С С Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МОН РФ Автор программы: к.п.н, доцент Чиндилова О.В. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Группа «Система оценки планируемых результатов освоения программы начального общего образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка и апробация.
Advertisements

Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Особенности новых стандартов: деятельностная.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Портрет будущего выпускника – гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества. Осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС ООО - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Реализация Федеральных государственных стандартов (ФГОС) в начальной школе Родькина О.П., зам. директора по УВР МОУ «СОШ 4»
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Опыт работы по стандартам второго поколения Шодик Татьяна Геннадьевна Высшая квалификационная категория Учитель начальных классов МБОУ СОШ 141 с углубленным.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области» ФГОС нового поколения - социальный опыт и интеграция.
Кондаков Александр Михайлович, руководитель проекта «Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения» Р о с с и й с к а я.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Введение ФГОС в начальной школе. Цели ФГОС начального общего образования второго поколения Развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
О подготовке к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Транксрипт:

С С Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МОН РФ Автор программы: к.п.н, доцент Чиндилова О.В. 1

Что сегодня определяет ситуацию в начальной школе? Изменение нормативной базы (Федеральный закон N 309-ФЗ, новая редакция «Закона об образовании») Введение ФГОС Качество начального образования ………………. 2

Основные федеральные программы: КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 1756-р от ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ развития образовательной системы Российской Федерации развития образовательной системы Российской Федерации (ОДОБРЕНЫ на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г.): «сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ» Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации г.) на 2006 – 2010 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации г.) 3

Изменение нормативной базы Федеральный закон от 1 декабря 2007г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Федеральный закон от 1 декабря 2007г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Федеральный закон "Об образовании» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу ) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу ) 4

ЧтотакоеФГОС? Как они будутвводиться? В чем их отличие от ГОС 2004 г.? ГОС – государственный образовательный стандарт 2004г. ГОС – государственный образовательный стандарт 2004г. ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты (стандарт второго поколения) ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты (стандарт второго поколения) ………………. ………………. 5

Ценностная ориентация ФГОС - формирование российской идентичности Кризис гражданской идентичности после распада Советского Союза Возникновение рисков распада России на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам Неопределенность ценностных ориентаций подрастающих поколений 6

С кем и в какой степени россияне испытывают чувство общности 7

Отношение россиян к многонациональному характеру России 8

Портрет будущего выпускника гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность 9

организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре основных образо- вательных программ К результатам освоения основных образовательных программ К условиям основных реализации образовательных программ Стандарт как совокупность трех систем требований 10

ТРЕБОВАНИЯ БОП Программы развития УУД Примерные (рабочие) программы Программы воспитания и социализации Описание содержания образования 11 Другие материалы Требования к структуре основных образовательных программ

Базисный образовательный план. Начальное общее образование 1 класс2 класс3 класс4 классвсего Инвариантный компонент Обязательный вариативный компонент Внеучебная работа (секции, кружки и др.) Всего к оплате (6- дневная учебная неделя)

БОП: внеучебная работа направления 1 класс2 класс3 класс4 классВсего спортивно- оздоровительное художественно- эстетическое образовательное нравственно- патриотическое общественно-полезное проектная деятельность ИТОГО

Примерные программы: назначение и особенности 14 Примерная программа Пояснительная записка Планируемые результаты (обобщенная форма) Основное содержание Рекомендации Варианты тематического планирования Рекомендации по оцениванию Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Технология

Основные дидактические линии Для курса математики: Арифметика (числа и действия с ними, вычисления, величины); Алгебра (пропедевтика, представлена в неявном виде); Геометрия (элементы стереометрии и планиметрии); Работа с данными (элементы статистики и вероятностей). 1515

Основные дидактические линии Для курса русского языка и литературного чтения: Система языка. Коммуникация и способы познания (звуки и буквы, слова, части речи, словосочетания и предложения, правописание, высказывания и тексты, работа с информацией); Читательская компетенция (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними) 1616

Основные дидактические линии Для курса окружающего мира: Человек и общество (пропедевтика истории и социальных дисциплин); Человек и природа (пропедевтика естественнонаучных дисциплин). 1717

Это подразумевает как специальную организацию учебного процесса – организацию учебной деятельности, учебного материала, учебной среды, – так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения Системно- деятельностный подход к образованию

Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач Примеры учебной деятельности: Математика 19

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие Базовые образовательные технологии 20

Требования к условиям реализации основных образовательных программ ТРЕБОВАНИЯ Кадры Учебно- материальная база СанПиНыМЧС Методика формиро- вания бюджета ОУ 2121 Другие материалы

ТРЕБОВАНИЯ Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.) 2 Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность) Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Виды оценивания стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, итоговое оценивание. 23

Модели оценочной деятельности: итоговая комплексная работа 2424

В системе оценивания используются преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой; внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах; 2525

Структура Арифметика (числа и действия с ними, вычисления, величины) Алгебра (пропедевтика, в неявном виде) Геометрия (элементы стереометрии и планиметрии) Работа с данными (элементы статистики и вероятностей) Учебные действия (некоторые примеры): упорядочивать и сравнивать экспериментировать, исследовать, выявлять оценивать, вычислять, измерять моделировать распознавать, определять, пояснять …. Планируемые результаты: Математика 2626

