизить эффективность использования ИКТ, но и повредить здоровью учащихся. К ресурсам относятся все технологические устройства (системные блоки, мониторы, периферийные устройства и т.п.), а также программные средства, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеозаписи, различная документация (включая бумажные справочники, технические руководства и пр.).

Характеристика Место в учебном плане показывает, насколько интенсивно ИКТ включены в систематическую учебную работу. В зависимости от принятого школой подхода к процессу информатизации (или этапа развертывания этой работы) место ИКТ в учебном плане может существенно меняться.

Характеристика ИКТ-подготовка работников школы фиксирует меняющиеся акценты в содержании профессиональной подготовки педагогов. Спектр этих изменений включает в себя начальное знакомства с ИКТ, формирование технологической грамотности и педагогической ИКТ-компетентности педагогов, а также овладение новыми педагогическими технологиями, которые непосредственно не связаны с ИКТ, но стали возможны в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Характеристика Связь с общественностью вовлеченность местного сообщества в работу школы. В процессе информатизации школы эта вовлеченность меняется в том числе и качественно. На начальных этапах (Зарождение и Внедрение) связи школы и сообщества традиционны: школа эпизодически ищет помощи в покупке нового оборудования, его ремонте и т.п. На последующих этапах (Распространение и Трансформация) образовательная среда все больше выходит за пределы школьного здания. Школа вовлекает в свою работу не только отдельных родителей, но и все местное сообщество (предприятия, культурные и религиозные организации и т.п.), превращаясь в его образовательный ресурс, в один из центров общественной жизни.

Характеристика Оценка фиксирует изменение оценки работы школы и оценки учебной работы учащихся. Обе оценки тесно переплетаются. Что касается оценки достижений учащихся, то в процессе информатизации школы происходит смена не только инструментов, но и методов измерения. Так, работа с карандашом и бумагой заменяется работой на компьютере. Учителя переходят от констатирующего оценивания к формирующему, от формальных методов (тесты успешности) к аутентичным (оценивание результатов проектной работы учащихся, формирование портфолио). Оценка, выставляемая учителем, все более замещается самооценкой и оценками, которые дают учащемуся другие члены учебного сообщества.

В табл. 1 приведены индикаторы состояния процесса информатизации школы (Модель UNESCO).табл. 1 Модель представляет собой матрицу, столбцы которой соответствуют этапам процесса информатизации школы, а строки – характеристикам ее работы. Каждый элемент матрицы содержит индикаторы, которые позволяют оценить характеристики школы, находящейся на том или ином этапе информатизации.

Модель UNESCO предлагает работникам школы инструмент для качественного описания состояний, в котором находится школа. Эта модель является усредненной и задает некоторую норму, с которой может соотносить себя каждая отдельная школа. Модель можно с успехом использовать для самооценки. Вместе с тем школы, находящиеся на одном и том же этапе (придерживающиеся аналогичного подхода), могут достаточно сильно различаться. Как отмечают авторы модели, работники школы могут отнести себя к одному или к нескольким элементам в каждой строке матрицы. Хотя отнесение школы к определенному этапу является приблизительным, оно может помочь педагогам в определении ориентиров, а также в уточнении (детализации) разработанной экспертами ЮНЕСКО программы повышения квалификации педагогов.

Матрица BECTA Один из наиболее известных инструментов для определения состояния информатизации школы – Матрицу BECTA – разработали английские педагоги. Матрица содержит пять категорий (разделов) и в каждой из категорий еще от четырех до восьми аспектов – всего тридцать два аспекта (табл. 2).табл. 2 Уровень информатизации (в Матрице рассматривается шесть таких уровней) показывает, насколько продвинулась школа в каждом из тридцати двух аспектов.

Перечислим эти уровни: 1. Процесс информатизации школы еще не организован. Использование ИКТ никак не регламентируется. 2. Процесс информатизации связан с отдельными сторонами работы школы и в целом не координируется. Учителя используют ИКТ по личной инициативе либо в соответствии с планами работы отдельных методических объединений или кафедр. 3. Процесс информатизации координируется в рамках всей школы. Создан или уже начал действовать механизм поддержки и координации работ по использованию ИКТ.

4. Процесс информатизации развивается, для его поддержки и развития систематически прикладываются специальные усилия. Средства ИКТ используются регулярно, хотя, возможно, и не всеми педагогами. 5. Процесс информатизации вышел на новый качественный уровень. Средства ИКТ органично встроены в работу школы. Их использование стало нормой, повседневным элементом образовательной работы всех педагогов и учащихся. 6. Использование средств ИКТ преобразует работу школы. Они применяются в организованном по- новому учебно-воспитательном процессе. Учащимся предлагаются новые виды образовательных услуг, цель которых – достижение нового качества образования, решение нетрадиционных образовательных задач (скажем, обучение взрослых на базе школы в рамках модели «школа – местный образовательный центр»).

