Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века.
Advertisements

Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века.
Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века.
Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Тема 4. Проксемика. Символическая природа имиджа. С точки зрения семиотики (науки о знаках) символ представляет собой одну из разновидностей знака. Знаком.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Смысл в контексте деятельности и мышления: особенности методологической реконструкции Вадим Розин Институт философии РАН.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
Культура и культурное многообразие мира Этноцентризм и культурный релятивизм Сущность функционализма, его основные положения и значение в МКК.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Транксрипт:

Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века

Цели презентации Дать общее представление больше о технологии и стиле структуралистского исследования, чем о метафизике и результатах направления. Рассмотреть структурализм (в первую очередь) и постструктурализм как пример современного уровня гуманитарной методологии, поискать аппарат для характеристики методологических составляющих, обратить внимание на характер изменений по сравнению с более ранними моделями.

Эпиграфы «Только во тьме свет. Только в молчании слово. Смотри на тень ястреба, ястреба в ясном небе» Б. Гребенщиков («Деревня», перевод из:). У. Ле Гуин («Волшебник Земноморья») «Чтобы слово прозвучало, до и после него должна быть тишина» - ответ на вопрос, зачем нужна смерть)

План 1. Складывание структурализма. Основные тезисы и характеристики. 2. Как может выглядеть структуралистское исследование? Примеры: Пропп, Барт, Лотман, Леви-Строс. 3. Продолжение структурализма постструктурализмом. «Размыкание структуры в контекст». 4. Техника постструктуралистского исследования: анализ дискурса (постановка задачи) и интерпретативная теория культуры. Постструктуралистский релятивизм.

Складывание структурализма. Логика, идущая от позитивизма Материал занятия про гносеологию в первой половине ХХ века: Герменевтика: реконструкция/угадывание смысла, вложенного обладающим свободной волей автором против Аналитического полюса: за Наличным (уровнем данных) есть не что-то меняющееся и мерцающее, а что-то Определенное, То- что-на-самом-деле, Искомое, хотя до него и очень трудно добраться. Поэтому правила командного взаимодействия и осторожность своего высказывания. НАЛИЧНОЕ (Данные, Кажимость, многообразие Субъективных мнений) ИСКОМОЕ (Концепция, Подлинное, Консенсус) В этом смысле – структурализм однозначно «за позитивизм»: поиск в качестве предмета подлинного изучения того, что есть на самом деле, что не будет плодом произвольного смыслонаделения.

Складывание структурализма. Логика, идущая от критической стратегии (Кассирер и «эра подозрения») Х. Ортега-и-Гассет: искусство ХХ века - то, которое смотрит не на вид за окном, а на стекло. Э. Кассирер: «То, что здесь представляется непонятным остатком познания, в действительности входит, как неотъемлемый фактор и необходимое условие, во всякое познание». Структурализм – внимание к «стеклу», к уровню, на который спроецированы значения (уровню Означающего, а не Означаемого). Предполагается: 1) значения создаются не связью Обозначаемого и Обозначающего, а системой обозначения. 2) Это уровень, независимый от субъективного смыслонаделения. 3) Как и в «эре подозрения», то, что люди делают и думают, определяется чем-то находящимся за ними (хотя эти детерминирующие людей структуры в принципе познаваемы).

1) значения создаются не связью Обозначаемого и Обозначающего, а системой обозначения. Ф. де Соссюр – «Язык следует рассматривать как некоторую структуру, независимую от тех вещей, которые он обозначает». (кот и код определенно различаются между собой не тем, что «кот» и «код», не буквами «т» и «д»). Возможность существования значения у отдельных элементов (букв, слов и т.д.) связана с их отношением не к тому, что они обозначают, а к системам правил отношений элементов означающего между собой (фонетика и грамматика языка, позволяющие выстраивать различные значения). Ю.М. Лотман: «Мы без колебаний уравниваем "а" произносимое и "а" графическое не в силу какого- либо мистического сходства между ними, а потому, что место одного в общей системе фонем данного языка адекватно месту другого в системе графем». Акцент переносится на то, что у неопозитивистов было слабостью (существование контекста)

