1 Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходят способность людей ориентироваться в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа 3» «Методическая служба образовательного учреждения- учителю новой школы»
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
МОУ СОШ 4 с углубленным изучением отдельных предметов Железнодорожного района города Екатеринбурга.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
«Формирование ключевых компетенций школьников в условиях развивающего образовательного пространства»
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Проект введения ФГОС СОО в пилотных общеобразовательных учреждениях Курагинского района г. Красноярск г.
Цель: разработка и реализация программы организации проектной деятельности участников образовательного процесса в системе образования школы с целью создания.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
«Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей Руженцева.
Основная проблема, решаемая учителем Воспитание не «эрудита»,а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца» Инновационный процесс обучения включает:
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Транксрипт:

1 Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходят способность людей ориентироваться в огромном информационном пространстве, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Для внедрения новых методик потребуются так же современные программы повышения квалификации педагогов» В. В. Путин (сентябрь 2007, Госсовет)

2 Программа развития профессиональной культуры учителя, работающего в профильном классе.

3 Цель программы Определение приоритетов в содержании непрерывного образования педагогов, создание условий для повышения эффективности и качества профессиональной культуры учителя с учетом его индивидуальных особенностей, запросов и интересов, совершенствование управления образовательным процессом взрослых.

4 Задачи программы Реализовать в образовательной системе школы совокупность проектов развития образовательной практики взрослых в соответствии с целью программы. Реализовать в образовательной системе школы совокупность проектов развития образовательной практики взрослых в соответствии с целью программы. Обеспечить качество образования как основной результат образовательного процесса в школе. Обеспечить качество образования как основной результат образовательного процесса в школе.

5 Перечень разделов программы: Пояснительная записка. Концептуальные положения. Пояснительная записка. Концептуальные положения. Анализ состояния преподавания в школе. Анализ состояния преподавания в школе. Уровень квалификации педагогических кадров. Уровень квалификации педагогических кадров. Результаты изучения запросов и интересов педагогов ОУ. Результаты изучения запросов и интересов педагогов ОУ. Система работы по развитию профессиональной Система работы по развитию профессиональной культуры учителя. культуры учителя. Ожидаемые результаты реализации программы. Ожидаемые результаты реализации программы.

6 «Организационно-управленческое обеспечение процесса создания и реализации системы профильного обучения», «Нормативно-правовое обеспечение процесса создания и реализации системы профильного обучения», «Информационное обеспечение процесса создания и реализации системы профильного обучения», «Научно-методическое обеспечение процесса создания и реализации системы профильного обучения», «Кадровое обеспечение процесса создания и реализации системы профильного обучения», «Мотивационное обеспечение процесса создания и реализации системы профильного обучения», «Материально-техническое обеспечение процесса создания и реализации системы профильного обучения», «Изменение структуры и содержания образования в соответствии с целями и задачами профильного обучения», «Развитие воспитательной системы в соответствии с целями и задачами профильного обучения», «Психологическое сопровождение системы профильного обучения», «Социально-педагогическое сопровождение системы профильного обучения», «Организация взаимодействия ГОУ СОШ с другими ОУ и социумом», «Оценка эффективности программы и контроль за ее выполнением».

7 Исполнители программы: Администрация школы. Педагогический коллектив школы. Методические объединения школы.

8 Эффективности программы способствуют: практическая направленность в сочетании с необходимой теоретической подготовкой; оперативное корректирование программ в связи с изменениями образовательной среды и нормативно-правовой базы; модульная организация программ обучения; широкое использование интерактивных методик обучения; проектной и исследовательской деятельности, фасилитированных дискуссий, тренингов; использование профессионального опыта и знаний высококвалифицированных российских и зарубежных практиков, ведущих ученых и преподавателей-консультантов; использование в учебном процессе современных технических средств и компьютерных технологий; мониторинг качества обучения; сотрудничество с крупнейшими образовательными учреждениями разного типа, центрами-партнерами.

9 Ожидаемые результаты реализации программы: повышение эффективности обучения учителей; повышение эффективности обучения учителей; поиск оптимального соотношения между курсовой подготовкой и развитием профессиональной культуры в межкурсовой период; поиск оптимального соотношения между курсовой подготовкой и развитием профессиональной культуры в межкурсовой период; достижение качественно нового уровня индивидуализации образования педагогов; достижение качественно нового уровня индивидуализации образования педагогов; расширение возможностей для творческой и исследовательской работы учителя. расширение возможностей для творческой и исследовательской работы учителя.

10 Профессиональная культура учителя включает в себя: Профессиональные базовые научные знания и умения. Профессиональные базовые научные знания и умения. Ценностные ориентации. Ценностные ориентации. Стиль взаимоотношений с людьми. Стиль взаимоотношений с людьми. Общую культуру. Общую культуру. Способность к развитию творческого потенциала. Способность к развитию творческого потенциала.

11 Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи: диагностировать уровень развития учащихся, выстраивать на основе полученных данных технологичные, реально достижимые цели и задачи своей деятельности; отбирать целесообразное содержание, способы и средства с учетом зоны ближайшего развития изменяемых познавательных и социальных характеристик учащихся, отслеживать результаты работы; выстраивать и реализовывать вариативные образовательные программы развития детей, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии и т.д.

12 Перспективная цель системы научно-методической работы в ОУ –создание условий для формирования современного учителя с точки зрения следующих аспектов:

13 Работа по развитию профессиональной культуры педагогов строится на основе анализа состояния преподавания, уровня квалификации педагогических кадров, их запросов и интересов.

14 Анализ состояния преподавания в школе Результаты изучения запросов и интересов педагогов ОУ

15 Система работы по развитию профессиональной культуры учителя Развитие профессиональной культуры педагогов на курсах повышения квалификации Развитие профессиональной культуры педагогов на курсах повышения квалификации ( разработан перспективный план повышения квалификации). Формы развития профессиональной культуры педагогов в процессе научно- методической работы в межкурсовой период. Формы развития профессиональной культуры педагогов в процессе научно- методической работы в межкурсовой период.

16 Формы научно-методической работы : Поисковая работа и научные исследования (разработка и апробация авторских программ, рецензирование, работа в редакционно-издательской комиссии, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления с докладами, тезисами, написание учебников, методических пособий, статей в сборники, журналы и др.).

17 Руководство проектно-исследовательской деятельностью учащихся: ведение кружков, творческих проблемных групп, руководство секциями НОУ, творческими работами, написанием рефератов, организация участия в ученических научно- практических конференциях, проведение консультаций, руководство работой одаренных учащихся по индивидуальным планам и программам

18 Разработка методической документации: работа по составлению учебных планов и программ, методических рекомендаций по организации образовательного процесса и управлению им, разработка экзаменационных материалов, анкет, положений о смотрах, конкурсах, выставках и т.д.

19 Повышение квалификации учителей: работа над методической темой, проблемные семинары, стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, педагогическая мастерская, работа с научной и методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства

20 Управление процессом развития профессиональной культуры учителя Анализ состояния обучения и воспитания По оценкам учащихся По оценкам учащихся По степени развития учащихся По степени развития учащихся По взаимоотношениям учителя и учеников По взаимоотношениям учителя и учеников По итогам контрольных работ По итогам контрольных работ Анализ используемых технологий По посещенным урокам По посещенным урокам По посещенным воспитательным мероприятиям По посещенным воспитательным мероприятиям Беседы с учителем Беседы с учителем Изучение документации Изучение документации Использование достижений науки и передового опыта Анализ учителем профессиональных знаний Анализ учителем профессиональных знаний Активность работы в методобъединении Активность работы в методобъединении Изучение литературных источников Изучение литературных источников Изучение работы других учителей Изучение работы других учителей

21 Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: · вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); · практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов); · завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

22 ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ВВЕДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ образовательным учреждениям следует принять во внимание: · объективную необходимость подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и проч.). · Следует также учитывать необходимость соотнесения планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании. В частности, введение единого государственного экзамена. · Предварительным этапом введения профильного обучения является начало перехода на предпрофильное обучение в 9 кл. · Необходимо организовать повышение квалификации учителей и администрации общеобразовательных учреждений, · принять меры по обеспечению школ учебными пособиями и при необходимости учебниками, отвечающими задачам профильного обучения.

