ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК РЕСУРС КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Подготовила методист МКОУ ХМР СОШд. Шапша Богордаева Ш.Р.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Advertisements

ФГОС: новые образовательные результаты.. Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается.
ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Панова Н.В., доцент СПб АППО Семинар ГОУ СОШ ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Системно – деятельностный подход в образовании Я слышу, и я забываю, Я вижу, и.
«Обновление содержания и технологий обучения и воспитания начальной школы посредством введения ФГОС НОО»
Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы школы. Бехтянова Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ.
Подготовила Гусак И.В., зам.директора УР Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» пгт. Пойковский Нефтеюганского.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
Осуществление системно- деятельностного подхода при проведении уроков математики.
Основные особенности работы по системе «Школа 2100» в 5 классе 1.Цели 2.Технологии 3.Содержания.
Деятельностный метод. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих.
Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго.
«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения» Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом.
Великая цель образования – это не знания, а действия Герберт Спенсер.
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении математике «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
« Использование системно-деятельностнoго подхода на уроках математики» Трухачёва Светлана Владимировна учитель начальных классов НОУ «Гимназия-интернат.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Транксрипт:

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК РЕСУРС КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Подготовила методист МКОУ ХМР СОШд. Шапша Богордаева Ш.Р

ПЕДСОВЕТ ТЕМА: Деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования. ЦЕЛЬ: Совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования деятельностного подхода в обучении. ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать теоретические положения о деятельностном подходе в обучении; - выявить опыт работы учителей школы по применению деятельностного подхода в обучении; - выработать рекомендации.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: коллективная деятельность, презентация опыта работы ФУНКЦИЯ ПЕДСОВЕТА: информационно- аналитическая. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: - поиск литературы; -ознакомление с источниками; - работа в ШМО по подготовке; - посещение и анализ уроков.

П ЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДСОВЕТА : Результаты социологического опроса по теме педсовета (Перепелюк Е.И., Паймерова А.В.) Деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования (Богордаева Ш.Р.) Деятельностный подход в обучении по программе «Школа 2100» (Кляхина Н.Н.) Проектно-исследовательская деятельность младших школьников (Сабаралеева М.Н.) Самоанализ урока математики во 2 классе (Обанина Е.Н.) Самоанализ урока русского языка в 5классе (Карпенко Е.В.) Самоанализ урока физики в 9классе (Богордаева Ш.Р.) Рефлексия, рекомендации (Богордаева Ш.Р.)

Т РЕБУЕТ ЛИ ЖИЗНЬ НОВОЙ РАБОТЫ С СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания А НУЖНО ЛИ? Где золотая серёдка? Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике

В ЖИЗНИ НАМ ПОСТОЯННО ПРИХОДИТСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ! А УЧИТ ЛИ ЭТОМУ ШКОЛА ? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Предметные результаты знания умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант- ность ФГОС: ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное ФГОС -2 «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиальная разница требований к результату?

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ? 1. Зачем учить? 1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 2. Чему учить? 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

«Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно. П.Г. Щедровицкий «Великая цель образования – это не знания, а действия». Г. Спенсер

Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова не противостоит компетентностному подходу, а напротив, интегрирует его лучшие достижения.

«Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения» Л.С. Выготский

У МЕНИЕ УЧИТЬСЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОСВОЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧАЯ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ : целеполагания, программирования, планирования, контроля и самоконтроля оценивания и самооценивания

О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ (Д. Д ЬЮИ ) учёт интересов учащихся; учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; учение через обучение мысли и действию; познание и знание как следствие преодоления трудностей; познание и знание как следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. свободная творческая работа и сотрудничество.

С УТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА СОСТОИТ в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо «только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества». в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность. В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития.

Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе деятельности. Это способствует тому, что знания приобретают для обучающихся личную значимость.

П РИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности. Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных особенностей развития детей. Принцип целостности –формирование системного представления о мире, о роли и месте каждой науки. Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне минимума (государственного стандарта знаний). Принцип психологической комфортности –снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы. Принцип вариативности –формирование способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества –максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.

Д ЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ МНОГИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ : Проектной деятельности. Интерактивных методов обучения. Проблемно – диалогового обучения. Витагенного подхода в преподавании. Итегрированного обучения на основе межпредметных связей.

Э ТИ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗВОЛЯЮТ : Придать процессу усвоения знаний личностно- деятельностный характер, перейти от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских, в процессе которых и усваивается информация. Перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Усилить практическую направленность школьного образования.

П РИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Пробуждение положительного эмоционального отношения к учёбе, новизна и актуальность изучаемого материала, создание ситуации успеха, поощрение и др. «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления» А.Цукерман

информация э моции опыт зна ния

А КТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социально-конструируемые педагогические ситуации, беседы, проблемные ситуации, составление плана, сравнительные таблицы, схемы, кластеры лабораторные, практические, исследовательские работы, опыты, побуждение учащихся к различным видам творчества ПОМНИТЕ, ЧТО НА УРОКЕ БОЛЬШЕ УСТАЮТ НЕ ОТ ИНТЕНСИВНОЙ РАБОТЫ, А ОТ ОДНООБРАЗИЯ И СКУКИ!

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ученика от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй ученика. Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Все в наших руках, уважаемые коллеги. Мы в пути, приглашаем и вас присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДСОВЕТА: Продолжить практику использования методов деятельностного подхода в обучении, уделив особое внимание проектной методике; Осуществлять поурочное планирование и самоанализ занятий с учетом деятельностного подхода; Использовать теоретические знания, полученные при подготовке к педсовету и опыт работы коллег для активизации применения деятельностного похода в обучении.