Методическая тема ШМО учителей начальных классов «Развитие ключевых компетенций учащихся на основе активных форм обучения»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Advertisements

С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
ФГОС в начальных классах ФГОС в начальных классах Родительское собрание.
Внедрение ФГОС в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой: совокупность.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Стандарты нового поколения Реализация ФГОС НОО и ООО на занятиях по английскому языку Ибятова Л.З.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Внедрение ФГОС в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой: совокупность.
Технологии формирования универсальных учебных действий Технологии формирования универсальных учебных действий Марюфич Т,В, методист РИМК.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
МОБУ «Янинская СОШ» Педагогический совет Тема: Из опыта работы педагогов по проектной деятельности 15 апреля года.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
« КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
МКОУ Второкаменская СОШ Локтевского района Алтайского края.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
Транксрипт:

Методическая тема ШМО учителей начальных классов «Развитие ключевых компетенций учащихся на основе активных форм обучения»

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.» А.Дистервег

«Не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области. Поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее способность самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь.» Джон Гриллос

Развитие личности : любознательной, интересующейся, активно познающей мир; умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности; уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательной, умеющей слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение; готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Новое содержание образования заключается в освоении учащимися набора ключевых компетенций. В России переход на компетентностно - ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 году в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 г. и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г.

В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом образовательной деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое внимание придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых нельзя наработать соответствующих средств. Таким образом, компетентностный подход является усилием прикладного, практического характера всего школьного образования.

Компетенция – это круг вопросов, явлений, умений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором (меню) способов деятельности.

Формула компетентности Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.

В общем образовании требования к его качеству в настоящее время выражается через понятие «ключевые компетентности» и, применительно к начальной школе, «новая грамотность». Первое понятие становится центральным, ибо объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования, в нем заложена интерпретация содержания образования «от результата».

Понятие «новая грамотность» напрямую связано с задачами начальной школы: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка; формирование у младших школьников желания и умения учиться; развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром.

Ключевые компетенции: Компетенция разрешения проблем Коммуникативная Информационная (по А.В.Хуторскому)

Основные компетентности учителя Умение организовывать самостоятельную деятельность учащихся. Умение организовывать учащихся на работу в малых группах. Умение организовывать ситуацию выбора способов работы, материала. Умение использовать различные виды мотивации. Умение использовать различные формы оценивания образовательных результатов (самооценивание, рейтинговая оценка, портфолио, карта успешности). Умение организовывать рефлексию хода занятия и полученных каждым учеником своих образовательных результатов.

Этапы работы над методической темой Повышение профессиональной компетенции учителя: Изучение федерального компонента государственного стандарта общего образования. Выбор темы по самообразованию согласно общей методической темы школы. Разработка концепции преподавания предмета с точки зрения компетентностно-ориентированного образования. Защита концепции на школьной методической конференции. Курсовая подготовка.

Урочная деятельность развитие ключевых компетенций учащихся; повышение учебной мотивации; развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления; развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности; овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Методы: частично – поисковый; исследовательский; проблемный; проектный.

Формы: нетрадиционные уроки; работа в парах, в малых группах; ролевые и деловые игры;

разноуровневые и творческие задания; дополнительные занятия и консультации;

вовлечение учащихся в работу в роли консультантов, помощников учителя доклады и сообщения учеников;

учебные исследования и проекты; создание детских портфолио

Технологии: игровые; развивающие; проблемно – поисковые; учебно – исследовательские; здоровьесберегающие

Курс «РПС» О. Холодова «Юным умникам и умницам» Курс «Речь» Т.Н.Соколова «Школа развития речи»

Л.И.Тикунова «Учимся писать изложения и сочинения» А.И.Савенков «Я – исследо- ватель»

Работа с одарёнными детьми Цель: выявление наиболее успешных, одарённых учащихся в разных областях науки, развитие их творческих способностей. Задачи: раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к исследовательской деятельности; подготовка ребят к формированию социально – активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

Формы классные и школьные олимпиады, викторины, конкурсы в рамках предметных недель. школьная научно – практическая конференция учащихся; конкурс «Ученик года»; районные и краевые конкурсы, интеллектуальные марафоны; выставки рисунков и поделок;

праздники, игровые программы; спортивные соревнования; посещение кружков и спортивных секций по интересам

Результаты Название уч.г уч.г.2009 – 2010 уч. г. «Марафон знаний» 1 место2 место «Любознайка»1 место (1 место – край) «Ума палата»1 место «Планета знаний» 3 место Олимпиада по - математике - окружающий мир 1 место 1, 3 места

Название конкурса уч.г уч.г.2009 – 2010 уч. г. «Русский медвежонок» «Кенгуру» «Почемучка» К 80-летию Кузьмина29 «Старт»6468 «Рождественские истории»3537 «Елочка» (российский)82 Интернет-конкурс «Секрет нашей школы» 5 «Безопасное колесо» (краевой) 2 место1 место «История моей семьи – история Родины» 9

Обобщение и трансляция опыта работы над методической темой Конкурсы Всероссийский фестиваль «Открытый урок» «Учитель года» «Его величество урок» (с использованием ИКТ) Дидактических и методических средств обучения

Обобщение и трансляция опыта работы над методической темой Конференции, семинары, мастер-классы, открытые уроки Публикации В сборниках ПКИПКРО В сборнике фестиваля «Открытый урок» В приложении к газете «Первое сентября» На школьном сайте, раздел «Методическая страничка»

Мониторинг оценки уровня сформированности компетенций внутреннийвнешний оценка учебных достижений учащихся мониторинговые обследования через уроки контроля

Мониторинг оценки уровня сформированности компетенций

Учебно – организационные умения: Принимать или намечать учебную задачу, её конечную цель. Прогнозировать результаты работы. Готовить рабочее место в соответствии с заданием. Планировать ход выполнения задания. Рационально выполнять задание. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы.

Учебно – организационные умения 4 кл. 5 кл. 4 кл. 5 кл. 4 кл. 5 кл. 4 кл. 5 кл.

Учебно – коммуникативные умения: Руководить работой группы или коллектива. Высказываться устно в виде: а) пересказа, б) рассказа, в) тематического ответа, г) характеристики, д) сообщения или доклада, е) рецензии ответа ученика. Участвовать в учебном диалоге. Включаться в коллективное обсуждение проблем.

Учебно-коммуникативные умения 4 кл. 5 кл. 4 кл. 5 кл. 4 кл. 5 кл. 4 кл. 5 кл.

Учебно – информационные умения: Работать с учебником: а) понимать и пересказывать прочитанное, б) находить нужную информацию в учебнике, в) выделять главное в тексте, г) пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника, д) составлять план пункта или параграфа, е) составлять вопросы к тексту. Усваивать информацию со слов учителя. Усваивать информацию с помощью использования технических средств (видеофильма, ДВД проигрывателя, телепередачи, компьютера, Интернета).

Учебно – информационные умения 4 кл. 5 кл. 4 кл. 5 кл. 4 кл. 5 кл. 4 кл. 5 кл.

Цели образования XXI века Научиться познавать Научиться делать Научиться жить вместе Научиться жить Жак Делор