функциональная грамотность в области математики, чтения и русского языка, естествознания, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий Что оценивается: 2727

В системе оценивания используются субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки; 2828

В системе оценивания используются разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации; интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся. 2929

Источники информации для оценивания работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.); индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований; результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ). 30

Задание Вожатая дала четвероклассникам план спортивной площадки. Она попросила отметить на нём расположение мишени и доски, соблюдая следующие условия: – мишень надо расположить в пяти метрах от лестницы; – доску надо расположить более чем в шести метрах от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели. Отметь на плане место расположения мишени знаком М, а доски для записи результатов – знаком Д. Примеры заданий для оценки достижений требований к результатам освоения программы начального общего образования 31

Оцениваемые умения ПредметныеОбщеучебные 1.1. Понимать и переносить на плоскость пространственные и количественные отношения (ближе – дальше, между, больше – меньше). Устанавливать местоположение объекта на плоскости по одному условию (первая часть задания), по трем условиям (вторая часть задания). Выбирать точку отсчета для нахождения нужной длины. Переводить значение длины из одной единицы измерения (см) в другую (м) и обратно. Ориентироваться в пространстве. Понимать информацию, представленную в разной форме: – в виде текста (с математическими отношениями), – графически. Учитывать в решении несколько условий, которые должны выполняться одновременно. Выбирать ответ в ситуации, когда имеется бесконечное число решений. Осуществлять самоконтроль: – пошаговый (использовать предыдущее условие задания при выполнении следующего); – этапный (проверять выполнение всех условий задания). 32

Оцениваемые умения ПредметныеОбщеучебные 2.2. Использовать таблицу для получения информации, необходимой для составления математического выражения и нахождения его значения. Находить сумму круглых десятков. Находить неизвестный компонент сложения. Упорядочивать числа. Читать и понимать информацию, представленную в табличной форме. Интерпретировать полученные результаты (распределение мест в зависимости от результатов стрельбы). Осуществлять самоконтроль: ученику нужно проверить, все ли клетки таблицы заполнены. 33

Структура стандартов 2 поколения Требования к Результатам освоение ООП умение учиться, компетентности разные результаты для разных ступеней опора на закономерности возрастного развития, передовую науку Структуре ООП вариативная часть выбор занятий учениками «неаудиторная занятость» Условиям реализации ООП механизмы достижения нового качества предоставляемые новые возможности стимулирование обновления и эффективности привлечение талантливых педагогов

Стандарт 2004 («Ф едеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования" ) Общие учебные умения, навыки и способы деятельности : познавательная деятельность; речевая деятельность; организация деятельности. Учебные предметы: цели изучения учебного предмета; обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету; требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету

ФГОС Цели Условия Требования к результату Стандартизируется не содержание, а основная общеобразовательная программа!

Информация в интернете

Что и кого не устраивает в качестве Российского образования? Как добиться нового качества? Устойчивая ориентация педагогов на ЗУНы. Результаты международных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA) Непонятная ситуация с вариативностью Качество учебников Недостаточная технологичность образования ………………. 38

ПРОБЛЕМА РОССИСКИХ УЧЕБНИКОВ. KALAJARVEN KOULU учебник «Математика», 4 класс (Финляндия) 39

Какие учебники используются в НШ спустя 10 лет после принятия Закона РФ «Об образовании» ? Из книги «Изучение математической подготовки выпускников начальных школ России»М, с.15 86% учащихся работают по различным вариантам учебника М.И. Моро; 11% учебники -И.И. Аргинская (Занков), Н.Б. Истомина (Гармония), Л.Г.Петерсон (Школа 2100); 2% учебники С.Ф.Горбов, Э.И. Александрова (система Эльконина-Давыдова) 1% и другие ПОЧЕМУ ??? 40

Пример: результаты мониторинга МО РФ в рамках эксперимента мо модернизации (2 класс) 1 задание Найдите отрезок длиной 4 см 2 задание Определите длину данного отрезка 86% % 41

КАК ДАТЬ ВСЕМ ДЕТЯМ СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (4 класс) PIRLS Переход от обучения чтению к чтению для обучения Россия – 1-е место в мире ОСНОВНАЯ ШКОЛА (8 кл.) PISA Переход от мира ученичества к миру профессиональ ному Россия – 40-е место в мире 42

Результаты по естествознанию стран, участвовавших в исследованиях TIMSS 1999 и PISA

Характеристика кластеров Характеристика кластеров Кластер 1 Очень мало времени на самостоятельный эксперимент учащихся, основное время выделяется на лекции, проверку выполнения домашних заданий, на повторное объяснение пройденного материала и контроль знаний. Кластер 3 Значительное время на лекции, очень мало времени на самостоятельный эксперимент учащихся и проверку выполнения домашних заданий, другие формы работы имеют среднее значение. Кластер 2 Значительное время на самостоятельный эксперимент учащихся и лекции, мало времени на проверку выполнения домашних заданий и контроль знаний. Кластер 4 Значительное время на самостоятельный эксперимент учащихся, очень мало времени на лекции и объяснение изученного ранее материала, контроль и проверка выполнения домашних заданий имеют среднее значение. 44