2) Уровень, независимый от субъективного смыслонаделения. 3) Люди не свободны в своих поступках (хотя детерминирующие их структуры познаваемы). Источники структурализма: Н. Трубецкой (1890 – 1938), фонология и Пражский лингвистический кружок (1929 – 1938). Вслед за Соссюром – противопоставление «речи» (parole, деятельности по производству высказываний) и языка (langue, системы правил, по которым производится речь). Правила языка не (обязательно и полно) осознаются носителями, правила истории – деятелями. В системах смысла первичны не элементы (высказывания, говорящие или делающие люди), а отношения между элементами (структура)

Сноска: очень интересный вопрос, «где структуры находятся?» Понятно, что мне как релятивисту кантианского разлива ближе всего ответ, что они у меня в голове, что у меня есть правило организовывать понимаемый смысл таким образом. Например – при помощи бинарных оппозиций, или исходя из теории знака, пустоты, различия (см. цитаты из эпиграфа). Другой вариант – не только в моем сознании (или бессознательном – структурализм часто очень удобно синтезируется с психоанализом), но и у всех людей. Априорность структурного восприятия свойственна человеку в целом, культуре и т.п. Третий вариант – структуры существуют на самом деле, так устроен мир. Совет: целесообразно рассматривать структуралистскую предпосланную онтологию и методологию не как одно и то же, хотя они и очень тесно связаны.

Примеры структуралистских (в широком смысле слова: включая формализм, функционализм, семиотику, часть постструктуралистских конструкций, теорию систем) исследований 1.Пропп В.В. Морфология «волшебной» сказки. 2.Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. 3.Леви-Строс К. Структура мифов (в пересказе Л.В. Ярошенко и с комментариями В.П. Руднева). 4.Барт Р. C/З (в пересказе И.П. Ильина)

Пропп В.В. Морфология «волшебной» сказки. Стр. 18. «В результате получится морфология, т. е. описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и к целому. Какими же методами может быть достигнуто точное описание сказки? Сравним следующие случаи: 1 Царь дает удальцу орла. Орел уносит удальца в иное царство (Аф. 171). 2 Дед дает Сученке коня. Конь уносит Сученко в иное царство (132). 3. Колдун дает Ивану лодочку. Лодочка уносит Ивана в иное царство (138). 4. Царевна дает Ивану кольцо. Молодцы из кольца уносят Ивана в иное царство (156); и т. д. В приведенных случаях имеются величины постоянные и переменные. Меняются названия (а с ними и атрибуты) действующих лиц, не меняются их действия, или функции. Отсюда вывод, что сказка нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам». (см hand-out как выглядит формула описания конкретной сказки)

Барт Р. (см. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., с. 163 – 164). «По своему жанру, "С/3" - это прежде всего систематизированный (насколько понятие строгой системности применимо к Барту) комментарий, функционирующий на четырех уровнях. Во-первых, исследователь разбил текст на 561 "лексию" - минимальную единицу бальзаковского текста, приемлемую для предлагаемого анализа ее коннотативного значения. Во-вторых, критик вводит 5 кодов - культурный, герменевтический, символический, семический и проайретический, или нарративный, - предназначенных для того, чтобы "объяснить" коннотации лексий. В-третьих, к этому добавлено 93 микроэссе - лирико-философские и литературно- критические рассуждения, не всегда напрямую связанные с анализируемым материалом. И, наконец, два приложения, первое из которых представляет сам текст новеллы, а второе подытоживает основные темы, затронутые в микроэссе, - своего рода суммирующее заключение».

Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. "Является ли кино коммуникативной системой?" Но в этом, кажется, никто не сомневается. Режиссер, киноактеры, авторы сценария, все создатели фильма что-то нам хотят сказать своим произведением. Их лента - это как бы письмо, послание зрителям. Но для того, чтобы понять послание, надо знать его язык. КОНТЕКСТ СООБЩЕНИЕ АДРЕСАНТ АДРЕСАТ КОНТАКТ КОД Любопытным образом: из изначального (близкого к герменевтике) интереса к тому, чтобы понять сообщение, которое один индивид ХОЧЕТ передать другому, Лотман постепенно сдвигается к тому, чтобы знание получать не об авторском замысле, а о языке, системе правил создания значения, по-структуралистски. Хотя исходный интерес к коммуникации проявляется, в том числе, и в предписаниях Лотмана делить получаемую при просмотре фильма (или при исследовании) информацию, в первую очередь, на то, что соответствует ожиданиям и нарушает их.

Понимание искусства в статье «Семиотика кино и проблемы киноэстетики». «В любом правильно построенном тексте информационная нагрузка от начала к концу будет падать, а избыточность (возможность предсказания вероятности появления следующего элемента в линейном ряду сообщения) - расти. (парадоксальным образом) … Художественная структура подавляет избыточность (Объяснение) … участник акта художественной коммуникации получает информацию не только из сообщения, но и из языка, на котором с ним беседует искусство. текст соотносится с двумя структурными нормами». Соответственно, способный схватить эстетическую специфику кино анализ кинофильма: «Представим себе, что, анализируя ту или иную киноленту, мы можем составить структурное описание величины планов, показав композиционную организованность их смены. Ту же работу мы можем сделать относительно последовательности ракурсов, замедленности и ускоренности кадров, структуры персонажей, системы звукового сопровождения и т. п.» Рассмотрение параллельных систем.

Леви-Строс К. Проекция методологии структурной лингвистики на изучение общества Общество (а Лотман бы сказал и «кино») надо исследовать как «язык» (как равнодействующую человеческого опыта, в котором социальные значения уже обрели статистическое постоянство). Лингвистика – эталон науки. Ср. П. Рикёр о Леви-Стросе. Язык – совокупность операций, обеспечивающих определенный тип общения индивидов и групп; социальное явление, независимое от наблюдателя и обладающее длинными статистическими рядами. Как устроен язык? Он обусловлен коммуникативной функцией, обладает внутренней логикой и является сложной системой, которая в конечном счете должна раскладываться на элементарные соотношения (бинарные оппозиции и их комбинации). В фонологии, язык - это система постоянных отношений между ограниченным количеством фонетических знаков. Знаков и управляющих ими правил не намного больше того минимума, который позволял бы обмениваться информацией.

«В любом обществе коммуникация осуществляется по крайней мере на трех уровнях: коммуникация женщин; коммуникация имущества и услуг; коммуникация сообщений. Вследствие этого исследования системы родства, экономической системы и языковой системы в определенных отношениях сходны друг с другом … Культура состоит …прежде всего, из правил, применяемых во всякого рода коммуникационных играх». Пояснение. Смысл правил этого обмена отнюдь не понятен для участников: например, скрытой целью системы брачных правил является удаление женщин за пределы клана с целью не допустить его герметизации, которая приведет к биологическому и культурному вырождению в постоянных инцестах и изоляции от других сообществ. Во всех видах систем действенны некоторые универсальные положения: обмен ценностями, будь то слово, товар или женщина, возможен потому, что ценности приписывается определенное значение. Необходимость стабилизировать и оформить этот обмен приводит к появлению специальных коммуникационных систем: таких, как грамматика, которая определяет законы сочетания слов, или мифология, которая описывает и объясняет на доступном для примитивных народов уровне существующие у них системы родства. Соответственно, цель анализа, например, мифологии – раскодирование ее для выяснения тех структур, которые ею управляют.

К. Леви-Строс. Система мифов. Понятие структуры в этнологии. Fx(a) : Fy(b) Fx(b) : Fa-1(y) гипертрофия родственных отношений относится к идее автохтонности (происхождения из земли/происхождения от одного предка) примерно эквивалентно тому как (в мифах фиванского цикла) затрудненное пользование конечностями (свидетельство автохтонности человека) относится к отрицанию родственных отношений и вражде с автохтонными чудовищами.