23 Системный подход к профильному обучению невозможен без дифференциации мыслительных и поведенческих качеств личности ученика, адекватных профильному направлению. В исследованиях Ж. Пиаже и Дж. Брунера разработана периодизация умственного развития ребенка. Основным показателем этого развития считают овладение ребенком (а после подростком) действиями и операциями. Общее время освоения можно условно разделить на периоды: 1.Сенсомоторный период (до 2 лет), когда действия ребенка не сформировались психикой в форму представлений (образов), а постоянный (инвариантный) характер объектов выступает для него как следствие координации его движений, перемещений в пространстве. 2. Дооперациональный период (до 7 лет), когда у ребенка развивается наглядно-образное мышление. На этой фазе становится возможной интериоризация мышечного действия в мысль. 3. Период конкретных операций (до 10-11) лет, когда в сознании подростка начинают формироваться внутренние информационные структуры, в виде систем символов, посредством которых он воспринимает мир в различных его проявлениях. Подросток на этой стадии уже способен к мысленной систематизации различных предметов (уже известных и новых), но еще не различает возможностей этих предметов, поскольку не располагает соответствующим опытом. Поэтому те операции, которыми он уже владеет, называются конкретными. 4. Период формальных операций (к годам) характеризуется способностью пользоваться аппаратом логики. На этой стадии умственная деятельность подростка основана на применении гипотез и предположений, не ограниченных его опытом. Он может мысленно конструировать возможные случаи и события и делать выводы о потенциальных отношениях, проверяемых путем наблюдения или эксперимента. То есть речь идет о формализации конкретных идей.

24 Основные направления профилизации Социально - гуманитарное Естественно- математическое Технологиче- ское Художественно- эстетическое Спортивное Доминирующий тип мышления Коммуникатив ное Исследователь- ское АналитическоеЭстетическоеСенсомоторное Соответствие разных типов мышления определенным направлениям профильного обучения Начальная школа2-7 классыСпособность к самообразованию Средняя школа8-9 классыСпособность к самоопределению Старшая школа10-11 классыСпособность к самоуправлению

25 Организация системы профильного обучения требует - Профильная школа требует иной организации учебного процесса (введение индивидуальных учебных планов учащихся, конструирование учебных программ и организация преподавания элективных курсов, разработка новой системы учёта образовательных достижений школьников). - Широкое использование новых педагогических технологий при преподавании учебных предметов на профильном уровне (проектные, исследовательские методы, информационно- коммуникативные технологии). - Создание новых учебно-методических комплектов, адекватных задачам профильного обучения.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Профильное обучение ОднопрофильноеМногопрофильное Сетевое взаимодействие Ресурсн ый центр Кооперац ия Смешанн ая модель

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Самостоятельная познавательная деятельность: индивидуальная; групповая. Самостоятельная познавательная деятельность: индивидуальная; групповая. Дискуссии, мозговые атаки, круглые столы. Дискуссии, мозговые атаки, круглые столы. Метод проектов. Метод проектов. Метод ситуационного анализа (case-study). Метод ситуационного анализа (case-study). Обзорные лекции. Обзорные лекции. Письменные творческие работы (исследовательские отчеты, эссе, рефераты, доклады). Письменные творческие работы (исследовательские отчеты, эссе, рефераты, доклады).

28

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ Ресурсы и услуги Интернет: Информационные ресурсы (каталоги, газеты, журналы, библиотеки, энциклопедии, пр.); Информационные ресурсы (каталоги, газеты, журналы, библиотеки, энциклопедии, пр.); Образовательные ресурсы (электронные учебные издания, курсы ДО, курсы самообразования, программные средства, словари, пр.) ; Образовательные ресурсы (электронные учебные издания, курсы ДО, курсы самообразования, программные средства, словари, пр.) ; Коммуникационные услуги (эл. почта; форумы, чаты, телеконференции, видеоконференции) Коммуникационные услуги (эл. почта; форумы, чаты, телеконференции, видеоконференции) Поисковые услуги. Поисковые услуги. Мультимедийные средства поддержки эл. изданий. Мультимедийные средства поддержки эл. изданий.

МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 1. Интеграция очных и дистанционных форм обучения. 2. Сетевое обучение: а) автономный курс дистанционного обучения; а) автономный курс дистанционного обучения; б) информационно-образовательная среда (виртуальная школа, кафедра, университет). б) информационно-образовательная среда (виртуальная школа, кафедра, университет). 3. Сетевое обучение и кейс-технологии; 4. Видеоконференции, интерактивное телевидение.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ Базовое очное обучение Профильное обучение на базе школы Элементы дистанционного обучения Элементы дистанционного обучения Очное обучение Отдельные задания, проекты Модули Элективные курсы Ресурсный центр

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ НА БАЗЕ ВУЗА Базовое обучение Профильное обучение (дистанционная форма) Профильные курсы на базе школы (очная форма) Профильные курсы на базе школы (очная форма) Профильные курсы на базе вуза Элективные курсы Модули Элективные курсы (очно) Кооперация

Элементы дистанционного обучения в профильном курсе Элементы дистанционного обучения в профильном курсе Базовый учебник Задания на самостоятельную деятельность Дополнительная информация эссе Проектная деятельность Лабораторные и практические работы Презентация

Профильный дистанционный курс Электронный курс (модуль профильного курса) Задания для самостоятельной работы эссе Проектная деятельность Виртуальная медиатека Форум, чаты Лабораторные работы Контроль знаний Консультации

35

Интеграция дистанционного профильного курса с элементами очного обучения Электронный курс (модуль профильного курса) Задания для самостоятельной работы Проектная деятельность Лабораторные работы эссе Виртуальная медиатека Форум, чаты Обзорные лекции (очно) Контроль знаний

37 Для организации дистанционного обучения педагогов Интернет-школа «Просвещение.ru» Главный компонент УМК - Интернет-урок. Интернет-урок, в свою очередь, содержит такие элементы: - учебный материал, раскрывающий различные аспекты и проблемы организации профильного обучения на ступени полного общего образования; - практические задания, ориентированные на формирование у слушателей опыта самостоятельной работы по проектированию процесса профильного обучения; - тестовые задания для контроля знаний. Используются тесты различных типов: тесты открытого типа - свободно конструируемый ответ вводится слушателем с клавиатуры; тесты с выбором варианта ответа из предложенного списка; тесты на восстановление соответствия, на группировку материала и т.д.; - дополнительная информация, сгруппированная в тематические рубрики.

38 Например, в Интернет-уроках представлены такие рубрики: «Методическая мастерская», «Нормативно-правовые документы», др. Информация, размещенная в этом блоке, может быть использована слушателями для углубления знаний по теме урока, для подготовки рефератов, проектов, выполнения практических заданий. Учебное содержание на страницах Интернет-уроков предъявляется следующими способами: учебный текст, снабженный разнообразным иллюстративным материалом; мультимедийные объекты (анимированные схемы, диаграммы, графики). Содержание Интернет-уроков ориентировано, прежде всего, на обучение слушателей проектировочной деятельности: анализ имеющихся учебных материалов на предмет их использования в качестве основы для изучения профильных курсов, анализ и конструирование учебных программ элективных курсов, способы отбора содержания для осуществления преподавания предметов на профильном уровне, т.п.

39 К компонентам УМК также относятся: - система оперативной связи со слушателями (электронные сообщения), благодаря которой удаленные слушатели могут получать от сетевого учителя разнообразную информацию; - форумы уроков - компонент, который позволяет слушателям задавать вопросы сетевому учителю, обсудить с ним сложные сюжеты урока; - «учительская» - форум, позволяющий обсуждать организационные и методические проблемы сетевым учителям; - «открытый педсовет» - форум, позволяющий вести дискуссии всем участникам образовательного процесса.

40 Основная задача профильного обучения обеспечение условий для реализации интересов, способностей и потребностей личности. Развитие творческой самостоятельности ученика, увеличение приёмов индивидуализации учебного процесса предопределяет необходимость продумать и выстроить не только обучение по индивидуальным учебным планам, но и систему дополнительной внеурочной деятельности. Бесспорным эффективным методом обучения является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, которая позволяет научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.

Возможные формы организации профильного обучения Модель внутришкольной профилизации : Модель внутришкольной профилизации : однопрофильная (реализовывает только один избранный профиль) и многопрофильная (организовывает несколько профилей обучения) классная и групповая. однопрофильная (реализовывает только один избранный профиль) и многопрофильная (организовывает несколько профилей обучения) классная и групповая. 41

Возможные формы организации профильного обучения Модель сетевой организации: осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов других образовательных учреждений Модель сетевой организации: осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов других образовательных учреждений 42

Модель сетевой организации Объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». Объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». Кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. Кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. 43

44

45

46

47

48

49