Садокова Т.Н. учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 16»
Островская А.Е. «Социальная адаптация через уроки истории и обществознания» Передерий Л.А. «Взаимодействие с социальными службами на уроках истории и во внеурочной работе» Передерий Л.А. «Взаимодействие с социальными службами на уроках истории и во внеурочной работе» Садокова Т.Н. «Работа с выпускниками и родителями как представителями социума при изучении обществознания»
Социум – всё, что «не школа», всё, что «не по учебнику». Социум -все внешние по отношению к школе организации различных сфер жизни общества или отдельные представители общества, которые могут быть привлечены для решения образовательных и воспитательных задач. Социум – общество во всей многогранности его проявлений
учитель ученик ? социум ученик учитель
«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни» Сенека
« Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.» «Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» О :
Активное освоение исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России и мира; развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого; Формирование основ социально-гуманитарного знания обучающихся, приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России и мира, стремления сохранять и преумножать культурное наследие; ФГОС по истории
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, для гражданской и общественной деятельности, защиты прав человека, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также отношений в семейно – бытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе, для выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; Формирование умений получать из разнообразных источников и на доступном уровне осмысливать и преобразовывать социальную информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки ФГОС по обществознанию
Проект программы по истории (5-9 классы) Примерный перечень объектов для проведения экскурсий по истории Исторические и культурные центры городов и поселений (архитектурные комплексы кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т.д.) Места исторических событий, памятники истории и культуры Воинские мемориалы, памятники боевой славы Краеведческие, этнографические, историко- литературные, художественные и другие музеи Места археологических раскопок
Подготовка личности к жизни, формирование умений самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации Активное освоение исторического и культурного наследия и приобретение опыта этого освоения Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, выполнения основных социальных ролей Формирование умений получать информацию из разнообразных источников и осмысливать на доступном уровне Задачи школы, которые решаются в ходе взаимодействия с социумом
Встречи с участниками событий экскурсия Тематические и игровые программы Занятия с непосредственным участием представителей социума Занятия без непосредственного участия представителей социума Встречи с участниками событий Выступления на уроках экскурсия Исследовательская работа Тематические и игровые программы Совместные интегрированные уроки и внеурочные мероприятия Тренинги, психологические исследования Выполнение практических заданий Социологические опросы Интервью с родителями Составление презентаций Съёмка видеосюжетов учителем или учениками Непосредственное изучение нового материала Закрепление изученного Дополнение изученного материала Подготовка к изучению нового материала Обобщение и закрепление изученного Многоэтапные контакты
Тема: Идеальный работник глазами современного предпринимателя. Встреча с представителями малого бизнеса учащихся 9-11 классов, проведение классных часов, подготовка презентаций. Вставить фотки из 9А и 9Б
Круглый стол «Идеальный работник глазами современного предпринимателя»
- Нужно хорошо учиться, чтобы получить хорошую профессию и прибыльную работу – 5 чел.; - Иметь собственный бизнес тяжело, но приятно, так как имеешь хорошую прибыль – 2 чел.; - Узнали где можно учиться и какие профессии получить – 1 чел.; - Интересно познакомиться с человеком, который все время самосовершенствуется – 1 чел.; - Узнали что нужно для того, чтобы начать свое дело – 1чел.; - Познакомились с человеком, который имеет свой бизнес и интересно и увлекательно о нем рассказывает – 9 чел.; - Интересно тем, что ремонтируют машины – 1 чел.; - Узнали с какими проблемами можно столкнуться, работая в России – 1 чел.; - Не узнали ничего нового – 5 чел.;
Экскурсия на Череповецкий литейно-механический завод
Экскурсия на Череповецкий литейно-механический завод (отзывы учащихся) Об экскурсии по цехам Увидели, как люди своим трудом зарабатывают деньги Мы увидели, как выглядит цех и почувствовали его запах! Понравилось, что нас вообще пустили в цех Интересно было наблюдать за работой Впервые узнали, что в нашем городе производят трактора О рассказе: Узнали много интересной информации Показан фильм (увлекательный, жизненный, познавательный) Всё было очень хорошо организовано, не затянуто, по делу Подарили книгу (важно, что не только о заводе, но и городе) Интересный рассказ директора предприятия То, что рассказывал сам генеральный директор Понравились акценты, которые расставил в своём выступлении генеральный директор
? социум ученик учитель
Участники взаимодействия УЧЕНИКИ Пассивные слушатели УЧИТЕЛЬ Гарант дисциплины СОЦИУМ Исполнитель своей программы
? социум ученик учитель
Тщательный подбор партнёров для совместной работы Тщательная организационная подготовка Мотивация всех участников Целеполагание, формулирование целей и задач предполагаемого мероприятия Предварительные консультации с предполагаемыми партнёрами Осуществление мероприятия Последующее включение материалов занятия в учебную работу Наличие обратной связи
предприятия и организации всех сфер жизни общества, доступные для контактов со школой и способствующие решению образовательных задач
Мэрия 1 отдел милиции отдел ОВИР Комиссия по делам несовершеннолетних Отдел мэрии по защите прав потребителей Поликлиника и горбольница 2 Наркодиспансер Тифлоцентр Стадион «Металлург» «Алмаз» Дворец спорта ДКС, ДКМ Музеи: милиции, ОАО «Северсталь», А.Башлачёва Молодёжный центр Военно-патриотический клуб «Россия» Центральная библиотека «Феникс» Телецентр Церковь Рождества Христова Учреждения профессионального образования ОАО Северсталь ЧЛМЗ ОАО Северстальметиз Налоговая инспекция Северстальпроект
Музеи ·Библиотеки ·Архивы Ветеранские организации Учреждения дополнительного образования
урок в помещении музея проводит сам музейный работник по инициативе учителя в соответствии с его задачами. экскурсия - этап подготовки к семинару или конференции, когда школьники, получив задания, работают над ним прямо в залах музея, а затем используют их уже в иных уроках. самостоятельная работа учителя с учениками в залах музея по согласованию с его администрацией. Музейный работник выполняет функции специалиста- консультанта, к которому по мере необходимости обращаются ученики. интегрированный урок - педагог участвует в экскурсии вместе с экскурсоводом. Функции учителя - целевые установки, общий план, методическая сторона урока, приёмы и задания, включающие содержание экскурсии в ранее изученный ребятами материал, закрепление и контроль знаний.
Проводить ознакомительные экскурсии для учителей школ с целью демонстрации возможности включения материалов экспозиций в уроки Провести открытые музейные уроки Выявлять потребности учителей Устанавливать соответствие предложений музея образовательным программам по разным предметам Организовывать тематические мероприятия с использованием возможностей музея и систематически информировать о них школы и заинтересованных учителей Организовать межпредметную проблемную группу учителей при музейном объединении Продумать формы стимулирования и поощрения наиболее активных учителей, использующих формы музейной педагогики.
Формирование картины мира, в котором ребёнок должен найти своё место социум Источник социального опыта Источник социального опыта Источник актуальных противоречий и проблем Источник актуальных противоречий и проблем Место применения и проверки полученных знаний Способ расширения кругозора Способ расширения кругозора
Участники взаимодействия УЧЕНИКИ Активные и заинтересованные участники урока УЧИТЕЛЬ Инициатор и соавтор урока, методические вопросы, гарант дисциплины СОЦИУМ Соавтор урока, носитель содержательного начала