Учителя сами могут оценить состояние информатизации своей школы с помощью специальной формы (фрагмент такой формы дан в табл. 3).табл. 3 После заполнения каждого раздела формы учителям предлагается определить, что надо сделать в школе, чтобы повысить уровень ее информатизации и улучшить работу по аспектам, относящимся к данному разделу. Таким образом, Матрица BECTA помогает учителям не только оценить состояние информатизации школы, но и разработать план действий для совершенствования работы по отдельным направлениям.

Матрица BECTA представляет собой инструмент, которым сегодня могут пользоваться не только учителя, но и работники управления образованием. Основываясь на этой модели, Министерство образования Великобритании планирует внедрить единую процедуру определения уровня информатизации школы (подробнее об этом см. и уже в 2006 году вручить первым школам соответствующий сертификат качества (см. Такая сертификация будет способствовать общественному признанию роли ИКТ в перестройке учебного процесса, более эффективному использованию ИКТ для решения задач учения/обучения и управления школой, повышению ИКТ-компетентности школьников, распространению передового опыта. Чтобы считаться образцовой в области информатизации и получить сертификат качества, школа должна отвечать определенным критериям (табл. 4).табл. 4

Московская таблица Среди отечественных разработок наиболее известна так называемая Московская таблица. Это система таблиц, которые помогают планировать и оценивать процесс реализации программы информатизации школы, вести мониторинг создания в ней единого информационного пространства. В основе подхода, развиваемого авторами, лежит представление о том, что информационную среду школы характеризуют не только установленные в школе компьютеры и уроки информатики, что главное – применение ИКТ в образовательном процессе. Цель данной разработки – интенсифицировать применение ИКТ в рамках отдельных учебных предметов, увеличить время их использования и на уроках, и во внеурочное время до 12 часов ежедневно в течение всей недели.

Эта цель была сформулирована, в частности, в письме министра образования РФ. В нем органам образования предлагалось обеспечить: создание и развитие школьных медиатек; доступ учащихся и учителей к образовательным ресурсам в Интернете; функционирование АИС образовательных учреждений; информационное взаимодействие (электронная почта, веб-сайты) с другими школами, органами местного самоуправления, общественностью.

Во внеурочное время в школах рекомендовалось организовать: проведение и консультирование учебной и проектной деятельности учащихся в различных предметных областях, связанной, в частности, с применением ИКТ (поиск информации, оформление учебных работ и т.д.); доступ к средствам ИКТ и другим ресурсам, оказание помощи в их использовании учащимся и учителям (познавательная и развивающая деятельность учащихся, разработка методик уроков, подготовка методических материалов, научных разработок, отчетной и диагностической документации, материалов для учебных и общественных мероприятий и т.д.); внеурочную деятельность с применением ИКТ (кружки и предметные лаборатории, конкурсы и олимпиады, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации подростков); работу школьных средств массовой информации с использованием ИКТ (обновляемая веб-страница в Интернете, газеты, журналы, школьное TV, оформление кабинетов); досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, компьютер для младших школьников, клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.).

Авторы выделяют девять специфических «видов деятельности» или «различных моделей и сценариев учебной деятельности»: поиск информации, компьютерный сбор и анализ информации об окружающем мире, создание гипермедиа-сочинений, создание веб-страниц, подготовка и проведение мультимедиа-выступлений, компьютерное тестирование, проектирование и конструирование, погружение в языковую среду, отработка технических навыков.

Уровень информатизации школы оценивается с помощью девяти таблиц, которые фиксируют: обеспеченность средствами ИКТ, обеспеченность кадрами, направления и доступность использования средств ИКТ (компьютеризированные рабочие места), использование ИКТ в учебном процессе начальной, основной и старшей школы, а также в школы в целом, создание единого информационного пространства школы, используемые цифровые образовательные ресурсы.

В качестве примера приведены формы двух таблиц Одна из них (табл. 5) фиксирует использование ИКТ в учебном процессе старшей школы (это трехлетний план внедрения новых видов деятельности, которые поддерживаются средствами ИКТ);табл. 5 другая (табл. 6) – оценку педагогических кадров. табл. 6

Предложенный московскими разработчиками подход хорошо зарекомендовал себя в условиях Москвы, где в школы централизованно поставляется набор широко тиражируемых моделей использования ИКТ в учебном процессе. недостаточно учитывает инициативные действия отдельных учителей и педагогических коллективов, когда эти действия выходят за рамки централизованно поддерживаемых моделей. кроме того, данный подход малопригоден, если перечень моделей использования ИКТ в учебном процессе не фиксируется.