Резюме: некоторые важные установки структурализма Устройство Означающего (языка или культуры) в соответствии с возможностью выполнения знаковой функции и принципами экономии элементов и отношений, достаточных для обеспечения различительной способности. 1.Минимум знаковости – бинарная оппозиция «наличие/отсутствие», 1/0. Все должно исследоваться как язык: сообщение, части которого обладают значением во взаимосвязи, в рамках которой и должны рассматриваться. Предпочтение не элементам, а правилам отношений между ними (структура – система, в которой элементы могут варьироваться). Нахождение уровня, независимого от субъективного смыслонаделения. Язык существует до речи, бессознательное – до сознания, социальные структуры – до социального действия конкретного индивида, который пользуется словарем и правилами. Методологические следствия: индульгенция на обобщения и осознание предопределенности в том числе и исследовательской деятельности. Т.е. – по фильму мы исследуем мир, в котором (для которого) его снимали. Что, в общем-то, и разумно. В том, что снято в фильме и том, что хотел сказать режиссер – очевидное уже проинтерпретировано, и о спорном уже схлестнулись интерпретации. А в структурализме мы подбираемся к тому, что нам говорить специально не собирались.

Однако ( постструктурализм) Предположение о том, что смыслонаделение лишь в очень неважной мере осуществляется субъектом, но является результатом действия структур … Действительно позволяет нам исследовать нечто независимое от человеческой субъективности, объективное Но заставляет нас задуматься, а свободно ли от действия такого рода структур смыслонаделение, которое осуществляет исследователь. Вопрос риторический.

+ «Размыкание структуры в контекст» (одни и те же элементы и отношения играют разную роль в разных структурах) Пресловутый пример с Наполеоном: 1812 год, решение начать войну с Россией 1. того, чего он Хотел: А) достичь личного мирового господства, В) обеспечить благо народов Европы, С) нанести превентивный удар. … Смысл (интерпретация ситуации) зависит от: 2. «не имеющих отношения к воле и сознанию Наполеона Обстоятельств»: А) в Европе (баланс сил и т.п.) В) во Франции – динамичное и агрессивное единство аристократии и буржуазии; необходимость постоянной войны С) в Наполеоне (будь то комплекс неполноценности или мания величия) … 3. Установок интерпретатора (современника Наполеона или нас): А) представлений о роли личности в истории В) Собственной национальной принадлежности С) Удовлетворенности окружающим миром …

Размыкание структуры в контекст Пресловутый пример с Наполеоном: 1812 год, решение начать войну с Россией 1. того, чего он Хотел: А) достичь личного мирового господства, В) обеспечить благо народов Европы, С) нанести превентивный удар. … Смысл (интерпретация ситуации) зависит от: 2. «не имеющих отношения к воле и сознанию Наполеона Обстоятельств»: А) в Европе (баланс сил и т.п.) В) во Франции – динамичное и агрессивное единство аристократии и буржуазии; необходимость постоянной войны С) в Наполеоне (будь то комплекс неполноценности или мания величия) … 3. Установок интерпретатора (современника Наполеона или нас): А) представлений о роли личности в истории В) Собственной национальной принадлежности С) Удовлетворенности окружающим миром … А ведь за каждым из этих смыслов может открываться перспектива столь же многообразных интерпретаций

Размыкание структуры в контекст – не единственная характеристика постструктурализма, направления весьма аморфного. Однако она в достаточной мере отражает главное: самоосмысление по отношению к структурализму. Другие (часто связанные) характеристики: Исследовательское внимание перемещается с момента структурной организации предмета на то, что уклоняется от структурного описания (парадоксы, нарушения внутренней логики, внешние влияния, случайность и т.п.). Нормальное состояние структуры – поломанное (Делёз – Гваттари). Внимание постструктурализма к факторам, сбивающим структуру: децентрация деятеля, прерывность объекта, опосредованность и преломленность исследовательских оптик (языка, логики, философии, психоанализа и т.п.). Две приоритетных стратегии: текстовая (Ж. Деррида – нет ничего вне текста) и политическая (Ж. Делёз – в сущности, все - это политика; Р. Барт - историк литературы как буржуазного института, опасного своей псевдонейтральностью). Язык власти и власть языка. Соответствие релятивистского содержания и неакадемического стиля постструктуралистских работ.

Разоблачительный (или даже революционный) пафос постструктурализма (+ экзистенциалистское наследство) «Структуры не выходят на баррикады». Постструктурализм согласен со структурализмом в том, что субъект является лишь специфически европейской формой обманчивого единства культурного опыта, интересов власти и средств текстуального выражения. Несмотря на это, постструктурализм охотно борется с властью, даже понимая нереальность ее свержения и сводя свою борьбу единственно к тому результату, что сконструированный властью индивид выражает свою свободу в том, что пытается осознать, как именно его сконструировали и каким силам он подчиняется.

Анализ дискурса: значение текста не таково, каким кажется, и это не сводится к авторскому намерению К. Льюис. «Письма Баламута». В словосочетании «мой Бог» один использует слово «мой» в значении «мой друг», другой – в значении «мои сапоги». Таким образом, значимо не только то, «что говорится», но и «с каких позиций говорится». Анализ дискурсов в смысле П. Серио («Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса». М., 1999). Отказ выявлять смысл текста сведением к классовой позиции или самотождественности свободной личности. Работа на уровне означающего, а не означаемого; возможность исследовать форму и значение текста не по отдельности. Призыв выявлять за системой высказываний не внутреннюю и самодостаточную последовательность, а дискурсивную, логическую позицию, с которой делались высказывания.

Гирц К. "Насыщенное описание": в поисках интерпретативной теории культуры «Но суть моих рассуждений сводится к тому, что между тем, что Райл назвал бы «ненасыщенным описанием» действий репетирующего, передразнивающего, подмигивающего, моргающего и т. д. («быстрым движением смыкают верхнее и нижнее веко правого глаза»), и «насыщенным описанием» того, что они на самом деле делают («репетирует перед зеркалом, как он будет передразнивать приятеля, когда тот будет кому-то тайно подмигивать»), лежит предмет исследования этнографии: стратифицированная иерархия наполненных смыслом структур, в контексте которых возможно моргать, подмигивать, делать вид, что подмигиваешь, передразнивать, репетировать, а также воспринимать и интерпретировать эти действия, и без которых все эти действия (включая и нулевое морганье, которое как категория культуры в такой же степени не подмигивание, в какой подмигивание является не морганьем) не будут существовать, независимо от того, что кто-то будет делать с верхним и нижним веком своего правого глаза»

Релятивизм интерпретативной теории культуры Исследователь должен объяснить, каким образом, он из рамок своей культуры, в которой возможны и сговор, и репетиция перед зеркалом, интерпретирует чье-то, невинное или наоборот, ставящее целью симулировать отсутствующий заговор, помаргивание, именно как «подмигивание». Таким образом, большинство постструктуралистских исследований – объяснение того, как определенный смысл возникает на взаимоналожении двух (а правильнее – намного больше) искажающих (но и позволяющих видение) призм – своих ценностей, своей культуры, культуры исследуемого предмета … Это релятивизм, но не в смысле того, что знание, которое мы получаем об интересующем нас событии, ничтожно или неправильно, но в том смысле, что оно ОТНОСИТЕЛЬНО – зависит от других имеющихся у нас знаний. Демонстрация того, как именно зависит.

Третий пример: концепция «габитуса» П. Бурдье как постструктуралистский вариант компромисса между осознаваемым и неосознаваемым в поведении, между субъективизмом и объективизмом в исследовании