10.11.20121 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Начальник отдела по контролю качества образования ФГОУ СПО «СГППК имени Ю.А. Гагарина» Бухарева Ирина Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
«Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»: рекомендации регионального оператора.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Характеристика методов и функций менеджмента Выполнила: Михайлова А.Р. Группа: эбз-161.
1 Управление бизнес-процессами (лекция 7). 2 Принципы менеджмента качества Выполнение организацией 8 принципов менеджмента качества – критерий возможности.
Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
О функционировании системы менеджмента качества на отделении ТСХП.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ (технологического.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Т.Ф. Кайгородцева, преподаватель специальных дисциплин.
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Использование потенциала учреждений профессионального образования при решении задач охраны труда.
Лидерство руководителя организации в системе менеджмента качества Выполнил: магистрант 1 курса Самойлова Дарья Васильевна.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
Транксрипт:

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Начальник отдела по контролю качества образования ФГОУ СПО «СГППК имени Ю.А. Гагарина» Бухарева Ирина Ивановна

ЛЕКЦИЯ 1 СИСТЕМНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общее определение качества. Вопросы управления качеством. 2. Понятие и сущность качества образования.

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящиеся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (стандарты ИСО 9000 версии 1994 года) Качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям (стандарты ИСО 9000 версии 2000 года)

Аспекты качества Технический аспект (инженерная позиция) – качество заключается в сопоставлении совокупности свойств объекта с аналогом, принятым за эталон. Все отклонения от эталона не соответствуют качеству Экономический аспект – важно знать, на сколько качество соответствует потребностям, иначе не всякое «высокое качество» принесет прибыль Национальный аспект Политический аспект Социальный аспект Экологический аспект и др.

Объекты качества Деятельность или процесс. Продукция (результат деятельности или процессов), которая может быть материальной и нематериальной (информация). Организация, система или отдельное лицо (качество рабочей силы). Любая комбинация из них

Необходимо стремиться переводить качественные характеристики в количественные, иначе качеством сложно управлять ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА Качественные характеристики Качественные характеристики Количественные характеристики Количественные характеристики

Полный жизненный цикл изделия РАЗРАБОТКА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВОЭКСПЛУАТАЦИЯ Качество закладывается Качество закладывается Качество воспроизводится Качество воспроизводится Качество оценивается Качество оценивается

Планирование качества – это установление целей в области качества и определение необходимых операционных процессов жизненного цикла продукции и соответствующих ресурсов для достижения поставленных целей Управление качеством – это часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству

Методы УК – это способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ организанионно- распоряднтельные организанионно- распоряднтельные экономические социально- психологические социально- психологические

Экономические методы УК реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества финансирование деятельности в области УК экономическое стимулирование производства продукции и услуг, соответствующих требованиям потребителей ценообразование с учетом их уровня качества образование фондов экономического стимулирования качества применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом качества продукции и услуг

Организационно-распорядительные методы УК осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества регламентирование стандартизация нормирование инструктирование (ознакомление, объяснение) распорядительные воздействия (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений, контроля исполнения); приказы и распоряжения по УК; обеспечение выполнения требований МС, ГОСТ и ТУ; контроль за исполнением требований НТД, НМД и решений по управлению и обеспечению качества

Социально-психологические методы УК основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально- психологическими процессами для достижения целей в области качества формы морального стимулирования высокого качества результатов труда повышение самодисциплины, ответственности, инициативы приемы улучшения в коллективе психологического климата, ликвидации конфликтов способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества мотивация трудовой деятельности на достижение требуемого качества способы сохранения и развития традиций организации по обеспечению необходимого качества приемы вовлечения членов трудовых коллективов в УК

Всеобщее управление качеством концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности (на всех этапах жизненного цикла) при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании ресурсов

ТОМ включает в себя оценку и контроль качества продукции и процесса; обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала; координацию работ в области качества; совместную работу по качеству с поставщиками; использование цикла PDCA; работу кружков качества; управление человеческим фактором; участие в национальных кампаниях по качеству; выработку политики в области качества; проведение мер по формированию культуры качества; подготовку управленческих кадров; возложение ответственности на высшее руководство и др.

Условия эффективности ТQМ 1. высшее должностное лицо энергично выступает за повышение качества; 2. инвестиции вкладываются в людей; 3. организационные структуры преобразуются или создаются специально под ТQМ.