Линейное описание процесса информатизации отечественной школы. Этот подход опирается на опыт внедрения компьютеров в школу и совмещает две составляющие: «историческую» периодизацию процесса информатизации школы обобщенную модель распространения нововведений (описание типичного поведения субъектов инновации)

Сам процесс информатизации, согласно используемой здесь периодизации, разбит на четыре этапа.

К основным задачам первого этапа обычно относят: формирование у школьников алгоритмического мышления, ознакомление школьников с новыми информационными технологиями и их практическое освоение, освоение правил поведения в информационно насыщенной среде (вирусы, авторское право, этикет, поиск информации, общение в цифровой среде и т.п.).

Второй этап часто называют этапом применения ИКТ при изучении различных дисциплин.

Важнейший системный результат второго этапа возникновение в школе инфраструктуры, которая позволяет сделать реальный шаг к открытой учебной архитектуре. Впервые в школе появляется эффективный инструмент, позволяющий не только в полной мере отрабатывать требования внешней регламентации (учебные планы и программы, методические указания и т.п.), но и эффективно развивать собственную регламентацию, успешно применять ее на практике (согласовывать, доводить, обновлять и т.п.), что приводит к более согласованной работе всех участников учебно-воспитательного процесса. Возникает «открытая школа», где педагогические просчеты видны сразу, где в централизованном хранилище постоянно обновляющихся данных можно вовремя заметить отклонения от принятой технологии работы и исправить положение.

Началом третьего этапа информатизации школы в России можно считать 2002-й год.

Третий этап является также переходом от россыпи собираемых/создаваемых сегодня учителями и школьниками учебных и методических материалов к систематическому созданию и использованию библиотеки ЦОР – общедоступного упорядоченного хранилища повторно используемых унифицированных учебных и методических модулей (объектов). Средства для их разработки и стандартизации сегодня уже существуют. В 2005 году в рамках проекта ИСО началась работа по созданию централизованного хранилища ЦОР, которые будут доступны для всех школ. Можно надеяться, что исследователи, писатели, художники, фотографы, издатели предоставят базовые материалы, на основе которых педагоги соберут коллекцию вариативных методически обработанных учебных материалов.

Четвертый этап за рубежом часто называют этапом трансформации школы.

Еще одна задача четвертого этапа создать в каждой школе систему управления нововведениями, сделать ее составной частью управления учебно-воспитательной работой. Как показывает опыт высокотехнологичных предприятий, где сегодня этот процесс идет полным ходом, это не простая задача. Ее решение требует существенных сдвигов в производственной культуре, развертывания интегрированных информационно- управляющих систем и баз знаний, включающих образовательные оболочки, автоматизированные поисковые и консультационные (экспертные) системы. На все это необходимо время, поэтому опережающие эксперименты и разработки следует вести уже сегодня.

Особенность процесса информатизации школы в том, что на каждом этапе меняется видение стоящих перед школой задач. Поэтому каждый этап можно рассматривать как отдельное нововведение. Совмещая представление о распространении нововведений с описанными выше этапами информатизации, мы получаем пространство, в рамках которого можно обсуждать те или иные решения в области информатизации школы.

Информатизация – это процесс развития школы. Сравнивать различные школы между собой, исходя из того, насколько далеко они продвинулись в этом процессе, недопустимо. Как и при всякой оценке развития, надо сравнивать различные состояния одного и того же объекта (скажем, что изменилось в школе или городе за последние два года). Тот факт, что школы находятся на разных этапах, не означает, что «отстающих» можно подгонять, рекомендуя им решения, принятые у более продвинутого соседа. Обмениваться решениями наиболее естественно тем, кто находится на одном и том же этапе.

Информатизация – катализатор качественных изменений в работе школы. Информатизация образования должна помогать эффективному решению таких педагогических задач, как: обучение письменной речи, эффективное освоение всеми школьниками письма как процесса; введение проблемного обучения как массовой педагогической технологии, последовательная реализация деятельностного (конструктивистского) подхода к процессам учения и обучения; повседневное использование активных методов учения и обучения; развитие коммуникационной компетентности (в том числе, необходимой для жизни в условиях глобализации экономики) у всех школьников (ИКТ выступают здесь как эффективное средство общения);

обогащение формального учебного материала за счет систематического использования реальных проблем в качестве учебных, сближение обучения в школе с повседневной жизнью местного сообщества; реализация исследовательского подхода в обучении, использование в учебном процессе таких задач, которые на сегодняшний день еще не решены, но представляют собой педагогически значимые учебные задачи; освоение методов научной деятельности в рамках всех учебных дисциплин, широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений. обогащение формального учебного материала за счет систематического использования реальных проблем в качестве учебных, сближение обучения в школе с повседневной жизнью местного сообщества; реализация исследовательского подхода в обучении, использование в учебном процессе таких задач, которые на сегодняшний день еще не решены, но представляют собой педагогически значимые учебные задачи; освоение методов научной деятельности в рамках всех учебных дисциплин, широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений.