Методика работы с текстом Алгоритм работы с текстом (часть С) для 11 классов Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Кочетное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритм работы с текстом Автор:Никитина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы Красноармейского района Чувашской Республики.
Advertisements

ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Проблема Комментарии Позиция автора Моя позиция 1- ый аргумент 2- ой аргумент Заключение.
Подготовка к ЕГЭ Методика работы с текстом. 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. 2.Формулируем проблему (желательно в форме вопроса).
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ЧАСТЬ С1 ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Выполнила: учитель русского языка и литературы Шнайдер О.А., ГБОУ СОШ 353 им. А.С. Пушкина.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
ЕГЭ. Сочинение- рассуждение Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Подготовка к ЕГЭ МАОУ гимназия 56 Учитель Шегусова М.Г.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Транксрипт:

Методика работы с текстом Алгоритм работы с текстом (часть С) для 11 классов Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Кочетное Жанеева Талшин Бальжановна

1.Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. 2.Формулируем проблему.

Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения. Если перед вами рассуждение в публицистическом стиле, действуйте следующим образом. Авторский текст такого типа подчиняется определённым законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста, на первый и последний абзацы. В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема). В тексте может быть не одна проблема, вам нужно сформулировать только одну и работать только по ней. Желательно, чтобы проблема была сформулирована именно в форме вопроса. На всех этапах работы (комментарий, позиция, аргументация, вывод)постоянно возвращайтесь к поставленному вами вопросу.

При работе над художественным стилем учитывайте, что проблема в таком в таком тексте сформулирована не так явно, как в публицистическом. Работать надо с текстом в целом, проблемный вопрос ставить по всему тексту. Обратите внимание на художественные детали ( особенности портрета, интерьера, речи, пейзажные зарисовки). Некоторые детали могут повторяться, это должно привлечь ваше внимание. Подумайте, для чего автор акцентирует ваше внимание на этих подробностях, что он хочет этим сказать, о чём поразмышлять. Поставить проблему можно, отталкиваясь от позиции автора, утверждения, основной мысли текста. Найдите абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (тезис). Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. 2. Формулируем проблему. 3. Переходим к комментарию

Комментарий – это самый трудный компонент сочинения. Он может быть текстуальный и концепционный. Текстуальный должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы, т.е как бы прослеживать ход авторской мысли. Концепционный – это интерпретация проблемы, указание и объяснение её актуальности. Здесь больше свободы(отрыв от текста), и в этом трудность. Всё-таки нельзя далеко уходить от текста. Целесообразнее остановить свой выбор на текстуальном комментарии. Для того, чтобы написать комментарий, перечитайте центральные части текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на авторитетные источники При написании комментария обращаем внимание на диалоги, используемые в тексте, на впечатления, описанные автором, его переживания, чувства, цитаты, на которые он опирается. Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным

1.Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. 2.Формулируем проблему. 3.Переходим к комментарию 4.Формулируем позицию автора

Позиция автора –это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль. Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, именно там вы сможете прочитать, как автор относится к поставленной проблеме.Сформулируйте её своими словами, подтвердив их цитатой из текста.

1.Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. 2.Формулируем проблему. 3.Переходим к комментарию 4.Формулируем позицию автора 5. Выражаем своё отношение к проблеме

Необходимо выразить своё мнение по данной проблеме, соглашаясь с точкой зрения автора или оспаривая (частично или полностью) её. Перечитайте ещё раз проблемный вопрос. Ваша проблема должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами. От точности формулировки, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.

1.Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. 2.Формулируем проблему. 3.Переходим к комментарию 4.Формулируем позицию автора 5. Выражаем своё отношение к проблеме 6. Приводим аргументы

Аргумент - причина, доказательство, убеждение, довод. Смысл аргументации в том, чтобы показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей. Типы аргументации: - логические (факты, теории, гипотезы, аксиомы, статистические данные, законы природы, юридические документы, свидетельства очевидцев); - иллюстративные (конкретные примеры изжизни, из художественных произведений); -ссылки на авторитет (цитаты, мнения известных учёных, общественных деятелей). Вы должны доказать правильность своей позиции, приведя определённые примеры. Аргументов должно быть два. Одно доказательство можно взять из произведений художественной литературы. В качестве другого аргумента желательно использовать интересные факты общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.

