Внеурочная деятельность школьников Домникова Светлана Валентиновна методист кафедры педагогики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внеурочная деятельность школьников. Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу и виду образовательного.
Advertisements

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Основная образовательная программа начального общего образования как механизм реализации требований ФГОС НОО Черемисина В. Г., к.п.н., заведующая кафедрой.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Изменения в ФГОС НОО утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011г. 2357, зарегистрированы Министерством.
ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АРЕСТОВА Г.А
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования.
Организация внеурочной деятельности в ОУ Вопросы и ответы!!!
Внеурочная деятельность школьников 900igr.net. Внеурочная деятельность школьников Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» города Гая Оренбургской области.
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА 09 февраля 2012 г.
Транксрипт:

Внеурочная деятельность школьников Домникова Светлана Валентиновна методист кафедры педагогики

Как говорила Королева из сказки Л. Кэррола «Алиса в стране чудес»: «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстреепо меньшей мере вдвое быстрее!»

Приказ 373 от 6 октября 2009 года «О введении ФГОС НОО». Приказ 1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373». «Методические материалы об организации внеурочной деятельности» май 2011 года Приказ 2357 от «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» (зарегистрировано в Минюсте г. Регистрационный 22540)

«16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности при условии соблюдения санитарно- эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей».

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682); СанПиН – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел содержит: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.

Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Дополнить пунктами и следующего содержания: « План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе, через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объм внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу и виду образовательного учреждения быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования Обязательная часть - 70% Часть, формируемая участниками образовательного процесса – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.

Основной образовательной программе основного общего образования В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются: учебные курсы внеурочная деятельность

Реализация внеурочной деятельности При отсутствии возможности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Внеурочная деятельность школьников Одним из ведущих направлений модернизации образования является создание эффективной системы воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является: родительский запрос наличие необходимой учебно-материальной базы наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров соблюдение СанПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Организация внеурочной деятельности в школе п/п Содержание работыСроки 1. Изучение запросов родителей, обучающихся по выбору направлений внеурочной деятельности: Родительское собрание (например,«Особенности обучения и воспитания школьников по ФГОС»); Информирование родителей, обучающихся на сайте ОУ о возможностях школы с указанием кружков, секций и т.д. День открытых дверей, презентация уже имеющихся программ и т. д. 2. Анализ кадровых ресурсов и материально-технической базы для реализации внеурочной деятельности по запросам родителей, обучающихся. 3. Подбор кадров, реализующих ВД. 4. Расширенные заседания предметных кафедр (с приглашением руководителей кружков). Разработка программ ВД.

. п/п Содержание работы Сроки 5.Утверждение рабочих программ ВД. 6.Составление модели организации ВД, индивидуальных учебных планов, расписания кружков. 7.Создание санитарно-бытовых, материально- технических условий, информационно-методических ресурсов для организации ВД. 8.Реализация модели ВД. 9.Мониторинг ВД: качество реализации программ ВД; исследование мнения родителей, обучающихся, руководителей кружков по вопросам организации ВД (анкетирование, опрос, наблюдение, диагностика, посещение занятий, итоговых занятий, защиты проектов и т.д.). 10. Анализ полученных результатов. Корректировка программ.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять до 10 часов в неделю, до 1350 часов на все 4 года обучения. Основная школа: 30% от всего времени. Наполняемость групп зависит от формы организации и состава участников внеурочной деятельности.

Структура программы 1. Пояснительная записка в ней должны быть отражены цели и задачи взаимодействия педагогов и учащихся, описание основных подходов (системно- деятельностного) обеспечивающих взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности учащихся. 2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности;

Структура программы 3. Описание места программы и ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности; 4. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности учащихся: метапредметные и личностные, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения ООП.

Структура программы 5. Содержание программы по внеурочной деятельности; 6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся; 7. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательным учреждением. Варианты проведения внеурочной деятельности могут быть самые разнообразные: комплексные по направлениям по формам и т.д.

Виды внеурочной деятельности игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Программа внеурочной деятельности должна быть направлена на реализацию различных направлений развития и воспитания школьников: спортивно-оздоровительного общекультурное общеинтеллектуальное духовно-нравственное социальное

Внеурочная деятельность школьников реализуется в таких формах, как экскурсии кружки секции студии театры мастерские конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики

ВОСПИТАНИЕ-это не специальные мероприятия Воспитание школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из точки А в точку В (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательные результаты и эффекты Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.

Система воспитательной работы во внеурочной деятельности строится на следующих принципах: неразрывной связи воспитания и обучения признания ученика субъектом собственного воспитания наравне с другими субъектами: родителями и педагогами согласованного распределения полномочий всех субъектов воспитания в школе

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Типы образовательных программ внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)

Типы образовательных программ внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 – 3-го класса – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);

Формы организации внеурочной деятельности в школе Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Кружок особенность форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства самоуправление единство цели совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом

Клуб может иметь устав программу эмблему девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством.

Клуб различаются по масштабам деятельности: многопрофильные и однопрофильные по преобладающим видам деятельности -учебные, -дискуссионные, - творческие, -досуговые по степени организованности официальные и неформальные по возрастному признаку членов клуба одновозрастные и разновозрастные по временному фактору Постоянные и временные

Результатами деятельности клуба является: наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.

Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). отличительные признаки : специфические образовательные задачи; принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта; ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

Принципы организации работы секции всесторонности сознательности и активности постепенности повторяемости наглядности индивидуализации

Занятия в секциях должны носить регулярный характер Тренировочные занятия включают в себя следующие методы обучения спортивной технике: словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий противника…) наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т. д.) методы практических упражнений включают в себя две группы: - методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям); - методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.).

Результат деятельности секции проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни.

Студия форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи единые ценности совместной деятельности эмоциональный характер межличностных отношений

Студия цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей выявление ранней творческой одаренности поддержка и развитие творческой одаренности (театр-студия, киностудия, музыкально- хореографическая студия )

Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности. Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму: - исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений); - информация по решению проблемы (кто, что, как, почему); - применение новой информации; - оценка результатов применения.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения Может проходить под единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Обсуждение должно проходить по данному алгоритму: - исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений); - информация по решению проблемы (кто, что, как, почему); - применение новой информации; - оценка результатов применения.

Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования ( ) 1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; 2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы); 5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования; (организация социального партнерства) 6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания;

7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса; 8) описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся; 9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.); 10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях); 11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!