TQM преследует следующие цели ориентация всей деятельности на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей; возведение качества в ранг основной цели деятельности; оптимальное использование всех ресурсов организации.

Преимущества организация от использования методологии TQM 1. Увеличение прибыли 2. Рост степени удовлетворенности клиентов 3. Повышение качества и конкурентоспособности услуг 4. Увеличение производительности труда 5. Внедрение современных инноваций 6. Повышение качества управленческих решений 7. Улучшение имиджа и репутации организации 8. Обеспечение экономической устойчивости организации

Основные проблемы при внедрении концепции TQM 1. Сопротивление персонала нововведениям. 2. Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию или очередной новомодной кампании. 3. Качество получает статус статистического, а не управленческого мероприятия.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Принцип предполагает создания в системе механизма, позволяющего получать достоверную информацию о нуждах и потребностях потребителей, постоянно ее контролировать, отслеживать и обновлять. Это позволит избежать «айсбергово эффекта»

ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ Роль высшего руководства в УК: 1. Разработка и поддержание политики в области УК, ее популяризация 2. Обеспечение ориентации на требования потребителей во всей организации 3. Обеспечение внедрения соответствующих процессов 4. Обеспечение необходимыми ресурсами 5. Проведение систематического анализа СМК

ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ Руководство не доверяет Инспекция и детальный контроль Служащий теряет мотивацию Ухудшение результатов Руководство доверяет Делегирование полномочий Служащие мотивированы Улучшение результатов

Подготовка и планирование карьеры Определение ответственности и полномочий Разработка личных и коллективных целей Вовлечение в процесс принятия решений Признание заслуг и вознаграждение Поощрение нововведений Обеспечение эффективной коллективной работы Изучение причин прихода и ухода работников

НЕПРЕРЫВНОЕ УЛУЧШЕНИЕ УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА КАЙРИО крупные, разовые улучшения КАЙРИО крупные, разовые улучшения КАЙЗЕН серия мелких, постоянных улучшения КАЙЗЕН серия мелких, постоянных улучшения

Качество продукта является результатом качества процессов. Фокусировка внимания на процесс означает, что главным фактором является профилактика, а не исправление допущенных ошибок.

Системный подход к менеджменту качества – это управление организацией как сетью взаимосвязанных процессов, которые «формируют» качество конечной продукции.

Этапы разработки и внедрения СМК 1. определение потребностей и ожиданий потребителя; 2. установление политики и целей организации в области качества; 3. определение процессов и распределение обязанностей; 4. установление и применение показателей эффективности каждого процесса; 5. определение средств предупреждения несоответствий и исключение их причин; 6. поиск возможностей повышения эффективности и результативности процессов;

определение и установление приоритетов возможных улучшений; 8. планирование стратегий, процессов и ресурсов для реализации выявленных возможностей улучшения; 9. выполнение плана; 10. мониторинг результатов улучшений; 11. оценивание полученных результатов по отношению к ожидаемым; 12. рассмотрение мероприятий по улучшению с тем, чтобы определить соответствующие последующие действия

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Качество – это степень удовлетворения запросов потребителя (студента, преподавателя, предприятия, общества), степень пригодности выпускника к эффективной работе. Многомерное качество – это больше чем попытка сделать лучшие товары (услуги). Это еще и поиск лучших путей производства лучших товаров (услуг).

Качество обучения - это непосредственный результат учебного процесса, зависящий от уровня квалификации профессорско- преподавательского состава, учебно- методического процесса, состояния материально-технической базы, интеллектуального потенциала студентов как объекта образовательного процесса учебного заведения. Качество образования дополнительно включает востребованность выпускников учебного заведения, их служебную карьеру, оценку с точки зрения работодателей, связи "вуз - производство", отсутствие/наличие рекламаций.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПонятиеОпределение Качество образования (в широком смысле) Сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); Системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как образовательной системы)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПонятиеОпределение Качество подготовки специалистов (качество образования в узком смысле) Сбалансированное соответствие подготовки специалистов (как результата и как процесса) многообразным потребностям (государства, общества, личности), целям, требованиям, нормам, стандартам; Системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) подготовки специалистов (как результата и как процесса)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПонятиеОпределение Проблемы качества подготовки специалист ов Совокупность актуальных теоретических и практических вопросов в сфере качества подготовки специалистов, имеющих различную природу и требующих своего исследования и решения в целях обеспечения сбалансированного соответствия (в определенном смысле) подготовки специалистов (как результата и как процесса) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам, стандартам

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПонятиеОпределение Системное исследование качества образования Исследование, обеспечивающее необходимую (для конкретного этапа общественного и личностного развития) глубину структуризации качества образования как объекта исследования и учет всех существенных (для эффективной организации и управления образованием) его взаимосвязей как внутри системы образования (внутреннее качество), так и вне ее (внешнее качество)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПонятияОпределения Нормы качества образования Выявленные, признанные и зафиксированные документально системы требований к качеству образования, соответствующих потребностям общества и личности в качестве образования определенной структуры и уровня Критерии качества образования Признаки степени соответствия качества образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПонятияОпределения Оценка качества образования Мера качества (числовая и семантическая) образования, выражающая собой соотнесенность измерений свойств (допущений, характеристик, параметров, отношений) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества Мониторинг качества образования Комплексная система наблюдений состояния и изменений, оценки и прогноза по отношению к качеству образования (как результата, как процесса, как образовательной системы, ее внутренних и внешних связей)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПонятиеОпределение Обеспечение качества образования Поддержание качества образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов; Управление качеством функционирования в системах образования (в соответствии с принципом дуальности организации и управления в сложных системах) под установленные цели функционирования (на жизненном цикле систем образования)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПонятиеОпределение Управление качеством образования Общее определение: Воздействие на процессы становления, обеспечения, поддержания развития (улучшения) качества по отношению ко всем объектам и процессам в образовании (в цепи жизненных циклов) со стороны «субъекта управления» и организация им обратной связи (контроля, оценки, анализа) в соответствии со сформулированными целями, нормами, стандартами

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПонятиеОпределение Управление качеством образования В широком смысле: Управление отношением адекватности (соответствия) образования (как социального института) социальным нормам качества В узком смысле: Управление качеством подготовки специалистов (как результатом и как процессом)

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА КАЧЕСТВА

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: общая характеристика 1) это совокупность внутрисистемных компонентов и отношений между ними: ступени и уровни профессионального образования; учебные заведения всех типов; студенты; образовательные цели, стандарты и программы профессионального образования; содержание образования; профессорско-преподавательский состав; образовательные технологии; органы управления образованием всех уровней (федеральные, региональные и институциональные); инфраструктура образования, обеспечивающая условия для функционирования системы образования (финансовая, учебно- методическая, информационная, кадровая и др.); инфраструктуры, обеспечивающие условия для развития системы образования (научно-исследовательская, методическая, издательская, кадровая и др.).

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: общая характеристика 2) это совокупность взаимосвязей (потоков взаимодействия) системы образования и общества: с высшими органами власти и управления всех уровней в стране; с населением (через обучаемых, с семьями и др.); со сферами использования выпускников учебных заведений); с экономикой; с наукой; с культурой; с другими уровнями российской системы непрерывного образования. 3) это совокупность международных связей (потоков взаимодействия) российской системы образования. По количеству выделяемых актуальных компонентов РСО - большая система. По связям-отношениям, потокам взаимодействия внутри и вне РСО относится к сложным системам. Управление РСО (стратегическое, тактическое, оперативное) призвано упорядочить взаимодействие ее компонентов, детерминировать, сохранить целостность РСО и ее взаимообмен с обществом информационными, материальными, интеллектуальными, человеческими ресурсами.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ раскрывается как единство, включающее: Качество образованности выпускников Качество образовательной системы Влияние образования на общество Качество образовательной среды

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКА 1)Качество образованности выпускника как единство Качества воспитанности Качества обученности 2) Качество образованности выпускника как единство Качества личностного развития Качества профессиональной подготовки Качества общекультурной подготовки Духовно-нравственног Интеллектуального Ценностно-мотивационного Физического и др. Качество присвоенных структур деятельности Качество присвоенных структур знаний

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Тема 2

Общая совокупность показателей деятельности образовательного учреждения СОВОКУПНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛЕЗНОСТЬ ТРУДА ОПЕРАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЧЕСТВО ТРУДА