1.Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. 2.Формулируем проблему. 3.Переходим к комментарию 4.Формулируем позицию автора 5. Выражаем своё отношение к проблеме 6. Приводим аргументы 7. Работаем над заключением.

Последняя часть работы, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме (перечитайте проблемный вопрос) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.

Представление методики работы с текстом на схемах Красная строка проблема Красная строка комментарий Красная строка позиция автора Красная строка моя позиция Красная строка 1-ый аргумент Красная строка 2-ой аргумент Красная строка заключение

Образец работы над сочинением Внимательно прочитайте текст известного журналиста Пескова В. Определите тип и стиль речи. Люди по разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища- то!».Другие в эти минуты боятся обронить слово. Иесть люди, душевный инструмент которых воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский. Лев толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимании счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать ( у горького бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю её своим будильником».

Благодарность за «пробуждение» я должен сказать матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, ночёвкой в лесу. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. И всё-таки вначале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мыли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью. ( По В.Пескову)

1.Формулируем проблему. Перед нами текст – рассуждение в публицистическом стиле. -Перечитываем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему. -Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Что даёт человеку любовь к природе? Обратим внимание на пункт А-29. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1)Чувство природы дано каждому человеку от рождения. 2)Любовь к природе надо вовремя разбудить в душе человека. 3)Чувство природы это удел избранных 4)Любовь к природе даёт человеку ощущение счастья.

Верных авторских утверждений – три. Можно сформулировать проблему так: Чувство природы дано каждому человеку от рождения. Является ли чувство природы врождённым? Любовь к природе надо вовремя разбудить в душе человека. Что может разбудить любовь к природе? Любовь к природе даёт человеку ощущение счастья. Что даёт человеку любовь к природе? Проблема сформулирована.

2. Пишем комментарий Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторские мнения он ссылается? Получается такой комментарий: В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъём телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н.Толстого: « Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».

3. Определяем позицию автора. Перечитайте поставленный вопрос (Что даёт человеку любовь к природе?) и найдите в тексте ответ на него. Это авторская позиция. Чаще всего наиболее чётко она сформулирована в последнем абзаце. Комментарий: В. Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками», даёт человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчёта всех ценностей жизни».

4. Выражаем свою позицию Перечитайте ещё раз поставленный вопрос (Что даёт человеку любовь к природе?). Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте свою позицию иными фразами Получаем: Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.

5. Приводим аргументы – доказываем своё мнение. Попытаемся доказать, что природа даёт человеку счастье, силы для жизни и творчества, избавления от одиночества. Находим примеры, подтверждающие это, в литературе и искусстве, истории, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Вы должны привести два аргумента. Вот что может получиться: Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, П.И.Чайковский приезжал в своё имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка. Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому, пахнущему смолой стволу сосны. И отступает печаль и тоска, приходит умиротворение и ощущение покоя.

6. Подводим итог – пишем заключение. Перечитываем всё, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу. Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим»

Что даёт человеку любовь к природе? В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъём телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н.Толстого: « Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». В. Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками», даёт человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчёта всех ценностей жизни». Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества. Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, П.И.Чайковский приезжал в своё имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка. Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому, пахнущему смолой стволу сосны. И отступает печаль и тоска, приходит умиротворение и ощущение покоя. Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим»

Каждый этап работы – отдельный абзац текста. Не забывайте грамотно структурировать текст. Нужно строить свой текст вокруг одной проблемы! Той, которую вы сформулировали. Желаю удачи!

Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Кочетное Жанеева Т.Б.